Применение огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы является важной частью как только прибывших, так и уже работающих сотрудников уголовно-исполнительной системы. Несение службы в учреждениях осуществляется в экстремальных условиях, в связи с этим сотрудники уголовно-исполнительной системы наделены с одной стороны определенными полномочиями, с другой стороны, обязанностями и требуемых от них определенных знаний и профессиональных навыков.
Ключевые слова: огнестрельное оружие, уголовно-исполнительная система, физическая сила, Российская Федерация, сотрудник, средство
Служба в уголовно-исполнительной системе предполагает прямое взаимодействие со спецконтингентом. Зачастую несение службы осуществляется в экстремальных условиях, таких как конфликтные ситуации с осужденными, массовые беспорядки, попытки побега. В связи с этим сотрудники уголовно-исполнительной системы наделены с одной стороны определенными полномочиями, с другой стороны, обязанностями и требуемых от них определенных знаний и профессиональных навыков, в том числе в рамках применения физической силы, специальных средств, а в крайних случаях и огнестрельного оружия.
Правовая основа применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия является неотъемлемой и очень важной частью правовой базы в уголовно-исполнительной системе.
Согласно Закону Российской Федерации № 5473–1 от 21.07.1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право лично или в составе подразделения применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие
Стоит отметить, что уголовно-исполнительная система в рамках подготовки вновь прибывших на службу сотрудников, а также курсантов ведомственных институтов ФСИН России уделяет особое внимание теоретическим и практическим занятиям по изучению сотрудниками приемов борьбы, особенностей и правильному применению специальных средств, порядку и условиям применения огнестрельного оружия, а также обучению должного оказания первой медицинской помощи. В ходе подготовки изучается нормативно-правовая база, отрабатываются практические навыки. Ведомственные высшие учебные заведения ФСИН России оснащены тирами для практического применения пистолета Макарова, а также предоставлены условия отработки навыков стрельбы из автомата Калашникова на стрельбищах. На теоретических занятиях по огневой подготовке изучается материальная часть оружия, а также меры безопасности по обращению с ним.
Также обращаю внимание, что действующие сотрудники в учреждениях сдают нормативы по огневой подготовке, а также экзамен по теоретической части. Приказ Министерства Юстиции Российской Федерации от 26.02.2006 г. № 24 «Об утверждении Курса стрельб из стрелкового оружия для сотрудников уголовно-исполнительной системы» регламентирует порядок проведения учебных стрельб.
Одной из основных проблем применения огнестрельного оружия и физической силы является устаревшая и недоработанная законодательная база.
Во-первых, основной нормативно-правовой акт применения огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы в уголовно-исполнительной системе является Закон Российской Федерации № 5473–1 от 21.07.1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее — закон) и сам факт устарелости закона практически тридцатилетней давности не совсем соответствует нормам сегодняшней действительности.
Во-вторых, само название закона уполномочивает сотрудника применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие конкретно в учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы, то есть и применять нормы закона можно только к осужденным к лишению свободы. Но в следственных изоляторах содержаться не только осужденные, но и лица, кому судом назначена мера пресечения в виде заключения под стражу. Но законодатель предусмотрел данный момент и в статьях 29, 30 и 31.2 данного закона упомянул о возможности применения физической силы к лицам, заключенным под стражу.
Второй очень важной и серьезной проблемой в сфере применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы огнестрельного оружия является степень нанесения и причинения вреда при выстреле в преступника. В пункте 2 статьи 28.1 закона написано: «обеспечить наименьшее причинение вреда осужденным, лицам, заключенным под стражу». Также в методических рекомендациях есть разъяснение, что совершать выстрел необходимо в одну из конечностей преступника, а именно в одну из рук или ног (так как анатомически там отсутствуют жизненно важные органы).
Но на практике не всегда сотрудники совершают выстрел в руку или ногу, пытаясь нанести меньший ущерб. Бывают случаи, когда выстрел происходит в торсовую часть осужденного, вследствие чего преступник получает ранение средней и особой тяжести, а в некоторых случаях смертельное.
Причиной данной проблемы не всегда бывает прямой умысел сотрудника пренебречь порядком применения огнестрельного оружия, чаще всего проблема заключается, как в некорректной подготовке сотрудника, так и в его психической неустойчивости в экстремальной ситуации.
Тем самым, сотрудники обучаются и тренируются стрелять исключительно по местам наибольшего возможного нанесения и причинения вреда преступнику (голова, грудная область тела, а также торсовая область тела). В данном приложении отсутствуют мишени для тренировки стрельбы по конечностям человека. Длительные тренировки оставляют как в подсознании сотрудника, так и на рефлекторном уровне перед выстрелом целиться именно в эти области тела осужденного.
На сегодняшний день отечественным законодательством ведется огромная работа, направленная на повышение правовой грамотности сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также на обеспечение безопасности осужденных и лиц, содержащихся под стражей, пресечение фактов неправомерного применения к ним физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Литература:
- Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473–1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
- Федеральный закон Российской Федерации от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии».
- Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 30.10 2017 № 215 «Об утверждении Порядка ношения и применения огнестрельного оружия сотрудниками уголовно-исполнительной системы».
- Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 26.02.2006 № 24 «Об утверждении Курса стрельб из стрелкового оружия для сотрудников уголовно-исполнительной системы» регламентирует порядок проведения учебных стрельб.