В статье авторы описывают формирование традиционных российских духовно-нравственных ценностей на уроках в начальной школе.
Ключевые слова: формирование, духовно-нравственные ценности, начальная школа.
В ноябре 2022 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал очень важный указ, в котором отражены традиционные российские духовно-нравственные ценности.
У школьного учителя появилась важная миссия и новые дидактические цели. Речь идет об усилении воспитательного потенциала школьного урока.
Содержание предметных областей и традиционные ценности между собой взаимосвязаны, они комплементарны, они несут позитив, ценностные регуляторы и этим мы должны пользоваться.
Ученые Московского государственного университета и Высшей школы экономики выделили 5 социальных категорий (пентабазис — пятиуровневая модель ценностной идеологии общества). Нами были сопоставлены социальные категории и доминантные традиционные ценности, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Доминантные традиционные ценности
Социальные категории |
Доминантные традиционные ценности |
Страна |
Патриотизм, гражданственность, единство народов России, историческая память |
Государство |
Доверие, служение отечеству, ответственность за его судьбу, созидательный труд, высокие нравственные идеи |
Общество |
Права и свободы человека, коллективизм |
Семья |
Крепкая семья, согласие, взаимопомощь, взаимопонимание |
Человек |
Созидание, милосердие, жизнь, гуманизм |
Эти пять категорий ложатся на предметное пространство разного уровня, они включены в современную программу по географии.
Нами были выделены доминантные традиционные ценности по каждому направлению. Давайте обратимся к предметному содержанию.
- Страна
На уроках окружающего мира и изобразительного искусства у обучающихся формируются такие ценности, как патриотизм, гражданственность, единство народов России, историческая память, которые ребята представляют в виде проектных предложений:
— портрет страны на фоне мира;
— состояние окружающей среды;
— новые объекты природного и культурного наследия на карте России;
— традиции и обычаи населения.
При использовании проектного метода каждый ученик приобретает знания самостоятельно и использует их для решения новых познавательных и практических задач.
- Государство
Написание сочинения о роли русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении территории России с использованием приема попс-формулы. Таким образом, у ребят формируется понимание того, что исследования и открытия — служение Отечеству.
П — Положение (утверждение) — Я считаю, что...
О — Объяснение — Потому что...
П — Пример, иллюстрация — Например,...
С — Суждение (итоговое) — Таким образом..
Ценность этого приёма заключается в том, что позволяет обучающимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме.
- Общество
На уроках кубановедения школьники изучают свой регион. Уникальный край — Краснодарский край. Под руководством учителя обучающиеся в группах разрабатывают проект «Развитие Краснодарского края». Изучаем, описываем роль человеческого капитала, то есть людей, которые внесли вклад в развитие региона.
- Семья
Важной ценностью была и остается для всех народов, населяющих Россию — семья. На Руси издавна считалось важным знать и помнить собственный род. В школе детям традиционно задавали рисовать «родовое древо». Нередко в честь дедов либо бабушек называли новорожденных, проявляя тем самым уважение к своим старшим родственникам.
Мы решили изменить традициям и в курсе окружающего мира при изучении раздела Население мы с ребятами создаем ментальную карту «Семья в современном мире». Ребята отображают в ней семейные традиции, семейное древо, рассказ о своей семье, важность семьи.
- Человек
На уроках английского языка, путешествуя по Европе, ребята читают текст и отвечают на вопросы о сильнейшем землетрясении, которое произошло в Мессине в 1098 году. После прочтения текста высказывают свои точки зрения.
— Какие традиционные ценности отличают наших соотечественников?
— Как они проявились во время сильнейшего землетрясения в Мессине в 1098 году?
Происходит формирование понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное (читательская грамотность).
Традиционные ценности нами рассматриваются как смысловые векторы. Они обладают определенными качествами: энергоемкость, позитивность, интегративность, гуманистическая ориентация, поведенческая память. Это должен знать и применять каждый учитель.