Формирование традиционных нравственных ценностей в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 24 августа, печатный экземпляр отправим 28 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (532) август 2024 г.

Дата публикации: 13.08.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Денисова, С. А. Формирование традиционных нравственных ценностей в начальной школе / С. А. Денисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 33 (532). — URL: https://moluch.ru/archive/532/117118/ (дата обращения: 16.08.2024).

Препринт статьи



В статье автор рассматривает формирование традиционных нравственных ценностей в начальной школе.

Ключевые слова : традиционные нравственные ценности, воспитание, ценности российского общества, становление ценностных ориентиров.

Традиционные нравственные ценности определяют наш стиль жизни, поведение, отношение к Родине, к символам государства, культуре и семье. Ценности, своего рода, ориентиры, которые помогают обучающимся понять, как поступать и действовать, понять, что является истинным и ложным.

Сегодня в открытом информационном пространстве дети сталкиваются с ложными ценностями и антиценностями, с фейками и обманом и навсегда могут отличить, что такое правда, а что ложь. Учитель помогает сориентироваться в этом информационном пространстве и сформировать правильное понимание и важность традиционных нравственных ценностей.

Традиционные нравственные ценности определяют суть воспитания в стране и, тем самым, задают вектор развития образования в данном направлении.

Ценности российского общества: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,

созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России (пункт 5 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утвержден Указом Президента РФ от 09.11.2022г.) [1].

Становление ценностных ориентиров, как и всех личностных образований, имеет специфику на различных этапах развития детей. На уровне начального общего образования традиционные нравственные ценности формируются благодаря разговорам о важном с учителем, а также с помощью ценностных установок, которые формируют родители. Но такие разговоры о важном не заканчиваются в рамках процесса внеурочной деятельности и на классных часах. Все предметные области на уровне начального общего образования обладают большим воспитательным потенциалом и учителю важно его грамотно использовать для формирования ценностных установок у младших школьников.

Задача учителя начальных классов состоит не только в том, чтобы научить писать, читать, считать, рисовать, но и воспитать на уроках традиционные нравственные ценности через предметное содержание. Воспитательная функция уроков в начальной школе включает комплексную программу по формированию традиционных ценностей.

Особое внимания на уроках в начальной школе необходимо уделять тем ценностям, которым «нет цены». К таким ценностям мы относим: «человека», «личность», «семью», «отечество», «культуру», «труд».

Человек. Взаимодействуя между собой, дети должны ориентироваться на то, что приоритетной ценностью в нашем обществе является человеческая жизнь, неприемлемость унижения и оскорбления людей, на доброжелательное отношение, сопереживание, сострадание и милосердие к ним, на уважение к людям иной расы.

Личность. Уверенность в себе, инициативность и самостоятельность, стремление к индивидуальному успеху без ущерба для окружающих.

Семья. Ориентировать школьников на отношение к семье как к главной опоре жизни человека, на любовь к членам семьи, уважение к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам, на проявление действенной заботы о членах своей семьи, на необходимость выполнения посильной работы по дому.

Отечество. Стараться ориентировать обучающихся на усвоение норм поведения человека как гражданина России, на уважение к народам нашей страны, их обычаям и традициям.

Культура. Необходимо направить ребят на понимание того, что чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение дают человеку ощущение полноты жизни, на изучение отечественной и мировой культуры, сохранение и защита памятников природного и культурного наследия.

Труд. Ориентировать своих воспитанников на значимость как физического, так и интеллектуального труда, на уважение к людям труда и результатам труда других людей, на восприятие учебы как значимого труда школьника.

У младших школьников ярче, чем в других возрастных группах проявляется чувство товарищества, сопереживания, ответственности. Воспитание традиционных ценностей происходит, прежде всего в процессе обучения. Не менее важной ценностью является язык, уважение к которому формируется на уроках русского языка. Начиная с первого класса происходит знакомство с вежливыми словами, чтобы сделать общение приятным и дружеским, создаем словарь вежливых слов и пользуемся им на уроках. Знание вежливых слов воспитывает у обучающихся доброжелательное отношение к сверстникам, формирует представление о вежливом отношении к взрослым.

Одно из важных направлений работы на уроках русского языка является работа со словарными словами тематических групп: Родина, Москва, Россия, герой, столица. Изучая символы России, происходит знакомство со словарным словом береза, в процессе изучения которого создается проект. Обучающиеся узнают этимологию слова, лексическое значение, разбор по составу, подбор однокоренных слов. Узнали о том, что слова береза встречается в пословицах, сказках, загадках, песнях. Такие проекты позволяют приобщиться к обычаям, традициям, культурным ценностям.

Уроки в начальной школе располагают большими возможностями в развитии и формировании традиционных нравственных ценностей. Формировать традиционные ценности важно и во внеурочной деятельности, посещая выставки, музеи, библиотеки, участвуя в волонтерстве и различных акциях.

Роль учителя начальных классов в современной школе — это не только подача предметных знаний, сегодня миссия современного учителя значительно расширилась, появляется надпредметная составляющая демонстрации традиционных нравственных ценностей, которые способствуют межпредметной интеграции и станут основой развития обучающихся.

Как известно, воспитанность ребенка проявляется в поступках, которые он совершает в конкретных жизненных ситуациях — иногда непростых, неоднозначных, ставящих его перед сложным нравственным выбором. И в этих поступках он руководствуется как раз ценностями, которые разделяет, которые были восприняты им в течение всей его жизни

Таким образом, воспитание традиционных нравственных ценностей в начальной школе позволяет вырастить честных, добрых, трудолюбивых детей, любящих свою семью, край, родину.

Литература:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».


Задать вопрос