В статье обосновывается необходимость использования специальных упражнений для совершенствования технико-тактических действий студентов по мини-футболу.
Ключевые слова:студенты, мини-футбол, значимость, эффективность, технико-тактические действия.
Введение. В 2006 и 2010 гг. в г. Ташкенте проводились чемпионаты Азии по мини-футболу, где национальная сборная Республики Узбекистан заняла II место. В республике проводятся чемпионат страны, розыгрыш кубка для команд высшей и первой лиг. В любительской лиге участвуют студенты Ташкентского университета информационных технологий, Ташкентского автодорожного института, во внеучебное время, которые рассматривают игру в мини-футбол как средство сохранения и улучшения здоровья. Следует отметить, что проблема здоровья студенческой молодежи является весьма актуальной. Исследованиями многочисленных авторов доказано, что спортивные игры используются как средство общей физической подготовки. К ним относится: волейбол, баскетбол, настольный теннис, футбол, способствующие развитию подвижности в суставах, улучшению вентиляции легких, обеспечивают ликвидацию застойных явлений в мышцах после статических поз и напряжений, активизирует работу сердечно-сосудистой системы [1,2,3,4].
Важно отметить, что такая спортивная игра пользующаяся особой популярностью у студенческой молодежи как мини-футбол не нашла достойного изучения в методической литературе.
В то же время необходимо учитывать располагающие к игре климатические условия, национальные особенности, материально-техническую обеспеченность учебных заведений к развитию мини-футбола.
Выявилось противоречие между традиционной системой физического воспитания студентов, направленная на выполнение тестов по физической подготовленности и мотивацией их к занятиям физическими упражнениями.
В соответствии с изложенным весьма актуальной является проблема обоснования использования средств мини-футбола в образовательном процессе по физическому воспитанию студенческой молодежи.
Цель исследования: моделирование специальных упражнений для обучения и совершенствования технико-тактических действий студентов по мини-футболу.
Задачи исследования: определить количество выполняемых ТТД студентов в процессе игровой деятельности в мини-футбол; выявить наиболее значимые ТТД; определить эффективность выполнения ТТД.
Методы исследования: педагогические наблюдения за игровой деятельностью на специальном бланке; регистрация ТТД в ходе просмотра видеозаписей матчей любительской лиги; статистическая обработка материала с применением программыWindows Excel.
Организация исследования: Вконстатирующем педагогическом эксперименте участвовали студенты второго курса Ташкентского университета информационн?х технологий участвующих в чемпионате любительской лиги по мини-футболу среди 20 команд г.Ташкента.
Результаты исследования. Полученные результаты педагогического исследования на основе комплексного инструментария, дополняют существующие теоретические концепции в плане моделирования спортивно-ориентированного физического воспитания студентов. Спортивно-оздоровительные занятия мини-футболом не только выходят на уровень теоретических знаний, практических умений и навыков, но и посредством расширения представления о здоровом образе жизни, способствуют формированию готовности студентов к здоровьесберегающей физкультурной деятельности. Доказана необходимость применения средств мини-футбола в годичном образовательном цикле на основе втягивающего, предсоревновательного, восстанавливающего микроциклов и соревновательного макроцикла с учетом индивидуальных особенностей на базе данных характеристик соревновательной деятельности (с использованием видеозаписей, педагогических наблюдений способствующих оптимизации учебного процесса по физическому воспитанию). Участие в соревнованиях любительской лиги повышают мотивацию, формируют устойчивую потребность в систематических занятиях спортом, обеспечивающие улучшение и сохранение здоровья. Определено, что моделирование спортивно-ориентированного физического воспитания на основе мини-футбола является эффективным средством здоровьеформирующей технологии.
Анализ показателей соревновательной деятельности студентов по мини-футболу
По мнению авторов [3] физическое воспитание в вузе направлено на обеспечение максимального профессионально-прикладного эффекта для развития предприимчивости, оригинального мышления, настойчивости, честолюбия, способности идти на риск.
Для улучшения содержания учебно-воспитательного процесса важное значение имеет сближение субъективных желаний и целей студентов с объективно поставленными задачами физического воспитания.
Анализ спортивно-методической литературы показал, чтов процессе физического воспитания студентов используются спортивные игры [1].
В свою очередь отсутствие параметров соревновательной деятельности студентов по мини-футболу вызывает затруднения по использованию специальных упражнений по обучению и совершенствованию технических приемов и тактических действий, что свидетельствует об актуальности поднятого вопроса. Для определения значимости отдельных технико-тактических действий были использованы педагогические наблюдения. Где на специальном бланке фиксировались: передачи мяча, отбор мяча, ввод мяча с аута, угловые удары, удары головой.
В таблице1 приводятся параметры значимости ТТД по мини-футболу в процессе соревновательной деятельности студентов. По значимости на первом месте тактическое действие передача мяча (48 %), втором отбор мяча (17 %), далее обводка соперника (8 %), удары по воротам (8 %), ввод мяча с аута (8 %).
По количеству ТТД студенты больше, чем другие действия выполняют передачи мяча (Х=41,1± 14,5), отбор мяча (Х= 14,3 ± 7,3), ввод мяча с аута (Х= 6,8 ± 3,1) и обводку соперника (Х= 6,8 ± 3,5). В целом за матч в среднем студент в процессе игровой деятельности выполняет (Χ = 85,5 ± 18,4)действия. За матч выполняется 1007 ТТД. Если сравнивать с футболом то получается, что в мини-футболе ТТД на уровне студенческих команд используется значительно больше. Известно, что в командах высшей лиги в Республики Узбекистан за матч выполняют от 600–700 ТТД. Важно отметить высокий коэффициент вариаций в среднем (Χ=21.5 %) Что свидетельствует о разной технической подготовленности студентов. По рангу влияния следующая последовательность: большой ранг влияния имеет отбор мяча — 9, передача мяча — 8.
Регистрация положительных и отрицательных ТТД в процессе игровой деятельности позволило определить эффективность, как каждого тактического действия, так и в целом качество исполнения их в ходе соревнования в рамках любительской лиги.
В таблице 2 приводятся параметры эффективности соревновательной деятельности студентов. Наибольший показатель эффективности у студента Б-в А. (92,6 %), наименьший у студента С-в Ф. (67,4 %). В среднем эффективность составила (Х=76,5 ± 8,4 %). Из 12 игроков у 5 (41,6 %) студентов эффективность вышесредней величины. Во всех параметрах очень высокий процент разброса (V от 43,3 до 85 %). В основном по значимости тактическом действии передача мяча эффективность составила (Х= 33,7 ± 13,7 %) при очень высоком проценте вариации (V= 41 %); в отборе мяча эффективность составила (Х= 6,3±2,8 %). Как видно из приведенных данных в тактических действиях выявлен не высокий процент эффективности, что говорит о необходимости использования специальных упражнений направленных на повышение их качества.
Изложенное позволяет проектировать специальные упражнения обеспечивающие повышение эффективности ТТД:
- средства должны состоять из игровых действий, где в основу положено тактическое действие, передача мяча то-есть совершенствовать взаимодействия игроков в парах, тройках, четверках, как в начале, так и в продолжении и завершении атакующих действий;
- средства, способствующие улучшению отбора мяча, обводку соперника, остановку мяча.
Исследование показало, что игра в мини-футбол проходит в жестких условиях противодействия, отсюда должны подбираться специальные упражнения, содержащие игровые ситуации, где в основе лежит использование сопряженного метода.
Выводы. В образовательном процессе по спортивно-ориентированному физическому воспитанию студентов на основе использования средств мини-футбола необходимо применять специальные упражнения содержащие элементы соревновательного характера: направленные на совершенствование индивидуальных, групповых, командных ТТД; отбора мяча, обводку соперника, удары по воротам и введение мяча из аута. Такой подход к содержанию учебного процесса с использованием средств по мини-футболу способствует повышению эффективности спортивно — ориентированного физического воспитания студентов.
При конструировании программы спортивно-ориентированного физического воспитания студентов средствами мини-футбола важно использовать специальные упражнения, развивающие как физические качества, так и направленные на совершенствование технико-тактических действий, на основе использования сопряженного метода. Моделирование спортивно-ориентированного физического воспитания студентов на основе средств мини-футбола представляет собой многоуровневую систему возрастающих по сложности, направленности воздействия физических упражнений в процессе втягивающего, предсоревновательного, восстановительного микроциклов и соревновательного макроциклов, а также разработанную систему рейтинговой оценки физической, технико-тактической, двигательной подготовленности.
Определено, что практические занятия по мини — футболу направленные на совершенствование функции зрительного анализатора обеспечивает быстрое освоение широкого диапазона меняющейся ситуации в процессе непосредственной борьбы со спортивным противником. У студентов занимающихся мини-футболом развивается быстрота и способность к внезапным действиям. Физиологическая нагрузка игровой деятельности носит переменный характер, но в целом оказывается довольно значительной. В тоже время эмоции, вызванные соревновательной деятельностью, требуют специального регулирования, поскольку они значительно усиливают физическую нагрузку на организм. Кроме того она позволяет совершенствовать мышечное чувство, устойчивость и распределение внимания, увеличивает зону периферического зрения, которое необходимы во многих видах трудовой деятельности.
Таблица 1
Значимость технико-тактических действий по мини-футболу в процессе игровой деятельности студентов
№ |
Ф. И. О. |
Передачи мяча |
Обводка соперника |
Удары по воротам |
Остановка мяча |
Отбор мяча |
Ввод мяча из аута |
Угловые удары |
Удары головой |
Всего действий (кол-во) |
||||||||
Кол-во |
Знач. |
Кол-во |
Знач. |
Кол-во |
Знач. |
Кол-во |
Знач. |
Кол-во |
Знач. |
Кол-во |
Знач. |
Кол-во |
Знач. |
Кол-во |
Знач. |
|||
1 |
Х-в Р. |
56 |
58,3 |
3 |
3,1 |
4 |
4,1 |
9 |
9,3 |
18 |
18,7 |
4 |
4,1 |
1 |
1,04 |
1 |
1,04 |
96 |
2 |
О-в М. |
31 |
35,2 |
14 |
15,9 |
6 |
6,8 |
9 |
10,3 |
8 |
9,1 |
13 |
14,7 |
7 |
7,9 |
88 |
||
3 |
А-в У. |
34 |
50,7 |
6 |
8,9 |
8 |
11,9 |
2 |
2,9 |
12 |
17,9 |
4 |
5,9 |
1 |
1,4 |
67 |
||
4 |
Ю-в А. |
32 |
41,5 |
4 |
5,2 |
7 |
9,1 |
3 |
3,8 |
21 |
31,4 |
9 |
11,7 |
1 |
1,3 |
77 |
||
5 |
Д-в Г. |
73 |
54,8 |
10 |
7,5 |
3 |
2,3 |
14 |
10,5 |
29 |
21,9 |
4 |
3 |
133 |
||||
6 |
Б-в А. |
59 |
62,1 |
10 |
10,5 |
7 |
7,3 |
9 |
9,5 |
4 |
4,2 |
3 |
3,1 |
3 |
3,1 |
95 |
||
7 |
С-в С. |
41 |
53,2 |
6 |
7,8 |
9 |
11,6 |
5 |
6,4 |
4 |
5,2 |
9 |
11,7 |
3 |
3,8 |
77 |
||
8 |
Р-о Г. |
43 |
59,7 |
3 |
4,1 |
5 |
6,9 |
1 |
1,4 |
15 |
20,9 |
5 |
6,9 |
72 |
||||
9 |
С-в Ф. |
31 |
37,3 |
9 |
10,8 |
8 |
9,6 |
5 |
6 |
19 |
22,8 |
8 |
9,6 |
2 |
2,4 |
1 |
83 |
|
10 |
А-в Д. |
23 |
28,3 |
9 |
11,1 |
10 |
12,3 |
14 |
17,2 |
17 |
20,9 |
7 |
8,6 |
1 |
1,2 |
81 |
||
11 |
И-в М. |
34 |
47,8 |
5 |
7,04 |
4 |
5,6 |
7 |
9,8 |
10 |
14,08 |
9 |
12,6 |
2 |
2,8 |
71 |
||
12 |
Т-в С. |
36 |
53,7 |
3 |
4,4 |
1 |
1,4 |
7 |
10,4 |
14 |
20,8 |
4 |
5,9 |
2 |
2,9 |
67 |
||
Χ |
Среднеарифм. |
41,1 |
48 |
6,8 |
8 |
6 |
8 |
7 |
7 |
14,3 |
17 |
6,8 |
8 |
2,4 |
2 |
1,3 |
2 |
85,5 |
σ |
Среднеквадрат. |
14,5 |
10,8 |
3,5 |
3,8 |
2,7 |
3,3 |
4,2 |
4,5 |
7,3 |
7,9 |
3,1 |
4,1 |
2,1 |
2,5 |
0,6 |
1,2 |
18,4 |
V, % |
Коэф.вар. |
35 |
22 |
51,8 |
46,5 |
44 |
42 |
59 |
57 |
51 |
46 |
45,4 |
49 |
87 |
89 |
43,3 |
49 |
21 |
tст |
Распр. Стьюд., % |
0,8 |
0,7 |
4,6 |
3,9 |
5,3 |
4 |
4,5 |
4 |
2,2 |
1,8 |
4,6 |
3,8 |
12,7 |
10,7 |
20,5 |
12,9 |
0,4 |
R |
Ранг влияния |
5 |
8 |
6 |
6 |
7 |
6 |
6 |
7 |
7 |
9 |
7 |
7 |
4 |
4 |
2 |
3 |
5 |
Таблица 2
Эффективность технико-тактических действий по мини-футболу в процессе игровой деятельности студентов
№ |
Ф. И. О. |
Передачи мяча (кол-во) |
Обводка соперника (кол-во) |
Удары по воротам (кол-во) |
Остановка мяча (кол-во) |
Отбор мяча (кол-во) |
Ввод мяча из аута (кол-во) |
Угловые удары (кол-во) |
Удары головой (кол-во) |
Всего действий (кол-во) |
Эффективность (%) |
||||||||||
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
= |
|||
1 |
Х-в Р. |
46 |
10 |
3 |
2 |
2 |
9 |
15 |
3 |
4 |
1 |
1 |
81 |
15 |
96 |
84,3 |
|||||
2 |
О-в М. |
24 |
7 |
8 |
6 |
3 |
3 |
6 |
3 |
7 |
1 |
12 |
1 |
5 |
2 |
65 |
23 |
88 |
73,8 |
||
3 |
А-в У. |
27 |
7 |
5 |
1 |
1 |
7 |
2 |
12 |
4 |
1 |
52 |
15 |
67 |
77,6 |
||||||
4 |
Ю-в А. |
24 |
8 |
4 |
1 |
6 |
2 |
1 |
15 |
6 |
8 |
1 |
1 |
55 |
22 |
77 |
71,4 |
||||
5 |
Д-в Г. |
61 |
12 |
10 |
3 |
12 |
2 |
24 |
5 |
3 |
1 |
110 |
23 |
133 |
82,7 |
||||||
6 |
Б-в А. |
52 |
7 |
6 |
4 |
5 |
2 |
8 |
1 |
3 |
1 |
3 |
3 |
88 |
7 |
95 |
92,6 |
||||
7 |
С-в С. |
31 |
10 |
4 |
2 |
4 |
5 |
5 |
4 |
8 |
1 |
1 |
2 |
57 |
20 |
77 |
74 |
||||
8 |
Р-о Г. |
38 |
5 |
3 |
2 |
3 |
1 |
14 |
1 |
5 |
63 |
9 |
72 |
87,5 |
|||||||
9 |
С-в Ф. |
26 |
5 |
7 |
2 |
2 |
6 |
3 |
2 |
16 |
3 |
8 |
1 |
1 |
1 |
56 |
27 |
83 |
67,4 |
||
10 |
А-в Д. |
19 |
4 |
4 |
5 |
4 |
6 |
9 |
5 |
11 |
6 |
7 |
1 |
55 |
26 |
81 |
67,9 |
||||
11 |
И-в М. |
23 |
11 |
4 |
1 |
2 |
2 |
7 |
8 |
2 |
9 |
2 |
48 |
23 |
71 |
67,6 |
|||||
12 |
Т-в С. |
22 |
14 |
3 |
1 |
7 |
10 |
4 |
4 |
2 |
48 |
19 |
67 |
71,6 |
|||||||
Χ |
Среднеарифм. |
33,7 |
7,8 |
5,1 |
3,3 |
2,6 |
4,1 |
5,9 |
1,8 |
11,6 |
3,1 |
6,3 |
1 |
1,8 |
1,7 |
1,3 |
64,8 |
19,1 |
85,5 |
76,5 |
|
σ |
Среднеквадрат. |
13,7 |
2,6 |
2,2 |
2 |
1,3 |
1,9 |
3,4 |
0,8 |
5,8 |
2,1 |
2,8 |
0 |
1,5 |
0,6 |
0,6 |
18,8 |
6,4 |
18,4 |
8,4 |
|
V, % |
Коэф.вар. |
41 |
34 |
44 |
59 |
52 |
47 |
57 |
46 |
50 |
67 |
45 |
0 |
85 |
35 |
43,3 |
29 |
33 |
21,5 |
11 |
|
tст |
Распр. Стьюд., % |
0,9 |
4 |
6,2 |
9,3 |
11,7 |
7,6 |
5,3 |
16,1 |
2,7 |
9,9 |
5,1 |
25 |
16,5 |
17,2 |
20,5 |
0,5 |
1,7 |
0,4 |
0,4 |
|
R |
Ранг влияния |
5 |
6 |
5 |
4 |
5 |
6 |
8 |
4 |
7 |
4 |
7 |
1 |
3 |
3 |
2 |
5 |
8 |
5 |
6 |
Литература:
1. Антропов А. И. Физическое воспитание в вузе с учетом спортивных интересов студентов и этнокультурных традиций: Автореф.дис....канд.пед.наук. — Улан-Удэ, 2006.- 23с.
2. Айрапетьянц Л. Р. Волейбол. / Учебник для вузов Т. ZARQALAM. 2006. — 239с.
3. Дзюба И. П., Шулятьев В. М. Содержание и структура учебно-тренировочного процесса студентов специализации футбол на основе соревновательной деятельности // Теория и практика физической культуры. — 2013. — № 4. — С. 15–19.
4. Пидкастный П. Н., Хайдаров Ж. С., Ахметов Н. К. Игра как средство активизации учебного процесса. // Советская педагогика. 1985. — № 3. — С.32
Обсуждение
Социальные комментарии Cackle