Формирование традиционных нравственных ценностей в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (532) август 2024 г.

Дата публикации: 13.08.2024

Статья просмотрена: 98 раз

Библиографическое описание:

Денисова, С. А. Формирование традиционных нравственных ценностей в начальной школе / С. А. Денисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 33 (532). — С. 96-98. — URL: https://moluch.ru/archive/532/117118/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор рассматривает формирование традиционных нравственных ценностей в начальной школе.

Ключевые слова : традиционные нравственные ценности, воспитание, ценности российского общества, становление ценностных ориентиров.

Традиционные нравственные ценности определяют наш стиль жизни, поведение, отношение к Родине, к символам государства, культуре и семье. Ценности, своего рода, ориентиры, которые помогают обучающимся понять, как поступать и действовать, понять, что является истинным и ложным.

Сегодня в открытом информационном пространстве дети сталкиваются с ложными ценностями и антиценностями, с фейками и обманом и навсегда могут отличить, что такое правда, а что ложь. Учитель помогает сориентироваться в этом информационном пространстве и сформировать правильное понимание и важность традиционных нравственных ценностей.

Традиционные нравственные ценности определяют суть воспитания в стране и, тем самым, задают вектор развития образования в данном направлении.

Ценности российского общества: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,

созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России (пункт 5 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утвержден Указом Президента РФ от 09.11.2022г.) [1].

Становление ценностных ориентиров, как и всех личностных образований, имеет специфику на различных этапах развития детей. На уровне начального общего образования традиционные нравственные ценности формируются благодаря разговорам о важном с учителем, а также с помощью ценностных установок, которые формируют родители. Но такие разговоры о важном не заканчиваются в рамках процесса внеурочной деятельности и на классных часах. Все предметные области на уровне начального общего образования обладают большим воспитательным потенциалом и учителю важно его грамотно использовать для формирования ценностных установок у младших школьников.

Задача учителя начальных классов состоит не только в том, чтобы научить писать, читать, считать, рисовать, но и воспитать на уроках традиционные нравственные ценности через предметное содержание. Воспитательная функция уроков в начальной школе включает комплексную программу по формированию традиционных ценностей.

Особое внимания на уроках в начальной школе необходимо уделять тем ценностям, которым «нет цены». К таким ценностям мы относим: «человека», «личность», «семью», «отечество», «культуру», «труд».

Человек. Взаимодействуя между собой, дети должны ориентироваться на то, что приоритетной ценностью в нашем обществе является человеческая жизнь, неприемлемость унижения и оскорбления людей, на доброжелательное отношение, сопереживание, сострадание и милосердие к ним, на уважение к людям иной расы.

Личность. Уверенность в себе, инициативность и самостоятельность, стремление к индивидуальному успеху без ущерба для окружающих.

Семья. Ориентировать школьников на отношение к семье как к главной опоре жизни человека, на любовь к членам семьи, уважение к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам, на проявление действенной заботы о членах своей семьи, на необходимость выполнения посильной работы по дому.

Отечество. Стараться ориентировать обучающихся на усвоение норм поведения человека как гражданина России, на уважение к народам нашей страны, их обычаям и традициям.

Культура. Необходимо направить ребят на понимание того, что чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение дают человеку ощущение полноты жизни, на изучение отечественной и мировой культуры, сохранение и защита памятников природного и культурного наследия.

Труд. Ориентировать своих воспитанников на значимость как физического, так и интеллектуального труда, на уважение к людям труда и результатам труда других людей, на восприятие учебы как значимого труда школьника.

У младших школьников ярче, чем в других возрастных группах проявляется чувство товарищества, сопереживания, ответственности. Воспитание традиционных ценностей происходит, прежде всего в процессе обучения. Не менее важной ценностью является язык, уважение к которому формируется на уроках русского языка. Начиная с первого класса происходит знакомство с вежливыми словами, чтобы сделать общение приятным и дружеским, создаем словарь вежливых слов и пользуемся им на уроках. Знание вежливых слов воспитывает у обучающихся доброжелательное отношение к сверстникам, формирует представление о вежливом отношении к взрослым.

Одно из важных направлений работы на уроках русского языка является работа со словарными словами тематических групп: Родина, Москва, Россия, герой, столица. Изучая символы России, происходит знакомство со словарным словом береза, в процессе изучения которого создается проект. Обучающиеся узнают этимологию слова, лексическое значение, разбор по составу, подбор однокоренных слов. Узнали о том, что слова береза встречается в пословицах, сказках, загадках, песнях. Такие проекты позволяют приобщиться к обычаям, традициям, культурным ценностям.

Уроки в начальной школе располагают большими возможностями в развитии и формировании традиционных нравственных ценностей. Формировать традиционные ценности важно и во внеурочной деятельности, посещая выставки, музеи, библиотеки, участвуя в волонтерстве и различных акциях.

Роль учителя начальных классов в современной школе — это не только подача предметных знаний, сегодня миссия современного учителя значительно расширилась, появляется надпредметная составляющая демонстрации традиционных нравственных ценностей, которые способствуют межпредметной интеграции и станут основой развития обучающихся.

Как известно, воспитанность ребенка проявляется в поступках, которые он совершает в конкретных жизненных ситуациях — иногда непростых, неоднозначных, ставящих его перед сложным нравственным выбором. И в этих поступках он руководствуется как раз ценностями, которые разделяет, которые были восприняты им в течение всей его жизни

Таким образом, воспитание традиционных нравственных ценностей в начальной школе позволяет вырастить честных, добрых, трудолюбивых детей, любящих свою семью, край, родину.

Литература:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Основные термины (генерируются автоматически): ценность, начальная школа, слово, внеурочная деятельность, доброжелательное отношение, начальное общее образование, российское общество, русский язык, семья, уважение.


Ключевые слова

воспитание, традиционные нравственные ценности, ценности российского общества, становление ценностных ориентиров

Похожие статьи

Формирование традиционных российских духовно-нравственных ценностей на уроках в начальной школе

В статье авторы описывают формирование традиционных российских духовно-нравственных ценностей на уроках в начальной школе.

Формирование ценностных ориентаций обучающихся современного вуза

В статье анализируется проблема формирования ценностных ориентаций обучающихся в современных реалиях российского общества. Определены базовые компоненты ценностных ориентаций, их место в структуре личности. Выявлена специфика ценностных ориентаций об...

Нравственные ценности в воспитательном процессе

В статье освещены современные актуальные проблемы воспитательного процесса молодого поколения, большое внимание уделяется проблеме воспитания нравственных ценностей и роли образования. Главную задачу воспитания в условиях глобализации и транзитивного...

Дошкольное воспитание — базовая ступень в формировании нравственной личности

В статье авторы пытаются обосновать ценность православия на уровне базовой ступени дошкольного образования в формировании нравственной личности.

Нравственное воспитание подростков в условиях современной школы: традиции и перспективы

В статье рассматривается проблема нравственного воспитания подростков в условиях современной школы с позиции традиций, перспективы нравственного воспитания в современной школе.

Формирование у детей семейных ценностей и их роль в воспитании подрастающего поколения

В статье автор исследует процесс формирования семейных ценностей у детей, негативные и позитивные влияния на сохранение традиционных семейных ценностей у подрастающего поколения.

Возможности ценностной интеграции молодежи в трансформирующемся обществе

В данной статье рассматриваются проблемы интеграции ценностей молодежи в современной России, устанавливается связь между формированием личности молодого человека, его компетенций социального участия и доминирующими способами присвоения ценностей.

Духовно-нравственные ценности — основа деятельности учителя

Данная статья об особенностях духовно-нравственного воспитания на современном этапе развития общества.

Проявление в современной образовательной сфере нравственных ценностей И. Г. Песталоцци

В статье рассматриваются нравственные ценности Иоганна Генриха Песталоцци и их проявление в современной образовательной сфере как ключевых идей обучения и воспитания.

Ценностные ориентации личности в психологии: теоретический аспект

В статье автор рассматривает аспект взаимосвязи ценностных ориентаций и ценностей с точки зрения психологической науки. Рассматривается роль ценностных ориентаций в процессе развития личности.

Похожие статьи

Формирование традиционных российских духовно-нравственных ценностей на уроках в начальной школе

В статье авторы описывают формирование традиционных российских духовно-нравственных ценностей на уроках в начальной школе.

Формирование ценностных ориентаций обучающихся современного вуза

В статье анализируется проблема формирования ценностных ориентаций обучающихся в современных реалиях российского общества. Определены базовые компоненты ценностных ориентаций, их место в структуре личности. Выявлена специфика ценностных ориентаций об...

Нравственные ценности в воспитательном процессе

В статье освещены современные актуальные проблемы воспитательного процесса молодого поколения, большое внимание уделяется проблеме воспитания нравственных ценностей и роли образования. Главную задачу воспитания в условиях глобализации и транзитивного...

Дошкольное воспитание — базовая ступень в формировании нравственной личности

В статье авторы пытаются обосновать ценность православия на уровне базовой ступени дошкольного образования в формировании нравственной личности.

Нравственное воспитание подростков в условиях современной школы: традиции и перспективы

В статье рассматривается проблема нравственного воспитания подростков в условиях современной школы с позиции традиций, перспективы нравственного воспитания в современной школе.

Формирование у детей семейных ценностей и их роль в воспитании подрастающего поколения

В статье автор исследует процесс формирования семейных ценностей у детей, негативные и позитивные влияния на сохранение традиционных семейных ценностей у подрастающего поколения.

Возможности ценностной интеграции молодежи в трансформирующемся обществе

В данной статье рассматриваются проблемы интеграции ценностей молодежи в современной России, устанавливается связь между формированием личности молодого человека, его компетенций социального участия и доминирующими способами присвоения ценностей.

Духовно-нравственные ценности — основа деятельности учителя

Данная статья об особенностях духовно-нравственного воспитания на современном этапе развития общества.

Проявление в современной образовательной сфере нравственных ценностей И. Г. Песталоцци

В статье рассматриваются нравственные ценности Иоганна Генриха Песталоцци и их проявление в современной образовательной сфере как ключевых идей обучения и воспитания.

Ценностные ориентации личности в психологии: теоретический аспект

В статье автор рассматривает аспект взаимосвязи ценностных ориентаций и ценностей с точки зрения психологической науки. Рассматривается роль ценностных ориентаций в процессе развития личности.

Задать вопрос