Судебное оспаривание неправомерных действий (решений) государственных органов, должностных лиц и государственных служащих как способ обеспечения законности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 24 августа, печатный экземпляр отправим 28 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №33 (532) август 2024 г.

Дата публикации: 12.08.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Рыжкова, К. А. Судебное оспаривание неправомерных действий (решений) государственных органов, должностных лиц и государственных служащих как способ обеспечения законности / К. А. Рыжкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 33 (532). — URL: https://moluch.ru/archive/532/117101/ (дата обращения: 16.08.2024).

Препринт статьи



В данной статье анализируются основные аспекты судебного оспаривания незаконных решений, действий (бездействия) государственных органов, а также государственных служащих и их должностных лиц. Этот процесс представляет собой важный механизм для обеспечения правопорядка и защиты прав граждан. Предмет исследования: правовые нормы, регламентирующие порядок судебного оспаривания неправомерных действий (решений) органов государственной власти. Цель исследования: комплексный анализ проблем судебного порядка оспаривания неправомерных действий (решений) органов государственной власти. Методологическую основу исследования составляет: сравнительный метод, формально-юридический метод. Результаты исследования: проанализирован порядок судебного оспаривания неправомерных действий (решений) органов государственной власти и выявлены процессуальные проблемы в данном порядке. Выводы: в настоящее время институт судебного оспаривания находится на этапе своего становления и развития, что порождает за собой наличие множества пробелов и недоработок.

Ключевые слова: судебная защита, судебное оспаривание действий (решений), неправомерные действия (бездействия), государственные органы, должностные лица, Кодекс административного судопроизводства.

This article analyzes the main aspects of judicial challenge of illegal decisions, actions (inaction) of state bodies, as well as civil servants and their officials. This process is an important mechanism for ensuring law and order and protecting the rights of citizens. The subject of the study: legal norms regulating the procedure for judicial challenge of illegal actions (decisions) of public authorities. The purpose of the study: a comprehensive analysis of the problems of the judicial procedure for challenging illegal actions (decisions) of public authorities. The methodological basis of the research is the comparative method, the formal legal method. The results of the study: the procedure for judicial challenging illegal actions (decisions) of public authorities is analyzed and procedural problems in this order are identified. Conclusions: currently, the institution of judicial challenge is at the stage of its formation and development, which leads to the presence of many gaps and flaws.

Keywords: judicial protection, judicial challenge of actions (decisions), unlawful actions (inaction), state bodies, officials, Code of Administrative Procedure.

Введение

Вопрос взаимодействия граждан с государственными органами занимает одну из ключевых позиций в контексте современных вызовов российского общества. Эффективное сотрудничество между этими сторонами является необходимым условием, способствующим как устойчивости государства, так и защите прав и законных интересов как физических лиц, так и юридических лиц.

Каждый день граждане взаимодействуют с государственными органами для получения различных услуг. Важно осветить методы и способы контроля за работой этих органов власти, так как граждане представляют собой наиболее уязвимую группу в данной ситуации.

Каждый имеет право на защиту своих прав и свобод в судебном порядке. Правовой институт, отвечающий за порядок разрешения конфликтов в области административного управления между физическими и юридическими лицами и органами государственной власти, называется административной юстицией.

Современные границы института административной юстиции значительно увеличились, так как судебный контроль за действиями исполнительной и законодательной власти, а также местного самоуправления и должностных лиц стал практически безграничным. Фактически, любой вопрос, относящийся к компетенции административной юрисдикции, может быть направлен на рассмотрение соответствующего суда.

Долгое время в нашей стране преобладала система командного управления, что способствовало как увеличению числа государственных учреждений, так и возникновению у большинства граждан убеждения о безрезультатности борьбы с произволом, в том числе через судебные обращения. После распада СССР и создания Российской Федерации открылся новый период в развитии законодательства, направленного на защиту прав и законных интересов граждан и организаций от действий властей.

Статья 1 Конституции Российской Федерации утверждает, что Россия является демократическим федеративным государством с республиканской формой правления. В процессе создания правового государства в России важнейшей задачей становится защита прав и законных интересов граждан и организаций, особенно от возможных посягательств со стороны властей и их должностных лиц.

Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации, решения и действия (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть оспорены в судебном порядке.

Административное судопроизводство имеет свои уникальные характеристики, отличающие его от других форм правосудия, предусмотренных российским законодательством. Этот процесс представляет собой отдельный вид правосудия, который занимается рассмотрением и разрешением административно-правовых споров между гражданами, организациями и органами публичной власти. Целью таких разбирательств является защита прав, свобод и законных интересов граждан от незаконных действий государственных органов.

В Российской Федерации процесс правового регулирования судебного обжалования решений, а также действий и бездействия в сфере управления, касающихся граждан, имеет свою уникальную историю.

Существующая тенденция в развитии законодательства, касающегося оспаривания актов, действий или бездействия государственных и местных органов власти, а также их должностных лиц, заключается в том, что с каждым новым законом и каждым годом, обобщая накапливаемый опыт по данным правоотношениям, устранялись определенные преграды, мешающие обращению в суд. В результате этого, суды общей юрисдикции получили более широкие полномочия. Таким образом, можно наблюдать, что законодательные изменения направлены на упрощение процесса обжалования и улучшение доступа граждан к правосудию. Это создает более благоприятные условия для защиты прав и законных интересов граждан, содействуя повышению эффективности судебной системы в целом.

Современное состояние административного судопроизводства в значительной мере определяется введением процессуального законодательства, касающегося разрешения административных конфликтов. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации представляет собой кодифицированный акт, который формулирует принципы, правила и нормы, определяющие структуру административного процесса.

Каждый гражданин имеет право обратиться в суд, если он считает, что действия или решения государственных органов, должностных лиц или госслужащих нарушают его права или являются незаконными.

Судебное оспаривание имеет несколько плюсов. Прежде всего, оно предоставляет гражданам возможность отстоять свои права и интересы, особенно в ситуациях, когда они полагают, что государственные органы или их должностные лица нарушают установленные нормы. Кроме того, решения суда имеют юридическую силу, и на основании этого вердикта государственные служащие или должностные лица обязаны действовать в соответствии с ним.

Следует подчеркнуть, что судебное оспаривание не только гарантирует соблюдение законности, но и выполняет функции надзора за деятельностью государственных органов и их должностных лиц. Это является одним из способов предотвращения злоупотреблений властью, коррупции и нарушений прав граждан.

В Конституции Российской Федерации обозначены основные принципы административного судопроизводства, и полный их учёт был внедрён в Кодекс административного судопроизводства. Это позволило устранить неопределённости с правовым статусом административного правосудия.

Характерные черты дел этой категории обусловлены тем, что в судебном разбирательстве рассматриваются споры, имеющие публично-правовой характер. Эти конфликты возникают в контексте административных, налоговых, финансовых и других публичных правоотношений, в которых существует иерархия — одни стороны обладают властью, а другие ей подчиняются. Основная задача суда в таких делах заключается в разрешении споров, касающихся законности действий или бездействия органов власти, или должностных лиц.

Для выяснения предмета спора в рамках административного судопроизводства важно в первую очередь рассмотреть термины, касающиеся решений, действий и бездействия государственных органов.

Решение представляет собой официальный акт, который издает государственный орган или его уполномоченные лица, действующие как индивидуально, так и коллегиально. Этот акт выражает волю властей по определённому вопросу и приводит к возникновению определённых правовых последствий для отдельных граждан и организаций. Такой акт может оформляться в соответствии с предусмотренными законом стандартами, включая виды как решения, постановления, распоряжения и другие, а также в произвольной форме.

К действиям государственных органов можно отнести их властные волеизъявления, которые не оформлены в виде официальных решений, но при этом приводят к нарушениям прав и свобод как физических лиц, так и организаций. Такие действия могут создавать барьеры для осуществления их законных интересов. Примерами таких вмешательств могут служить устные требования, исходящие от органов, занимающихся государственным контролем и надзором.

Бездействие представляет собой отсутствие выполнения обязанностей, которые возложены на государственные органы и их должностных лиц через нормы права и другие регулирования, определяющие их полномочия. В частности, данное понятие охватывает ситуации, когда уполномоченное лицо не рассматривает обращения гражданина.

Для подачи административного иска в судебные органы необходимо соблюдение определённых условий. К ним относится: нарушение прав и законных интересов физических и юридических лиц; возникновение препятствий для осуществления прав и свобод, а также реализации законных интересов; неправомерное наложение обязательств на лицо.

На основе обобщенного изучения практики судебного оспаривания неправомерных решений и действий (или бездействия) государственных органов и их должностных лиц, можно отметить, что значительная доля административных конфликтов связана с бездействием или несвоевременным реагированием на обращения граждан и организаций.

Существуют ситуации, когда права и законные интересы заявителей оказываются нарушенными в результате неправомерных решений и действий, осуществляемых органами государственной власти. Наиболее часто подают жалобы в суд на такие действия Федеральной службы судебных приставов и Администрации муниципальных образований.

В контексте данной темы важно выделить процессуальные трудности, которые возникают при осуществлении права на судебное обжалование неправомерных решений и действий (или бездействия) государственных органов и их должностных лиц.

Одной из актуальных проблем является нехватка специализированных судов, которым предоставлены полномочия для решения данной категории дел. Дополнительно, отсутствие таких судов может привести к нехватке контроля за работой органов государственной власти. Создание административных судов позволит снизить нагрузку на суды общей юрисдикции.

Еще одной сложностью является отсутствие четко определенного термина «административное судопроизводство» в КАС РФ. Это приводит к путанице между понятиями «административная юстиция» и «административное судопроизводство».

Можно отметить, что одной из проблем является то, что административное судопроизводство зачастую воспринимается как разновидность гражданского судопроизводства. Это приводит к затруднениям, касающимся независимости самой процедуры административного судопроизводства.

В результате, обращение в суд по поводу неправомерных действий или решений государственных органов, а также государственных служащих и их должностных лиц является ключевым средством для защиты прав граждан и поддержания законности. Этот процесс содействует соблюдению прав и свобод каждого человека в рамках государства, а также способствует укреплению принципов правового государства.

Заключение:

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации привел к принятию более детальных правовых норм, регулирующих дела, связанные с публичными правоотношениями.

Несмотря на его преимущества, все же имеют место быть некоторые ошибки, которые не только не решают вопросы, возникающие при оспаривании решений действий (бездействия) органов государственной власти, но и в определенной степени усложняют правоприменительную практику.

Право на судебное обжалование включает в себя выполнение ряда важных условий, необходимых для защиты собственных интересов. Соблюдение этих условий дает возможность отстоять свои законные права. Тем не менее, в настоящий момент система судебного обжалования всё ещё находится на этапе формирования и совершенствования, что приводит к возникновению множества недостатков и неопределённостей.

Некоторые исследователи справедливо подчеркивают, что проблемы, связанные с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации и его практическим применением, стали причиной значительных изменений и дополнений, которые уже были приняты федеральными законодателями или находятся на стадии обсуждения. Это подтверждает, что абсолютного совершенства в законах не существует; если нормативный акт подвергается изменениям, то это свидетельствует о его жизнеспособности, прогрессе и стремлении к улучшению.

Принятие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стало важной вехой в эволюции административного судопроизводства в стране. Развитие системы административной юстиции в России прошло несколько ступеней, каждая из которых отличалась общими закономерностями.

Литература:

  1. Волков, А. М. Административно-процессуальное право: учебник для вузов / А. М. Волков, Е. А. Лютягина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 299 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5-534–17429–8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544443 (дата обращения: 20.07.2024).
  2. Еременко Н. В. Административный процесс: учебное пособие / Н. В. Еременко, С. И. Луговской, В. Ю. Максимов. — Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет (АГРУС), 2021. — 124 с. — ISBN StGAU_67. — URL: https://ibooks.ru/bookshelf/387954/reading (дата обращения: 20.07.2024).
  3. Зеленцов, А. Б. Административно-процессуальное право России в 2 ч. Часть 2: учебник для вузов / А. Б. Зеленцов, П. И. Кононов, А. И. Стахов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 301 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5-534–07151–1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/541035 (дата обращения: 20.07.2024).
  4. Князькин С. И. Гражданский арбитражный, и административный процесс в схемах с комментариями. 2-е издание, дополненное и переработанное / С. И. Князькин, И. А. Юрлов. — Москва: Инфотропик Медиа, 2020. — 728 с. — ISBN 978–5-9998–0353–5. — URL: https://ibooks.ru/bookshelf/382515/reading (дата обращения: 20.07.2024).
  5. Туганов, Ю. Н. Пересмотр судебных постановлений в административном судопроизводстве. Схемы: учебное пособие для вузов / Ю. Н. Туганов, И. С. Бойцова. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 109 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5-534–14196–2. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544041 (дата обращения: 20.07.2024).
  6. Щербакова А. Ю. Судебное оспаривание неправомерных действий (решений) государственных органов, должностных лиц и государственных служащих как способ обеспечения законности / студенческий вестник. 2023. № 8–2 (247).
  7. Официальный сайт Верховного суда РФ // https://www.vsrf.ru/.
  8. Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf.
  9. Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» // https://cyberleninka.ru/.
  10. Справочная правовая система «Консультант Плюс» // https://www.consultant.ru/.


Задать вопрос