Самоопределение обучающихся 5–11-х классов посредством систематической реализации программы «Шаг в будущее» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (543) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 28.10.2024

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Клепалов, А. В. Самоопределение обучающихся 5–11-х классов посредством систематической реализации программы «Шаг в будущее» / А. В. Клепалов, О. Ю. Перевозчикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 44 (543). — С. 325-328. — URL: https://moluch.ru/archive/543/118737/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье описан опыт МАОУ «СОШ № 104 г. Челябинска» о влиянии симпозиумов программы «Шаг в будущее…» на самоопределение обучающихся 5–11 классов. Этот системный опыт школы № 104 в подготовке потенциальных участников к требованиям Форума будет полезным для организаций, начинающих работу в рамках программы «Шаг в будущее. Авторы рассказывают о сформировавшейся системе организации работы исследовательского научного направления в МАОУ «СОШ № 104 г. Челябинска».

Ключевые слова: самоопределение, программа Шаг в будущее, координаторы программы, научные руководители, интеллектуально-социальное направление, технологии развития памяти и логики.

На протяжении многих лет проблема самоопределения обучающихся является актуальной в педагогической теории и практике.

В настоящее время вопросы, касающиеся самоопределения личности требуют новых педагогических решений. Особо остро стоит вопрос о поиске современных методов, форм и средств обучения, способствующих эффективному самоопределению школьников.

Сегодня традиционное образование дополняется новыми формами, стимулирующими личностную инициативу и выступающими в качестве движущей силы самоопределения учащегося.

Определенный опыт работы накоплен в Челябинске в МАОУ «СОШ № 104». Многие годы основной темой научно-методической работы педагогического коллектива был вопрос саморазвития и самоопределения личности обучающегося. [1]

В 1992 году, когда школа № 104 еще не обрела свое юридическое лицо, но уже начала работать в виде двух первых классов в садике-школе № 440, появились первые интересные предметы во внеурочной деятельности: «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач), «ТРПЛ» (технология развитой памяти и логики). Освоение этих предметов — первые шаги обучающихся МАОУ «СОШ № 104» к исследовательской, интеллектуальной деятельности в рамках Всероссийской программы «Шаг будущее», которая в 2022 году будет отмечать свое 30-летие.

Внеклассные занятия отличались разнообразием форм и приемов: игры, увлекательные конкурсы, театральные сценки, связанные с развитием воображения детей. Первоклассники впервые узнавали имена великих учителей ТРИЗа: Эдварда де Боно и его «приемам шести шляп», Тони Бьюзена с «картой памяти», таблицы Шульте. Дети овладевали методом моделирования «Маленький Человечек», приемом «Данетки», креативной рекламой и способами решения проблемных задач.

Через год в Челябинске была создана и начала реализовываться Челябинская молодежная интеллектуальная программа «Шаг в будущее» в рамках Всероссийской программы. Для обучающихся, открытой в этом же году школы № 104 ЮНЕСКО, участие в этой программе стало следующей ступенью на пути к самоопределению. Уже не только первоклассники, второклассники, но и вся школа принимала активное участие в мероприятиях и необычных уроках, которые развивали память и мышление. На занятиях ученики стали соревноваться в запоминании знаков числа π, осваивать приемы устранения противоречий, изучать материалы по ЖСТЛ (жизненной стратегии творческой личности). Директор школы Солодов В.Д, заместитель директора по научно — методической работе Кузнецова В. А. вместе с педагогическим коллективом поощряли и создавали систему подготовки творческой личности, замотивированной на научный, исследовательский поиск. Поэтому обучающиеся школы создавали первые исследовательские проекты, учились защищать их публично.

Приведем один пример: учился в нашей школе озорной непоседа Юра О. Оценки у него были средние, но однажды он заинтересовался возможностью провести исследование в области физики. В ходе работы над темой, у себя дома, на кухне, он создал целую лабораторию, и когда на школьной конференции он продемонстрировал свое изобретение, многие ученики школы тоже заинтересовались этой темой и подходили к нему за консультациями.

Увлеченный Юра стал меняться, улучшил успеваемость, а спустя несколько лет после успешной защиты своего исследования в городском конкурсе программы «Шаг в будущее», поступил в престижный ВУЗ, и в настоящее время работает главным инженером на промышленном предприятии.

Успешно развиваясь, программа «Шаг в будущее» объединила обучающихся разных школ г. Челябинска и Челябинской области, а школа 104 уже долгое время является базовой площадкой многих интеллектуальных конкурсов, проводимых для учеников нашего региона.

Коллективное фото участников очного этапа симпозиумов Программы «Шаг в будущее» от МАОУ «СОШ № 104 г. Челябинска» на церемонии награждения в актовом зале ЮУрГУ, 2018 г.

Рис. 1. Коллективное фото участников очного этапа симпозиумов Программы «Шаг в будущее» от МАОУ «СОШ № 104 г. Челябинска» на церемонии награждения в актовом зале ЮУрГУ, 2018 г.

Сегодня программа «Шаг в будущее» является одним из самых важных научно-социальных проектов для молодежи. Значимость программы неоднократна была отмечена на самом высоком правительственном уровне. В школе 104 ежегодно в симпозиумах Программы участвуют более 50 учеников, большинство из которых приглашаются на ежегодную церемонию награждения. [4]

Цель программы «Шаг в будущее» — воспитание особо перспективных молодых людей, способных создавать и внедрять научные новшества, современную технику и высокие технологии.

Программа «Шаг в будущее» — это место социального роста тех молодых людей, которые ищут себя в профессиях, работающих со знаниями, — в инженерной, естественнонаучной и социогуманитарной сферах.

Главное отличие программы «Шаг в будущее» от аналогичных проектов в России — осуществление многолетней и постоянной работы по научной подготовке молодежи, а не просто презентация ее достижений.

Огромную роль в реализации программы в г. Челябинске и Челябинской области играют ВУЗы:

 Южно-уральский государственный университет

 Челябинский государственный университет

 Челябинская государственная академия культуры и искусств

 Уральский государственный университет физкультуры и спорта

 Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Реализация программы «Шаг в будущее…» осуществляется при информационной поддержке ТРК «ЮУрГУ-ТВ». [4]

Педагогические возможности симпозиумов программы «Шаг в будущее», как средства самоопределения состоят в активизации субъектной позиции учеников, дополнении образования и углублении полученных знаний по предмету, стимулировании развития социальной активности, а также в эмоциональном обогащении жизни, выявлении и развитии творческих способностей, нацеленности на поддержку и мотивацию личностных достижений учащихся, развитии ориентации на ycпex (успешность в решении учебных задач, в практической деятельности), в коммуникации.

Мы считаем, что конкурсы достижений в образовательном процессе будут способствовать самоопределению обучающихся, если:

– осуществляется педагогическая поддержка процесса самоопределения в процессе конкурсной деятельности;

– создаются ситуации успеха, стимулирующие свободное и активное участие в конкурсах достижений;

– происходит включение учащихся в целенаправленную, систематичную конкурсную деятельность. [3]

Реализация симпозиумов программы «Шаг в будущее» в образовательном процессе ведет к изменению позиции учителя. Деятельность педагога в конкурсе отличается от деятельности педагога на уроке тем, что он превращается в сотворца, участник направления программы и его руководитель в процессе подготовки к конкурсам участвуют в совместной творческой деятельности, сотрудничают.

Этот феномен — специфическая форма организации образовательной деятельности ученика, которая нацелена на поддержку и мотивацию личностных достижений учащихся.

Несмотря на большое разнообразие мероприятий, на которых учащиеся могут продемонстрировать навыки научно-исследовательской, интеллектуальной деятельности, программа «Шаг в будущее» продолжает оставаться одним из важнейших шагов в самореализации учащихся.

По мнению выпускников школы № 104 — активных участников симпозиумов Программы, для успешного и эффективного участия в Форуме, необходим системный, поэтапный подход.

Первый этап — подготовительный . Включает в себя два возможных пути активизации позиции ученика:

– учащийся (часто за счет внешней мотивации) изъявляет желание участвовать в конкурсе и начинает подготовку, которая выражена в усиленном изучении отдельных вопросов, посвященных тому или иному симпозиуму;

– учащийся давно увлечен существующей проблемой, желание участвовать в конкурсе связано с внутренней мотивацией. В данном случае подготовка связана с систематизированием знаний, идей, наработанных ранее.

Второй этап — представление (презентация ). Представление себя, своей работы.

Третий этап — аналитический . Он связан с процессом анализа, систематизации полученных знаний о себе, своих достижениях, рефлексии. [2]

И в плане реализации этих этапов симпозиумы программы «Шаг в будущее» — многофункциональное явление, направленное на решение комплекса педагогических задач. Одна из таких наиболее важных задач, актуальная в первую очередь для старшеклассников — самореализация и самоопределение ученика в образовательном процессе.

Ученики МАОУ «СОШ № 104 г. Челябинска» на церемонии открытия программы «Шаг в будущее», 2017 г.

Рис. 2. Ученики МАОУ «СОШ № 104 г. Челябинска» на церемонии открытия программы «Шаг в будущее», 2017 г.

Благодаря программе «Шаг в будущее» многие учащиеся нашей школы нашли свой путь в профессию.

Литература:

  1. Газман, О. С. Воспитание: цели, средства, перспективы / О. С. Газман // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1989. — С. 221–256.
  2. Емельянцев, С. Л. Конкурсы достижений как средство самореализации старшеклассников: автореф. дис. канд. пед. наук / С. Л. Емельянцев. CП6, 1999. 22 с.
  3. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 3-e изд. М.: Школа-Пресс, 2000. 512 с.
  4. Программа XXVIII Южно-Уральский и Челябинский молодежный интеллектуальный форум «Шаг в будущее — Созвездие НТТМ» Челябинск, 2020, с. 7–9
Основные термины (генерируются автоматически): челябинск, будущее, Шаг, образовательный процесс, программа, школа, активное участие, Всероссийская программа, интеллектуальная деятельность, педагогический коллектив.


Ключевые слова

самоопределение, программа Шаг в будущее, координаторы программы, научные руководители, интеллектуально-социальное направление, технологии развития памяти и логики

Похожие статьи

Задать вопрос