Формализация задачи оптимального пакетирования телекоммуникационных услуг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (53) июнь 2013 г.

Статья просмотрена: 402 раза

Библиографическое описание:

Никитин, А. Ю. Формализация задачи оптимального пакетирования телекоммуникационных услуг / А. Ю. Никитин, Т. В. Гаибова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 6 (53). — С. 392-395. — URL: https://moluch.ru/archive/53/7251/ (дата обращения: 22.12.2024).

Пакетирование простых услуг на сегодняшний день является наиболее перспективной технологией захвата и удержания потребительского рынка телекоммуникаций. Эффект от пакетирования простых телекоммуникационных услуг достигается за счет:

-          снижения затрат компании при объединении нескольких простых услуг в пакет;

-          расширения рыночной ниши компании вследствие предоставления потребителям возможности получения расширенного комплекса телекоммуникационных услуг по сниженным ценам.

Несмотря на пристальный интерес к рассматриваемой технологии [1,2], следует отметить, что принятие решений о включении простых услуг в пакет, а также определение состава совокупного плана предоставления телекоммуникационных услуг носит, в основном, субъективный характер, зачастую не подкрепленный обоснованными расчетами, что неблагоприятно сказывается на последствиях сделанного выбора. Основной проблемой при принятии подобных решений является необходимость согласования интересов потенциальных потребителей телекоммуникационных услуг и компаний, предоставляющих эти услуги. Подобные задачи рассматриваются в области планирования и оптимизации товарного ассортимента [3,4], ресурсного планирования [5,6], но они не учитывают специфики телекоммуникационной сферы в таких важных вопросах, как, например, целеполагание потенциальных потребителей телекоммуникационных услуг и компаний, предоставляющих такие услуги, особенности формирования структуры затрат телекоммуникаций и причины возникновения возможных резервов их снижения, особенности прогнозирования и управления на быстро изменяющемся рынке телекоммуникаций. Таким образом, проблема определения оптимального состава пакета телекоммуникационных услуг и выбора сбытовой стратегии телекоммуникационной компании остается слабо исследованной.

Потенциальным резервом повышения качества принятия решений при пакетировании телекоммуникационных услуг, на наш взгляд, является теория принятия решений в условиях неопределенности [7]. В настоящей статье представлены концептуальные решения по созданию методики оптимального пакетирования телекоммуникационных услуг, базирующейся на основных положениях указанной теории.

Предлагаемая методика оптимального пакетирования должна включать инструментарий для решения двух основных задач:

1)     определение сравнительной результативности простых и сложных услуг;

2)     формирование оптимального стратегического плана предоставления услуг.

Далее описаны особенности постановки и решения выделенных задач.

Задачу определения сравнительной результативности простых и сложных телекоммуникационных услуг предлагается рассматривать как задачу принятия решений в условиях неопределенности.

Для ее формализации в дискретном виде необходимо определить множество рассматриваемых альтернатив Х, множество возможных исходов Y, а также разработать процедуру расчета параметра  — оценки ситуации выбора альтернативы и реализации исхода .

В качестве альтернатив предлагается рассматривать не только исследуемые варианты телекоммуникационных пакетов, но и простые услуги компании, так как они представляют собой полноценные самостоятельные варианты предоставления услуг, которые могут быть в исходном виде включены в стратегический план предоставления услуг компании и служат базовым индикатором для сравнительной оценки эффективности анализируемых пакетов.

Возможными базовыми услугами включенными в пакет могут быть: кабельное телевидение, каналы IP-TV, интернет, традиционная телефония, ip-телефония, набор сайтов, онлайн игры, новости, программное обеспечение, взаимное сотрудничество с другими компаниями (сотовая связь) и пр.

Множество возможных исходов Y может быть сформировано на основе следующих гипотез и допущений:

1)     на рынке телекоммуникационных услуг присутствуют несколько конкурирующих компаний;

2)     каждый сегмент потенциальных потребителей отличается предпочтениями к определенному набору услуг исходя из собственной профессиональной ориентации и возраста (обязательные услуги), а также лояльностью  к дополнительным/вспомогательным телекоммуникационным услугам, которые не являются услугами первой необходимости, но могут быть приобретены при определенных условиях маркетинговой стимуляции (резервные услуги);

3)     представители различных сегментов потенциальных потребителей принимают решение о приобретении телекоммуникационных услуг на основе соотношений предпочтения /цена и /цена.

Для сегментирования потенциальных потребителей могут быть использованы методы кластерного анализа. В качестве исходной информации для его проведения должна рассматриваться репрезентативная выборка текущих потребителей услуг компании, различающихся профессиональными интересами и возрастом, источники исходной информации — результаты маркетинговых исследований компании о структуре спроса на предлагаемые услуги.

Тогда платежная матрица рассматриваемой задачи будет выглядеть следующим образом:

Сегмент 1

Сегмент 2

Сегмент l

Услуга 1

Услуга 2

Услуга m

qm1

qm2

qml

Пакет 1

qm+1,1

qm+1,2

qm+1,l

Пакет 2

Пакет n

qm+n,1

qm+n,2

qm+n,l

Рис. 1. Платежная матрица для определения сравнительной результативности простых и сложных услуг в условиях неопределенности

В качестве параметра  предлагается использовать соотношение доходность/затраты, связанные с реализацией соответствующего вида услуг на определенном сегменте рынка за рассматриваемый промежуток времени (интервал планирования). В качестве доходов следует рассматривать прогнозную величину положительного денежного потока, вычисленную для выбранной альтернативы и конкретного исхода, который определяет число потенциальных потребителей рассматриваемой телекоммуникационной услуги.

При определении затрат для альтернатив, представляющих собой сложные услуги, следует учитывать полезный эффект от пакетирования, выражающийся в снижении затрат на реализацию при объединении нескольких простых услуг в пакет.

Таким образом, вычисление параметра  для  следует производить следующим образом:

,

где:  — доходы от реализации, анализируемой альтернативы,

 — затраты на оказание k-простой услуги, включенной в пакет для анализируемой альтернативы,

k = 1..r — количество простых услуг в пакете.

Необходимо отметить, что данная модель платежной матрицы может быть использована для рассмотрения вариантов оптимальной реализации уже освоенных простых услуг, не требующих дополнительных инвестиций в основные производственные фонды при пакетировании. Если же речь идет о выведении новой простой услуги на рынок и создании на ее основе новых пакетов, что потребует дополнительных инвестиций, логично использовать в качестве параметра какой-либо стандартный показатель коммерческой эффективности инвестиций с учетом дисконтирования (NPV, IRR, PI, PBP). Правила же определения текущих доходов и затрат для каждого варианта с соответствующим исходом остаются прежними.

На основе составленной платежной матрицы можно:

1)                 провести выбор оптимальной альтернативы по критериям принятия решений в условиях неопределенности — максимин, минимакс, критерий Сэвиджа, Гурвица и пр. Выбор критерия определяется в соответствии с целевыми установками развития телекоммуникационной компании;

2)                 провести сравнительный анализ и ранжирование предлагаемых альтернатив и использовать полученную информацию для решения второй задачи предлагаемой методики оптимального пакетирования — для формирования сводного плана предоставления телекоммуникационных услуг.

Процедура формирования сводного плана предоставления телекоммуникационных услуг носит итерационный характер и обязательно включает следующие этапы:

-          определение временного горизонта сводного планирования предоставления услуг;

-          определение целевых предпочтений руководства компании, включая отношение к риску недополучения запланированных доходов;

-          прогнозирование емкости рынка с учетом информации, полученной при составлении платежной матрицы и по результатам решения задачи сравнительного анализа и ранжирования предлагаемых услуг;

-          определение возможности параллельной, последовательной и комбинированной реализации простых и сложных услуг путем задания соответствующих коэффициентов, имеющих временной характер;

-          составление оптимального сводного плана предоставления телекоммуникационных услуг по критериям минимального риска и максимального объема затрат, которые могут быть высвобождены в результате пакетирования.

Предлагаемая методика позволит:

1)                 количественно обосновать принимаемые решения о включении простых телекоммуникационных услуг в пакет;

2)                 сформировать оптимальный состав сводного плана предоставления телекоммуникационных услуг и определить оптимальный уровень текущих затрат компании;

3)                 повысить качество планирования реализации телекоммуникационных услуг за счет учета неопределенности, связанной с предпочтениями потенциальных потребителей.

Литература:

1.         В. Шатохин. Пакетирование услуг в инфокоммуникациях // Ucomm. 2011. URL: http://www.ucomm.ru/index.php/publikatsii/produkty-i-uslugi/92-paketirovanie-uslug-v-infokommunikatsiyakh

2.         А. Крылова. Больше пакетов — хороших и разных // ИКС. 2010. URL: http://www.iksmedia.ru/issue/2010/1/3100924.html

3.         Г. Н. Степанова. Стратегический менеджмент. Планирование на предприятии. // Учебное пособие М.: Издательство МГУП, 2001. 136 с.

4.         Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие// Шевченко И. К. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. — 92 с.

5.         Ю. И. Башкатова. Управленческие решения // Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. М., 2003–89 с.

6.         Г. Я. Гольдштейн. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. — 230с.

7.         А. И. Орлов. Теория принятия решений. Учебное пособие. — М.: Издательство «Март», 2004. — 656 с.

Основные термины (генерируются автоматически): услуга, пакет, платежная матрица, оптимальное пакетирование, предлагаемая методика, сводной план предоставления, сравнительная результативность, условие неопределенности, исходная информация, сравнительный анализ.


Похожие статьи

Совершенствование механизма интеграции процессов бюджетирования и управления рисками

Исследование и разработка средств анализа и визуализации данных мониторинга телекоммуникационных инфраструктур

Построение фреймовой модели технологических задач сушки хлопка

Функциональное моделирование информационной системы профессионального самоопределения

Роль информационных технологий в процессе поддержки принятия управленческих решений

Формирование интегрированной структуры на основании анализа логистических затрат и оценки потенциала взаимодействия предприятий

Методические основы принятия управленческих решений при организации мультимодальных перевозок грузов

Клиенториентированная модель как основа функционирования предприятий бытовых услуг

Модель формирования интегративного механизма производственного контроллинга на промышленном предприятии

Учёт и анализ рисков на стадии проектирования новых источников тепловой энергии

Похожие статьи

Совершенствование механизма интеграции процессов бюджетирования и управления рисками

Исследование и разработка средств анализа и визуализации данных мониторинга телекоммуникационных инфраструктур

Построение фреймовой модели технологических задач сушки хлопка

Функциональное моделирование информационной системы профессионального самоопределения

Роль информационных технологий в процессе поддержки принятия управленческих решений

Формирование интегрированной структуры на основании анализа логистических затрат и оценки потенциала взаимодействия предприятий

Методические основы принятия управленческих решений при организации мультимодальных перевозок грузов

Клиенториентированная модель как основа функционирования предприятий бытовых услуг

Модель формирования интегративного механизма производственного контроллинга на промышленном предприятии

Учёт и анализ рисков на стадии проектирования новых источников тепловой энергии

Задать вопрос