В статье рассматриваются изменения законодательства в отношении криптовалюты, понятие и принцип работы майнинга, ограничения и требования, предъявляемые к субъектам майнинга.
Ключевые слова : майнинг, криптовалюта, цифровая валюта.
Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 08.08.2024 № 221-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 221-ФЗ), который позволит с ноября легализовать в России майнинг криптовалют. В законе закреплен порядок и условия ведения такой деятельности. Само слово «криптовалюта» в официальных документах использоваться не будет. Вместо этого будет задействован более привычный термин «цифровая валюта». По мнению К. О. Бойковой цифровая валюта, по своей сути, определяется в качестве имущества и не является средством платежа [1, с. 185].
Еще до вступления в силу Закона № 221-ФЗ была создана Ассоциация промышленного майнинга, а в ряде областей, например в Иркутской, из-за дешевых тарифов на электричество добыча виртуальных валют процветала. В работе Е. И. Дюдиковой представлен отчет по спросу на цифровые активы среди россиян — количество держателей криптовалют с начала 2021 года увеличилось на 212,5 %, а численность новых пользователей с каждым месяцем в среднем увеличивается на 37,08 % [2, с. 133]. Это свидетельствует о том, что в России криптовалюта набирает популярность и ее регулирование является необходимостью. Как полагает П. А. Русанова, к основным опасностям, которые могут ожидать граждан и государство в случае отсутствия мер правового регулирования криптовалюты являются: уклонение от уплаты налогов, анонимное использование криптовалюты и возможность отмывания денежных средств [4, с. 52].
Согласно Закону № 221-ФЗ майнингом цифровой валюты признается деятельность по проведению математических вычислений путем эксплуатации технических и программно-аппаратных средств для внесения записей в информационную систему, использующую технологию, в том числе технологию распределенного реестра, имеющих целью выпуск цифровой валюты и (или) получение лицом, осуществляющим такую деятельность, вознаграждения в цифровой валюте за подтверждение записей в информационной системе.
Главный автор законопроекта о регулировании майнинга, депутат Государственной Думы А. Г. Аксаков предложил, что майнеры должны будут платить налоги в зависимости от того, сколько электроэнергии будет потрачено на майнинг. Логика в предположении простая — чем больше майнер тратит электроэнергии на свою деятельность, тем больше прибыли он с нее получает, а следовательно, и налогов платить должен больше.
Закон № 221-ФЗ до его принятия находился на рассмотрении в Государственной Думе почти два года. Первое его упоминание датируется ноябрем 2022 года, но особое внимание на проблему обратили только в 2024 году. По мнению В. Кудрявцева, это связано с тем, что в некоторых регионах страны появились проблемы с нагрузкой на электросети. После проведения операций по выявлению проблемы, было обнаружено что значимую часть электроэнергии забирают «майнинговые фермы» — предприятия, где добывают криптовалюту. И. В. Коржова также считает, что «одной из причин принятия закона является чрезмерное потребление энергетических ресурсов со стороны майнеров» [3, с. 88].
Согласно Закону № 221-ФЗ заниматься майнингом смогут российские юридические лица и индивидуальные предприниматели, включенные в реестр Минцифры. Гражданам, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, допускается заниматься майнингом цифровой валюты без включения в реестр при условии, что лимиты энергопотребления, установленные Правительством Российской Федерации, не будут превышены.
Майнеры должны будут готовить и предоставлять отчеты о полученной криптовалюте и своих криптокошельках в государственные органы, быть включены в специальный реестр и платить налоги.
В порядке, который установит Правительство Российской Федерации, майнеры должны будут по запросам предоставлять данные о своих адресах-идентификаторах — то есть криптокошельках в ФСБ, ФНС, Росимущество и Росфинмониторинг. Росфинмониторинг будет вести список криптовалютных адресов, которые связывают с операциями по отмыванию доходов или финансированию терроризма.
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям нельзя будет совмещать майнинг с деятельностью по передаче, производству или купле-продаже электроэнергии и с работой в оперативно-диспетчерском управлении в сфере электроэнергетики.
Ограничения в майнинге будут распространяться на лиц с неснятой или непогашенной судимостью за преступления, которые были совершены против государственной власти, а также экономические, умышленные преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие.
Закон № 221-ФЗ запрещает рекламировать криптовалюты и любые связанные с ними работы и услуги. В предыдущей версии законопроекта запрет касался не только рекламы, но и оборота криптовалют на территории РФ в целом. В принятом Законе № 221-ФЗ законодатель решил не вводить строгий запрет, а оставил только ограничения на распространение информации.
Граждане не ограничены в покупках и продаже криптовалюты, пользовании крипто-сервисами и биржами, но то же время сохраняется установленный ранее запрет на прием криптовалюты в качестве оплаты товаров, услуг или работ.
По Закону № 221-ФЗ Правительство Российской Федерации может ввести запрет или ограничения на майнинг на определенных территориях. Вероятнее всего, речь идет о регионах, где существующие электросети могут не выдержать большой нагрузки. Если майнеры будут игнорировать запрет и продолжат добывать криптовалюту, то им грозит отключение электричества.
Цифровая валюта имеет важное значение в притоке иностранных капиталов на территорию России, а также в развитии цифровой экономики государства в целом. Необходимо развивать правовое регулирование криптовалюты и дальнейшее регламентирование операций, связанных с криптовалютой.
Литература:
- Бойкова К. О. Проблемный аспект определения правовой природы цифровых финансовых активов и цифровой валюты при расследовании преступлений, связанных с их оборотом / К. О. Бойкова // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2022. № 2. С. 181–192.
- Дюдикова Е. И. Методология и инструментарий формирования единого платежного пространства и интеграции цифровых финансовых активов в международные расчетные системы: автореферат диссертации доктора экономических наук / Е. И. Дюдикова. Ставрополь. 2021. С. 1–413.
- Коржова И. В. Концепция правового регулирования майнинга / И. В. Коржова // Право и государство: теория и практика. 2023. № 1. С. 88–95.
- Русанова П. А. Правовое регулирование криптовалюты в России / П. А. Русанова // Юридические науки. 2021. № 49. С. 52.