Принятие решений в ММП — достаточно сложный процесс, требующий разработки определенных алгоритмов и методов, которые позволят оптимизировать управление, как отдельными перевозками, так и целым предприятием.
Можно выделить три основные задачи, при решении которых ОМП вырабатывает управляющие воздействия:
Рис. 1. Задачи решаемые ОМП
Рассмотрим процесс принятия решений при организации ОМП отдельной мультимодальной перевозки. При планировании мультимодальной перевозки оператор должен выбрать такой вариант её организации, который обеспечит выполнение всех условий договора с заказчиком при минимальных затратах.
В общем виде задачу управления мультимодальными перевозками можно представить следующим образом. Необходимо выбрать такой вариант управляющих воздействий на систему (промежуточные пункты, виды транспорта, конкретные транспортные компании, конкретные транспортные средства, способы упаковки), чтобы доставка груза была осуществлена с наилучшими (наиболее эффективными) значениями качественных показателей при заданных ограничениях и начальных условиях.
В качестве ограничений выступают технологические особенности перевозки конкретного груза (условия хранения и условия перевозки на территории конкретной страны, региона, города — скоростной режим, осевая нагрузка, климатические условия, экологические ограничения и т. п.), а также наличие тех или иных технических средств у того или иного исполнителя этапа на момент оказания услуги. Кроме того, в качестве ограничений выступают определенные условия, задаваемые клиентом, например, необходимость использования конкретного вида транспорта.
Исходя из вышесказанного, задачи выбора возможных маршрутов, сочетаний видов транспорта и исполнителей на каждом этапе с вариантами технических средств с учетом ограничений при организации процесса мультимодальной перевозки представляют собой сложную многокритериальную задачу, решением которой является выбор одного варианта из заданного множества альтернатив. При этом необходимо рассмотреть предложенные варианты с разных сторон и в итоге выбрать наименее рисковый и наиболее эффективный вариант. Не стоит забывать и о том, что оцениваемые критерии могут иметь различную размерность, природу и удельные весовые характеристики.
В настоящее время теория принятия решений обладает большим количеством инструментов позволяющих решать подобного рода задачи. Текущеее состояние ТПР и основных групп методов достаточно полно описано Фигейрой и соавторами. Несмотря на это, на практике решение таких задач представляет собой результат скоротечного производственного совещания или единоличного, часто неоправданного выбора ОМП.
При это наблюдается шаблонность принимаемых решений, а выбор производится из незначительного числа возможных вариантов. Таким образом сделанный выбор в определенной мере зависит от личных предпочтений ЛПР, его внутренних убеждений и психоэмоционального состояния, что отрицательно сказывается на результатах перевозки и значительно повышает связанные с решением риски. Среди огромного количества объективных и субъективных факторов влияющих на принятие решения особо можно выделить следующие: специальные договоренности с подрядчиками и наличие практического опыта ОМП.
Поэтому становится очевидной необходимость внедрения на данных этапах структурированного метода оценки возможных альтернатив. При этом возможно использование различных методов принятия решений, из которых наиболее актуальным представляется применение метода анализа иерархий (МАИ).
Этот достаточно известный метод, который применяется в разных видах деятельности, был разработан Томасом Саати еще в XX веке. Несмотря на это метод активно используется и развивается и в настоящее время.
Данный метод способствует решению задачи выбора наиболее приемлемой альтернативы из заданного множества
Суть метода состоит в использовании шкалы отношений и в попарном сравнении важности критериев и альтернатив с целью определения глобальных приоритетов. Базовая процедура МАИ включает в себя следующие шаги:
1) формулировка цели ПР;
2) построение иерархии критериев;
3) построение матриц парных сравнений критериев;
4) вычисление глобальных приоритетов критериев;
5) построение матриц парных сравнений альтернатив;
6) вычисление глобальных приоритетов альтернатив;
7) проверка согласованности матриц парных сравнений (если матрицы не согласованы, выполняются этапы 3–5 до получения согласованных матриц);
8) выбор доминирующей альтернативы [6].
Матрицы парных сравнений составляются для тех критериев в иерархии, которые имеют дочерние критерии (подкритерии). Вычисления проводят сверху вниз — от вершины иерархии к терминальным вершинам дерева критериев. В общем виде алгоритм выбора лучшей альтернативы при помощи МАИ представлен на рис.
Рис. 2 Алгоритм выбора лучшей альтернативы при помощи МАИ
Несмотря на то, что на каждом отдельном этапе управления ММП альтернативы характеризуются своим собственным набором отдельных критериев, при их выборе необходимо учитывать их влияние на основные показатели эффективности управления рисками в перевозках.
Комплекс отобранных критериев должен отражать взаимные требования между клиентом и ОМП. К таким требованиям можно отнести: надежность, сохранность, своевременность, полнота сервиса со стороны клиента; со стороны ОМП -доходность, рентабельность и т. д. Такой подход позволит не только оптимизировать процесс перевозки, но и предотвратить или как минимум снизить возможные риски.
Также стоит отметить, что в обычной практике ОМП часто используют для выбора альтернативы всего 2 основных критерия (время перевозки и ее стоимость), в то время как для принятия оптимального решения необходимо учитывать и другие критерии, которые в некоторых случаях могут являться определяющими. Так для выбора наименее рисковой альтернативы необходимо учитывать и показатели, относящиеся факторам неопределенности внешней среды, к которым можно, например, рискованность маршрута, непредсказуемость поведения подрядчиков и др.
Преимуществом данного метода является возможность использования как количественных, так и качественных критериев, что значительно упрощает работу ОМП. Как уже было сказано задача выбора лучшей альтернативы является многокритериальной поэтому важно, что если один из критериев является основополагающим, то в МАИ это учитывается, когда производится оценка значимости критериев с позиции экспертов.
Так при выборе перевозчиков ОМП, когда уже определены используемые на маршруте виды транспорта необходимо провести анализ специфического рынка транспортных услуг, на котором присутствует обычно достаточно большое количество участников, имеющих разную организационно-правовую форму. Главными критериями предварительного отбора перевозчиков являются тарифы на транспортировку груза, надежность исполнения сроков доставки, сохранность груза при перевозке. После этого необходимо дополнить систему критериев другими количественными и качественными показателями, для их дальнейшей оценки при помощи МАИ. Так рекомендуется использовать следующую систему показателей, расположенных по степени важности.
Таблица 1
Список критериев выбора перевозчика (по убыванию важности)
Наименование критерия (показателя) |
Надежность исполнения сроков доставки |
Предлагаемые тарифы (затраты) на транспортировку |
Общее время перевозки по указанному маршруту |
Возможность изменения тарифа |
Финансовая устойчивость перевозчика |
Наличие дополнительного оборудования (по грузопереработке) |
Регулярность предоставляемых услуг |
Наличие дополнительных услуг по комплектации и доставке груза |
Сохранность груза (утери, хищения груза) |
Экспедирование отправок |
Квалификация сотрудников |
Возможность отслеживания груза |
Возможность изменения сервиса/пакета услуг |
Гибкость схем маршрутизации перевозок |
Сервис на линии |
Сложность процедуры заявки (заказа транспортировки) |
Наличие специального оборудования |
В зависимости от конкретных задач систему данных критериев можно изменять и дополнять другими как количественными, так и качественными показателями.
Таким образом, предложенная технология разработки и принятия управленческих решений в системе мультимодальных перевозок, представляет собой систему последовательных, целенаправленных действий, позволяющих, свести реальные цели управления при организации ММП к измеримым количественным критериям, и на этом основании подойти к вопросу выбора альтернатив и принятия наиболее эффективных решений. Данный подход позволяет оператору наиболее взвешенно и объективно выбирать варианты организации перевозки при разной степени влияния неопределенности на ситуацию, что в свою очередь приводит к снижению риска, повышению качества предоставляемых услуг, а значит повышению конкурентоспособности предприятия и получении дополнительной прибыли.
Литература:
1. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. — М.: Радио и связь, 1993.
2. Гаврюшков Е. Н. Обоснование выбора варианта при организации мультимодальных перевозок груза / Е. Н. Гаврюшков, А. В. Степанец // «Транспортное дело России», Владивосток, 2006, спец. выпуск № 4.
3. Черноруцкий И. Г. Методы оптимизации и принятия решений: Учебное пособие. — СПб.: изд-во «Лань», 2001. — 384 с.
4. Абрамов Д. Проблемы повышения эффективности мультимодальных перевозок в современных условиях развития общества // Research and Technology — step into the future. Latvia. — 2007, vol.2, no 3, секция 5. — Телематика и логистика.
5. Караваев В. И. Задача управления мультимодальной перевозкой. // «Речной транспорт. XXI век», 2010, № 2- 44, с. 77–79.