Библиографическое описание:

Хорошун К. В., Глухенький И. Ю. Перманентная стажировка студентов-экономистов как фактор формирования их толерантности // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 435-438.

Известно, что толерантность — одно из важнейших качеств, детерминирующих успешность адаптации индивида к поликультурной среде и развития гуманистического общества, а её формирование — социальный заказ системе непрерывного образования. Однако недостаточная разработанность моделей формирования толерантности студентов препятствует полноценному использованию социокультурного потенциала образования. Цель исследования — разработка моделей формирования толерантности студентов в образовательном процессе. В работе обоснована необходимость использования потенциала трансдисциплинарного образовательного процесса для формирования всех компонентов толерантности. Методологической основой формирования толерантности должен быть процессный подход, научной — модели трансдисциплинарного образовательного процесса. Технологии формирования толерантности студентов характеризуются тремя аспектами: информационным, инструментальным и социальным. В работе представлен информационных аспект таких технологий — модели формирования толерантности и диагностики образовательного процесса, направленного на её формирование.

Ключевые слова: толерантность, формирование, образовательный процесс, модели, личностно-профессиональное развитие.

Актуальность исследования. Информатизация образования породила множество компьютерных систем учебного назначения. В подготовке студентов к производственной практике всё большую популярность приобретают виртуальные предприятия — педагогические программные продукты, позволяющие имитировать обучающемуся реальную производственную деятельность. Это — виртуальные ресурсные центры, в которых обучающийся сможет осуществить “пробу сил” в будущей профессиональной деятельности (тренажёр будущей профессиональной деятельности). Возможность виртуальной перманентной стажировки на основе решения реальных производственных задач стала обязательным требованием к виртуальному предприятию. Однако по-прежнему не в полной мере используется дидактический потенциал данных систем, особенно при формировании толерантности студентов.

Проблема исследования — вопрос: каким должно быть применение виртуального предприятия в подготовке студентов к производственной практике, чтобы оно стало фактором формирования их толерантности?

Цель исследования — разработка моделей взаимосвязи между применением виртуального предприятия и формированием толерантности студентов.

Организация исследования. Исследование было организовано на базе Кубанского государственного технологического университета. За основу была взята психолого-педагогическая концепция, согласно которой толерантность — качество, детерминирующее способность индивида устанавливать диалогические отношения с другими людьми и практический гуманизм в жизнедеятельности.

Результаты исследования. Профессиональная деятельность многоаспектна. Она характеризуется не только объёмом и сложностью решаемых производственных задач, но, прежде всего, межличностными отношениями. С одной стороны, известно, что полноценная реализация принципов менеджмента качества (согласно стандартам ISO 9000) немыслима без создания благоприятного социально-психологического климата на предприятиях, внутренней толерантной среды, гуманизации бизнеса (термин А. Маслоу). С другой стороны, далеко не каждое предприятие полноценно реализует принципы менеджмента качества (термин Э. Деминга) и идеи гуманизации бизнеса (практического гуманизма применительно к производственному процессу). Нередко отечественные предприятия характеризуются внутренней интолерантной средой (особенно в условиях жесткой борьбы за выживание), неблагоприятно влияющей на профессиональную деятельность сотрудника. Нередки и ситуации, когда в толерантную производственную среду попадают интолерантные личности, ухудшают социально-психологический климат в коллективе и снижают эффективность работы предприятия. А эффективность деятельности предприятия зависит от толерантности сотрудников и коллектива в целом не менее, чем от их специально-профессиональной подготовленности: в современном мире умение работать в коллективе — необходимое условие как профессионального роста отдельного сотрудника, так и экономического роста предприятия. Поэтому подготовка к будущей профессиональной деятельности (в том числе к производственной практике) немыслима без формирования толерантности, в том числе умений адекватного поведения в различных ситуациях. Следовательно, имитация производственной деятельности на основе современных информационных технологий должна включать не только решение производственных задач, но и тренинг поведения в различных ситуациях и различной социальной среде.

Толерантность сотрудника предприятия или стажёра следует рассматривать как фактор устойчивости к воздействию трудностей производственного процесса (профессиональной деятельности). Диалогическая коммуникация, выстраиваемая сотрудником или стажёром в профессиональной деятельности с другими участниками производственного процесса, каждый из которых уникален и неповторим, даёт возможность проектировать и реализовывать эффективную профессиональную деятельность и успешное личностно-профессиональное развитие. Толерантность разворачивается как способность, связанная с профессиональным решением проблем, возникающих в производственной деятельности, структура которой включает цели, средства и результаты. Профессиональная деятельность сопровождается определёнными трудностями. Сотрудник или стажёр определяет свои цели, пути их достижения в производственной деятельности при использовании механизма рефлексии (точнее, умений профессиональной самоорганизации). После конкретизации целей возникает необходимость определить, какие средства необходимы для её достижения, соотнесения конкретной производственной деятельности с его субъектным опытом. Сотруднику предприятия или стажёру необходимо иметь динамичный личностно-профессиональный ресурс «разворачивания» стратегии деятельности к предприятию с его особенностями и другим членам коллектива с их потребностями, которые изменяются, обновляются, при этом обновляются и технологии (как решения производственных задач, так и управления предприятием), что обусловливает актуализацию инновационного потенциала профессионала. Результаты производственного процесса определяются через коммуникацию высокого уровня, которую может обеспечить коммуникативная культура, которая реализуется через все свои стороны — интерактивную, перцептивную и собственно-коммуникативную. Иначе говоря, профессиональная рефлексия (умения профессиональной самоорганизации), инновационный потенциал и коммуникативная культура позволяют решить проблемы и трудностей профессиональной деятельности (производственного процесса), связанных с разнообразием и своеобразием личностей сотрудников предприятия. Рассмотрим условия развития толерантности сотрудника предприятия.

В качестве основного (первого) условия развития толерантности была выделена инициация рефлексии сотрудником своей профессиональной позиции: профессиональных целей, личностно-профессиональных средств коррекции и развития. Накопление профессионального опыта служит необходимым, но не достаточным условием роста профессиональной рефлексии. Инициирование рефлексии в производственной деятельности может происходить спонтанно и вследствие специально организованного процесса, включающего когнитивный диссонанс, дискуссию, разнообразные формы самоанализа профессиональной деятельности, структурированную (видеосъемка, аудиозапись) и неструктурированную обратную связь.

Вторым условием, актуализирующим развитие толерантности, явился инновационный потенциал профессионала, как комплекс личностно-профессиональных качеств, возобновляемых произвольно в соответствии с поставленными целями профессиональной деятельности, связанными с решением новых нестандартных производственных задач. Инновационный потенциал рассмотрен как условие и инструмент развития толерантности.

Приобщение сотрудника или стажёра к коммуникативной культуре стало третьим условием развития толерантности в профессиональной деятельности. Коммуникативная культура была определена как личностно-профессиональное качество, реализующееся в профессиональной деятельности, через установление диалогичных отношений. Развитие коммуникативной культуры возможно лишь в условиях живого диалога, интерактивного общения. Функциональная модель развития толерантности в условиях производственной деятельности выглядит следующим образом. Началом процесса является возникновение противоречия между сотрудником (стажёром) и другим сотрудником предприятия, который проявляет себя неожиданным или нежелательным для стажёра образом. Возникает проблемно-конфликтная ситуация. При обычной (неэкспериментальной) модели дальнейшее развитие событий происходит исходя из привычного опыта стажёра, его стандартов деятельности, личностных особенностей, установок, что может «вылиться» в усиление противоречий. При реализации концепции толерантности механизмы её «запуска», которые концентрируются в специальных условиях, дают профессионалу возможность обрести опыт толерантности (толерантного поведения, развивая его произвольно).

Известно, что виртуальное предприятие — программа-тренажер с возможностью регулирования трудности предъявляемых обучающемуся производственных задач (тренажёр регулируемого отягощения). Но регулировать также следует толерантность внутренней социальной среды предприятия и виртуальное межличностное взаимодействие. Функционирование толерантности как процесса предполагает использование социально-профессионального опыта. Не всегда в нем задействованы компоненты профессиональной рефлексии, инновационного потенциала и коммуникативной культуры. Опыт толерантности и практика толерантного поведения должны войти в контекст специального обучения (на основе современных информационных технологий) и индуцировать процессы «запуска» компонентов толерантности в ходе реальной или виртуальной стажировки. Программа-тренинг построена таким образом, что ее содержательный контекст связан с эксквизитными ситуациями, которые являются потенциально, как минимум, стрессогенными, а как максимум, фрустрирующими. В процессы имитации производственной деятельности оказываются раскрыты и осознаны психологические механизмы действия на стажёра подобных ситуаций (его эмоциональный ресурс восполнен). Стажёр с полученным, обновленным профессионально-субъектным опытом, в отличие от «неподготовленного», то есть любого другого стажёра, становится полноценным, осознающим ситуацию и строящим стратегию коммуникации с субъектом толерантного общения. Он использует инновационные ресурсы, которые постоянно обновляет, пополняя свой инновационный потенциал, необходимый для взаимодействия с разными по своим особенностям сотрудниками. При этом профессиональная рефлексия, как неотчужденный от личности профессиональный механизм, позволяющий гармонизировать, координировать процессы коммуникации, постоянно актуализируется и вовлекает в действие необходимые условия развития толерантности: инновационный потенциал, коммуникативную культуру, иные компоненты, которые могут быть востребованы изменяющейся социальной средой. Такая функционирующая система постоянно индуцирует процессы «запуска» компонентов толерантности в процессе перманентной стажировки, в т. ч. на основе использования виртуального предприятия. Очевидно, что в функциональные возможности виртуального предприятия как компьютерной программы и тренажёра производственной деятельности должна входить возможность регулирования уровня интолерантности внутренней среды предприятия и трудности проблемно-конфликтных ситуаций.

Рис. 1. Функциональная модель развития толерантности в процессе стажировки

Развитие толерантности становится целью и результатом перманентной стажировки, фактором, обеспечивающим личностно-профессиональное развитие стажёра (развитие способностей, личностных качеств, умений, потенциалов, обретение инструментов и способов саморазвития) в процессе обогащения социально-профессионального субъектного опыта (выхода за пределы привычных решений, штампов профессиональной деятельности, обретения рефлексивной позиции), за счет вовлечения ситуаций профессиональной деятельности (в том числе ситуаций фрустрации, эксквизитных ситуаций), в специально организованном интерактивном виртуальном взаимодействии на основе применения виртуального предприятия.

Особую значимость приобретает толерантность для руководящих работников. Например, умение варьировать способы управления деятельностью подчинённых в соответствии с их индивидуальными особенностями — важная составляющая управленческой компетентности, а способность создавать адекватную среду для развития креативных возможностей сотрудников — значимый фактор реализации ряда принципов менеджмента качества, таких как “роль руководства”, “вовлечение работников” и т. д.

Заключение. Анализ результатов исследования позволил сделать вывод, что виртуальное предприятие — тренажёр регулируемого отягощения для всеаспектной подготовки обучающегося к будущей профессиональной деятельности. Вариация параметров работы в компьютерной системе позволит обучающемуся моделировать межличностное взаимодействие в различных социокультурных условиях.

Работа выполнена в рамках Федеральной целевой программы № 10.7079.2013 “Исследование мотивации и разработка системы стимулов формирования толерантности студенческой молодёжи”.

Литература:

1.                  Ворошилова, И. С. Поддержка студента в личностно-профессиональном самоопределении / И. С. Ворошилова, Н. П. Федорова, Д. А. Романов, Т. В. Тихомирова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — № 2 (96), 2013. — С.19–23.

2.                  Киселева, Е. С. Математические модели преемственности в формировании личностно-профессиональных качеств / Е. С. Киселева, Л. Н. Караванская, М. Л. Романова, Р. В. Терюха // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — № 6 (88), 2012. — С. 66–73.

3.                  Киселева, Е. С. Мониторинг качества образовательного процесса / Е. С. Киселева, Л. Н. Караванская, Д. А. Романов, А. М. Доронин // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — № 11 (93), 2012. — С.44–49.

Основные термины (генерируются автоматически): формирования толерантности, толерантности студентов, развития толерантности, профессиональной деятельности, формирования толерантности студентов, условия развития толерантности, компонентов толерантности, производственной деятельности, моделей формирования толерантности, «запуска» компонентов толерантности, производственных задач, виртуального предприятия, формирования толерантности должен, формирования толерантности и диагностики, Технологии формирования толерантности, образовательного процесса, предприятия и формированием толерантности, толерантности сотрудника предприятия, толерантности студентов в образовательном, толерантности в профессиональной деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос