Проблемы допинга в киберспорте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 сентября, печатный экземпляр отправим 18 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №34 (533) август 2024 г.

Дата публикации: 22.08.2024

Статья просмотрена: 52 раза

Библиографическое описание:

Емельянов, В. В. Проблемы допинга в киберспорте / В. В. Емельянов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 34 (533). — С. 170-172. — URL: https://moluch.ru/archive/533/117264/ (дата обращения: 01.09.2024).



Все запрещенные препараты и методы, которые могут улучшить результат спортсмена, называют допингом.

Развитие новых видов спорта, таких как киберспорт, способствует появлению новых видов допинга, так среди киберспортсменов практикуется использование различных запрещенных препаратов, которые стимулируют их физические и умственные способности, повышая концентрацию внимания и памяти и увеличивая физическую выносливость.

В физическом спорте допинг помогает нарастить мышечную массу, повысить скорость движений и выносливость. Для киберспортсмена важнейшие качества: внимание, высокая скорость реакции, способность быстро принимать решения, цепкая память.

В большинстве случаев допинг характеризуется как отрицательное явление, причиняющее вред здоровью спортсмена, которое противоречит принципам «чистого» спорта и медицинской этике.

В киберспорте сохранять спокойствие и скилл (набор игровых способностей персонажа) на киберспортивной сцене перед тысячами зрителей дело нелегкое. Ответственность за команду, долг перед самим собой и желание побеждать — все это создает огромное давление на киберспортсмена во время важного матча. И все эти порывы могут стать жертвой человеческого страха [5].

После признания киберспорта официальной спортивной дисциплиной стал вопрос допинга, который на данный момент не имеет единого правового регулирования. В частности, не определенно, какие вещества препараты являются для киберспортсменов запрещенными. Данный вопрос представляется особо важным, поскольку в истории киберспорта уже существовали такие прецеденты. Член команды «Semphis» — достаточно известный игрок в Counter-Strike, в 2015году в интервью заявил, что во время соревнований вся его команда принимала аддералл — психостимулирующий препарат на основе амфетамина [1]. Спустя 3 года о повсеместном использовании аддералла заявил бывший профессиональный игрок Gears of War. Согласно его заявлению, половина игроков комьюнити этой дисциплины употребляла психостимулятор. В этом же году один из игроков Team Envy по дисциплине Overwatch, заявил, что порядка 20 человек, выступающих на главном турнире дисциплины Overwatch League, играют под аддераллом. Чемпион мира по Call of Duty, Кайлер “Huke” Гарланд, признался, что он сам использовал аддералл, и в 2020-м году, когда он выиграл на Call of Duty World Championship в составе команды Dallas Empire, он “чувствовал себя неважно”, поскольку был в тот момент на аддералле. [5]

Впоследствии Electronic Sport League — старейшая в мире и одна из наиболее популярных киберспортивная лига объявила, что введет предварительный допинг контроль для выявления случаев употребления препаратов, воздействующих на скорость реакции у спортсменов.

На сегодняшний день допинг-контроль присутствует практически на всех крупных турнирах, ФКС России также занялась деятельностью в данном направлении. Но главная особенность допинга в киберспорте в том, что в нём нет законных правил и введение организаторами соревнований допинг-контроля не всегда приводит к результату, например, нет доказательств, что употребление амфетамина, может значительно повлиять на игру. Специальная программа для киберспорта не разработана, поэтому международная организация по борьбе с допингом ориентируется на существующие стандарты для других видов спорта [3].

Есть и другая сторона вопроса, в РФ психостимуляторы запрещены законодательством, поэтому их применение на киберспортивных соревнованиях невозможно, тогда как за рубежом фенотропил и аддералл законом не запрещены и активно используются. И даже, если киберспортсмен уличён в использовании допинга, его снимут с соревнований, но это не помешает ему принять участие в других. Таким образом, на сегодняшний день, официального списка запрещённых препаратов в киберспорте нет. С этой точки зрения киберспорт находится в правовом вакууме — отсутствие регулирования и колоссальное пространство для манёвра у игроков [4].

Компьютерный спорт имеет собственные списки запрещенных для геймеров препаратов, среди которых находятся средства, стимулирующие нервную систему. Они применяются в медицине для лечения заболеваний, проявляющихся нарушением внимания или чрезмерной сонливостью (например синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей или нарколепсия). Главным эффектом данной группы веществ является стимуляция работы центральной нервной системы, повышение возбудимости клеток головного мозга. Это достигается изменением тонкого равновесия нейромедиаторов мозга. Как следствие — повышение внимания, работоспособности, снижение сонливости, усталости, ускоренная реакция и повышение настроения. Темной стороной этих препаратов, как и практически любого допинга, является зависимость, бессонница, «эффект отмены» после прекращения приема средства, а также нервное и физическое истощение.

Врач-психиатр Елисей Осин в интервью изданию Sports.ru (Спортс.ру) Кибер медиа [4], ответил на вопросы о допинге следующее:

«Насколько аддералл, фенотропил и подобные психостимуляторы помогают в видеоигре?»

«Вы указываете названия очень разных лекарств, которые обладают очень разным действием. Аддералл, как и вся группа психостимуляторов, был специально создан для увеличения концентрации внимания и собранности, увеличения продуктивной активности. Эта группа лекарств категорически запрещена в России, но довольно активно используется в других странах для лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Работают эти лекарства за счет увеличения уровня дофамина, важного нейромедиатора, который среди прочего регулирует и уровень активности. При использовании в более высоких дозах они могут вызывать и эйфорию, и увеличение активности, и ощущение прилива сил и многое другое.

У Фенотропила такого эффекта нет, он не увеличивает уровень дофамина и, соответственно, такой же активностью не обладает».

«Эффект сильнее, чем если выпить чашку кофе или энергетик?»

«Эффекты, конечно, не сравнимы с кофеином и кофеин-содержащими энергетиками, их влияние на дофаминовую систему минимальное и в целом работают они другим, непрямым, путем. Разница в этих лекарствах заметна и в отношении к ним антидопинговых агентств. Психосимуляторы являются средствами, которые относятся к строго контролируемым, их наличие в организме может быть поводом для санкций, если спортсмен не докажет наличие медицинской необходимости для их приема. Кофеин не входит в такие списки».

«Насколько эти препараты вредны для человека?»

«При использовании не по назначению и не по врачебным схемам последствия могут быть очень вредными. Самым очевидным побочным эффектом может быть истощение после периода активного использования психостимулятора, состояние сродни тяжелой депрессии. При длительных приемах может формироваться полноценная зависимость, при использовании в высоких дозах может появляться психотическая симптоматика (нарушения мышления, галлюцинации, бредовые идеи). Кроме этих побочных эффектов есть еще и менее тяжелые, но все же очень неприятные, например, проблемы в работе ЖКТ (боль, тошнота), носовые кровотечения, снижение аппетита, сложности в мочеиспускании, проблемы со сном, повышенная раздражительность».

«Можно ли по реакции человека уверенно сказать, что он находится под действием подобных препаратов?»

«Нет, нельзя. Мало того, спортсмен сам объясняет свое поведение сильными эмоциональными переживаниями — интервью у него берется сразу после окончания матча. Чтобы понять, находится ли он под воздействием препаратов, нужно обследование врача, осмотр и беседа, а еще лучше — анализ крови на содержание запретных веществ.

Как правило, действие небольших доз стимуляторов значительно не сказывается на том, как человек выглядит и ведет себя на людях — это может быть заметно только при осмотре. Но при этом, конечно, его производительность и продуктивность будет заметно выше даже под воздействием небольшой дозы препаратов. Полагаю, для киберспортсменов необходимы допинг-пробы».

Как и в традиционном спорте, на первом месте в киберспорте стоят личностные качества и умения спортсмена, но никто ведь не отменял использования легальных средств, которые могут сделать тренировки удобнее и продуктивнее, при этом без нарушения антидопингового законодательства. Многие усмехнутся и скажут, что сравнивать настоящий спорт и киберспорт не стоит, слишком разная физическая нагрузка. [19]

Но на самом деле нагрузки колоссальны в обеих сферах, они просто разные по характеру.

Возможно, психологическая нагрузка в киберспорте порой даже может превосходить таковую в некоторых традиционных состязаниях. У киберспортсменов развитая моторная система, особенно мелкая моторика кистей и пальцев. Всегда задействованы обе руки и оба полушария головного мозга. Длительное нахождение в однотипном сидячем положении создает большую статическую нагрузку на скелет и может приводить к гиподинамии, что вызывает необходимость заниматься физическими упражнениями в свободное от игры время для поддержания мышц и связок в оптимальной форме. [6]

Совершенно легальными в киберспорте являются энергетические напитки , производители которых являются одними из главных спонсоров индустрии. Во-первых, это не допинг, поскольку одним из главных действующих веществ является кофеин, который не внесен в список запрещенных препаратов. Бодрящее действие кофеина реализуется главным образом благодаря блокаде рецепторов аденозина в головном мозге. Таким образом аденозин не может вызвать торможения нервных клеток и их активность повышается. При этом кофеин практически лишен серьезных побочных действий по сравнению с запрещенными стимуляторами. Стоит отметить, что энергетический напиток не дает энергии сам по себе, он лишь помогает человеку использовать собственные запасы более эффективно [6].

У многих людей энергетические напитки ассоциируются с алкоголем, но во многих случаях это не так. Классический энергетик — это безалкогольный напиток. Ведь для любого спорта алкоголь вреден! Он угнетает обмен веществ нервных клеток, снижает внимание и скорость реакции [6].

Другими важными составляющими энергетического напитка являются легкоусвояемые углеводы и витамины . Эти ингредиенты помогут быстро поднять уровень такой необходимой мозгу глюкозы и эффективно ее использовать [6].

Киберспортсмен получает свою энергию и силы на победу не от запрещенных субстанций или методов, понимая, что это приведет только к временным улучшениям игры, а потом создаст нестабильность и ухудшение состояния его организма. Это понимание и отделяет профессионального игрока от фанатичного любителя поиграть дома и выпендриться поднятым рейтингом благодаря бустингу любыми способами [6].

Российские киберспортсмены побеждают на мировой арене, а сами компьютерные игры превратились в весомый инструмент влияния. Но в чем секрет успеха, как молодые ребята пытаются увеличить свои шансы на победу и как обстоят здесь дела с допингом? На эти вопросы в эксклюзивном интервью НТВ от 09.11.2023 ответил глава Федерации компьютерного спорта (ФКС) России Дмитрий Смит.

Дмитрий Смит: «Как киберспорт может быть чист, когда в нем такие деньги? Соблазн велик, и, естественно, молодые ребята часто пытаются увеличить свои шансы на победу путем нечестной борьбы».

По его словам, допинг в киберспорте может быть также, как и в обычном спорте — классический медикаментозный. При этом, отметил Смит, киберспортсмены проходят обучение и тестирование РУСАДА, знают, что можно и что нельзя, а также получают соответствующий сертификат.

Таким образом, профессиональный игрок должен обладать хорошей реакцией, скиллом и самообладанием в ответственные моменты матча. А легальные вспомогательные средства будут являться хорошим подспорьем для обеспечения комфортных тренировок и уверенного следования вперед на пути самосовершенствования в киберспорте, и помогут избежать рисков, которые влекут за собой запрещенные препараты [6].

Литература:

  1. Буянова, А. В. Киберспорт: история становления, современное состояние и перспективы развития. / А. В. Буянова, В. Козилина. — Текст: непосредственный // Социально-политические науки. — 2017. — № 6. — С. 77.
  2. Есть ли допинг в киберспорте? Интервью с экспертом [Электронный ресурс]: ULR: https://matchtv.ru/cyber/matchtvnews_NI792345_Roman_Dvorankin_o_dopinge_v_ kibersporte (дата обращения: 09.10.2020).
  3. Воскресенская Е. В. Правовое регулирование киберспорта (компьютерного спорта) в Российской Федерации / Е. В. Воскресенская, А. Н. Лойко // Jurisprudence «Colloquium-journal». 2019. № 12–9(36). С.31–33
  4. Глупые вопросы про допинг в киберспорте. Мы ответим на все. Издание: Sports.ru (Спортс.ру) Кибер - медиа про киберспорт// [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyber.sports.ru/tribuna/blogs/gdnews/2559045.html (дата обращения: 01.05.24).
  5. Допинг в киберспорте, или почему мы всё ещё в мезозое. Яндекс Дзен. PROVIEW — канал, рассказывающий о киберспорте // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://dzen.ru/a/Y4sRb-ZLmEMaFwC2 (дата обращения: 27.04.24).
  6. Почему нет смысла принимать допинг в киберспорте? Разбираемся в источниках вспомогательной энергии. Сетевое издание KANOBU // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://kanobu.ru/articles/steroidyi-v-kibersporte-371381/ (дата обращения: 10.04.24).
Основные термины (генерируются автоматически): головной мозг, допинг, препарат, Россия, компьютерный спорт, нет, профессиональный игрок, скорость реакции, энергетический напиток.


Похожие статьи

Задать вопрос