Преимущества мультимодального логистического центра «Навои» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (53) июнь 2013 г.

Статья просмотрена: 775 раз

Библиографическое описание:

Темирова, М. Т. Преимущества мультимодального логистического центра «Навои» / М. Т. Темирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 6 (53). — С. 450-452. — URL: https://moluch.ru/archive/53/7244/ (дата обращения: 22.11.2024).

За годы независимости в Узбекистане большое внимание уделяется совершенствованию транспортной инфраструктуры, в том числе созданию крупных логистических центров для организации рационального процесса транспортировки товаров и услуг от производителей к потребителям не только между регионами республики, но и в международном масштабе.

Географическое положение Узбекистана, находящегося в центре огромного региона, где проходят и пересекаются многие крупные международные транспортные артерии по направлениям «восток — запад» и «север — юг», даже несмотря на отсутствие прямого выхода к морским портам и коммуникациям, предоставляет уникальную возможность стать важной частью международной транспортной сети. Этим хорошо пользовались еще наши предки, возводя на оживленных перекрестках Великого шелкового пути караван-сараи. В те времена вряд ли кто слышал о логистике, но все знали, что в таких караван-сараях можно не только отдохнуть, но и оставить на хранение товар, договориться о том, чтобы его передали в нужные руки или доставили в определенное место, находящееся в стороне от крупных караванных путей. Так что с логистикой или, по крайней мере, со многими ее составляющими в Узбекистане давно знакомы.

Сегодня изменилось очень многое. Но неизменным осталось то, что современные «купцы» хотят, чтобы их груз доставили из пункта А в пункт Б в целости и сохранности как можно быстрее и дешевле. А для этого выбирается оптимальный маршрут. Один из них, в частности, между Европой и Азией, пролегает через Узбекистан.

С каждым годом растет и интенсивность авиаперевозок через воздушное пространство нашей республики, что также связано с выбором многими иностранными авиакомпаниями кратчайшего пути.

Разумеется, развитие транспортной инфраструктуры определено не только и не столько возможностью получения значительных доходов от транзитных грузоперевозок разными видами транспорта. Это продиктовано и экономическим развитием республики, в том числе наращиванием экспортного потенциала и ежегодным ростом внешнеторгового оборота.

А местом организации первого в стране крупного логистического центра или, как их называют во всем мире, — хаба, соответствующего всем международным требованиям, руководство страны определило международный аэропорт города Навои.

Важнейшим фактором строительства данного центра послужило и создание в непосредственной близости от аэропорта свободной индустриально-экономической зоны «Навои», динамичное развитие которой невозможно без снабжения расположенных здесь высокотехнологичных предприятий сырьем, материалами, оборудованием и вывоза производимой продукции, в том числе на экспорт, отмечает издание «Народное слово».

Выгоды от образования крупного логистического центра очевидны. Но для того чтобы его организовать, нужно было создать соответствующую инфраструктуру для обслуживания авиационной техники, а также комплекс для приема, хранения, обработки и отправки груза с привязкой к железнодорожным и автомобильным магистралям, и т. д.

Проекту по созданию мультимодального хаба в воздушной гавани города Навои с самого начала уделяется особое внимание на государственном уровне. Основные работы здесь начались в середине 2006 года за счет средств, выделенных из Государственного бюджета на строительство стратегически важных объектов для модернизации аэропорта «Навои». За сравнительно короткий срок в воздушной гавани были построены взлетно-посадочная полоса длиной в четыре километра, комплекс управления воздушным движением, стоянки для грузовых лайнеров, склады ГСМ и другие объекты, включая гостиницу для экипажей воздушных судов и специалистов.

Модернизация воздушной гавани, создание и развитие высокотехнологичного мультимодального логистического хаба, соответствующего международным требованиям, предполагало и применение передового мирового опыта в этой области. В связи с этим в ноябре 2007 года в Ташкенте состоялись переговоры между правительством Республики Узбекистан и руководством авиакомпании «Korean Air», которая является одним из лидеров на мировом рынке по организации и объему авиационных грузовых перевозок. В ходе переговоров, проведенных с участием руководителей Национальной авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари», были обсуждены вопросы сотрудничества по дальнейшему развитию аэропорта «Навои». Партнеры из Республики Корея проявили большой интерес к проекту. Изучив его и оценив коммерческую привлекательность, в мае 2008 года «Korean Air» подписала с НАК Меморандум о взаимопонимании по договору о консалтинге. В соответствии с достигнутыми договоренностями 27 августа был выполнен первый грузовой рейс «Боинг-747» корейской авиакомпании из Инчеона в Милан через аэропорт «Навои».

Следующим важным этапом в реализации проекта стало постановление Президента «О мерах по созданию на базе аэропорта города Навои международного интермодального центра логистики», который определен как один из важнейших объектов СИЭЗ «Навои». Авиакомпании «Korean Air» и аэропорту «Навои» предоставлены существенные налоговые льготы, а сама воздушная гавань на пять лет передана под управление корейской авиакомпании, которая, используя накопленный опыт и потенциал, собственную глобальную сеть, должна обеспечить соответствующий мировому уровень организации работы по грузовым авиаперевозкам, а также динамично наращивать их объемы через аэропорт «Навои».

За прошедшие с выхода указа главы государства пяти лет мультимодальный хаб в аэропорту «Навои» постоянно набирает обороты в своей деятельности. Воздушная гавань может в круглосуточном режиме и практически в любых погодных условиях принимать все типы воздушных судов, включая тяжелые грузовые «Боинг-747», которые используются «Korean Air» для осуществления регулярной перевозки грузов через аэропорт «Навои» по направлениям из Сеула в Брюссель, Милан, Вену, Сарагосу и обратно.

Очень часто рядом с ними разгружаются или загружаются два грузовых А300–600F, взятых НАК «Узбекистон хаво йуллари» в лизинг у «Korean Air», базирующихся в навоийском аэропорту. Эти лайнеры используются для региональных грузовых перевозок и, начав с рейсов в Бангкок, Дели и Мумбай, Франкфурт, расширили географию полетов, включая Дубай, Стамбул, Дакку и некоторые другие города.

Росту потока грузов, которые проходят через мультимодальный логистический центр в аэропорту «Навои», способствуют не только удобные и выгодные транспортные маршруты, но и создание грузового терминала, где могут в сутки принимать, обрабатывать и отправлять до 300 тонн различных грузов, в том числе и тех, которые требуют особого режима хранения в холодильных или морозильных камерах или наоборот — в камерах обогрева. А в административном корпусе разместились посты таможенного и санитарного контроля, декларанты, агенты по грузовым перевозкам и представители других служб, обеспечивающих весь процесс международных грузовых перевозок.

Через этот терминал в 2012 году было перевезено 49,5 тысячи тонн грузов, что втрое больше, чем годом ранее. Свыше 50 тысяч тонн грузов перевезено через интермодальный центр логистики «Навои» и в прошедшем году. Несомненно, объемы грузов возрастут, в частности, с созданием новых производств в СИЭЗ «Навои», где с каждым годом выпускается все больше и больше продукции. На увеличении грузооборота мультимодального хаба, безусловно, скажется и расширение единой глобальной сети грузоперевозок, созданной НАК «Узбекистон хаво йуллари» и авиакомпанией «Korean Air». Пока она представлена рейсами на «Боинг-747» между Республикой Корея и странами Европы, а также регулярными перевозками на А300–600F из Навои в Дели, Мумбай, Доху, Дубай, Стамбул, Бишкек, Ханой, Москву и в обратном направлении [1].

Удобства и выгода, связанные с созданием мультимодального хаба в аэропорту «Навои», уже по достоинству оценены многими логистическими компаниями и их клиентами. Это — конкретный результат последовательной и масштабной работы, проводимой в нашей стране, в частности, в плане совершенствования транспортной инфраструктуры, повышения эффективности использования крупных международных транспортных коридоров, проходящих через Узбекистан, который издавна известен как один из ключевых участков Великого шелкового пути, возрождаемого сегодня.

Как отмечают многие зарубежные специалисты, лучшее место трудно найти. Чем привлекателен «Навои»? Имеются ли преимущества этого мультимодального логистического центра «Навои»?

Во-первых, воздушная гавань расположена на перекрестке многих воздушных маршрутов — как с запада на восток, так и с севера на юг.

Во-вторых, использование воздушных трасс с посадкой в аэропорту «Навои» дает существенную экономию времени и затрат на транспортировку грузов. К примеру, маршрут из Юго-Восточной Азии в Европу через этот аэропорт на одну тысячу километров короче, чем через аэропорт в Дубае. При этом время полета сокращается на 1,5 часа, а экономия топлива — до 15 тонн на каждый «Боинг-747», что при нынешних ценах на авиатопливо и интенсивности грузоперевозок имеет существенное значение.

В-третьих, аэропорт буквально прилегает к автомобильной магистрали «Е-40», кратчайшим путем соединяющей страны Европы с Китаем, а также железной дороге с выходом на рынки стран Центральной Азии, СНГ, Юго-Восточной Азии, Европы, Ближнего Востока и Персидского залива.

В-четвертых, в радиусе двух тысяч километров от аэропорта «Навои» расположено десять столиц государств с общей численностью населения 90 миллионов человек, что обеспечивает оптимальный доступ к заказчикам и их клиентам, а равная удаленность от крупных аэропортов многих стран создает все условия для превращения этой воздушной гавани в крупный региональный мультимодальный логистический центр.

В-пятых, с созданием свободно индустриального экономической зоны инвестиционный климат стал более привлекательным, установление национального, налогового и таможенного режима, предоставление новейших льгот, преференции открыл новый путь к привлечению иностранных инвесторов.

Особое место в реализации проектов по обеспечению модернизации производственного потенциала страны занимают сегодня вновь созданные свободные экономические зоны «Навои» и «Ангрен».

С момента создания СИЭЗ «Навои» построены и введены в эксплуатацию 12 предприятий, которыми в 2012 году произведено продукции на сумму около 80 миллиардов сумов. В стадии реализации находятся еще 7 высокотехнологичных проектов таких, как организация производства аккумуляторных проводов, производство автомобильных газовых баллонов, совместное производство сотовых и стационарных телефонов, модемов и интернет-приставок [2].

Создание свободных зон представляет собой новый шаг в реализации политики по дальнейшей оптимизации регионального развития и размещения высокоэффективных производств, ориентированных на внешние рынки, внедрению современных систем логистики и транспортной инфраструктуры.

Важнейшей составляющей благоприятного инвестиционного климата для этих зон является состояние деловой среды, созданной в стране.

В Узбекистане принята Комплексная программа, соответствующая разработанной Всемирным банком методологии и направленная на дальнейшую либерализацию, упрощение, удешевление и обеспечение прозрачности всех процедур, связанных с ведением бизнеса в стране.

Литература:

1.         Основные тенденции и показатели экономического и социального развития Республики Узбекистан за годы независимости (1990–2010 гг.) и прогноз на 2011–2015 гг. Статистический сборник — Т.: “Узбекистан”, 2011. -136 с.

2.         Каримов И. А. Доклад на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2012 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2013 год на тему «Наша главная цель — решительно следовать по пути широкомасштабных реформ и модернизации страны»// Правда востока, 2013 г. 22 янв. № 16.

Основные термины (генерируются автоматически): Навой, Узбекистан, аэропорт, воздушная гавань, транспортная инфраструктура, Дубай, Европа, логистический центр, создание, Юго-Восточная Азия.


Похожие статьи

Риски и ожидаемые выгоды при создании в регионе опорной сети мультимодальных транспортно-логистических центров

Целесообразность превращения транспортно-пересадочных узлов в многофункциональные центры

Преимущества и недостатки вступления России в ВТО для Самарской области

Возможности создания туристского кластера в Самаркандской области

Плюсы и минусы проекта «Свободный порт Владивосток»

Особая экономическая зона и ее роль в развитии экономики региона (на примере ОЭЗ «Алабуга»)

Важность геостратегического расположения Узбекистана в развитии логистического потенциала со странами Центральной Азии и Афганистаном

Необходимость развития кластерных отношений в автомобилестроительной отрасли Самарской области

Проблемы и перспективы развития транспортно-транзитного комплекса России в условиях обострения внешних вызовов

Проблемы, сдерживающие развитие придорожного сервиса, и пути их решения

Похожие статьи

Риски и ожидаемые выгоды при создании в регионе опорной сети мультимодальных транспортно-логистических центров

Целесообразность превращения транспортно-пересадочных узлов в многофункциональные центры

Преимущества и недостатки вступления России в ВТО для Самарской области

Возможности создания туристского кластера в Самаркандской области

Плюсы и минусы проекта «Свободный порт Владивосток»

Особая экономическая зона и ее роль в развитии экономики региона (на примере ОЭЗ «Алабуга»)

Важность геостратегического расположения Узбекистана в развитии логистического потенциала со странами Центральной Азии и Афганистаном

Необходимость развития кластерных отношений в автомобилестроительной отрасли Самарской области

Проблемы и перспективы развития транспортно-транзитного комплекса России в условиях обострения внешних вызовов

Проблемы, сдерживающие развитие придорожного сервиса, и пути их решения

Задать вопрос