Проведено теоретическое исследование проблемы психолого-педагогического сопровождения младших школьников в процессе адаптации в поликультурном классе. В статье рассматриваются особенности адаптации детей-мигрантов; дается характеристика основных понятий адаптации; предлагаются основные этапы психолого-педагогического сопровождения данной категории школьников.
Ключевые слова : младшие школьники, сопровождение, особенности адаптации, дети-мигранты.
В последние годы в связи с социальными изменениями, происходящими во всем мире, процесс миграции населения усиливается. Переход за относительно короткие промежутки времени к изменению социально-исторического облика и культурной этнической принадлежности государства усугубляет этнокультурный конфликт между различными группами населения, являясь причиной социальной напряженности. Резкие изменения в нормальных условиях жизни, вызванные миграцией в другие страны или регионы, где другие культурные традиции, другие языки, приводят к дезориентации как взрослых, так и детей из семей иммигрантов.
В новых этнических пространствах жизни дети сталкиваются со стереотипами, местными традициями, непривычным поведением и языком, которые отличаются от привычного им, то есть они впадают в состояние так называемого «культурного шока». Это особенно заметно в периоды адаптации детей-иммигрантов к условиям школы. Основные трудности этапа адаптации для школьников-иммигрантов в первую очередь связаны с необходимостью общения на малопонятном русском языке.
Наличие языковых барьеров приводит к задержкам в обучении, снижению самооценки, негативному влиянию на общение с окружающими, снижению статуса ребенка среди сверстников. Такие дети не обладают знаниями, необходимыми для взаимодействия с корнями российского права, культурой и историей, традициями и принципами морали в повседневной жизни, то есть они не являются частью российского общества [4, 5, 6, 7].
Психолого-педагогическая помощь и поддержка необходимы детям иммигрантов, как правило, во время подготовки детей к школе. В течение этого периода ребенок находится в ситуации оценки характера и экспертизы специалистом [1].
Фалунина Е. В., основываясь на многочисленных исследованиях, определяет понятие «иммигранты» как «психологические явление, связанное с вопросами адаптации и/или становления частью общества, а также неспособностью детей- мигрантов к поликультурному образованию» [11].
Дети иммигрантов квалифицируются как жертвы иммиграции, которые в силу обстоятельств не нашли в себе сил сопротивляться социальному и психологическому давлению чужеродной для них среды, которая не принимает и не хочет принимать их. [7] Исследователи считают, что младший школьный возраст чувствителен к формированию нейтрального отношения к людям из других стран, толерантности и личной идентичности [4].
Интернациональная культурная адаптация, по мнению Т. Г. Стефаненко, является сложным процессом, после завершения которой, индивидуум становится успешным (согласующимся) с новой культурной средой. Они принимают новые для них традиции и поступают в соответствии с ними. [6]
На сегодняшний день в педагогике и заграничной и национальной психологии имеются успешные разработки в области социальной, психолого- педагогической приспособляемости учащихся из семей иммигрантов [8,9,10]. Однако в литературе не освещались особенности интеллектуальной и педагогической поддержки детей иммигрантов во время культурной адаптации; изучение социальной и культурной адаптации этой категории детей происходит с некоторым отставанием от требований психолого-педагогической практики. Эффективные решения работы по интеллектуальной поддержке детей-мигрантов требуют особых подходов к организации взаимодействия заинтересованных сторон в образовательном процессе, разработке комплексной интеллектуальной поддержки и педагогических программ для детей-мигрантов, направленных на повышение социальной зрелости в культурной среде.
Главная роль в решении этой проблемы принадлежит психологам и педагогам. Процесс интеллектуальной поддержки не является прямым вкладом в процесс образования. Если у ребенка есть психические, образовательные, социальные проблемы, присутствие рядом с ним специалиста службы психологической поддержки поможет решить проблему [1]. Специалисты служб поддержки координируют работу детей, учителей и родителей по решению детских проблем. Комплексный подход экспертов к решению проблем детей иллюстрируют В. Иванов, Т. Голубева, указывая на то, что основной функцией поддержки является комплексность освещения проблемы.
Мероприятия по психологической поддержке должны быть направлены на создание комплекса мер, обеспечивающих осознание личностной индивидуальности ребенка и адаптацию к быстро изменяющимся социальным условиям. Принцип психологической поддержки — это позиция человеческой психологии по поддержке процессов развития детей, руководству их развитием и неспособности ставить цели и корректировать пути с точки зрения учителя [5]. Психолого-педагогическое сопровождение объединяет работу всех заинтересованных сторон в образовательном процессе, обеспечивая их необходимый вклад в решение определенных задач. В психологической поддержке характеризуются следующие области: организация окружающего мира: материальное, методологическое, психологическое; непосредственная помощь учащимся; помощь учителям; работа с родителями; сбор и анализ информации, необходимой для применения в определенных областях.
По словам М. Битяновой, смысл работы психолога по сопровождению учащихся состоит в формировании таких ситуаций, где дети могут рассмотреть, прожить, попробовать множество сценариев поведения, вариантов разрешения своих проблем, различных способы самосознания и самоутверждения в окружающем мире [4].
Ключевая работа педагога-психолога образовательного учреждения, направленная на интеграцию иммигрантов, должна включать следующие элементы:
а) работа с учащимися: глубокая личностная диагностика; организация индивидуальных занятий для детей иммигрантов; организация групповых занятий для детей иммигрантов; организация групповых занятий для мультикультурных классов;
б) работа с учителями: организация классных групп, направленных на повышение интеллектуальных и педагогических способностей учителей; специальный инструктаж для учителей по вопросам, касающимся детей- иммигрантов; обзор программ психолого-педагогической поддержки для интеграции детей-мигрантов;
в) работа с родителями: индивидуальные консультирования родителей детей-иммигрантов; групповые консультирования родителей детей- иммигрантов; индивидуальная и групповая работа с родителями детей, обучающихся в поликультурных классах.
Для успешного выполнения задачи по интеграции мигрантов, педагогам- психологам образовательных учреждений необходимо тесно взаимодействовать с местными психологическими, медицинскими и социальными центрами, многопрофильная структура которых должна состоять из социальных психологов с дополнительной подготовкой в области психологического сопровождения интеграции детей-мигрантов [2].
Фокус внимания к вопросу адаптации подрастающего поколения, создание актуальной поддержки и содействия взрослых будут способствовать профилактике девиантного поведения, развитию адаптационного потенциала молодых людей, их коммуникативных компетенций и способности понимать и принимать других, «непохожих».
Литература:
1. Абдулатипов, Р. Г. Национальные отношения и политика общественного согласия/ Р. Г. Абдулатипов // Этнополитический вестник, 2012, № — 12, с. 15–35.
2. Бабенко И.В. Педагогическое лингвострановедение как культурологический компонент образования учащихся-мигрантов: Дис канд. пед. наук. –Ростов н/Д, 1998. –198 с.
3. Баева И. А. Тренинги психологической безопасности в образовании. — СПб, 2012–251 с.
4. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 2010. — 229 с.
5. Бондырева С. К. Психолого-педагогические проблемы интегрированного образовательного пространства. –М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. –352 с.
6. ГукаленкоО. В. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки и защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве: Дисс... доктора пед. наук. Ростов н/Д: РГПУ, 2000. — 404 с
7. Гриценко В. В., Шустова Н. Е. Социально-психологическая адаптация детей из семей мигрантов. Изд: Форум, 2011–224 с. 3.
8. Кораблина Е. П., Манина Е. В. Возможности психолого-педагогической помощи детям-мигрантам // Специфика педагогического образования в России. –Тюмень: Изд-во Тюменского государственного института регионального образования, 2011. -С. 141 -143.
9. Рубцов В. В. Аналитический отчет по результатам Всероссийского мониторинга службы практической психологии образования «Содержание и ресурсное обеспечение профессиональной деятельности педагогов- психологов в системе образования Российской Федерации» — М.: МГППУ, 2009.
10. Татарко А. Н., Лебедева Н. М. Методы этнической и кросскультурной психологи. Учебно-методическое пособие. Издательский дом Высшей школы экономики. Москва, 2011. 245 с.
11. Фалунина Е. В. Дети-мигранты как психологический феномен поликультурного пространства России // Среднее профессиональное образование. –2010. -No 10. –С. 7 –8.