Формирование традиционных российских духовно-нравственных ценностей на уроках в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Таможникова, И. В. Формирование традиционных российских духовно-нравственных ценностей на уроках в начальной школе / И. В. Таможникова, Г. А. Таракчян, А. В. Татыева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 29 (528). — С. 213-214. — URL: https://moluch.ru/archive/528/116690/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье авторы описывают формирование традиционных российских духовно-нравственных ценностей на уроках в начальной школе.

Ключевые слова: формирование, духовно-нравственные ценности, начальная школа.

В ноябре 2022 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал очень важный указ, в котором отражены традиционные российские духовно-нравственные ценности.

У школьного учителя появилась важная миссия и новые дидактические цели. Речь идет об усилении воспитательного потенциала школьного урока.

Содержание предметных областей и традиционные ценности между собой взаимосвязаны, они комплементарны, они несут позитив, ценностные регуляторы и этим мы должны пользоваться.

Ученые Московского государственного университета и Высшей школы экономики выделили 5 социальных категорий (пентабазис — пятиуровневая модель ценностной идеологии общества). Нами были сопоставлены социальные категории и доминантные традиционные ценности, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Доминантные традиционные ценности

Социальные категории

Доминантные традиционные ценности

Страна

Патриотизм, гражданственность, единство народов России, историческая память

Государство

Доверие, служение отечеству, ответственность за его судьбу, созидательный труд, высокие нравственные идеи

Общество

Права и свободы человека, коллективизм

Семья

Крепкая семья, согласие, взаимопомощь, взаимопонимание

Человек

Созидание, милосердие, жизнь, гуманизм

Эти пять категорий ложатся на предметное пространство разного уровня, они включены в современную программу по географии.

Нами были выделены доминантные традиционные ценности по каждому направлению. Давайте обратимся к предметному содержанию.

  1. Страна

На уроках окружающего мира и изобразительного искусства у обучающихся формируются такие ценности, как патриотизм, гражданственность, единство народов России, историческая память, которые ребята представляют в виде проектных предложений:

— портрет страны на фоне мира;

— состояние окружающей среды;

— новые объекты природного и культурного наследия на карте России;

— традиции и обычаи населения.

При использовании проектного метода каждый ученик приобретает знания самостоятельно и использует их для решения новых познавательных и практических задач.

  1. Государство

Написание сочинения о роли русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении территории России с использованием приема попс-формулы. Таким образом, у ребят формируется понимание того, что исследования и открытия — служение Отечеству.

П — Положение (утверждение) — Я считаю, что...

О — Объяснение — Потому что...

П — Пример, иллюстрация — Например,...

С — Суждение (итоговое) — Таким образом..

Ценность этого приёма заключается в том, что позволяет обучающимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме.

  1. Общество

На уроках кубановедения школьники изучают свой регион. Уникальный край — Краснодарский край. Под руководством учителя обучающиеся в группах разрабатывают проект «Развитие Краснодарского края». Изучаем, описываем роль человеческого капитала, то есть людей, которые внесли вклад в развитие региона.

  1. Семья

Важной ценностью была и остается для всех народов, населяющих Россию — семья. На Руси издавна считалось важным знать и помнить собственный род. В школе детям традиционно задавали рисовать «родовое древо». Нередко в честь дедов либо бабушек называли новорожденных, проявляя тем самым уважение к своим старшим родственникам.

Мы решили изменить традициям и в курсе окружающего мира при изучении раздела Население мы с ребятами создаем ментальную карту «Семья в современном мире». Ребята отображают в ней семейные традиции, семейное древо, рассказ о своей семье, важность семьи.

  1. Человек

На уроках английского языка, путешествуя по Европе, ребята читают текст и отвечают на вопросы о сильнейшем землетрясении, которое произошло в Мессине в 1098 году. После прочтения текста высказывают свои точки зрения.

— Какие традиционные ценности отличают наших соотечественников?

— Как они проявились во время сильнейшего землетрясения в Мессине в 1098 году?

Происходит формирование понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное (читательская грамотность).

Традиционные ценности нами рассматриваются как смысловые векторы. Они обладают определенными качествами: энергоемкость, позитивность, интегративность, гуманистическая ориентация, поведенческая память. Это должен знать и применять каждый учитель.

Основные термины (генерируются автоматически): ценность, единство народов России, историческая память, Краснодарский край, Мессина, начальная школа, окружающий мир, ребята, семья, сильнейшее землетрясение.


Похожие статьи

Формирование традиционных нравственных ценностей в начальной школе

В статье автор рассматривает формирование традиционных нравственных ценностей в начальной школе.

Духовно-нравственные ценности — основа деятельности учителя

Данная статья об особенностях духовно-нравственного воспитания на современном этапе развития общества.

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в средних классах

В статье автор раскрывает понятие системы формирования духовно-нравственных ценностей учащихся. Особое внимание автор уделяет процессу осуществления духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы на примерах некоторых произведений из ...

Формирование нравственных ценностей старшеклассников в процессе волонтерской деятельности

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования нравственных ценностей в процессе вовлечения в волонтерскую деятельность старшеклассников. Раскрываются формы и принципы работы в образовательной организации по формированию нравст...

Дошкольное воспитание — базовая ступень в формировании нравственной личности

В статье авторы пытаются обосновать ценность православия на уровне базовой ступени дошкольного образования в формировании нравственной личности.

Нравственное воспитание подростков в условиях современной школы: традиции и перспективы

В статье рассматривается проблема нравственного воспитания подростков в условиях современной школы с позиции традиций, перспективы нравственного воспитания в современной школе.

Формирование у детей семейных ценностей и их роль в воспитании подрастающего поколения

В статье автор исследует процесс формирования семейных ценностей у детей, негативные и позитивные влияния на сохранение традиционных семейных ценностей у подрастающего поколения.

Семейные ценности и стили воспитания современных российских отцов

В статье рассмотрены тенденции трансформации семейных ценностей современных отцов возраста до 45 лет и присущих им стилей семейного воспитания.

Нравственные ценности в воспитательном процессе

В статье освещены современные актуальные проблемы воспитательного процесса молодого поколения, большое внимание уделяется проблеме воспитания нравственных ценностей и роли образования. Главную задачу воспитания в условиях глобализации и транзитивного...

Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста

Статья посвящена основным концептам процесса формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в ходе их взаимодействия в образовательной среде.

Похожие статьи

Формирование традиционных нравственных ценностей в начальной школе

В статье автор рассматривает формирование традиционных нравственных ценностей в начальной школе.

Духовно-нравственные ценности — основа деятельности учителя

Данная статья об особенностях духовно-нравственного воспитания на современном этапе развития общества.

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в средних классах

В статье автор раскрывает понятие системы формирования духовно-нравственных ценностей учащихся. Особое внимание автор уделяет процессу осуществления духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы на примерах некоторых произведений из ...

Формирование нравственных ценностей старшеклассников в процессе волонтерской деятельности

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования нравственных ценностей в процессе вовлечения в волонтерскую деятельность старшеклассников. Раскрываются формы и принципы работы в образовательной организации по формированию нравст...

Дошкольное воспитание — базовая ступень в формировании нравственной личности

В статье авторы пытаются обосновать ценность православия на уровне базовой ступени дошкольного образования в формировании нравственной личности.

Нравственное воспитание подростков в условиях современной школы: традиции и перспективы

В статье рассматривается проблема нравственного воспитания подростков в условиях современной школы с позиции традиций, перспективы нравственного воспитания в современной школе.

Формирование у детей семейных ценностей и их роль в воспитании подрастающего поколения

В статье автор исследует процесс формирования семейных ценностей у детей, негативные и позитивные влияния на сохранение традиционных семейных ценностей у подрастающего поколения.

Семейные ценности и стили воспитания современных российских отцов

В статье рассмотрены тенденции трансформации семейных ценностей современных отцов возраста до 45 лет и присущих им стилей семейного воспитания.

Нравственные ценности в воспитательном процессе

В статье освещены современные актуальные проблемы воспитательного процесса молодого поколения, большое внимание уделяется проблеме воспитания нравственных ценностей и роли образования. Главную задачу воспитания в условиях глобализации и транзитивного...

Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста

Статья посвящена основным концептам процесса формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в ходе их взаимодействия в образовательной среде.

Задать вопрос