Авторы: Матвеев Данил Максимович, Макарова Юлия Юрьевна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (54) июль 2013 г.

Статья просмотрена: 2014 раз

Библиографическое описание:

Матвеев Д. М., Макарова Ю. Ю. Современное состояние и перспективные направления развития сельского хозяйства в условиях вступления в ВТО // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 210-213.

В современных условиях для сельского хозяйства России определение приоритетных направлений развития и государственного регулирования после вступления в ВТО в последнее время приобрело особую актуальность.

Ежегодное снижение таможенных пошлин на импортируемую продукцию сельского хозяйства, негативно сказывается на конкурентоспособности отечественных сельхозтоваропроизводителей и продовольственной безопасности страны.

Объем производства продукции сельского хозяйства в 2012 г. составил 2281,6 млрд. руб., что вызвано сокращением объемов производства в растениеводстве (рис. 1). Валовой сбор зерна в 2012 г. составил 71,7 млн. т при средней урожайности 18,8 ц/га, что ниже уровня 2011 г. на 21,7 млн. т. и 4,3 ц/га, соответственно.

Рис. 1. Индекс производства продукции сельского хозяйства в России

По данным Минсельхоза России, гибель посевов сельскохозяйственных культур отмечена в 21 субъекте РФ на площади свыше 5,5 млн. га, что составляет 7,2 % от общей посевной площади, при этом режим чрезвычайной ситуации был введен в 20 субъектах РФ, где от засухи пострадали 9437 хозяйств, ущерб оценивается в 14,2 млрд. руб. На поддержку пострадавших от засухи из федерального бюджета было выделено 6 млрд. руб.

В животноводстве в 2012 г. впервые за последние годы наблюдается прирост поголовья всех видов скота, что обусловлено мерами государственной поддержки развития животноводства в стране в рамках реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 гг»., а также ведомственных и региональных целевых программ. На конец сентября 2012 г. поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий составило 21 млн. голов, что на 0,5 % больше предыдущего года. В том числе поголовье коров увеличилось на 0,8 % до 9,1 млн., свиней на 5,1 % до 19,6 млн. голов, овец и коз на 7,3 % (26,2 млн. голов), птицы на 5 % до 512,4 млн. голов (табл. 1).

Таблица 1

Поголовье скота в хозяйствах всех категорий на 1 октября 2012 г., млн. голов

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2012 г. к 2011 г., %

2011 г. к 2010 г., %

2010 г. к 2009 г., %

Крупный рогатый скот

20,9

20,8

21,0

100,5

99,3

96,4

В том числе коровы

8,9

9,0

9,1

100,8

100,6

97,7

Свиньи

18,7

18,8

19,6

105,1

100,4

99,2

Овцы и козы

23,5

24,0

26,2

107,3

102,1

97,7

Птица

465,2

487,7

512,4

105,0

104,9

103,6

В 2012 г. в хозяйствах всех категорий произведено скота и птицы на убой (в живой массе) 7,7 млн. т., что на 8,1 % больше, чем в соответствующем периоде прошлого года, молока — 25,5 млн. т. (на 1,9 %), яиц — 32,2 млрд. шт. (на 2,8 %).

В 2012 г. по сравнению с предыдущим годом возросла продажа основных видов сельскохозяйственной продукции (табл. 2). По всем каналам было реализовано 28,7 млн. т. зерна, 5,4 млн. т. скота и птицы (в живой массе), 10,7 млн. т молока, 21,6 млрд. штук яиц.

Таблица 2

Объем реализации основных видов продукции сельскохозяйственными организациями РФ

Показатель

Январь-сентябрь 2011г., млн. т

Январь-сентябрь 2012 г., млн. т

Январь-сентябрь 2011 г. к январю- сентябрю 2010, %

Январь-сентябрь 2012 г. к январю- сентябрю 2011, %

Зерно

25,2

28,7

94,1

114,2

Скот и птица (в живой массе)

4,8

5,4

107,0

112,9

Молоко

10,2

10,7

99,1

104,4

Яйца, млрд. шт.

21,1

21,6

100,7

102,5

В целом на поддержку сельскохозяйственного производства и социальное развитие села в 2012 г. предусмотрены бюджетные ассигнования в виде субсидий в объеме 118,5 млрд. руб. По состоянию на 1 октября 2012 г. фактически профинансировано 85,9 млрд. руб., или 76,6 % годового лимита. Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным на срок до 10 лет, профинансированы в объеме 35,6 млрд. руб. (75,9 %), на уплату процентов по кредитам, полученным на срок до одного года — 15,6 млрд. руб. (90,1 %), на развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе — 4,2 млрд. руб. (66,1 %), на поддержку элитного семеноводства — 1,3 млрд. руб. (70,6 %), на страхование урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений — 2,8 млрд. руб. (47,5 %), на поддержку племенного животноводства — 3,4 млрд. руб. (76,8 %), на поддержку экономически значимых региональных программ — 5,7 млрд. руб. (41,6 %) и др. [1,с. 49–55].

Наряду с государственной поддержкой положительно на развитие отрасли воздействует низкий уровень налогообложения. В настоящее время налоговые льготы — средство обеспечения минимума рентабельности. Во многих странах налогообложение в сельском хозяйстве имеет тенденцию к упрощению, сокращению числа налогов, снижению уровня ставок и расширению налогооблагаемой базы. При этом более высокая степень налоговых льгот остается в странах, где в структуре аграрного производства преобладают мелкие производственные единицы, что характерно для России.

Доля ЕСХН в совокупной налоговой нагрузке небольшая — 2–3 % (налоговая ставка — 6 %). При этом число сельхозтоваропроизводителей, уплачивавших в 2010 г. ЕСХН, составляло 67,5 % (в 2009г. — 67 %), то есть большая часть налогоплательщиков отрасли.

Государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей, не перешедших на уплату ЕСХН, в виде нулевой налоговой ставки осуществляется с 2003 г. При этом меры государственного регулирования действительно способствовали укреплению экономического положения сельхозорганизаций: с 2004 по 2009 г. доля убыточных организаций в сельском хозяйстве сократилась с 37 до 28 %, объем реализации продукта увеличился более чем в 2 раза [2, с. 52].

Ускорению темпов технико-технологического переоснащения отрасли во многом способствует льготное кредитование сельского хозяйства. Только в 2011 г. на субсидирование льготных кредитов сельскохозяйственным товаропроизводителям было потрачено около 70 млрд. руб. При этом существенного ускорения темпов технического переоснащения отрасли можно добиться за счёт компенсации части затрат (20–50 %) при покупке новой ресурсосберегающей техники за счёт федерального или регионального бюджета. Данная система компенсации уже реализуется в Новосибирской области с 2011 г., что позволило существенно обновить парк сельскохозяйственных машин. Только в 2011 г при поддержке Министерства сельского хозяйства области было куплено 1082 единицы современной техники, из них 628 тракторов, 277 зерноуборочных комбайнов, 103 кормоуборочных комбайна, 74 жатки [3, c. 237].

В Российской Федерации реальное финансирование сельскохозяйственного сектора началось сравнительно недавно. Наметилась позитивная динамика объемов его бюджетной поддержки. Несмотря на это, сельхозтоваропроизводитель практически не имеет гарантий на получение государственной помощи в полном объеме и в установленные сроки [4, с. 132–136].

В новой Государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг». в качестве инструментов будут использоваться: две закупочные и товарные интервенции на рынке сельхозпродукции; таможенно-тарифное и нетарифное регулирование (с учетом правил ВТО и договоренностей в рамках Единого экономического пространства); налоговые льготы; меры, предусмотренные Законом «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».

Основным же направлением поддержки отрасли остаются субсидии из федерального бюджета, предоставляемые на развитие сельскохозяйственного производства по всем основным направлениям [5, с.3].

Согласно новой государственной программе уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций должен достичь не менее 25 %. В настоящее время этот показатель в отрасли равняется 8,3 %, а без государственной поддержки — 5,4 %.

Уровень заработной платы в сельском хозяйстве к 2020г. должен составлять не менее 85 % от среднего по экономике страны.

Согласно требованиям ВТО, государственная поддержка отрасли должна быть сокращена равными долями с 9 млрд. долл. в 2013 г. до 4,4 млрд. долл. в 2020 г.

Ситуация складывается так, что в первые годы реализации Госпрограммы, когда еще разрешается выделять на поддержку сельского хозяйства до 9 млрд. долл., принятыми бюджетными проектами не предусматривается её рост. А в последующие годы, когда в соответствии с проектом Госпрограммы поддержку планируется повысить, этого уже будет сделать нельзя, поскольку начнут действовать более низкие ее предельные размеры.

Открыв свои рынки для стран — членов ВТО, российский сельхозтоваропроизводитель должен конкурировать с ведущими мировыми экспортерами продовольствия, использующими в производстве передовые технологии. Производительность труда конкурентов в разы превышает российский показатель, при этом уровень господдержки и тарифной защиты внутреннего рынка у них значительно выше, что служит дополнительный стимул для ускорения темпов освоения современных ресурсосберегающих технологий, техники и повышения конкурентоспособности российского АПК [6, с. 6–7].

Приоритетные меры господдержки должны определяться исходя из приоритетных направлений развития сельского хозяйства.

В первую очередь нужно использовать ряд положений устава ВТО. В частности, это касается признания ряда регионов, где доходность ниже средней по России, неблагоприятными, так как поддержка таких регионов не ограничивается правилами ВТО. Это позволяет выводить из-под регулирования государственные средства, направленные на поддержку АПК в таких регионах.

Нужно воспользоваться представляемым ВТО правом прямых субсидий в размере 5 % объема валовой продукции сельского хозяйства, что может дать дополнительные субсидии в несколько миллиардов долларов в год.

Важной мерой повышения покупательной способности сельхозтоваропроизводителей при приобретении материально-технических средств может быть отмена налога на добавленную стоимость (НДС), взимаемого при поставках ресурсов селу.

Эффективной формой субсидирования приобретения хозяйствами новой техники является обмен подержанных тракторов, комбайнов и другой самоходной техники на новые машины с финансированием разницы в их стоимости из федерального бюджета, это может дать эффект, аналогичный результату программы утилизации подержанных автомобилей в 2010 г. Это позволит провести технико-технологическое переоснащение отрасли и повысит его конкурентоспособность.

Рационально освободить от таможенных пошлин новейшие высокопроизводительные виды машин, которые пока не производятся в России и создать условия для производства их аналогов на отечественных заводах [7, с. 52–54].

Предлагаемые меры позволят повысить конкурентоспособность российского АПК в условиях понижения таможенных пошлин на импортируемую сельхозпродукцию, технику и другие виды товаров, а также смягчить требования ВТО по сокращению государственной поддержки сельского хозяйства.

Литература:

1.         Ушачев И. Агропромышленный комплекс России в январе — сентябре 2012 г. (экономический обзор) / И. Ушачев // АПК: экономика, управление. — 2012. — № 12. — С. 49–56.

2.         Братцев В. Госрегулирование сельского хозяйства России / В. Братцев // АПК: экономика, управление. — 2012. — № 6. — С. 45–52.

3.         Матвеев Д. М. Роль государственной поддержки в обновлении материально-технической базы сельского хозяйства / Д. М. Матвеев, Ю. Ю. Макарова // Молодой ученый. — 2012. — № 12. — С. 236–240.

4.         Матвеев Д. М. Повышение эффективности государственной поддержки технического переоснащения сельского хозяйства / А. Т. Стадник, Д. М. Матвеев, М. Г. Крохта // Вестник НГАУ. 2012. — № 3 (24) — С. 132–136.

5.         Ушачев И. Экономический механизм реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг. / И. Ушачёв // АПК-экономика, управление. — 2012.- № 11.- С. 3- 7.

6.         Ушачев И. Государственная программа — основа формирования конкурентноспособного АПК в условиях ВТО / И. Ушачев // АПК: экономика, управление. — 2012. — № 4. — С. 3–8.

7.         Альферьев А. Рынок ресурсов для села в условиях членства России в ВТО / А. Альферьев // АПК: экономика, управление. — 2013. — № 1. — С.48–54.

Основные термины (генерируются автоматически): сельского хозяйства, развития сельского хозяйства, сельского хозяйства и регулирования, хозяйства и регулирования рынков, продукции сельского хозяйства, «Развитие сельского хозяйства, и регулирования рынков сельскохозяйственной, рынков сельскохозяйственной продукции, направления развития сельского, сельского хозяйства России, продукцию сельского хозяйства, федерального бюджета, поддержку сельского хозяйства, сельского хозяйства КЧР, господдержки сельского хозяйства, сельского хозяйства области, кредитование сельского хозяйства, в сельском хозяйстве, приоритетных направлений, таможенных пошлин.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос