Коррупция является одним из самых древних явлений, т. к. разрастаться оно стало с появлением у человека различных материальных благ. С развитием времён сменялись исторические эпохи, менялась власть, но такое явление как коррупция существовало на протяжении всех периодов развития любого государства, в том числе и России. Борьба с коррупцией в России продолжалась и продолжается на протяжении долгих лет. Современная коррупция приобрела многообразие форм и видов, в связи с чем ей все проще оказывать негативное воздействие на протекающие общественные процессы. Противодействие коррупционным правонарушениям на протяжении достаточно долгого времени остается актуальным направлением политики не только российского государства [1, с. 192].
Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» характеризует понятие коррупции как «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами».
Ключевые слова: коррупция, конфликт интересов, антикоррупционная политика.
Одной из важнейших проблем современности не прекращает оставаться коррупция. Проникнув во все сферы жизнедеятельности российского общества и страны, она серьезно затрудняет обычное функционирование всех публичных механизмов, является препятствием проведению социальных изменений и усовершенствования государственной экономики, разлагает структуры исполнительной и законодательной власти, снижает эффективность деятельности органов правопорядка, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на интернациональной арене и правомерно изучается как одна из угроз безопасности Российской Федерации. Так, в 2020 году в целом по России было выявлено 375004 нарушения (2015 г. — 254305; 2016 г. — 215192; 2017 г. — 301315; 2018 г. — 248088; 2019 г. — 342174).
При этом более половины всех выявленных прокурорами в 2020 году коррупционных нарушений федерального законодательства были вскрыты в исполнительных (46,5 %) и в представительных (7,4 %) органах местного самоуправления. Доля коррупционных нарушений, выявленных в федеральных министерствах и ведомствах составила 12 %, в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации — 2,3 %, в представительных (законодательных) органах субъектов Российской Федерации — 0,2 %.
Коррупция является опасным явлением для сфер деятельности государства. Особо значимыми являются сферы социально-экономической, политической и правовой направленности.
Коррупция как многоаспектное явление имеет множество внешних проявлений. Так, например, характерной чертой проявления коррупции, как социального явления, является то, что рассматриваемое явление, в современном обществе проявляется не только в органах государственной и муниципальной власти, но и в области частного сектора, партийного аппарата, спорта и даже творческой деятельности. Коррупция как угроза вливается в различные сферы общества и воспринимается современным социумом. [2, с. 15].
Благодаря своей причинной обусловленности, адаптирующейся к внешним и внутренним факторам существования и развития, коррупция стала уникальным элементом социально-политического устройства жизни граждан и государств. Адаптация коррупции в обществе, как явления происходит благодаря тому, что она обладает некоторыми свойствами, которые присуще иным общественно-политическим институтам.
Рассматривая коррупцию, как явление, оказывающее негативное воздействие на общественную жизнь, стоит отметить, что особенно отрицательным образом коррупция сказывается на социально-экономическом развитии, как государства, так и общества. На конкретном примере, коррупция воздействует на повышение сектора, а, следовательно, и доли теневой экономики государства, снижение налоговых поступлений в бюджет, впоследствии чего происходит обострение социальных проблем.
Явление, которое напрямую зависит от социального устройства и уровня развития современного общества, коррупция является основным источником новых проблем социума, помимо того обостряет проблемы имеющиеся ранее, которые не были решены. Этот факт обусловлен тем, что коррупция ведет к оттоку достаточно большого объема сил и денежных средств, необходимых для достижения государством поставленных целей.
Другими словами систематическая коррупция приводит к бюджетному кризису государства, вследствие чего власти не смогут наиболее реально и эффективно решать социальные проблемы. Явление коррупции имеет цикличной характер. Особенно проявляя себя во времена застоя социально-экономического развития, коррупция является усугубляющим фактором, который препятствует восстановлению нормальной, приоритетной политики государства в области социально-экономического развития.
Следствием чего происходит рост интенсивности протекания такого застоя, увеличение общественной напряженности, что значительным образом отражается на экономике страны и обостряет угрозу политической деятельности властей.
Пренебрежение государственными деятелями своими должностными полномочиями с целью получения личной выгоды не ограничивается исполнением своих функциональных обязанностей. В основном, чиновник прибегает к использованию авторитета органа государственной службы, в котором он работает. Незаконное обогащение предполагает под собой получение служащим для себя либо третьих лиц, в судьбе которых он заинтересован, материальных благ. В социальном смысле коррупция является мерой показателя состояния общества в целом.
Социально-экономический аспект коррупции заключен в коррумпированности власти, которая проводит социально-экономическую политику. Искажение настоящих целей социально-экономической политики противоречит законодательству Российской Федерации, а также пренебрегает правами и интересами граждан. Как следствие такие действия приводят к появлению криминогенного аспекта в предпринимательстве (устройство рыночных отношений построенных на противозаконных факторах), оттоку «чистых» инвестиций из экономики страны и появлению препятствий при интеграции в международный и транснациональный рынки. В дальнейшем возможен ущерб экономике государства, за счет недоплаченных налоговых средств и поспособствует возникновению «теневого» импорта и экспорта. [3, с. 36].
Коррупция в экономической сфере государства представляет собой борьбу между субъектами рынков, осуществляемую незаконным способом, путем подкупа государственных служащих. Результатом такой борьбы будет получение наилучших условий для ведения бизнеса, решение вопросов и проблем, стоящих перед предпринимателем, через органы власти.
Основанием коррупционных отношений является получение взаимной выгоды, такой как: имущество, денежные средства, льготы, преференции, воздействие на конкурентов и т. д. Такое разнообразие выгоды связано с появлением различных форм предпринимательской, хозяйственной и финансовой деятельности. Также это связано с появлением новых бизнес-моделей. Как следствие, из-за этого законодательство не всегда успевает контролировать коррупционные процессы. Также проблемой является то, что зачастую эти законы должны приниматься заинтересованными лицами, коррупционерами.
Экономический аспект коррупции заключается в приобретении государственными чиновниками материальных благ, с помощью имеющихся у них властных полномочий. Многие исследователи считают, что коррупция должна рассматриваться как рента, вытекающая из монопольного положения государственных служащих. Благодаря недочетам в законодательстве происходит обогащение государственных должностных лиц.
С политической точки зрения коррупцию рассматривают как элемент управления чиновниками, а через них и государственного аппарата. Во-первых, коррупционные действия пагубным образом сказываются на гражданах, так как существует прямая зависимость общества от законов, принятых в государстве, а через коррумпированные органы власти невозможно проведение грамотной, целевой политики государства. Во-вторых, негативному воздействию подвергается и сама политическая система, коррупция в органах власти вызывает недовольство граждан, ведет к потере доверия у последних, вследствие чего происходят социальные волнения [4, с. 26].
«Осуществление контроля за доходами и расходами супругов и несовершеннолетних детей является необходимым условием получения объективных сведений о расходах самих должностных лиц. В отсутствие такого требования антикоррупционное законодательство не могло бы быть эффективным и позволяло бы должностным лицам скрывать свои доходы и расходы. В случае выявления несоответствия общего уровня доходов должностного лица и его супруга расходам их и несовершеннолетних детей, предполагается, что имущество, в отношении которого осуществляется контроль, приобретено на полученные незаконным путем средства».
Конституционный суд России пришел к выводу, что установленное действующим законодательством регулирование призвано минимизировать риск злоупотреблений при оформлении того или иного имущества в собственность, а потому не может рассматриваться как несоразмерное ограничение конституционных прав, в том числе и членов семьи служащего. Более того, Европейский суд по правам человека признал допустимым применять доказательства вне «всякого разумного сомнения» в отношении незаконного происхождения соответствующего имущества не только против обвиняемых, но и их близких родственников, «которые предположительно владеют и управляют приобретенным нечестным путем имуществом неофициально или иным образом без необходимой добросовестности». Тем не менее прокуратура и рассматривающий дело суд обязаны предоставить супругам возможность «оправдаться» — представлять любые доказательства законности происхождения доходов.
Коррупция является многоуровневым, системным исторически сложившимся многоаспектным социальным явлением, органически интегрирующем в себе экономическую, юридическую, социальную, управленческую, этическую и политическую составляющие. Она проникает во все сферы жизнедеятельности общества и затрагивает интересы всех его элементов: граждан, бизнеса, государства в целом.
Данное явление поражает экономику и политику, социальную и культурную сферы, образуя раскол в обществе и подрывая стабильность и суверенитет государства.
Проведенное исследование показало, что существует множество причин, которые способствую распространению коррупции в России. К ним стоит отнести несовершенство законодательства, сниженный уровень ответственности в случае выявления коррупционных правонарушений. Взаимодействие государственных органов власти и бизнес-сообщества.
Нередким является ситуация, когда лицо, находящееся на государственной службе, имеет бизнес-интерес, связанный с данной должностью. Решение данной проблемы видится в запрете занимать государственные должности лицам, чьи родственники являются владельцами крупного бизнеса. Также важно поставить под запрет возможность участия работника законодательной, исполнительной и судебной власти входить в советы директоров государственных компаний или компаний, в которых есть какое-либо участие государства.
На шестой сессии Конференции государств-участников Конвенции ООН против коррупции состоялась конференция «Практика взаимодействия государства и бизнеса в противодействии коррупции». В рамках данной конференции были выделены ряд методов, которые бы способствовали снижению уровня коррупции в сфере бизнеса — улучшение регуляторной бизнес-среды, снижение налоговой нагрузки, снижение роли государства в тех сферах, где присутствие не является необходимым, разработка механизмов, которые бы способствовали сотрудничеству малого и среднего бизнеса с крупными компаниями.
Безусловно, бизнес-сообщества в Российской Федерации сталкиваются со значительным количеством проблем, связанных с успешным и прибыльным ведением бизнеса. Огромное влияние на состояние бизнеса оказывает не только внешняя среда (экономика, законодательство, политическая обстановка). Но и личные качества, которыми обладает бизнесмен. Ведь и от личных качеств, в том числе во многом зависит ведение бизнеса.
Президент России В. В. Путин отметил, что на данном этапе происходит эффективная борьба с коррупцией, но в основном жесткими репрессивными мерами. Для того, чтобы такая борьба была более эффективной, по мнению Президента, необходимо создание такого морально-психологического климата в государстве, при котором коррупция будет исключением, а не нормой жизни.
Таким образом, исходя из смысла представленного задания, можно прийти к следующим выводам:
- Единственным вариантом, когда утаивание объектов недвижимости не влечет за собой состава коррупционного преступления, исходя из правоприменительной практики: Соответствующие должностные лица в рамках реализации функций по обеспечению соблюдения служащими требований законодательства о противодействии коррупции при приеме Справок принимали меры к выявлению явных неточностей, описок или ошибок, допущенных служащим, в целом не искажающих достоверность представленных сведений, и к их устранению путем получения от служащего уточняющей информации и внесения ее служащим в Справку. Примером явной ошибки, не влекущей утаивание объекта недвижимости, может быть ситуация, когда на титульном листе Справки указывается квартира, как место регистрации, но в разделах 3.1 или 6.1 Справки в качестве объекта собственности или объекта, находящегося в пользовании, эта квартира не указана.
Поэтому в нашем случае, данное утаивание следует считать коррупционным преступлением.
- Анализ правоприменительной практики показывает, что взыскания в виде увольнения служащего с государственной (муниципальной) службы в связи с утратой доверия применялись, к примеру, в случаях [5]:
а) сокрытия доходов, имущества, источники происхождения которых служащий не мог пояснить или стоимость которых не соответствовала его доходам;
б) значительного завышения служащим общей суммы доходов, вкладов в банках и иных кредитных организациях, либо полученных кредитов с целью финансового обоснования сделок по приобретению земельных участков, объектов недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг;
Литература:
- Межведилов, А. М. Противодействие коррупции: учебное пособие / А. М. Межведилов, Л. Т. Бакулина, О. Антонов, и др. — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. — 192 c. — Текст: непосредственный.
- Карпович, О. Г. Коррупция в современной России / О. Г. Карпович. — Москва: Юристъ, 2020. — 243 c. — Текст: непосредственный.
- Меркуленко, А. А. Коррупция в РФ: понятие, виды, формы, причины и последствия / А. А. Меркуленко. — Текст: непосредственный // Всероссийский студенческий конвент «Инновация».. — 2020. — №. — С. 36.
- Астанин, В. В. Противодействие коррупции и предупреждение коррупционных рисков в деятельности государственных служащих / В. В. Астанин. — Москва: Европ. учеб. ин-т МГИМО (У) МИД РФ, 2019. — 275 c. — Текст: непосредственный.
- Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 22 дек. 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 52 (ч.1). — Ст. 6228.