В статье описан опыт МАОУ «СОШ № 104 г. Челябинска» о влиянии симпозиумов программы «Шаг в будущее…» на самоопределение обучающихся 5–11 классов. Этот системный опыт школы № 104 в подготовке потенциальных участников к требованиям Форума будет полезным для организаций, начинающих работу в рамках программы «Шаг в будущее. Авторы рассказывают о сформировавшейся системе организации работы исследовательского научного направления в МАОУ «СОШ № 104 г. Челябинска».
Ключевые слова: самоопределение, программа Шаг в будущее, координаторы программы, научные руководители, интеллектуально-социальное направление, технологии развития памяти и логики.
На протяжении многих лет проблема самоопределения обучающихся является актуальной в педагогической теории и практике.
В настоящее время вопросы, касающиеся самоопределения личности требуют новых педагогических решений. Особо остро стоит вопрос о поиске современных методов, форм и средств обучения, способствующих эффективному самоопределению школьников.
Сегодня традиционное образование дополняется новыми формами, стимулирующими личностную инициативу и выступающими в качестве движущей силы самоопределения учащегося.
Определенный опыт работы накоплен в Челябинске в МАОУ «СОШ № 104». Многие годы основной темой научно-методической работы педагогического коллектива был вопрос саморазвития и самоопределения личности обучающегося. [1]
В 1992 году, когда школа № 104 еще не обрела свое юридическое лицо, но уже начала работать в виде двух первых классов в садике-школе № 440, появились первые интересные предметы во внеурочной деятельности: «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач), «ТРПЛ» (технология развитой памяти и логики). Освоение этих предметов — первые шаги обучающихся МАОУ «СОШ № 104» к исследовательской, интеллектуальной деятельности в рамках Всероссийской программы «Шаг будущее», которая в 2022 году будет отмечать свое 30-летие.
Внеклассные занятия отличались разнообразием форм и приемов: игры, увлекательные конкурсы, театральные сценки, связанные с развитием воображения детей. Первоклассники впервые узнавали имена великих учителей ТРИЗа: Эдварда де Боно и его «приемам шести шляп», Тони Бьюзена с «картой памяти», таблицы Шульте. Дети овладевали методом моделирования «Маленький Человечек», приемом «Данетки», креативной рекламой и способами решения проблемных задач.
Через год в Челябинске была создана и начала реализовываться Челябинская молодежная интеллектуальная программа «Шаг в будущее» в рамках Всероссийской программы. Для обучающихся, открытой в этом же году школы № 104 ЮНЕСКО, участие в этой программе стало следующей ступенью на пути к самоопределению. Уже не только первоклассники, второклассники, но и вся школа принимала активное участие в мероприятиях и необычных уроках, которые развивали память и мышление. На занятиях ученики стали соревноваться в запоминании знаков числа π, осваивать приемы устранения противоречий, изучать материалы по ЖСТЛ (жизненной стратегии творческой личности). Директор школы Солодов В.Д, заместитель директора по научно — методической работе Кузнецова В. А. вместе с педагогическим коллективом поощряли и создавали систему подготовки творческой личности, замотивированной на научный, исследовательский поиск. Поэтому обучающиеся школы создавали первые исследовательские проекты, учились защищать их публично.
Приведем один пример: учился в нашей школе озорной непоседа Юра О. Оценки у него были средние, но однажды он заинтересовался возможностью провести исследование в области физики. В ходе работы над темой, у себя дома, на кухне, он создал целую лабораторию, и когда на школьной конференции он продемонстрировал свое изобретение, многие ученики школы тоже заинтересовались этой темой и подходили к нему за консультациями.
Увлеченный Юра стал меняться, улучшил успеваемость, а спустя несколько лет после успешной защиты своего исследования в городском конкурсе программы «Шаг в будущее», поступил в престижный ВУЗ, и в настоящее время работает главным инженером на промышленном предприятии.
Успешно развиваясь, программа «Шаг в будущее» объединила обучающихся разных школ г. Челябинска и Челябинской области, а школа 104 уже долгое время является базовой площадкой многих интеллектуальных конкурсов, проводимых для учеников нашего региона.
Рис. 1. Коллективное фото участников очного этапа симпозиумов Программы «Шаг в будущее» от МАОУ «СОШ № 104 г. Челябинска» на церемонии награждения в актовом зале ЮУрГУ, 2018 г.
Сегодня программа «Шаг в будущее» является одним из самых важных научно-социальных проектов для молодежи. Значимость программы неоднократна была отмечена на самом высоком правительственном уровне. В школе 104 ежегодно в симпозиумах Программы участвуют более 50 учеников, большинство из которых приглашаются на ежегодную церемонию награждения. [4]
Цель программы «Шаг в будущее» — воспитание особо перспективных молодых людей, способных создавать и внедрять научные новшества, современную технику и высокие технологии.
Программа «Шаг в будущее» — это место социального роста тех молодых людей, которые ищут себя в профессиях, работающих со знаниями, — в инженерной, естественнонаучной и социогуманитарной сферах.
Главное отличие программы «Шаг в будущее» от аналогичных проектов в России — осуществление многолетней и постоянной работы по научной подготовке молодежи, а не просто презентация ее достижений.
Огромную роль в реализации программы в г. Челябинске и Челябинской области играют ВУЗы:
Южно-уральский государственный университет
Челябинский государственный университет
Челябинская государственная академия культуры и искусств
Уральский государственный университет физкультуры и спорта
Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Реализация программы «Шаг в будущее…» осуществляется при информационной поддержке ТРК «ЮУрГУ-ТВ». [4]
Педагогические возможности симпозиумов программы «Шаг в будущее», как средства самоопределения состоят в активизации субъектной позиции учеников, дополнении образования и углублении полученных знаний по предмету, стимулировании развития социальной активности, а также в эмоциональном обогащении жизни, выявлении и развитии творческих способностей, нацеленности на поддержку и мотивацию личностных достижений учащихся, развитии ориентации на ycпex (успешность в решении учебных задач, в практической деятельности), в коммуникации.
Мы считаем, что конкурсы достижений в образовательном процессе будут способствовать самоопределению обучающихся, если:
– осуществляется педагогическая поддержка процесса самоопределения в процессе конкурсной деятельности;
– создаются ситуации успеха, стимулирующие свободное и активное участие в конкурсах достижений;
– происходит включение учащихся в целенаправленную, систематичную конкурсную деятельность. [3]
Реализация симпозиумов программы «Шаг в будущее» в образовательном процессе ведет к изменению позиции учителя. Деятельность педагога в конкурсе отличается от деятельности педагога на уроке тем, что он превращается в сотворца, участник направления программы и его руководитель в процессе подготовки к конкурсам участвуют в совместной творческой деятельности, сотрудничают.
Этот феномен — специфическая форма организации образовательной деятельности ученика, которая нацелена на поддержку и мотивацию личностных достижений учащихся.
Несмотря на большое разнообразие мероприятий, на которых учащиеся могут продемонстрировать навыки научно-исследовательской, интеллектуальной деятельности, программа «Шаг в будущее» продолжает оставаться одним из важнейших шагов в самореализации учащихся.
По мнению выпускников школы № 104 — активных участников симпозиумов Программы, для успешного и эффективного участия в Форуме, необходим системный, поэтапный подход.
Первый этап — подготовительный . Включает в себя два возможных пути активизации позиции ученика:
– учащийся (часто за счет внешней мотивации) изъявляет желание участвовать в конкурсе и начинает подготовку, которая выражена в усиленном изучении отдельных вопросов, посвященных тому или иному симпозиуму;
– учащийся давно увлечен существующей проблемой, желание участвовать в конкурсе связано с внутренней мотивацией. В данном случае подготовка связана с систематизированием знаний, идей, наработанных ранее.
Второй этап — представление (презентация ). Представление себя, своей работы.
Третий этап — аналитический . Он связан с процессом анализа, систематизации полученных знаний о себе, своих достижениях, рефлексии. [2]
И в плане реализации этих этапов симпозиумы программы «Шаг в будущее» — многофункциональное явление, направленное на решение комплекса педагогических задач. Одна из таких наиболее важных задач, актуальная в первую очередь для старшеклассников — самореализация и самоопределение ученика в образовательном процессе.
Рис. 2. Ученики МАОУ «СОШ № 104 г. Челябинска» на церемонии открытия программы «Шаг в будущее», 2017 г.
Благодаря программе «Шаг в будущее» многие учащиеся нашей школы нашли свой путь в профессию.
Литература:
- Газман, О. С. Воспитание: цели, средства, перспективы / О. С. Газман // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1989. — С. 221–256.
- Емельянцев, С. Л. Конкурсы достижений как средство самореализации старшеклассников: автореф. дис. канд. пед. наук / С. Л. Емельянцев. CП6, 1999. 22 с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 3-e изд. М.: Школа-Пресс, 2000. 512 с.
- Программа XXVIII Южно-Уральский и Челябинский молодежный интеллектуальный форум «Шаг в будущее — Созвездие НТТМ» Челябинск, 2020, с. 7–9