В статье освещены вопросы экономических возможностей города Навои. Автором на основании имеющихся источников проведён анализ состояния экономического застоя промышленных предприятий, вопросы поэтапного усовершенствования предприятий и роль СИЭЗ в годы независимости.
Ключевые слова: город Навои, промышленность, ГРЭС, НГМК, Навоиазот, экономический застой, малые предприятия, международные инвестиции, СИЭЗ.
Города, являясь важным опорным пунктом на основном пути социального прогресса общества, служат не только для получения выгод отдельных социальных групп, но и развиваются с учётом всех требований общества. Большинство городов Узбекистана образовались в результате разработки полезных ископаемых республики. В ряд возникших таким образом городов входят города Ташкентской области Бекабад (1945), Чирчик (1935г.); город Навои Навоийской области (1958 г.), город Ширин Сырдарьинской области (1972 г.), город Пахтакор Жиззахской области (1977 г.), город Шахрихан Андижанской области (1970 г.). [1]
Город Навои за короткое время превратился в крупный центр химической, энергетической промышленности. К 1990 году число функционирующих промышленных предприятий достигло 30. Навоийская ГРЭС и ПО “Навоиазот” считаются самыми крупными современными предприятиями, определяющими значение промышленности города.
Особое место среди промышленных предприятий города занимает горно-металлургический комбинат. Перед образованным в 1958 году в составе Министерства среднего машиностроения бывшего СССР комбинатом была поставлена задача ‑ разработка уранового карьера и переработка руды центральных Кызылкумов [2]. Начиная с 1950 года, учёные бывшей советской власти выявили наличие в пустыне Кызылкум всех элементов периодической таблицы Менделеева. В целях освоения этих богатств начали строиться такие города, как Учкудук, Навои, Зарафшан, Зафарабад, Нурабад.
В этот период промышленный городок стал именоваться городом Навои. В первой половине 1958–80 годов наблюдался большой подъём производства. За короткий исторический период экономическая мощь города выросла в несколько раз. Выросло число крупных промышленных гигантов. Наряду с такими промышленными предприятиями, как ПО “Навоиазот”, ГРЭС, электрохимзавод, цемзавод, горно-металлургический комбинат, стали осуществлять свою деятельность такие предприятия, как крупная птицефабрика, предприятие хлебобулочных изделий, молочный завод, хлопкоочистительный завод, ремонтно-механический завод.
Следует отметить, что это развитие не имело будущего. Односторонняя направленность экономической политики СССР мешала производству, и в связи с этим в Узбекистане увеличивалась экономическая отсталость. Причина в том, что доля промышленности в создании национального дохода сильно снизилась. К тому же большая часть созданного валового продукта в промышленности создали ветви не производства продукции, а ветви разработок первичного сырья. Эти ветви занимались обработкой полученного в сельском хозяйстве и остатков промышленности первичного сырья, направляя его для получения готовой продукции в другие республики. Структура одностороннего производства усилила зависимость Узбекистана. 40% производимой в Узбекистане продукции связано с поставками из других регионов необходимого сырья, материалов, топлива, оборудования и машин. 60% потребляемых товаров поставлялись извне [3].
В результате в первой половине 1980 годов экономический рост в промышленности города начал снижаться, возникла ситуация застоя, и в итоге в 1985–90 годах это привело к экономическому упадку: на таких предприятиях, как ПО “Навоиазот”, электрохимзавод, цемзавод, в этот период экономические показатели очень сильно снизились.
Для выхода из создавшегося положения в годы независимости, исходя из требований рынка, коренным образом осуществляется изменение и развитие структуры производства. Как подчёркивал Президент Республики Узбекистан И. Каримов в своём вступительном слове на праздничном мероприятии, посвящённом 23 годовщине Независимости, «Независимость для нас — это решать свою судьбу, быть хозяевами недр и земных богатств родины, осуществить нашу несравненную материальную и духовную гордость, занять достойное место в мировом пространстве» [4].
Сегодня свободная и модернизированная экономика, вместе с тем достигнутое производство продукции, отвечающей мировым стандартам, и в первую очередь создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций является первоочередной и актуальной задачей для каждого государства. Естественно, что в решении этих задач особое место отводится свободным индустриально-экономическим зонам. Это в свою очередь даёт возможность решения важных задач по развитию инновационной деятельности, использованию передовых технологий, ускоренному развитию экспорта. А также развивать транспортную и телекоммуникационную структуру посредством выполнения требований по международной сертификации качества и продвижения на внутренний и внешние рынки местной продукции и услуг. Даёт возможность повысить конкурентоспособность, создавать новые рабочие места, подготавливать квалифицированный рабоче-технический персонал, хозяйствующие и управленческие кадры и повышать их квалификацию.
Действительно, в повышении экономической конкурентоспособности основное внимание следует уделять увеличению эффективности использования природных ресурсов в регионах страны и индустриальной способности, а в результате этого усилить систему экспорта. Именно на этом направлении имеется ряд средств для широкого и эффективного применения в мировой практике. Международный опыт показывает, что сегодня свободные экономические зоны не только привлекают инвестиции, но и продуктивно используются в качестве средства региональной экономической политики. Для достижения этих целей в нашей стране, в частности, для использования в деятельности свободных экономических зон преимущества зарубежного опыта, организации и образования экономической структуры, а также в целях развития экономики, производства, транзитно-транспортной и социальной инфраструктуры был принят Указ Президента Республики Узбекистан от 2 декабря 2008 года ПФ-4059 [5]. В то время как мировой экономический кризис оказал очень серьезное негативное воздействие на самые развитые страны мира, подписание данного документа, несомненно, ещё больше утвердило прочность созданного в нашей республике экономического фундамента. Создание в центральном регионе нашей страны СИЭЗ “Навои”, бесспорно, внесла вклад в повышении индустриально-экономического развития данного региона. Также слияние данной СИЭЗ с международным аэропортом “Навои” наряду с представленной возможностью широкого использования авиатранспорта попало в поле зрения ведущих мировых авиакомпаний и привело к укреплению позиций нашего государства ещё по одному направлению.
За прошедший период интерес иностранных компаний к СИЭЗ “Навои” усиливается. На сегодняшний день здесь осуществляются более 40 совместных проектов с такими государствами, как Южная Корея, Китай, Сингапур, Индия, ОАЭ и другие [6].
Исходя из концепции и выбранных приоритетов при организации свободной индустриально-экономической зоны “Навои” в регионе расположены предприятия по следующим направлениям и профилям:
‒ производство электротехнической продукции;
‒ производство телекоммуникационного оборудования;
‒ производство машиностроительного, измерительного оборудования и запасных частей;
‒ производство фармацевтической продукции и медицинского оборудования;
‒ переработка и упаковка продуктов питания;
‒ производство пластика и полимерных материалов.
Если объёмы вложенных инвестиций хозяйствующих субъектов, зарегистрированных в свободной индустриально-экономической зоне “Навои”, соответствуют нормам, то в этом случае они освобождаются от земельного налога, налога на собственность, на прибыль, на развитие благоустройства и социальной инфраструктуры, единого налога (для малых предприятий), обязательных выплат в дорожный фонд республики и реконструкцию образовательных и медицинских учреждений, фонд капитального строительства:
‒ от 3 миллионов евро до 10 миллионов евро — до 7 лет;
‒ от 10 миллионов евро до 30 миллионов евро — на 10 лет. В течение последующих 5 лет уплата налога на прибыль и единого налога определяется 50% от установленной ставки;
‒ свыше 30 миллионов евро — на 15 лет. В течение последующих 10 лет уплата налога на прибыль и единого налога определяется 50% от установленной ставки;
Зарегистрированные в СИЭЗ хозяйствующие субъекты на весь срок своей деятельности, ввёзшие в страну и направленные на производство продукции оборудование, а также сырьё, материалы и запасные части, освобождаются от уплаты таможенных пошлин (за исключением выплат по оформлению таможенных документов).
Таможенные выплаты на сырьё, материалы и запасные части, на ввезённую и направленную на производство продукцию с целью реализации её на внутренних рынках Узбекистана, если в законодательных документах не предусмотрен порядок других льгот, взимаются в сумме 50% от установленной ставки (за исключением выплат по оформлению таможенных документов). При этом предоставляется возможность отсрочки выплат на 180 дней [7].
Осуществляющая свою деятельность в условиях благоприятной инвестиционной свободной индустриально-экономической зоны “Навои”, хозяйствующие объекты дают миру представление об Узбекистане, привлекают в нашу страну иностранные инвестиции. Известно, что в то время, как автомобильная промышленность развивается ускоренными темпами, высокая эффективность экономики требует также топлива на основе природного газа. Это, в свою очередь, служит основой для организации промышленного производства газовых баллонов для автомобилей. “Недавно в регионе начало функционировать специализированное предприятие по производству газовых баллонов высокого давления для автомобилей. Оснащённое оборудованием самых последних марок, данное предприятие производит метановые газовые баллоны высокого давления объёмом от 55 до 154 литров. На сегодняшний день на предприятии заняты 100 человек” [8].
В качестве вывода можно говорить о том, что, начиная со второй половины ХХ века, свободные (специальные) экономические зоны стали неотъемлемой частью международных экономических отношений. Для мировых хозяйственных связей за счёт начала активного товарооборота свободные экономические зоны играют важную роль в ускоренном повышении экономики, привлечении инвестиций, факторе углубления экономических процессов. Результаты вышеуказанных действий подтверждают, насколько сегодня в республике начавшаяся несколько лет назад экономическая политика была продуманна и разумна, что не только население нашей страны, но и авторитетные мировые организации, руководители развитых государств, ведущие учёные-экономисты и крупные инвесторы отдают этому должное.
Литература
- Ахмедов Э. Города Узбекистана.‑ Тошкент. Ўзбекистон. 1991.54–55б.
- /Знамя дружбы. 1993. 24 сентября.
- Шарифхўжаев М. Гордость. ‑ Тошкент. Ўзбекистон. 1993. 27 бет.
- Народное слово. 2014. 01 сентября.
- www.lex.uz/ pagez/ getpage.aspx. ЭИИЗ ташкил этиш бўйича ПФ-4059 сон –Т. 2008.01.02.
- Свободная экономическая зона. /XXI ASR.2012.19 iyul.
- Алиев А. Свободная экономическая зона. Huquqburch.uz.
- Навоийская область: свободная индустриально-экономическая зона / Голос Узбекистана. 05.05.2014.