Модель комплексного применения мер при подготовке высокомотивированных детей к качественному участию в интеллектуальных мероприятиях (на примере российской научно-социальной программы «Шаг в будущее» в Сургуте) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 17.05.2020

Статья просмотрена: 75 раз

Библиографическое описание:

Гришина, А. В. Модель комплексного применения мер при подготовке высокомотивированных детей к качественному участию в интеллектуальных мероприятиях (на примере российской научно-социальной программы «Шаг в будущее» в Сургуте) / А. В. Гришина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 572-576. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70261/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье обоснована значимость комплексного применения мер при подготовке высокомотивированных детей к участию в интеллектуальных конкурсах. Также рассмотрен вопрос моделирования системы подготовки высокомотивированных учащихся к мероприятиям Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее» в условиях сетевого взаимодействия учреждений общего и высшего образования.

Ключевые слова: одарённые дети, нормативно-правовые документы, комплекс мер по подготовке одаренных детей к участию в интеллектуальных конкурсах.

Keywords: gifted children, normative legal documents, a set of measures to prepare gifted children to participate in intellectual competitions.

Развитие одарённых детей — это одна из приоритетных задач общества на сегодняшний день. Педагоги решают множество вопросов, основной из которых — содействие формированию личности ребенка. Работа с одаренными детьми — задача, требующая целого комплекса мер. В раннем возрасте процент таких детей очень мал, и чаще всего они лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Одаренный ребенок, в отличие от одарённого взрослого, сформировавшаяся личность, будущее которого ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития.

Существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут проявляться в школьном возрасте. В их числе интеллектуальная одаренность, о развитии которой и пойдет речь.

Для детей с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты

[1, c. 71]:

– высокоразвитая любознательность, пытливость;

– способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя;

– высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов);

– раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению причинно-следственных связей;

– развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному;

– способность к творческому преобразованию образов, импровизациям;

– оригинальность суждений, высокая обучаемость;

– стремление к полной самостоятельности.

Федеральными стандартами расставлены акценты на деятельностный подход в образовательном процессе, то есть способности уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть свободным в выборе, нести полную ответственность за него, максимально использовать свои способности. Можно выделить три основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми:

– отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;

– функционально — целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся;

– ориентация школы на «уравнивание» под «среднего» без прогноза на индивидуальное развитие.

В работе с одаренными детьми целесообразно положить следующие принципы педагогической деятельности:

– принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

– принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

– принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

– принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

– принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.

Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов.

У одарённых детей проявляется потребность в исследовательской и поисковой деятельности — это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

Метод проектов, относится к технологиям компетентностно-ориентированного обучения. Использование этого метода в урочной и во внеурочной деятельности пробуждает познавательный интерес учащихся, развивает творческие способности. С учётом интересов и уровней развития одаренных детей им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершить ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем, качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Педагог в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы.

Воспитание и обучение высокомотивированного ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал — это первоочередная задача, которую педагог со своим учеником должны поставить перед собой. Более того, вводя одаренного ребенка в предмет исследования, педагогу необходимо привить ребенку следующие навыки:

– самостоятельный поиск и усвоение новых знаний;

– самостоятельно принимать решения по научным вопросам и проблемам;

– предлагать качественно новые идеи в решении научных вопросов и проблем.

Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и непрерывный процесс, требующий личностного роста, актуальных знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также постоянного взаимодействия с психологами, консультантами, администрацией и обязательно с родителями.

В муниципальной системе образования города Сургута функционирует современная модель выявления, сопровождения и поддержки интеллектуально-одаренных детей, которая выстроена по принципу непрерывности и на всех уровнях в течение учебного года.

На уровне муниципалитета реализация мер поддержки одаренных и талантливых детей регламентируется нормативно-правовыми документами:

– приказом департамента образования Администрации города от 16.04.2013 № 02–11–172/13 «Об утверждении Комплекса мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов в системе образования в городе Сургуте»;

– приказом департамента образования от 30.12.2014 № 02–11–884/14 «О порядке комплектования обучающимися центров дополнительного образования (специализированных структурных подразделений), созданных в муниципальных образовательных учреждениях в целях выявления и поддержки лиц, добившихся успехов в учебной и исследовательской деятельности»;

– приказом департамента образования Администрации города от 19.10.2017 № 12–27–862/17 «Об утверждении тактического плана мероприятий по развитию муниципальной системы образования города Сургута на 2017/2018 учебный год и среднесрочную перспективу»;

– приказом департамента образования Администрации города от 14.11.2016 № 12–27–783/16 «Об утверждении муниципальной сети центров по работе с интеллектуально одаренными детьми на базе образовательных организации»;

– распоряжением Администрации города от 09.06.2016 № 1012 «Об утверждении перечня муниципальных общеобразовательных учреждений, имеющих структурное подразделение без образования юридического лица в виде центра дополнительного образования детей».

В муниципальной системе образования в 2012 году на базе муниципального автономного учреждения «Информационно-методический центр» создан отдел по поддержке и развитию инициатив для обучающихся, одной из функций которого является сопровождение учащихся образовательных учреждений в участии в интеллектуальных мероприятиях.

Конкурсные мероприятия, направленные на выявление и развитие интеллектуальных способностей проектной деятельности являются также и стимулирующими научную активность учащегося.

Одним из примеров является Российская научно-социальная программа для молодежи и школьников «Шаг в будущее» (далее — программа «Шаг в будущее»).

Сургут принимает участие в Российской научно-социальной программе «Шаг в будущее» с 1997 года. Координационный центр по Сургутскому району, созданный на базе Сургутского государственного университета под руководством Еськова В. М., доктора физико-математических наук, профессора, академика РАЕН, МАИ, стал организатором конгрессов по Северо-Западу Сибири, в которых активно и успешно принимают участие сургутские школьники

Координатором мероприятий программы «Шаг в будущее» в г. Сургуте в 1998 году выступил Комитет по образованию и науке администрации города Сургута, при активной поддержке Сургутского государственного университета, Сургутского государственного педагогического института, Негосударственного института мировой экономики и бизнеса «Планета», а также Сургутского филиала ИПК и РРО Ханты-Мансийского автономного округа.

В 1999 году программа «Шаг в будущее» была включена в Программу развития муниципальной системы образования и науки в городе Сургуте на 1999–2003 годы, утвержденную решением городской Думы. Программа удачно встраивалась в Концепцию развития муниципальной системы образования в части решения задач формирования интеллектуальной элиты города, способной заметно повысить качество образования и научной квалификации последовательно на всех уровнях (школа — образовательная организация высшего образования). Целевое финансирование позволило представлять школьников на окружном, российском и международном уровнях. Распоряжением Главы города был утвержден состав научно-методического Совета по реализации программы, в состав которого вошли представители образовательных организаций высшего образования и градообразующих предприятий.

С ноября 2005 года Координационным территориальным центром становится муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр развития образования» (с 2012 года — «Информационно-методический центр»). В официальном реестре программы — номер 048.

С 2013 года на основании приказа департамента образования Администрации города от 16.04.2013 № 02–11–172/13 «Об утверждении комплекса мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов в системе образования в городе Сургуте», программа «Шаг в будущее» определена тактическим направлением развития муниципальной системы образования по поддержке и развитию интеллектуально одаренных детей.

Ежегодно приказом департамента образования Администрации города утверждается положение об организации городской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее», состав организационного комитета конференции. Конференция включена в «Календарный план мероприятий для учащихся, воспитанников и педагогических работников образовательных организаций, подведомственных департаменту образования» на текущий год.

За 21 год реализации программы в муниципальной системе образования удалось увеличить ежегодное число участников мероприятий программы до 600 человек (на начальном этапе реализации — не более 100 человек в год). Более 5000 молодых сургутских исследователей представили свои работы на городской конференции «Шаг в будущее», треть из них стали победителями и призерами и получили право представлять город Сургут на окружной конференции и всероссийском форуме «Шаг в будущее».

С 2018 года в план работы по реализации мероприятий программы «Шаг в будущее» включены мероприятия для разных возрастных категорий:

– для обучающихся 8–11 классов — городская конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» (апрель);

– для обучающихся 8–11 классов — обеспечение участия в окружной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» (ноябрь);

– для обучающихся 2–7 классов — городское соревнование юных исследователей «Шаг в будущее, Юниор» (январь-февраль);

– для обучающихся 8–11 классов — обеспечение участия во Всероссийском форуме-выставке научной молодежи «Шаг в будущее» (март);

– для обучающихся 4–7 классов — обеспечение участия в российском соревновании юных исследователей «Шаг в будущее, Юниор» (апрель);

– встреча Главы города с победителями и призерами Всероссийского форума научной молодежи «Шаг в будущее», их родителями и научными руководителями (апрель);

– для обучающихся 7–10 классов — обеспечение участия в российской научной школе-семинаре «Академия юных» (июнь);

Стабильно высокие результаты участия школьников в различных этапах программы «Шаг в будущее» свидетельствуют о наличии эффективной системы сопровождения учащихся по данному направлению.

Модель комплекс мер по повышению качества участия обучающихся города Сургута в мероприятиях программы «Шаг в будущее» осуществляется в течение всего учебного года на 3-х уровнях: индивидуальном (самостоятельная работа), школьном (наставничество, научные сообщества на базе школы), муниципальном (организация индивидуальных консультаций с педагогами учреждений высшего образования, экскурсии на предприятия, мастер-классы, организация предзащиты научно-исследовательских работ с целью получения обучающимися рекомендации по дальнейшей работе над исследованием).

Стоит отметить, что проведение муниципального уровня конференции «Шаг в будущее» осуществляется по аналогии со Всероссийским форумом научной молодежи «Шаг в будущее» (далее — форум) в двух форматах (публичной защиты и стендовой защиты научно-исследовательских работ), что также обеспечивает эффективную подготовку обучающихся города Сургута к форуму.

Ежегодный рост числа участников муниципального уровня конференции «Шаг в будущее» обеспечивает не только расширение формы проведения и работу новых дополнительных секций, но и проведение конференции на нескольких площадках. Деление конференции на площадки происходит по направлениям.

Также в городе Сургуте реализуется система поощрения победителей и призеров мероприятий программы «Шаг в будущее»: торжественные церемонии награждения, Встреча Главы города с победителями и призерами Всероссийского форума научной молодежи «Шаг в будущее», их родителями и научными руководителями, размещение фото обучающихся, добившихся максимального результата в научно-исследовательской деятельности на Доске почета города.

У победителей и призеров мероприятий программы «Шаг в будущее» также имеется возможность реализации своих проектов. Так, в 7-ми городах Ханты-Мансийского автономного округа — Югры успешно реализуется комплекс программного обеспечения для прогнозирования актированных дней, разработанный призером Всероссийского форума научной молодежи «Шаг в будущее» в 2017 году: сайт aktirovka.ru и приложение для операционных систем Android и iOS.

Важнейшим аспектом подготовки учащихся к качественному участию в мероприятиях программы «Шаг в будущее» и других интеллектуальных конкурсах является взаимодействие учреждений высшего и среднего образования.

Таким образом в течение всего учебного года в процессе реализации и подготовки осуществляется тесное сотрудничество с БУ ВО ХМАО‑Югры «Сургутский государственный университет» и БУ ВО ХМАО‑Югры «Сургутский государственный педагогический университет».

При подготовке учащихся к участию в мероприятиях программы «Шаг в будущее» регионального и федерального уровней ежегодно проводятся индивидуальные консультации с консультантами из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования.

Также учащиеся активно посещают занятия по подготовке высокомотивированных детей к участию в интеллектуальных конкурсах на базе Регионального модельного центра дополнительного образования (БУ ВО ХМАО‑Югры «Сургутский государственный университет»).

Популярность мероприятий программы «Шаг в будущее» среди обучающихся, престиж программы, расширение возможностей для участников — заслуга организационного комитета программы и его председателя Александра Олеговича Карпова.

Участие в мероприятиях программы «Шаг в будущее» предоставляет обучающимся города Сургута возможность не только продемонстрировать свои знания и реализовать научный потенциал, но и посетить мероприятия (мастер-классы, семинары, экскурсии, лекции) на уникальных площадках, а также перспективу дальнейшего поступления без дополнительного отбора в престижные ведущие образовательные организации высшего образования страны. Также стоит отметить важность сотрудничества участников с партнерами программы и обмена опытом не только с участниками из различных регионов, но и участниками зарубежных делегаций.

Литература:

  1. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. М.: «Просвещение», 1984.
  2. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н. Ю. Синягина, Н. В. Зайцева. — М.: Арманов-центр, 2010.
  3. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6–8 февраля 2003 года/ Научный редактор Л. П. Дуганова
Основные термины (генерируются автоматически): будущее, Шаг, Сургут, ребенок, Всероссийский форум, высшее образование, муниципальная система образования, научная молодежь, мероприятие программы, Югра.


Ключевые слова

одарённые дети, нормативно-правовые документы, комплекс мер по подготовке одаренных детей к участию в интеллектуальных конкурсах

Похожие статьи

Межведомственный творческий конкурс как форма сетевого взаимодействия по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО

В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей в условиях дошкольной образовательной организации. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями в соответствии с ФГОС ДО разраб...

Использование технологий личностно-ориентированного обучения в формировании познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения

Описаны рекомендации по использованию технологии личностно-ориентированного обучения в формировании познавательных УУД обучающихся третьего класса на уроках литературного чтения. Сделан акцент на целесообразности использования дифференцированных уров...

Программно-методическое обеспечение в воспитании гражданской инициативности старшеклассников во внеклассной деятельности

В статье представлены особенности внедрения программно-целевого подхода в процессе воспитания гражданской инициативности старшеклассников во внеклассной деятельности. Авторский проект «Одиннадцать ступеней к успеху» направлен на организацию внеклассн...

Анализ существующих цифровых образовательных ресурсов и авторских программ по направлению «Информационная безопасность» для дополнительного образования школьников Орловской области (на примере регионального центра «Созвездие Орла»

В статье приводится анализ авторской программы по информационной безопасности, реализуемой в рамках дополнительного образования на базе регионального центра Орловской области «Созвездие Орла». Кроме того, авторы знакомят читателя с основными направле...

Формирование эффективной системы взаимодействия с родителями обучающихся с ОВЗ с использованием информационных инструментов

В данной статье проведен анализ инновационных форм и способов взаимодействия педагогов, с родителями обучающихся с особыми образовательными потребностями, с использованием информационных интерактивных технологий, анализ популярных способов для органи...

Современные информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста

В статье рассматривается проблема развития познавательных интересов младших школьников средствами современных информационно-коммуникационных технологий. Представлены результаты программы развития познавательных интересов, апробированной в третьем кла...

Опыт создания развивающей образовательной среды в условиях ГКУСО РО Новочеркасского центра помощи детям № 1 как механизма развития личности и обеспечения ее успешной социализации

В статье рассматривается актуальность проектирования образовательной среды в условиях центров помощи детям. Описывается концепция создания развивающей образовательной среды на базе ГКУСО РО Новочеркасского центра помощи детям № 1.

Профессиональное образование без границ: итоги деятельности Краевой инновационной площадки на базе КГБ ПОУ ККТиС

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Профессиональное образование без границ» на базе КГБ ПОУ ККТиС (г. Комсомольск-на-Амуре). Описана ресурсная база для реализации КИП, научные, организационные, учебно-методическ...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в условиях дополнительного образования детей 11–12 лет

В статье рассматривается процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) в условиях занятий школьников в секции по мини-футболу в школе. Автором предложены и апробированы в учебно-тренировочном процессе приемы формирования ...

Формирование профессиональных компетенций студента выпускного курса СПО при подготовке к демонстрационному экзамену с участием работодателя

В данной статье рассматриваются организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов выпускного курса системы среднего профессионального образования (СПО) в процессе подготовки к Демонстрационному экзамену с участ...

Похожие статьи

Межведомственный творческий конкурс как форма сетевого взаимодействия по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО

В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей в условиях дошкольной образовательной организации. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями в соответствии с ФГОС ДО разраб...

Использование технологий личностно-ориентированного обучения в формировании познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения

Описаны рекомендации по использованию технологии личностно-ориентированного обучения в формировании познавательных УУД обучающихся третьего класса на уроках литературного чтения. Сделан акцент на целесообразности использования дифференцированных уров...

Программно-методическое обеспечение в воспитании гражданской инициативности старшеклассников во внеклассной деятельности

В статье представлены особенности внедрения программно-целевого подхода в процессе воспитания гражданской инициативности старшеклассников во внеклассной деятельности. Авторский проект «Одиннадцать ступеней к успеху» направлен на организацию внеклассн...

Анализ существующих цифровых образовательных ресурсов и авторских программ по направлению «Информационная безопасность» для дополнительного образования школьников Орловской области (на примере регионального центра «Созвездие Орла»

В статье приводится анализ авторской программы по информационной безопасности, реализуемой в рамках дополнительного образования на базе регионального центра Орловской области «Созвездие Орла». Кроме того, авторы знакомят читателя с основными направле...

Формирование эффективной системы взаимодействия с родителями обучающихся с ОВЗ с использованием информационных инструментов

В данной статье проведен анализ инновационных форм и способов взаимодействия педагогов, с родителями обучающихся с особыми образовательными потребностями, с использованием информационных интерактивных технологий, анализ популярных способов для органи...

Современные информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста

В статье рассматривается проблема развития познавательных интересов младших школьников средствами современных информационно-коммуникационных технологий. Представлены результаты программы развития познавательных интересов, апробированной в третьем кла...

Опыт создания развивающей образовательной среды в условиях ГКУСО РО Новочеркасского центра помощи детям № 1 как механизма развития личности и обеспечения ее успешной социализации

В статье рассматривается актуальность проектирования образовательной среды в условиях центров помощи детям. Описывается концепция создания развивающей образовательной среды на базе ГКУСО РО Новочеркасского центра помощи детям № 1.

Профессиональное образование без границ: итоги деятельности Краевой инновационной площадки на базе КГБ ПОУ ККТиС

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Профессиональное образование без границ» на базе КГБ ПОУ ККТиС (г. Комсомольск-на-Амуре). Описана ресурсная база для реализации КИП, научные, организационные, учебно-методическ...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в условиях дополнительного образования детей 11–12 лет

В статье рассматривается процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) в условиях занятий школьников в секции по мини-футболу в школе. Автором предложены и апробированы в учебно-тренировочном процессе приемы формирования ...

Формирование профессиональных компетенций студента выпускного курса СПО при подготовке к демонстрационному экзамену с участием работодателя

В данной статье рассматриваются организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов выпускного курса системы среднего профессионального образования (СПО) в процессе подготовки к Демонстрационному экзамену с участ...

Задать вопрос