Разработка и внедрение в образовательный процесс адаптивной игры в баскетбол для детей с нарушением зрения «ОКОкоманда» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Зорина, О. Н. Разработка и внедрение в образовательный процесс адаптивной игры в баскетбол для детей с нарушением зрения «ОКОкоманда» / О. Н. Зорина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 33.1 (532.1). — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/archive/532/117138/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье описан опыт разработки и внедрения привил игры в баскетбол для людей с нарушением зрения.

Ключевые слова: баскетбол, адаптивный, нарушение зрения, ограниченные возможности здоровья, инклюзивный спорт, физическое развитие, социализация, игра.

Работа с молодёжью традиционно остаётся одним из наиболее значимых направлений государственной политики Российской Федерации. Так же в рамках государственной молодежной политики реализуется поддержка молодых людей с ограниченными возможностями. В нашей стране уделяется большое внимание людям с ограниченными возможностями, практически во всех сферах от образования до спорта.

И одним из примеров успешных практик в данном направлении является проект «Тихий баскетбол», где Российская федерация баскетбола организует соревнования и реализует поддержку людей с ОВЗ. В данном проекте уделено внимание таким категориям инвалидности как люди с нарушением слуха, с нарушением интеллекта, с нарушением опорно-двигательного аппарата. Но, к сожалению, такого направления инклюзивного спорта как баскетбол для людей с нарушением зрения не существует. Хотя тотально слепые люди играют в хоккей, футбол, теннис. Поэтому мы заинтересовались данным вопросом, и решили устранить этот пробел, адаптировав правила баскетбола под возможности людей с нарушением зрения, и создав, по сути, новую игру, где ориентироваться людям помогает система звуков и адаптивный, звенящий мяч.

Дети с патологиями зрения нуждаются в ранней реабилитации, ведь чем быстрее начать процесс коррекционного воспитания и образования, тем выше впоследствии их интеграционные возможности. Социальную адаптацию детей с нарушением зрения можно реализовать повышением двигательной активности [1]. Поэтому, в лечебных и общеоздоровительных мероприятиях по коррекции патологий зрения детей широко используют игровой метод.

Дети с нарушением зрения, как и нормально видящие, любят играть и могут играть почти в любую игру, только слабовидящих детей надо научить этому, помочь им овладеть игрой. Подвижные игры являются сильнейшим средством всестороннего развития и воспитания незрячих и слабовидящих детей. Баскетбол является игровым видом спорта, который связан с выносливостью и большими физическими нагрузками [2]. Постоянная двигательная нагрузка, присутствующая в игре в баскетбол, производит всестороннее воздействие на зрительный аппарат и органы молодого организма. Применение такого сильно действующего метода, как спорт, с профилактической целью следует крайне тщательно дозировать, регулировать и контролировать [3]. Так же в процессе игры в баскетбол дети активизируются, у них увеличивается интерес к двигательному режиму, воспитывается воля, настырность, смелость, отвага, выносливость, дисциплина и общительность [4,5].

Обучение этой игре слабовидящих детей требует огромного количества сил, контроля и времени. Игровые умения у таких детей формируются длительное время, по сравнению с детьми с сохранным зрением [6]. Для улучшения у детей с нарушенным зрением конкретных умений, нужно: множественное повторение изучаемых движений; выполнение упражнений по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, вслед за тем объединяя их в целое; выполнение движения в облегченных условиях. Чтобы сформировать у детей полноценное восприятие учебного материала, нужно применить демонстрацию двигательных действий и спортивного инвентаря. Наглядность обязательно должна сопровождаться словесным описанием. Дети с нарушением зрения нуждаются в особом подходе в подборе упражнений [6; 7].

Актуальность представляемого проекта по теме адаптивный баскетбол, связана с тем, что всё большую значимость в современном мире приобретает внедрение адаптационных программ направленных на социализацию детей с ОВЗ. Известно, что такие ребята выступают на соревнованиях по таким видам спорта, как настольный теннис, хоккей, голбол. И в этой связи мы решили разработать программу, которая, на наш взгляд, расширит двигательные возможности людей с ограниченными возможностями, связанными с нарушением зрения. Так появилась идея создания адаптивного баскетбола.

Новизна представляемого проекта обусловлена сдеюующим:

  1. В формате нашего проекта мы: создали программу, адаптировали правила игры в баскетбол, создав безопасные условия для людей с нарушением зрения, перевели на текст брайля, внедрили новые конструктивные элементы в звенящий мяч, предложили специализированное зонирование пространства для проведения этой игры, снабдили баскетбольных щиты дистанционными звуковыми оповещателями, для лучшей ориентации игроков на площадке, продумали новые жесты для судей.
  2. Курс адаптивного баскетбола в формате уроков физической культуры школьников с ОВЗ в школе-интернате номер 2 города Хабаровска дополнился игровой деятельностью.
  3. Опрос обучающихся и преподавателя школы-интерната номер 2 города Хабаровска показал, что таким видом спорта ребята хотели бы заниматься, но для этого нет необходимого программного сопровождения.

Цель статьи: раскрытие и распространение успешного практического опыта разработки и внедрения, адаптивных правил игры в баскетбол для детей с нарушение зрения.

Проблема. Внедрение и распространение успешных практик занятий адаптивным баскетболом позволит решить три проблемы:

— так как людям с нарушением зрения недоступны или запрещены некоторые виды спорта в силу своей специфики, адаптивный баскетбол позволит охватить и привлечь к занятиям спортом большее количество людей.

— так как данная игра является командным видом спорта, мы получаем возможность развития инклюзивного пространства, что будет способствовать формированию позитивного образа человека с ОВЗ в обществе.

— внедрение инициативы позволит разнообразить формы социализации, абилитации и реабилитации людей с нарушением зрения в образовательном процессе.

Изученная нами научно-методическая литература по проблеме нарушения физического развития у детей с нарушениями зрения позволила разработать правила игры с индивидуальным подходом к слабовидящим и тотальны слепым. Краткое описание правил:

Играют 2 команды по 4 человека, один из которых с полным отсутствием зрения (ОКО). Игра проходит на стандартной площадке со специальной тактильной разметкой (рис. 1). Время игры: 2 тайма по 10 минут. Игра ведётся звенящим баскетбольным мячом. На щитах установлены звуковые оповещатели. Игровая форма команд разного цвета, плюс отдельного цвета у игроков с око.

Разметка площадки

Рис. 1. Разметка площадки

ОКО на площадке находится перед кольцом в определённой зоне, расчерченной тактильными указателями в районе штрафной. В зону око никто не может заходить и мешать играть. Задача око дождаться паса от своих напарников по команде и забросить мяч в кольцо. Ориентируйся по тактильным указателям и по звуковому сигналу, который прозвучит, как только он получит мяч. На бросок даётся 8 секунд. Если не попал, напарники по командам подбирают мяч и забрасывают его самостоятельно или снова отдают мяч око. Команды могут атаковать кольцо и без участия око, но не более двух заходов на половину соперника. Попадание око в кольцо принесёт команде 4 очка! (рисунок 2)

Дополнительные жесты судей Дополнительные жесты судей

Рис. 2. Дополнительные жесты судей

Важно, для безопасности! После броска необходимо прикрывать голову руками и дождаться пока мяч упадет на пол. Подбор мяча после броска осуществляется только после отскока от пола. Пас око можно передавать из рук в руки, отскоком от пола, катанием или прямой передачей. Напарники по команде могут подсказывать око, соперникам, голосом мешать, путать око — запрещено. Во всём остальном правила, нарушения, жесты судей, ауты, схожи с официальными правилами РФБ.

После апробации новых правил, были проведены тренировки для детей на базе школы-интерната № 2. Когда у ребят стало получаться, и они поняли суть игры, научились концентрироваться на звуковых сигналах — мы провели товарищескую игру (рисунок 3), которая и показала реальность внедрения такой игры в образовательный процесс или внеурочную деятельность.

Проведение обучающей игры

Рис. 3. Проведение обучающей игры

Учитывая заинтересованность адаптивных школ в расширении и развитии новых направлений в привлечении к регулярным занятиям физической культурой и спортом людей с ОВЗ, считаем, что данный проект будет востребованным для людей с ограничением зрения. Мы уверены, новая игра займёт своё место в мире инклюзивного спорта.

Литература:

  1. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 240с.
  2. Яхонтов Е. Р. Физическая подготовка баскетболистов: учеб. пособие / Е. Р. Яхонтов. — СПб: Изд-во Олимп, 2007. — 134с.
  3. Вуден Д. Современный баскетбол / Д. Вуден. — М.: Физкультура и спорт, 2009. — 256с.
  4. Гомельский А. Я. Энциклопедия баскетбола / А. Я. Гомельский. — М.: Гранд Фаир, 2002. — 442с.
  5. Сударчикова Л. Г. Педагогическая психология / Л. Г. Сударчикова. — М.: Флинта, 2015. — 320с.
  6. Подколзина Е. Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. — 2001.– № 2. — С.84- 88с.
  7. Солнецева Л. И., Подколзина Е. Н. Воспитание и обучение слепого дошкольника. — М.,2005. –147с.
  8. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих / А. Г. Литвак. — Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. — СПб: Изд-во РГПУ, 1998. — 271 с.
  9. https://profiki-sno.tilda.ws/adaptivniybasketball
Основные термины (генерируются автоматически): нарушение зрения, адаптивный баскетбол, игра, ребенок, око, баскетбол, вид спорта, инклюзивный спорт, образовательный процесс, физическое развитие.


Похожие статьи

Диагностика психологических личностных характеристик студентов для повышения эффективности образовательного процесса

В статье приводятся результаты диагностика психологических личностных характеристик студентов, занимающихся средствами гандбола в процессе физического воспитания.

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством технологии развивающих игр: обучение игре в шашки

В статье автор обращает внимание на то, что шашки являются удачным методом в развитии мыслительных способностей детей.

Развитие познавательной мотивации через использование квест-игры в образовательной деятельности с детьми, имеющими нарушения зрения

В статье рассматривается особенности использования квест технологии в образовательной деятельности детей с нарушениями зрения. Раскрываются возможности квест-игры, как средства развития познавательной мотивации, психических процессов, коммуникативных...

Спортивные игры на тренировках по баскетболу как средство развития произвольного внимания у младших школьников

В статье рассказывается о проведенном исследовании по развитию произвольного внимания у младших школьников на занятиях по баскетболу, приведены результаты исследования произвольного внимания, предложены игры на занятиях по баскетболу, которые развива...

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ

В статье рассматривается одна из актуальных задач современной педагогики — развитие двигательной активности и укрепление здоровья детей дошкольного возраста в образовательном учреждении.

Разработка мероприятий по развитию проекта «Регби в школу»

В современном обществе выделяется растущая необходимость в разработке инновационных подходов к физическому воспитанию учащихся с целью стимулирования интереса к занятиям физкультурой и формированию здорового образа жизни. В этом контексте внедрение с...

Интеграция спорта в систему физического воспитания студентов в процессе спортивно-ориентированного подхода

Рассмотрено использование элементов технологии применения мини-футбола в процессе физического воспитания студентов.

Развитие интеллектуальных способностей в баскетболе у учащихся 13–15 лет

В статье предоставлена информация о развитии интеллектуальных способностей в баскетболе у учащихся 13–15 лет. Проведен эксперимент и проанализованы результаты на баскетбольной команде учащихся 13–15 лет.

Технологии обучения технике игры в волейбол детей 8–9 лет с учетом индивидуально-типологических особенностей

В данной статье представлены результаты оптимизации функционального состояния занимающихся во время обучения детей техническим приемам игры в волейбол с учетом индивидуально-типологических особенностей. В тренировочном процессе применяли специально п...

Инновационные системы физического воспитания учащейся молодежи

В статье анализируются системы физического воспитания, используемые в учебном процессе в разных странах мирового сообщества.

Похожие статьи

Диагностика психологических личностных характеристик студентов для повышения эффективности образовательного процесса

В статье приводятся результаты диагностика психологических личностных характеристик студентов, занимающихся средствами гандбола в процессе физического воспитания.

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством технологии развивающих игр: обучение игре в шашки

В статье автор обращает внимание на то, что шашки являются удачным методом в развитии мыслительных способностей детей.

Развитие познавательной мотивации через использование квест-игры в образовательной деятельности с детьми, имеющими нарушения зрения

В статье рассматривается особенности использования квест технологии в образовательной деятельности детей с нарушениями зрения. Раскрываются возможности квест-игры, как средства развития познавательной мотивации, психических процессов, коммуникативных...

Спортивные игры на тренировках по баскетболу как средство развития произвольного внимания у младших школьников

В статье рассказывается о проведенном исследовании по развитию произвольного внимания у младших школьников на занятиях по баскетболу, приведены результаты исследования произвольного внимания, предложены игры на занятиях по баскетболу, которые развива...

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ

В статье рассматривается одна из актуальных задач современной педагогики — развитие двигательной активности и укрепление здоровья детей дошкольного возраста в образовательном учреждении.

Разработка мероприятий по развитию проекта «Регби в школу»

В современном обществе выделяется растущая необходимость в разработке инновационных подходов к физическому воспитанию учащихся с целью стимулирования интереса к занятиям физкультурой и формированию здорового образа жизни. В этом контексте внедрение с...

Интеграция спорта в систему физического воспитания студентов в процессе спортивно-ориентированного подхода

Рассмотрено использование элементов технологии применения мини-футбола в процессе физического воспитания студентов.

Развитие интеллектуальных способностей в баскетболе у учащихся 13–15 лет

В статье предоставлена информация о развитии интеллектуальных способностей в баскетболе у учащихся 13–15 лет. Проведен эксперимент и проанализованы результаты на баскетбольной команде учащихся 13–15 лет.

Технологии обучения технике игры в волейбол детей 8–9 лет с учетом индивидуально-типологических особенностей

В данной статье представлены результаты оптимизации функционального состояния занимающихся во время обучения детей техническим приемам игры в волейбол с учетом индивидуально-типологических особенностей. В тренировочном процессе применяли специально п...

Инновационные системы физического воспитания учащейся молодежи

В статье анализируются системы физического воспитания, используемые в учебном процессе в разных странах мирового сообщества.

Задать вопрос