Реакция сердечно-сосудистой системы на соревновательные и тренировочные нагрузки спортсменов по мини-футболу | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №7 (54) июль 2013 г.

Статья просмотрена: 1816 раз

Библиографическое описание:

Кошбахтиев, И. А. Реакция сердечно-сосудистой системы на соревновательные и тренировочные нагрузки спортсменов по мини-футболу / И. А. Кошбахтиев, О. Л. Эрдонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 451-454. — URL: https://moluch.ru/archive/54/7424/ (дата обращения: 16.12.2024).

В статье анализируется реакция ЧСС на соревновательные и тренировочные нагрузки на основе монитора сердечного ритма.

Ключевые слова:частота сердечных сокращений, пульсограмма, соревновательная и тренировочная деятельность.

Для выявления пульсовых режимов игры в мини-футболе было проведено исследование динамики изменения частоты сердечных сокращений на тренировке и в соревновании.

В результате исследования было выявлено, что среднее значение ЧСС на соревнованиях существенно выше тренировочных показателей, хотя в тренировочном процессе спортсмены не только выполняют тренировочные задания, но также играют на результат.

Очевидно, среднее значение ЧСС на соревнованиях выше, чем на тренировке в связи с тем, что спортсмен на соревнованиях находится в определенном психическом состоянии, обусловленном психологической, эмоциональной и стрессовой нагрузками (рис. 1 и 2).

В результате проведенного исследования выявлено, что хотя среднее значение ЧСС на соревнованиях выше, чем на тренировке, однако, максимальные величины, достигаемые на тренировке, выше, чем на соревнованиях. Это объясняется тем, что в ходе тренировочной деятельности осуществляется напряженная работа, связанная с высокой мощностью, которая проявляется в более высоком пульсе, нежели пульсовые нагрузки на соревнованиях. В то же время на соревнованиях спортсмен не может выйти на более высокий пульс, так как смена игроков проходит каждые (5–7 мин.), а в перерывах между сменами игроков спортсмен успевает восстановиться [1, 2].

Анализ полученных графиков пульсограмм тренировочной и соревновательной деятельности (рис.1, рис.2) показал, что кривая пульса в тренировочном процессе спортсменов более ломкая, чаще изменяется, менее стабильна, чем на соревнованиях, хотя значительно ниже по значению. Эта ломкость объясняется, прежде всего, тем, что в тренировочном процессе футболист, отыграв первую пятиминутку или выполнив задание, как бы успокаивается, делает перерыв, во время которого происходит восстановление функций, в то время как на соревнованиях такие паузы недостаточны и не позволяют значительно быстрее понизить ЧСС из-за фактора стресса.

Если в тренировочном процессе главным фактором повышения ЧСС является темп и мощность выполняемых движений, то в соревновании на пульс влияют значимость данной встречи (финал, полуфинал, отборочные), длительность состязания, текущий счет в игре и психологическая ситуация, складывающаяся в процессе противоборства, а также противник (его квалификация).

В некоторых встречах выявлено значительное повышение пульса во встрече не с более сильным соперником, а, как оказалось, с равным по силе.

Таким образом, как видно из пульсограмм 1 и 2, тренировочная деятельность значительно ниже по среднему показателю пульсовой стоимости, чем соревновательная, хотя выполняется в большем объеме и в режиме смешанной зоны мощности. В то время как соревновательная деятельность более кратковременна, но более интенсивна и протекает в большой и максимальной зоне мощности.

Рис. 1. ЧСС тренировочной игры в мини-футбол

Рис. 2. Динамика ЧСС при соревновательной игровой активности футболиста

В результате такой рассогласованности между тренировочными и соревновательными нагрузками у спортсменов, имеющих небольшой соревновательный опыт, часто происходит сбой техники из-за высоких игровых режимов, т. к. данная деятельность в таких пульсовых режимах не отрабатывалась на тренировке, а значит организм не готов к такой работе. Для футболиста это в основном является главным стрессовым фактором, влияющим на успешность соревновательной деятельности. Так как на тренировке средняя и минимальная ЧСС значительно ниже, чем в соревновательной деятельности, на тренировке средняя ЧСС 165 уд/мин, а на соревнованиях 179 уд/мин. На тренировке минимальная ЧСС 110 уд/мин., а на соревнованиях — 125 уд/мин.

Рис. 3. Параметры ЧСС в ходе тренировочной игры в мини-футбол

Рис. 4. Пульсограмма соревновательной игровой активности футболиста

Анализ полученных данных о соревновательной нагрузке показал, что нынешний соревновательный режим по пульсовой стоимости резко отличается от режима игры тренировочной (пульсограмма 3 и 4).

Как показывает сравнительная характеристика пульсограмм соревновательной игры и тренировочного процесса, кривые изменения пульса спортсменов имеют определенные различия и сходства. Сходства заключаются в том, что динамика изменения ЧСС по ходу игры имеет скачкообразный вид. Предрасположенность пульса к скачкам объясняется тем, что ведя в счете, спортсмен находится на эмоциональном подъеме, а при сокращении отставания или сравнивании счета соперником явно переживает состояние успокоения. Также отчетливо видно, что в концовке матча пульс набирает максимальные показатели. Это объясняется тем, что к исходу физическое и моральное состояния находятся на своем пике, что сказывается на повышении пульса спортсмена.

Одним словом, по ходу встречи спортсмен испытывает эмоциональный подъем и спад (выигрывая и проигрывая ситуацию или отрезок встречи).

Различия пульсограммы 3 и 4 заключаются в том, что пульсовых скачков в соревновательной игре гораздо больше, и максимальная дуга скачков всегда приблизительно одинаковая, в отличие от игры тренировочной, где пульсовые скачки также присутствуют, но максимальная дуга скачков наблюдается разная.

Своеобразность поведения пульса обуславливается двумя факторами: счетом и отрезком времени. Первый фактор выражается в том, что в игре если встречаются две команды разных по классу (очень сильный и средний), то борьба идет более упорной, даже если спортсмены разные по классу. А если встречаются спортсмены равные по классу, то борьба обретает более нервный характер, поэтому ценность выигранного матча гораздо выше, и это обстоятельство способствует особому волнению игрока в ходе игры, а также мобилизации всех своих моральных и физических усилий для положительного исхода матча.

Второй фактор выражается в том, что если спортсмен неудачно сыграл отрезок начала игры, то у него еще оставалось внушительная середина матча, чтобы исправить положение, как показывает педагогическое наблюдение, такие ситуации исправить довольно трудно. На пульсограмме 3 видно отчетливо, увеличение неточных действий в критические моменты в игре, состязание становится более зрелищным и захватывающим для зрителей, но и напряжённой и непредсказуемой для спортсменов.

Именно эти обстоятельства, описанные выше, существеннейшим образом сказываются на динамике изменения ЧСС в соревновательной деятельности спортсменов.

В результате анализа объёма ЧСС в процессе тренировочных и соревновательных нагрузок в мини-футболе было выявлено, что значение ЧСС на соревнованиях значительно выше, чем на тренировке, хотя в тренировочном процессе спортсмены работают в более динамичном режиме, основанном на использовании заданий, связанных с большим количеством мячей, а также моделированием соревновательной деятельности с большой моторной плотностью.

Отдельные параметры ЧСС имеют максимальные величины, достигаемые спортсменами на тренировке, выше, чем на соревнованиях. Это связано, прежде всего, с тем, что на тренировке спортсмен чаще всего работает в режиме недовосстановления, а на соревнованиях он успевает восстанавливаться в перерывах между сменами игроков, однако среднее значение ЧСС выше, так как присутствует отдельная соревновательная напряженность.

Анализ полученных данных показывает, что кривая пульса в тренировочной деятельности более ломкая (чаще изменяется), менее стабильна, чем на соревнованиях, хотя ниже по среднему значению. Эта ломкость связана с тем, что на тренировке спортсмен успевает восстановить функции организма, а на соревнованиях не успевает, из-за присутствия фактора стресса.

Литература:

1.                  Кошбахтиев И. А., Эрдонов О. Л. Использование мониторов сердечного ритма для оценки соревновательной и тренировочной нагрузки при подготовке спортсменок высокой квалификации по мини-футболу. Журнал “Фан спортга” Ташкент, 2009. -№ 2. –С.21–27.

2.                  Кошбахтиев И. А., Эрдонов О. Л. Оценка функции сердечно-сосудистой системы занимающихся физическими упражнениями, спортом с использованием монитора сердечного ритма. “Физиологические механизмы адаптации человека” // Материалы международной научно-практической конференции. г.Тюмень, 26 октября 2010. изд-во “Лаконика”. –С.224–226.

Основные термины (генерируются автоматически): соревнование, соревновательная деятельность, спортсмен, тренировочный процесс, тренировка, тренировочная деятельность, смена игроков, высокий пульс, пульсовая стоимость, соревновательная игра.


Ключевые слова

частота сердечных сокращений, пульсограмма, соревновательная и тренировочная деятельность., соревновательная и тренировочная деятельность

Похожие статьи

Определение соответствия физических нагрузок индивидуальным возможностям занимающихся на основе динамики ЧСС

В статье анализируется динамика частоты сердечных сокращений с целью определения соответствия физических нагрузок индивидуальным возможностям студенток, выявлена реакция сердечно-сосудистой системы на каждое упражнение в процессе занятий физического ...

Показатели сердечно-сосудистой системы и силовых качеств спортсменок по боксу

В статье приводятся параметры сердечно–сосудистой системы и силовых возможностей спортсменок по боксу при выполнении контрольного теста.

Изменения показателей насосной функции сердца у спортсменов-гиревиков во время выполнения соревновательного упражнения

Исследование интенсивности нагрузки во время уроков по физическому воспитанию с использованием монитора сердечного ритма

В данной статье рассматривается воздействие физической нагрузки на функциональное состояние учащихся 9 класса, во время занятий по физическому воспитанию, с использованием баскетбола, как составной части фитнес-программы оздоровительно-го характера.

Влияние физических упражнений на умственную деятельность студентов и их взаимосвязь

В статье рассматривается зависимость основ здорового образа жизни и адаптации к умственным нагрузкам студентов. Физические нагрузки представлены как основной фактор, способствующий улучшению умственной работоспособности студенческой молодежи в процес...

Определение основных критериев оптимизации физической нагрузки на занятиях оздоровительной аэробикой

В статье приводится метод непрерывной регистрации показателей ЧСС у студенток на занятиях оздоровительной аэробикой. Определена интенсивность базовых упражнений оздоровительной аэробики и предложена система их применения.

Комплексная оценка интегральной подготовленности студентов

В статье рассматриваются методы оценки интегральной подготовленности студенческой молодёжи.

Оценка адаптации сердечно-сосудистой системы у студентов в условиях экзаменационного стресса

В статье проводится оценка адаптации сердечно-сосудистой системы у студентов в условиях экзаменационного стресса. В результате проведенных исследований высчитаны адаптационный потенциал, тип саморегуляции кровообращения, проведено распределение испыт...

Оценка адаптации сердечно-сосудистой системы у студентов в условиях экзаменационного стресса

В статье проводится оценка адаптации сердечно-сосудистой системы у студентов в условиях экзаменационного стресса. В результате проведенных исследований высчитаны адаптационный потенциал, тип саморегуляции кровообращения, проведено распределение испыт...

Развитие внимания средствами легкоатлетических упражнений

Статья посвящена анализу психолого-педагогической природы активного процесса внимания, как центрального познавательного процесса детей младшего школьного возраста. Автор анализирует различные научные позиции, раскрывает отношение детей к легкоатлетич...

Похожие статьи

Определение соответствия физических нагрузок индивидуальным возможностям занимающихся на основе динамики ЧСС

В статье анализируется динамика частоты сердечных сокращений с целью определения соответствия физических нагрузок индивидуальным возможностям студенток, выявлена реакция сердечно-сосудистой системы на каждое упражнение в процессе занятий физического ...

Показатели сердечно-сосудистой системы и силовых качеств спортсменок по боксу

В статье приводятся параметры сердечно–сосудистой системы и силовых возможностей спортсменок по боксу при выполнении контрольного теста.

Изменения показателей насосной функции сердца у спортсменов-гиревиков во время выполнения соревновательного упражнения

Исследование интенсивности нагрузки во время уроков по физическому воспитанию с использованием монитора сердечного ритма

В данной статье рассматривается воздействие физической нагрузки на функциональное состояние учащихся 9 класса, во время занятий по физическому воспитанию, с использованием баскетбола, как составной части фитнес-программы оздоровительно-го характера.

Влияние физических упражнений на умственную деятельность студентов и их взаимосвязь

В статье рассматривается зависимость основ здорового образа жизни и адаптации к умственным нагрузкам студентов. Физические нагрузки представлены как основной фактор, способствующий улучшению умственной работоспособности студенческой молодежи в процес...

Определение основных критериев оптимизации физической нагрузки на занятиях оздоровительной аэробикой

В статье приводится метод непрерывной регистрации показателей ЧСС у студенток на занятиях оздоровительной аэробикой. Определена интенсивность базовых упражнений оздоровительной аэробики и предложена система их применения.

Комплексная оценка интегральной подготовленности студентов

В статье рассматриваются методы оценки интегральной подготовленности студенческой молодёжи.

Оценка адаптации сердечно-сосудистой системы у студентов в условиях экзаменационного стресса

В статье проводится оценка адаптации сердечно-сосудистой системы у студентов в условиях экзаменационного стресса. В результате проведенных исследований высчитаны адаптационный потенциал, тип саморегуляции кровообращения, проведено распределение испыт...

Оценка адаптации сердечно-сосудистой системы у студентов в условиях экзаменационного стресса

В статье проводится оценка адаптации сердечно-сосудистой системы у студентов в условиях экзаменационного стресса. В результате проведенных исследований высчитаны адаптационный потенциал, тип саморегуляции кровообращения, проведено распределение испыт...

Развитие внимания средствами легкоатлетических упражнений

Статья посвящена анализу психолого-педагогической природы активного процесса внимания, как центрального познавательного процесса детей младшего школьного возраста. Автор анализирует различные научные позиции, раскрывает отношение детей к легкоатлетич...

Задать вопрос