Коканд в годы Великой Отечественной войны | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 30.05.2016

Статья просмотрена: 642 раза

Библиографическое описание:

Мирзахамдамова, Дилдора. Коканд в годы Великой Отечественной войны / Дилдора Мирзахамдамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1116-1118. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30674/ (дата обращения: 24.11.2024).



Коканд в годы Великой Отечественной войны

.

The article deals with the history of the development of towns of the Uzbekistan in the 1940–45s describing population changes, the state of industry, of Housing and Communal Services, of urban infrastructure.

Keywords:Kokand, town, urban population, urbanization, industry, infrastructure, Housing and Communal Services.

Везде и всюду проходили многолюдные митинги и собрания. Они состоялись также в городах и селах Узбекистана. Только в течение двух дней — 22 и 23 июня — в митингах Коканда участвовало более 15 тыс. рабочих и служащих [1]. Митинги были организованы на хлопкоочистительном, маслобойном, химическом заводах и других предприятиях. Митингующие не только осуждали нападение фашистской Германии на Советский Союз, но и выражали желание добровольно идти на фронт.

К маю 1943 г. из Коканда на фронт выехало 689 человек [2]. Лучшие сыновья и дочери Коканда за самоотверженность и героизм, проявленные в боях, были удостоены правительственных наград. Среди них—Г. Вавилов, Д. Махкамов, В. Башкиров, У. Камалов, Т. Халилов, Н. Юсева, X. Тиманев, Ю. Юлдашев и др.В борьбе с немецко-фашистскими захватчиками отличился уроженец Коканда (впоследствии генерал-майор) М. Узаков

Отечественной войны II степени, Красной Звезды и многимимедалямиТ.Бабаев, К.Якубов, И.Беляков, В. Женченко были удостоены высшей награды Родины — звания Героя Советского Союза.

Кокандская городская партийная организация в Годы войны, идейно закалилась и организационноукрепилась. В этотрудноевремя парторганизация численновырослаза счетпритока в ееряды передовиков производства, ударников и стахановцев,лучших представителей местной интеллигенции Так, если в феврале 1940 г. в парторганизации насчитывалось 1 324 человека, то в мае-1943 г.- уже 1 878 человек. Изменился и ее социальный состав: к 1 января 1940 г. рабочие составляли 45 % от общего числа членов, а-уже к маю 1943 г. -53,5 % [2, д. 42, л. 16]. Кандидатами в члены партии, становились стахановцы, передовики производства — на маслозаводе—Султанов, машинист Нефтенин, лучший стрелочник станции Коканд Азизов,работник чулочно-прядильного комбината Хусаинов, токарь железнодорожного училища № 2 Махмудов, мастера этого же училища-Абдукаримов, Темирбаев и др.

С 15 мая 1943 г. по 1 февраля 1945-г. в, парторганизацию Коканда были приняты еще 958 человек [2, д. 45а, л. 61].

Кокандскойпарторганизацииактивнуюпомощь оказывали комсомольцы города. Значительная часть их, также как и коммунистов, ушла на фронт, но несмотря на это состав комсомольской, организации не уменьшился. Ее ряды систематически пополнялись лучшими представителями молодежи. На 1 января 1943 г. кокандская городская комсомольская организация имела в своих рядах. 1 826 человек, из них женщин — 1 269, мужчин — 557, объединенных в85 первичных комсомольских организаций. С февраля, 1940 г. по май 1943 г. в комсомол были приняты 1 561 человек, а» за период с 15 мая 1943 г. по февраль 1945 г.—еще 2443 человека. К этому времени число первичных комсомольских организаций Коканда составляло 86 [2, л. 30].

Одной из важнейших задач, которые решались в годы войяьъ кокандской парторганизацией и комсомольцами города, было, обеспечение жильем эвакуированного населения и его трудоустройство. По предложению Кокандского городского комитета, партии в конце января 1942 г. при горисполкоме был создан специальный эвакуационный отдел, занимавшийся ведением всех дел. учета и отчетности, трудоустройства, культурно-бытового обслуживания,обеспечения жильем эвакуированных граждан. 1

Трудящиеся города тепло и сердечно приняли 10 тыс. эвакуированных, разместили их в своих домах, помогли устроиться на. работу. С 1 сентября 194.2 г. по 1 февраля 1943 г. в Коканд было-эвакуировано 19 358 человек, из них с Украины — 7 225, Белоруссии — 2 264, Краснодарского края — 1 324, из Молдавской ССР — 872, из РСФСР — 5–758. 1 500 эвакуированных были приняты на работу в 31 учреждение города [2, д. 93, л. 1].

Особенно большая забота проявлялась в отношении эвакуированных детей. В феврале 1942 г. решением Кокандского городского Совета было выделено 9 млн. руб. для приобретения одежды: эвакуированным подросткам. Они были определены в ФЗО за счет-средств городского финансового отдела, остальные дети размещались в различных детских учреждениях.

Большое значение в годы войны имело создание фонда обороны по инициативе трудящихся Москвы и Ленинграда. Движение; за организацию этого фонда особенно усилилось после выступления «Правды» 29 июля 1941 г. с обзором писем трудящихся. В это движение включились и трудящиеся Коканда, которые с большим, энтузиазмом выделяли денежные средства, ценные вещи, облигациигосударственного займа в фонд обороны. Только за несколькодней 1941 г. по городу было собрано 24 тыс. шт. предметов одежды, домашнего обихода и 150 тыс. руб. Деньгами [2, д. 32, л. 14]. Всего за годы войны трудящиеся Коканда собрали для нужд фронта 10 693 тыс. Руб [3], а в городскую сберкассу в фонд Красной Армии они передали облигации государственного займа на сумму 2 311 тыс. руб. Помимо этого от кокандцев шли на фронт и посылки с продовольствием. Так, новогодние подарки (1943 г.) фронту-включали — 513 кг сахара, 160 кг колбасы, 953 л вина, 500 кг масла, 500 кг сухофруктов и т. д.,

Большую сознательность проявили кокандцы при сборе средств; на строительство боевой техники для Красной Армии. За несколько дней 1942 г. они внесли из личных сбережений 2 350 тыс. руб. Всего на строительство танковой колонны к маю 1943 г. было собрано 7 256 тыс. Руб [2, д. 32, л. 10]. Жители Коканда хорошо потрудились и на. сборе металлолома. В годы войны только комсомольцами города было сдано 160 т черного и 2800 кг цветного металла [4].

Важнейшим участком работы в годы войны для кокандскож партийной организации являлась подготовка боевых резервов для Красной Армии.16 июля 1941 г. Государственный комитет обороны принял решение о подготовке резервов в системе НКО и ВМФ. При Народном комиссариате обороны.СССР была создана специальная группа по подготовке боевых резервов.Через месяц она была реорганизована в Главное управление формирования и укомплектования, войск Части Красной Армии комплектовались в различных городах страны, в частности, в Коканде. Здесь были организованы учебные пункты, в которых оперативно велась подготовка резервов для фронта, а также населения — к противовоздушной и противохимической обороне. Кокандская городская парторганизация проделала большую работу по организации всеобщего обязательного обучения трудящихся военному делу. Только за 1942 г. и первый квартал 1943 г. в городе было подготовлено 7 553 стрелка, 934 различных специалиста военного дела. За 1942 г. сверх плана было обучено 464 человека младшего командного состава и инструкторов всевобуча.

В соответствии с указанием Совета Народных Комиссаров СССР о всеобщей обязательной подготовке населения к ПВХО, в Узбекистане развернулась большая работа по открытию школ ПВХО. За короткий срок здесь были укомплектованы 1 республиканская и 8 областных школ ПВХО. Такие школы были созданы и в Коканде. В результате реализации указанного решения в Коканде сдали нормы ПВХО 63 тыс. человек14.К маю 1943 г. в городе насчитывалось 128 первичных организаций Осоавиахима, объединявших 858 членов.

В 1944 г. число членов Осоавиахима в Коканде увеличилось вдвое. Городским советом Осоавиахима тогда же были подготовлены кадры различных военных специальностей в количестве 5 538 человек. Всего за 1944 г. сдали экзамены на значкистов ГТО первой ступени 1 795 человек, ГТО второй ступени—46, БГТО — 1 755 человек. Обществом Красного Креста и Красного Полумесяца было организовано 17 сандружин, объединявших 1 007 человек, 30 санитарных постов— 120 человек. Кроме того, были открыты курсы медсестер, на которых в 1943 г. занималось около 600человек.

Благодаря плодотворной и активной деятельности добровольных обществ заметно выросло число вренных специалистов, получивших необходимые знания в Коканде.

Таким образом, трудящиеся Коканда, вместе со всем советским народом встали на защиту своей Родины. Под руководством партийной организации они приняли активное участие во всех мероприятиях, направленных на разгром врага, обеспечение нужд фронта.

Литература:

  1. Ферганская правда, 1941 г., 24 июня.
  2. Ферганский облпартархив, ф. 178, оп. 40, д. 32, л. 62.
  3. Тухтасинов И. Коканд. Ташкент, 1968, с. 62.
  4. Партархив института истории партии при ЦК КПУз, ф. 15, оп. 16, д. 131. 8.л
Основные термины (генерируются автоматически): Коканд, быль, комсомолец города, Красная Армия, обеспечение жильем, партийная организация, передовик производства, подготовка боевых резервов, подготовка резервов, Советский Союз.


Похожие статьи

Из истории формирования промышленного потенциала Навоийской области

В данной статье освещается история формирования промышленного потенциала Навоийской области и влияние индустриализации области на развитие социальной инфраструктуры, урбанизации края. А также раскрываются вопросы современного развития промышленности ...

История и перспективы города Навои

В статье освещены вопросы экономических возможностей города Навои. Автором на основании имеющихся источников проведён анализ состояния экономического застоя промышленных предприятий, вопросы поэтапного усовершенствования предприятий и роль СИЭЗ в год...

Хозяйство советских городов в период Великой Отечественной войны

В статье на примере Москвы, Первоуральска и других советских городов описывается городское хозяйство времен Великой Отечественной войны. Особое внимание уделяется проблемам транспорта, развития предприятий социального профиля, снабжения городов продо...

Индустриальные города Узбекистана: проблемы, пути и методы реконструкции г. Ангрена

В статье рассматривается инфраструктура индустриального города Ангрена (Узбекистан), проблемы и тенденции формирования благоприятной городской среды. Сложившаяся ситуация в городе оказывает негативное влияние не только на экологический аспект, но и н...

Экономика города Ишима: Производство (1942–1950 гг.)

В статье рассмотрено изменение экономического положения города Ишима в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы.

Экономическая политика бывшего советского государства и проблемы развития промышленности Узбекистана (на примере Ферганской долины в 80-е годы ХХ века)

В данной статье освещаются вопросы экономической политики проведённой в бывшем советском государстве, в частности колониальные последствия этой политики для экономики Узбекистана. А также, в этой статье рассматриваются проблемы, возникшие в 80-годах...

Анализ развития экономики региона (на примере Шанхая и дельты реки Янцзы)

Данная статья посвящена анализу развития экономики региона, включающему в себя Шанхай и города дельты Янцзы. Выявлены проблемы и предложены некоторые пути их решения.

Проблемы и способы конкурентной борьбы в сфере общественного транспорта Ташкента

В статье рассмотрена сущность транспорта в рыночной экономике и роль в развитии общественного транспорта города Ташкента.

Модернизация и совершенствование старых туристических маршрутов Самарканда и разработка на их основе новых

В данной статье делается экскурс в историю Самарканда. Раскрывается трехчастное деление города, принадлежащие к различным эпохам и прослойкам исторических культур. Раскрываются особые подходы, для каждой отдельно взятой части, в вопросах реконструкц...

Целевые программы развития туризма в Узбекистане

В статье автор исследует программы, направленные на развитие туризма в Узбекистане.

Похожие статьи

Из истории формирования промышленного потенциала Навоийской области

В данной статье освещается история формирования промышленного потенциала Навоийской области и влияние индустриализации области на развитие социальной инфраструктуры, урбанизации края. А также раскрываются вопросы современного развития промышленности ...

История и перспективы города Навои

В статье освещены вопросы экономических возможностей города Навои. Автором на основании имеющихся источников проведён анализ состояния экономического застоя промышленных предприятий, вопросы поэтапного усовершенствования предприятий и роль СИЭЗ в год...

Хозяйство советских городов в период Великой Отечественной войны

В статье на примере Москвы, Первоуральска и других советских городов описывается городское хозяйство времен Великой Отечественной войны. Особое внимание уделяется проблемам транспорта, развития предприятий социального профиля, снабжения городов продо...

Индустриальные города Узбекистана: проблемы, пути и методы реконструкции г. Ангрена

В статье рассматривается инфраструктура индустриального города Ангрена (Узбекистан), проблемы и тенденции формирования благоприятной городской среды. Сложившаяся ситуация в городе оказывает негативное влияние не только на экологический аспект, но и н...

Экономика города Ишима: Производство (1942–1950 гг.)

В статье рассмотрено изменение экономического положения города Ишима в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы.

Экономическая политика бывшего советского государства и проблемы развития промышленности Узбекистана (на примере Ферганской долины в 80-е годы ХХ века)

В данной статье освещаются вопросы экономической политики проведённой в бывшем советском государстве, в частности колониальные последствия этой политики для экономики Узбекистана. А также, в этой статье рассматриваются проблемы, возникшие в 80-годах...

Анализ развития экономики региона (на примере Шанхая и дельты реки Янцзы)

Данная статья посвящена анализу развития экономики региона, включающему в себя Шанхай и города дельты Янцзы. Выявлены проблемы и предложены некоторые пути их решения.

Проблемы и способы конкурентной борьбы в сфере общественного транспорта Ташкента

В статье рассмотрена сущность транспорта в рыночной экономике и роль в развитии общественного транспорта города Ташкента.

Модернизация и совершенствование старых туристических маршрутов Самарканда и разработка на их основе новых

В данной статье делается экскурс в историю Самарканда. Раскрывается трехчастное деление города, принадлежащие к различным эпохам и прослойкам исторических культур. Раскрываются особые подходы, для каждой отдельно взятой части, в вопросах реконструкц...

Целевые программы развития туризма в Узбекистане

В статье автор исследует программы, направленные на развитие туризма в Узбекистане.

Задать вопрос