Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра с помощью карточек PECS | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (540) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 10.10.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Русакова, Г. В. Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра с помощью карточек PECS / Г. В. Русакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 41 (540). — С. 375-379. — URL: https://moluch.ru/archive/540/118173/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье представлены определения понятий «аутизм» и «расстройства аутистического спектра» (далее — РАС), выделены клинические проявления, позволяющие идентифицировать поведение ребенка как аутичное, рассмотрен опыт работы по формированию коммуникативных навыков у детей с РАС с помощью карточек PECS.

Ключевые слова: аутизм, расстройства аутистического спектра, РАС, клинические проявления, коммуникативные навыки, карточки PECS.

The article presents definitions of the concepts of «autism» and «autism spectrum disorders» (hereinafter referred to as ASD), highlights clinical manifestations that identify a child's behavior as autistic, and examines the experience of working on the formation of communication skills in children with ASD using PECS cards.

Keywords: autism, autism spectrum disorders, ASD, clinical manifestations, communication skills, PECS cards.

Расстройство аутистического спектра — проблема, которая с каждым годом становится все шире, охватывая все большее количество детей. Как отмечают А. В. Хаустов, М. А. Шумских (2023), «общая численность обучающихся в России детей с диагнозом «РАС» в 2022 году, по сравнению с 2021 годом, увеличилась на 17 %» [5]. Ежегодный рост этих показателей во многом обусловлен более пристальным вниманием к проблеме РАС со стороны научного мира в последние годы и ее более детальным изучением.

Термин «аутизм» в начале ХХ века ввёл в научный обиход швейцарский психиатр Э. Блейлер (2018), понимая под ним «преобладание внутренней жизни, сопровождающееся активным уходом из внешнего мира» [1]. Что же касается понятия «расстройство аутистического спектра» (РАС) — это более широкий термин, который включает в себя аутизм (или синдром Каннера), детское дезинтегративное расстройство, атипичный аутизм, синдром Аспергера, синдром Ретта. В клинических рекомендациях «Расстройства аутистического спектра — 2020», утвержденных Минздравом РФ, под РАС понимается «клинически разнородная группа расстройств психологического развития, характеризующаяся качественными отклонениями в социальном взаимодействии и способах общения, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий. Эти качественные аномалии являются общими чертами функционирования индивида во всех ситуациях и могут значительно различаться по степени выраженности» [2].

Для постановки диагноза РАС в России на основании Международной классификации болезней (МКБ-10) необходимо наличие шести симптомов из диагностического списка проявлений РАС (рисунок 1), включающего три основных синдрома:

– нарушение социального взаимодействия;

– нарушение в коммуникации;

– наличие ограниченных и повторяющихся стереотипных шаблонов в поведении, интересах, деятельности.

Диагностический список проявления РАС [2]

Рис. 1. Диагностический список проявления РАС [2]

При этом абсолютно все исследователи расстройств аутистического спектра отмечают, что его проблема тесно связана с проблемой общения. Так по утверждению И. И. Мамайчук (2007), «нарушения речи отражают основную специфику аутизма, а именно несформированность коммуникативного поведения. У детей с аутизмом нарушено развитие коммуникативной функции речи. Независимо от времени появления речи, уровня ее развития, ребенок не использует речь как средство общения» [3].

Между тем с первых дней своей жизни человек испытывает ярко выраженную потребность в коммуникации, взаимодействии с окружающей его действительностью: различными людьми, миром природы и миром вещей, позволяющих ему полноценно развиваться, познавать мир во всем его многообразии и становиться его частью. Таким образом, для того чтобы ребенок, имеющий диагноз «расстройство аутистического спектра», имел возможность преодолеть ключевые дефициты в области социального взаимодействия, необходимо сформировать у него основы коммуникативных навыков: научить конструктивному общению с окружающими. Для этих целей могут быть использованы разнообразные методики, применяемые в отечественной и зарубежной практике и в той или иной степени нашедшие своих последователей и доказавшие свою эффективность. Как показала наша практика, одной из наиболее эффективных методик в этом плане выступает методика с применением карточек PECS. Здесь следует оговориться, что данная методика используется, главным образом, не на занятиях ребенка с педагогом-дефектологом, а в его повседневной жизни и различных бытовых ситуациях. Педагог-дефектолог здесь выступает инициатором использования методики: предлагает ее родителям, подробно рассказывает об особенностях ее применения, знакомит с методологической основной, иллюстрирует азы использования.

Данная методика была разработана в конце 1980-х годов доктором Эндрю Бонди и описана в его книге в соавторстве Лори Фрост [4]. PECS — это аббревиатура слов Picture Exchange Communication System, что в переводе с английского означает коммуникационная система обмена изображениями.

Как было отмечено выше, дети, имеющие расстройства аутистического спектра, не могут выстроить прямого контакта с окружающими, выразить свои мысли, просьбы и беспокойства. Карточки PECS помогают им в этом процессе, постепенно развивая навыки коммуникативного взаимодействия.

Суть метода заключается в том, что ребенок при необходимости им сформулировать какую-то мысль, выразить просьбу, ответить на вопрос собеседника и т. д. использует карточку с подходящим изображением и подписью. Эту карточку он дает собеседнику (взрослому), а тот, в свою очередь, проговаривает ее и выполняет ответное действие (дает ребенку то, что он просит, отвечает на вопрос и т. д.). Таким образом, ребенок запоминает, как словами выражается то или иное действие или предмет, учится правильно подбирать карточку в соответствии со своими потребностями, наконец, начинает понимать обращенную к нему речь и просьбы и, наконец, самостоятельно вербально формулировать свои мысли.

Важно отметить, что главный принцип использования карточек PECS заключается в том, что дети не просто заменяют устную речь картинками, а осуществляют с их помощью определенный порядок действий: они находят нужное изображение, подходят ко второму участнику коммуникации, отдают ему карточку и получают в обмен на нее реальный предмет или инициируют со стороны собеседника какое-либо действие.

Сам процесс применения карточек PECS рекомендуется вводить в несколько этапов.

На первом этапе ребенок знакомится с карточками «Да» и «Нет» и их смысловым значением. Выбирает их при выстраивании вопросно-ответной коммуникации. При этом принципиально важным является момент, что если ребенок уже знаком со значением данных слов, может их произнести или показать жестом, то использовать их не нужно, т. к. они могут способствовать коммуникативному регрессу (откату назад уже сформировавшихся коммуникативных навыков ребенка).

На втором этапе вводятся мотивационные карточки-предметы и карточки-действия. На этих карточках могут быть изображены различные любимые ребенком сладости, а также любимые занятия (езда на велосипеде, качание на качели, игра в конструктор и т. д.). Ребенку показывается одна из карточек с вопросом: «Хочешь?» или «Любишь?». При положительном ответе ребенка ему передается карточка и проговаривается то, что на ней изображено, например: «Ты любишь мороженое». Работа на данном этапе продолжается до тех пор, пока ребенок не попытается назвать словами желаемый предмет или действие.

Также ребенок сам может показать карточку, чтобы выразить свое желание или потребность (например, показать собеседнику стакан воды на его вопрос: «Что ты хочешь?», песочницу — на вопрос: «Чем ты хотел бы позаниматься?»).

На третьем этапе ребенку представляются карточки с различными действиями, включающими какой-то последовательный процесс, например, его распорядок дня. Эти карточки расположены в определенной последовательности (например, подъем — посещение туалета — умывание — чистка зубов — вытирание рук полотенцем — одевание и т. д.). При использовании данных карточек можно попросить ребенка разложить их в нужной последовательности, выбрать какую-то конкретную карточку при ответе на конкретный вопрос (например, что ты делаешь перед тем, как идти умываться?).

Кроме того, здесь же могут быть введены карточки с различными локациями (парк, магазин, игровая площадка, дом бабушки и т. д.). Они могут быть использованы, чтобы оповестить ребенка о месте, куда родители собираются отвезти его. Или для того, чтобы ребенок сам мог выразить желание посетить то или иное место.

На четвертом этапе в работу вводятся различные карточки, обозначающие признаки предметов (цвет, количество, размер). Таким образом, ребенок может формулировать свои мысли более детально.

Каждый новый этап начинается тогда, когда ребенок научился активно использовать в своем взаимодействии с окружающими карточки из предыдущего этапа, умеет сопоставлять изображение карточки с его звучанием.

При использовании карточек количество их не ограничивается и может быть различным. Однако начинать рекомендуется с карточек «Да» и «Нет», а также небольшого количества мотивационных карточек, иллюстрирующих наиболее любимые предметы и занятия ребенка. Постепенно количество их увеличивается и может быть разделено по темам (например, расписание дня, одежда и т. д.).

При создании карточек рекомендуется использовать фотографии из жизни самого ребенка, т. к. они представляют более реалистичное изображение и ребенку легче идентифицировать его. Кроме того, значительное количество детей с расстройством аутистического спектра проявляют консерватизм во многих вещах и могут просто не среагировать на карточку (так, например, если ребенок предпочитает только шоколадное мороженое в стаканчике, он может не обратить внимание, если на карточке будет изображено мороженое на палочке или сливочный пломбир в стаканчике).

Как показывает практика, применение карточек PECS обладает следующими преимуществами:

  1. Они помогают достаточно быстро и конструктивно выстроить коммуникацию между ребенком с РАС и окружающими, сделать общение для ребенка более доступным;
  2. Карточки помогают ребенку самому инициировать взаимодействие, побуждают их к формулированию своих желаний и потребностей и донесению их до адресата;
  3. Разнообразие карточек и возможность самостоятельно подготовить их, исходя из индивидуальностей ребенка, помогают организовать процесс общения более целенаправленно, избегая недопонимания со стороны сторон коммуникации;
  4. Использование карточек легко усваивается детьми с РАС, для многих из которых характерны слуховые нарушения и отсутствие навыков вербально воспринимать информацию;
  5. Несмотря на то, что Э. Бонди и Л. Фрост достаточно подробно описан алгоритм использования карточек, данная методика достаточно мобильная и может быть модифицирована под индивидуальные особенности ребенка.

При этом важно отметить, что при использовании карточек PECS родителями должны быть учтены следующие принципы:

  1. Использование карточек таким образом, чтобы избежать многозначность их трактовки (важно, чтобы ребенок точно и четко понимал, что изображено на карточке). Поэтому, как было отмечено выше, целесообразнее использовать фото вместо картинок;
  2. Возможность доступа ребенка к карточкам в любое время (необходимо понимать, что, убирая альбом с карточками в недоступное для ребенка место родители тем самым словно решают его возможности общаться);
  3. Понимание того, что карточки — это лишь начальный этап коммуникации и если ребенок усвоил какую-то часть из них (например, научился произносить слово «мороженое»), то карточку следует убрать из альбома, тем самым провоцируя ребенка на вербальную коммуникацию.

В заключение следует отметить, что в своей работе я достаточно часто знакомлю родителей с методикой применения карточек PECS и рекомендую их использование в быту. И, как показывает практика, среди тех семей, где эта методика применяется, коммуникативные навыки детей с РАС формируются намного активнее, чем среди тех детей, формирование коммуникативных навыков которых ограничено лишь занятиями с педагогом-дефектологом.

Литература:

  1. Блейлер Э. Аутистическое мышление. Аффективность. Внушение. Паранойя / пер. с нем. и предисл. д-ра Я. М. Когана. М.: Алеф-Пресс, 2018. 214 с.
  2. Клинические рекомендации Расстройства аутистического спектра. URL: https://autism-frc.ru/system/articles/files/000/000/341/original/клинические_рекомендации_2020.pdf?1616665126.
  3. Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. СПб.: Речь, 2007. 288 с.
  4. Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS. М.: Теревинф, 2011. 416 с.
  5. Хаустов А. В., Шумских М. А. Тенденции включения детей с РАС в систему общего образования: результаты Всероссийского мониторинга // Аутизм и нарушения развития. 2023. Том 21. № 3. С. 5–17.
Основные термины (генерируются автоматически): PECS, ребенок, карточка, ASD, использование карточек, методика, РАСА, расстройство, социальное взаимодействие, спектр.


Похожие статьи

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра

В статье автор рассматривает особенности коммуникативных навыков детей с расстройством аутистического спектра (РАС) и раскрывает особенности коррекционно-воспитательной работы по формированию и развитию коммуникативных навыков. Также в статье охаракт...

Роль нейропсихологии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра

Статья посвящена роли нейропсихологии в работе с детьми, страдающими расстройством аутистического спектра. В статье рассматриваются возможности применения нейропсихологической коррекции у детей с расстройством аутистического спектра. Также в статье о...

Развитие двигательной сферы дошкольников с расстройством аутистического спектра на игровых занятиях

В статье рассматривается специфика формирования двигательной сферы у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Приводятся результаты диагностического исследования моторики у детей с РАС, на основании, которого была разработана специальная ...

Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены: особенности формирования поведенческого компонента коммуникативной компетенции у дошкольников с РАС через включение в разнообразные виды детской деятельности, определенные ФГОС ДО. Обозначена ключевая роль эмоциональной п...

Особенности ольфакторного восприятия лиц с расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью

В статье представлен опыт проведения исследования особенностей ольфакторного (обонятельного) восприятия у лиц с различными ментальными нарушениями (расстройством аутистического спектра и легкой степени умственной отсталости). Представлены результаты ...

Исследование особенностей экспрессивной речи у дошкольников с расстройством аутистического спектра

В статье представлены теоретические аспекты исследования особенностей экспрессивной речи у дошкольников с расстройством аутистического спектра. В результате данного исследования был выявлен уровень сформированности экспрессивной речи дошкольников с р...

Формирование коммуникативной компетенции как средство социализации учащихся с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматривается возможность использования театрализованной деятельности в образовательном процессе с учащимися с расстройством аутистического спектра для формирования коммуникативной компетенции с рамках принципа инклюзии. Рассмотрены особен...

Специфика коммуникативных навыков младших школьников с расстройствами аутистического спектра

В статье автор исследует специфику коммуникативных навыков младших школьников с расстройствами аутистического спектра (РАС). Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что дети с РАС демонстрируют особые характеристики и низкий уровень ...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматривается значение комплексной психолого-педагогической поддержки детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Признавая разнообразие проблем, с которыми сталкиваются эти дети, в статье описываются стратегии понимания эмоционал...

Система коррекционно-логопедической работы по формированию потребности в речевом общении у детей с расстройствами аутистического спектра

Официальная статистика говорит о том, что в последнее время значительно выросло количество детей с расстройствами аутистического спектра. В данной статье рассматриваются варианты формирования потребности в речевом общении у таких детей, их включение ...

Похожие статьи

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра

В статье автор рассматривает особенности коммуникативных навыков детей с расстройством аутистического спектра (РАС) и раскрывает особенности коррекционно-воспитательной работы по формированию и развитию коммуникативных навыков. Также в статье охаракт...

Роль нейропсихологии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра

Статья посвящена роли нейропсихологии в работе с детьми, страдающими расстройством аутистического спектра. В статье рассматриваются возможности применения нейропсихологической коррекции у детей с расстройством аутистического спектра. Также в статье о...

Развитие двигательной сферы дошкольников с расстройством аутистического спектра на игровых занятиях

В статье рассматривается специфика формирования двигательной сферы у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Приводятся результаты диагностического исследования моторики у детей с РАС, на основании, которого была разработана специальная ...

Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены: особенности формирования поведенческого компонента коммуникативной компетенции у дошкольников с РАС через включение в разнообразные виды детской деятельности, определенные ФГОС ДО. Обозначена ключевая роль эмоциональной п...

Особенности ольфакторного восприятия лиц с расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью

В статье представлен опыт проведения исследования особенностей ольфакторного (обонятельного) восприятия у лиц с различными ментальными нарушениями (расстройством аутистического спектра и легкой степени умственной отсталости). Представлены результаты ...

Исследование особенностей экспрессивной речи у дошкольников с расстройством аутистического спектра

В статье представлены теоретические аспекты исследования особенностей экспрессивной речи у дошкольников с расстройством аутистического спектра. В результате данного исследования был выявлен уровень сформированности экспрессивной речи дошкольников с р...

Формирование коммуникативной компетенции как средство социализации учащихся с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматривается возможность использования театрализованной деятельности в образовательном процессе с учащимися с расстройством аутистического спектра для формирования коммуникативной компетенции с рамках принципа инклюзии. Рассмотрены особен...

Специфика коммуникативных навыков младших школьников с расстройствами аутистического спектра

В статье автор исследует специфику коммуникативных навыков младших школьников с расстройствами аутистического спектра (РАС). Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что дети с РАС демонстрируют особые характеристики и низкий уровень ...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматривается значение комплексной психолого-педагогической поддержки детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Признавая разнообразие проблем, с которыми сталкиваются эти дети, в статье описываются стратегии понимания эмоционал...

Система коррекционно-логопедической работы по формированию потребности в речевом общении у детей с расстройствами аутистического спектра

Официальная статистика говорит о том, что в последнее время значительно выросло количество детей с расстройствами аутистического спектра. В данной статье рассматриваются варианты формирования потребности в речевом общении у таких детей, их включение ...

Задать вопрос