Концепция нейросетевого администрирования налогов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №41 (540) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 15.10.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Мустаева, М. А. Концепция нейросетевого администрирования налогов / М. А. Мустаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 41 (540). — URL: https://moluch.ru/archive/540/118148/ (дата обращения: 16.10.2024).

Препринт статьи



Концепция нейросетевого администрирования налогов

В статье проведен анализ современного состояния концепции администрирования налогов с точки зрения цифровой трансформации общества. Обозначены ключевые элементы концепции. Рассмотрено место искусственного интеллекта в налоговых правоотношениях, в частности, при реализации концепции налогового администрирования.

Ключевые слова: концепция налогового администрирования, искусственный интеллект, нейросеть, субъект правоотношения, правосубъектность.

The article analyzes the current state of the concept of tax administration from the point of view of the digital transformation of society. The key elements of the concept are outlined. The place of artificial intelligence in tax relations, in particular in the implementation of the concept of tax administration, is considered.

Keywords: the concept of tax administration, artificial intelligence, neural network, subject of legal relations, legal personality.

На сегодняшний день среди глобальных вызовов перед человечеством стоит вопрос об оптимизации применения искусственного интеллекта в различных сферах жизни общества. В частности, данный вопрос касается нейросетевого программирования. В контексте настоящей работы категории «нейросеть» и «искусственный интеллект» будут рассматриваться как синонимы.

В последние несколько лет этот вопрос достиг высшей точки актуальности в связи с тем, что нейросети смогли продемонстрировать высокий уровень обучаемости и профпригодности. Некоторые программные решения смогли сдать национальные экзамены в различных странах и получить квалификацию по той или иной профессии [10].

Нейросети как инструмент аналитики, прогнозирования применяются и в деятельности органов государственной власти, в том числе в сфере налогового администрирования. К примеру, нейросети продемонстрировали свою эффективность в аналитике схем обхода от уплаты НДС и выявлении недобросовестных контрагентов [7].

Однако в силу неумолимого научно-технического прогресса, нейросети с невероятной скоростью приобретают новые полезные свойства, которые могут применяться в сфере налогового администрирования. Тем не менее, этот процесс не может и не должен быть архаичным. Систематизация знаний о новациях в налоговом администрировании — залог успешного практического применения достижений науки в данной области государственного регулирования. В связи с этим имеется явная необходимость в проработке концепции нейросетевого налогового администрирования.

Сперва необходимо установить понятийно-категориальный аппарат. Начать следует с технической стороны вопроса.

Искусственный интеллект воплощает в себе совокупность технологий, готовых решать проблемы, которые до сих пор находились исключительно в сфере человеческого познания. Названный «искусственной интеллектуальной системой» или «системой искусственного интеллекта», он обладает признаками адаптивности (наученности) и автономности (самостоятельности в принятии допустимых решений).

Адаптивность наделяет системы искусственного интеллекта способностью выполнять задачи, не определенные заранее, позволяя быстро реагировать на меняющиеся параметры и новые потоки данных.

Автономность наделяет эти системы способностью выполнять функции без внешнего контроля, тем самым работая независимо в рамках предписанных параметров.

Дополнительные определяющие атрибуты ИИ включают реализацию плодов его деятельности либо в материальной, либо в виртуальной сферах. Сам по себе ИИ взаимодействует с физическим миром посредством сенсорных датчиков и исполнительных механизмов, в то время как в виртуальной среде действуют алгоритмические параметры [5, c. 48]. Важно понимать, что человек взаимодействует с цифровыми носителями информации посредством преобразователей цифровой информации в аналоговую (устройства вывода). Сам по себе человек не способен достаточно быстро анализировать двоичный код, поэтому вместо него это делает автоматизированная система. В отличие от человека, ИИ способен воспринимать информацию на логическом уровне.

Переходя к юридическому аспекту обозначенной проблемы, следует обозначить, что по мнению И. Б. Романовой, налоговое администрирование — это «система управления налоговыми отношениями в государстве, функционирующая на основе законодательной деятельности налоговых органов на всех уровнях» [9, c. 4].

И. А. Майбуров же, в свою очередь, определяет налоговое администрирование как «процесс управления налоговым производством, реализуемый налоговыми органами и иными органами (налоговыми администрациями), обладающими определенными властными полномочиями в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов» [6, c. 78].

Исходя из анализа вышеизложенных дефиниций, можно сделать вывод о том, что налоговое администрирование сводится к трём ключевым факторам (элементам): субъект, объект и средства. По-нашему мнению, концепция нейросетевого администрирования налогов должна основываться на описании и систематизации именно этих ключевых компонентов.

1. Субъект. Для целей настоящего исследования в субъектном составе нейросетевого налогового администрирования следует, в первую очередь, рассматривать классических субъектов налоговых правоотношений. К таковым принято относить, в соответствии со ст. 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ),

1) физические и юридические лица (резиденты или налоговые агенты);

2) налоговые органы (далее — ФНС);

3) таможенные органы [8].

Однако достаточно дискуссионным является вопрос о правосубъектности нейросетей. Данная проблема вызвана отсутствием законодательно установленной дефиниции «нейросеть» или «искусственный интеллект. Нет какой-либо положительной практики и за рубежом, так как иностранное законодательство только совершает первые шаги в данной области.

Например, Национальная стратегия Сингапура в области искусственного интеллекта предлагает широкое определение: «искусственный интеллект подразумевает управляемую компьютером эмуляцию когнитивных способностей человека» [12].

Между тем, Базовый закон Японии от 14.12.2016 № 103 «Об улучшении использования данных публичного и частного секторов» дает более ёмкое определение: «технологии, связанные с искусственным интеллектом, — это методологии, облегчающие выполнение когнитивных функций, таких как обучение, логический вывод и суждение, материализованный искусственным путем» [2].

Однако данные определения не отвечают на вопрос: «Является ли искусственный интеллект субъектом правоотношений?»

Аналогичные пробелы заметны и в правовой базе нашей страны. Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 № 490 (ред. от 15.02.2024) «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года») подчеркивает необходимость скорейшего прогресса в технологиях машинного обучения и сопутствующих научных исследованиях [11]. Впервые искусственный интеллект определяется следующим образом: «искусственный интеллект — комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые с результатами интеллектуальной деятельности человека или превосходящие их». К сожалению, это определение, хотя и уместно в применении, умалчивает о взаимодействии между искусственным интеллектом и налоговым правом, не говоря уже о правосубъектности в данной области.

Наиболее детально данный вопрос регулируется гражданским законодательством, которое, хотя и не применимо для налоговых правоотношений, но может стать ориентиром для правового толкования в условиях законодательного вакуума. Примером может стать ст. 1261 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой нейросеть может быть приравнена к программе для ЭВМ [4].

Иными словами, в современной правоприменительной практике, в соответствии с национальным законодательством, искусственный интеллект принимает облик инструмента, созданного человеком. В связи с этим на сегодняшний день нет необходимости во включении в ст. 9 НК РФ нового субъекта налоговых правоотношений — нейросети или искусственного интеллекта.

2. Объект. В контексте настоящей работы объектом нейросетевого администрирования налогов являются «реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога» (ст. 38 НК РФ).

Нейросети, как инструмент сотрудников ФНС, может применяться для обнаружения, исчисления и учёта данных объектов. Нейросеть способна проводить быструю аналитику больших баз данных, основанных на аккумуляции буквенно-цифровых значений. Однако достаточно скептически следует относиться к возможности принятия тех или иных юридически значимых решений нейросетью. Возможно, искусственному интеллекту могут быть делегированы примитивные действия: вызов свидетеля (ст. 90 НК РФ), извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки (ст. 101 НК РФ), проверка правильности заполнения налоговой декларации (ст. 80 НК РФ) и др.

3. Средства. Анализируя вышеизложенные тезисы, можно заключить, что на сегодняшний день нейросеть, в рамках нейросетевого администрирования налогов, может быть отнесена исключительно к средствам (инструментам), которые применяются сотрудниками ФНС.

Таким образом, нейросетевое администрирование налогов — это система взаимосвязанных, направленных на регулирование правоотношений в области исчисления и уплаты налогов и сборов в рамках действующей налоговой системы, мероприятий, связанных с применением компетентными органами исполнительной власти технологий искусственного интеллекта.

В современном российском законодательстве до конца не решён вопрос о правосубъектности нейросетей в каких-либо отраслях российского права. До тех пор, пока этот вопрос не будет урегулирован окончательно, на наш взгляд, искусственный интеллект необходимо рассматривать исключительно с точки зрения средства (инструмента) администрирования налогов. Именно данный тезис должен лежать в основе любой концепции нейросетевого администрирования налогов как основа для определения границ применимости нейросетей.

При этом в перспективе возможно законодательное закрепление «квазисубъекта» налоговых правоотношений в лице нейросети, которая может принимать юридически значимые решения при рассмотрении ограниченного круга вопросов. Однако, на сегодняшний день, нет каких-либо законодательных примеров подобной практики, в связи с чем данный тезис требует детального и поступательного осмысления.

Литература:

  1. Базовый закон Японии от 14 декабря 2016 г. № 103 «Об улучшении использования данных публичного и частного секторов» / Basic Act on the Advancement of Public and Private Sector Data Utilization № 103 of December 14, 2016. — URL: https://www.japaneselawtranslation.go.jp/en/laws/view/2975 (дата обращения: 02.03.2024). — Режим доступа: свобод.
  2. Бурнышева Л. В., Львова И. Г. Субъекты налоговых правоотношений // Сибирское юридическое обозрение. — 2019. — Т. 16. — № 2. — С. 228–233.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 30.01.2024) // СПС «КонсультантПлюс».
  4. Душкин Р. В. Искусственный интеллект. — М.: ДМК Пресс, 2019. — 279 с.
  5. Майбуров И.А Налоги и налогообложение: учеб. для студентов вузов — под ред. 5-е изд., перер. и доп. — ЮНИТИ, 2012. — 519 с.
  6. Налоговая использует технологии искусственного интеллекта для выявления неплательщиков НДС. [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба: офиц. сайт. — Обновляется в течение суток. — https://www.nalog.gov.ru/rn25/news/activities_fts/12371690/ (дата обращения: 29.09.2024). — Режим доступа: свобод.
  7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 08.08.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.09.2024) // СПС «КонсультантПлюс».
  8. Романова И. Б. Налоговое администрирование: учеб. пособие. — Ульяновск: УлГУ, 2018. — 54 с.
  9. Российский чат-бот GigaChat сдал экзамен на врача на четверку. Нейросеть прошла шестилетний курс обучения всего за 6 месяцев [Электронный ресурс] // rbc news: сайт. — Обновляется в течение суток. — https://www.rbc.ru/life/news/65cc70d19a79476730f969be (дата обращения: 29.09.2024). — Режим доступа: свобод.
  10. Указ Президента РФ от 10.10.2019 № 490 (ред. от 15.02.2024) «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года») // СПС «КонсультантПлюс».
  11. National Artificial Intelligence Strategy / Smart Nation Singapore. — URL: https://www.smartnation.gov.sg/why-SmartNation/NationalAIStrategy (дата обращения: 02.10.2024). — Режим доступа: свобод.


Задать вопрос