Разработка автоматизированной информационной системы бронирования билетов на автобусы междугородних сообщений с целью расширения диапазона оказываемых услуг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №6 (53) июнь 2013 г.

Статья просмотрена: 3741 раз

Библиографическое описание:

Тыртышный, А. И. Разработка автоматизированной информационной системы бронирования билетов на автобусы междугородних сообщений с целью расширения диапазона оказываемых услуг / А. И. Тыртышный, А. С. Филонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 6 (53). — С. 217-219. — URL: https://moluch.ru/archive/53/7126/ (дата обращения: 22.12.2024).

Настоящая статья написана в ходе подготовки дипломного проекта на основании выполненного академического исследования. В статье с теоретической позиции рассматривается создание автоматизированной информационной системы бронирования билетов на автобусы междугородних сообщений с их последующей покупкой, в целях расширения диапазона оказываемых автотранспортным предприятием услуг.

Ключевые слова: автоматизированные системы, бронирование билетов, покупка билетов, автотранспорт, регулярные рейсы, пассажирские перевозки, междугородное сообщение.

Особую роль в экономике Российской Федерации занимает транспортная отрасль, которая по своей структуре, весьма, разнообразна. О развитии транспортной отрасли экономики (в целом по стране и по субъектам России) можно судить по транспортной инфраструктуре, включающей в себя, кроме всего прочего, различные виды транспортных перевозок — наземные, воздушные и водные.

Транспортная инфраструктура — это система коммуникаций и объектов транспорта, включающая дорожную сеть, объекты обслуживания пассажиров, объекты обработки грузов, объекты постоянного и временного хранения и технического обслуживания транспортных средств.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее по тексту — «Устав»), в России при осуществлении перевозок пассажиров, багажа и грузов наземным автомобильным транспортом разрешены следующие виды сообщений: городское сообщение; пригородное сообщение; междугородное сообщение; международное сообщение.

Настоящая статья написана в ходе подготовки дипломного проекта А. С. Филоновым, студентом ВПИ (филиал) ВолгГТУ под руководством научного руководителя А. И. Тыртышного, ассистента кафедры «ВАЭиВТ» ВПИ (филиал) ВолгГТУ. Темой дипломного проекта и одноименной статьи является: «Разработка автоматизированной информационной системы бронирования билетов на автобусы междугородних сообщений с целью расширения диапазона оказываемых услуг».

На основании выполненного академического исследования в статьи с теоретической позиции будет рассмотрено создание автоматизированной информационной системы бронирования билетов на автобусы междугородних сообщений, с их последующей покупкой, в целях расширения диапазона оказываемых автотранспортным предприятием услуг.

Согласно действующему законодательству, перевозки в междугородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние более пятидесяти километров между границами этих населенных пунктов.

В соответствии с частью 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 г. № 280 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)».

Перевозки пассажиров и багажа подразделяются на: регулярные перевозки; перевозки по заказам; перевозки легковыми такси (статья 5 устава).

Рассматриваемое нами автотранспортное предприятие осуществляет регулярные перевозки пассажиров и багажа в границах государственной территории Российской Федерации — междугородное сообщение.

Основным нормативным правовым актом, характеризующим автотранспортные перевозки междугородного сообщения, является Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 г. № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (далее по тексту — «Правила перевозок пассажиров и багажа»), а базовым документом — ранее упомянутый устав.

Следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 19 устава, регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Из чего согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации следует, что заключение договора в письменной форме не является обязательным, а согласие с ним — это факт приобретения (бронирования) билета (статья 20 устава). Кстати говоря, использование билетов с указанием части или всех реквизитов в электронном виде разрешено пунктом 4 статьи 20 устава.

При оформлении заказа на услуги пассажирских перевозок особое внимание уделяется возрасту пассажиров, так пассажир имеет право перевозить с собой бесплатно в междугородном сообщении одного ребенка в возрасте не старше пяти лет без предоставления отдельного места для сидения (часть 2 пункта 1 статьи 21 устава).

Составной частью заказа услуг является багаж. Действующими нормами предусмотрено обязательное информирование перевозчиком пассажира о нормах и об условиях оплаты перевозки багажа, провоза ручной клади. Пассажир имеет право провозить с собой бесплатно ручную кладь и за плату в багажном отделении транспортного средства или в отдельном транспортном средстве багаж (статья 22 устава).

Порядок продажи билетов определяется Правилами перевозок пассажиров и багажа. В нашем случае (при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в междугородном сообщении) продажа билетов для проезда пассажиров осуществляется только при наличии мест для сидения (статья 24 устава), то есть продажа билетов на количество мест определенного рейса сверх имеющихся в транспортном средстве мест запрещено.

Рассмотрим положения Правил перевозок пассажиров и багажа, касающиеся расписания, схемы расположения и нумерации мест в транспортных средствах, схемы маршрутов регулярных перевозок, продажи билетов и перевозки багажа.

Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям, которые составляются для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена обязательная остановка транспортного средства. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта, а также содержит временной график прибытия транспортных средств в остановочный пункт. В расписаниях указывается местное время.

Схема расположения и нумерации мест в транспортных средствах тех марок, которые отправляются из автовокзала, вывешивается в кассовом зале автовокзала или непосредственно на кассах с внешней стороны. В этой схеме указываются расположение и нумерация мест.

Схема маршрутов регулярных перевозок представляет собой условное графическое изображение, на котором указывается путь следования транспортного средства от автовокзала до конечных пунктов маршрутов регулярных перевозок. Указанная схема вывешивается в зале ожидания или кассовом зале автовокзала.

Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам. Билет должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в Правилах перевозки пассажиров и багажа. Продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов или иных пунктах продажи билетов. Продажа билетов для проезда в междугородном сообщении начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за 5 минут до отправления транспортного средства.

Сдача багажа перевозчику оформляется багажной квитанцией. Багажная квитанция должна содержать обязательные реквизиты, перечисленные в Правилах перевозки пассажиров и багажа. На каждое место багажа крепится багажная бирка, копия которой выдается пассажиру. В багажной квитанции при сдаче для перевозки багажа с объявленной ценностью указывается объявленная стоимость багажа, а также сумма дополнительной платы за прием к перевозке багажа с объявленной ценностью. При сдаче для перевозки нескольких мест багажа пассажир вправе указать в багажной квитанции объявленную стоимость каждого места или общую сумму объявленной стоимости всех мест.

Из сказанного выше следует, что планируемая к разработке автоматизированная информационная система бронирования билетов на автобусах регулярных междугородних сообщений должна автоматизировать следующие информационные процессы:

-                   бронирование и покупка билетов (по схеме нумерации и расположению мест);

-                   предоставление пользователям полной информации о расписании и маршрутах движения междугородних рейсов;

-                   осуществление контроля использования транспорта на линиях согласно загруженности маршрута (для контроля над наполняемостью пассажирских мест).

Следовательно, основными функциями системы будут являться:

-                   просмотр всей необходимой информации по маршрутам;

-                   внесение новых, корректирование имеющихся и удаление устаревших маршрутов;

-                   бронирование и покупка автобусных билетов посредством сети Интернет;

-                   обеспечение гостевого доступа с любого компьютера, имеющего доступ к сети Интернет;

-                   автоматический расчет маршрута, с возможностью вывода его на печать;

-                   вывод отчетных форм, разработанных для управляющего персонала автовокзала на печать, и сохранение их в электронном виде.

Процесс бронирования и покупки билетов, автоматизируемый в процессе разработки данной системы, может быть представлен в виде следующего алгоритма:

1)                                         получение информации от пассажира (пункт отправления, пункт назначения, дата отправки, ФИО пассажира, реквизиты удостоверяющего документа пассажира, контактный телефон);

2)                                         подбор возможных вариантов маршрутов, удовлетворяющих заданным требованиям;

3)                                         вывод полученных вариантов пассажиру для выбора наиболее подходящего;

4)                                         запрос количества и вида (взрослый, детский) необходимых билетов;

5)                                         запрос у пассажира выбора услуги: бронирование или покупка билета;

6)                                         если выбрано бронирование, то запрос ФИО пассажира на каждый бронируемый билет;

7)                                         оплата забронированных билетов;

8)                                         отметка о том, что билеты забронированы, переход к пункту 11;

9)                                         если выбрана покупка билета, то оплата билета;

10)                                     отметка о том, что билеты проданы, переход к пункту 11;

11)                                     печать бланка заказа.

В системе имеется два вида бланков строгой отчетности. Первый вид — бланк, свидетельствующий о бронировании проездных билетов, в котором указывается маршрут, забронированные места и дата отправления. Второй вид — распечатанный билет, выдается пассажиру после того как он оплачивает заказанный (забронированный ранее) билет.

Для выполнения задач процесса бронирования и покупки билетов автоматизируемая информационная система должна состоять из следующих, взаимосвязанных модулей:

-                   модуль «Управление маршрутами»;

-                   модуль «Бронирование и покупка билетов»;

-                   модуль «Мониторинг маршрутов»;

-                   модуль «Контроль использования транспорта»;

-                   модуль «Отчеты».

Модуль «Управление маршрутами» должен осуществлять следующие функции:

1)                 создание новых маршрутов;

2)                 внесение в существующие маршруты изменений: расписание маршрута, количество и вид автобусов на маршруте, цена маршрута и т. д.;

3)                 удаление маршрутов.

Модуль «Бронирование и покупка билетов» должен выполнять следующие функции:

1)                                         предоставление пользователю информации о доступных автобусных рейсах на основе введенной информации;

2)                                         предоставление пользователю информации о наличии доступных для бронирования и продажи билетов на выбранном рейсе;

3)                                         бронирование и продажа билетов.

Модуль «Контроль использования транспорта» должен осуществлять следующие функции определения востребованности конкретных маршрутов за определенный временной промежуток.

Модуль «Мониторинг маршрутов» должен осуществлять следующие функции:

1)                                         предоставление сотрудникам автовокзала поименного списка лиц купивших (забронировавших) билеты;

2)                                         предоставление сотрудникам автовокзала общей информации о функционирующих автобусных рейсах.

Модуль «Отчеты» должен осуществлять следующие функции:

1)                 печать бланков заказов;

2)                 вывод в печатную форму необходимой аналитической информации за какой-либо период времени;

3)                 визуализация необходимых данных в виде графиков;

4)                 при необходимости сохранение всех предоставляемых отчетов в электронном виде.

Вывод. Создание автоматизированной информационной системы — ответственный шаг, поскольку система должна отвечать требованиям законодательства о транспортных пассажирских перевозках и Федеральному закону «О персональных данных». В ближайшее время на государственном уровне ожидаются поправки в закон, которые обяжут автотранспортные компании внедрять информационные системы, позволяющие учитывать персональные данные о каждом пассажире.

Литература:

1.                  Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ (в ред. 28.07.2012 г.) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;

2.                  Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ (в ред. 04.03.2013 г.) «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

3.                  Постановление Правительства РФ от 02.04.2012 г. № 280 (02.04.2012 г.) «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)»;

4.                  Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 г. № 112 (07.09.2011 г.) «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Основные термины (генерируются автоматически): междугородное сообщение, продажа билетов, перевозка, автоматизированная информационная система, багаж, бронирование билетов, покупка билетов, автомобильный транспорт, багажная квитанция, транспортное средство.


Ключевые слова

автоматизированные системы, бронирование билетов, покупка билетов, автотранспорт, регулярные рейсы, пассажирские перевозки, междугородное сообщение., междугородное сообщение

Похожие статьи

Подсистема анализа и визуализации в составе автоматизированной системы контроля технологических параметров производства резиновых смесей на ОАО «Волтайр-Пром»

В статье рассматриваются вопросы снижения уровня брака в шинной промышленности, за счет внедрения подсистемы анализа и визуализации в состав автоматизированной системы контроля технологических параметров производства резиновых смесей. Показана архите...

Совершенствование системы управления общественным транспортом Краснодара на основе логистических технологий

В статье анализируется современного состояния и проблемы развития общественного транспорта г. Краснодар. Проведен анализ системы управления общественным транспортом городского и пригородного сообщения, предложены пути по его модернизации. Сделан выво...

Применение контрольно-кассовых машин и бланков строгой отчетности при оказании услуг при перевозке пассажиров маршрутными такси, легковом такси

В качестве основной проблемы исследования данной статьи выступает анализ проблем толкования и применения налоговым органом отдельных положений российского законодательства по вопросам применение контрольно-кассовых машин и бланков строгой отчетности ...

Стратегия диверсификации операторов технического обслуживания воздушных судов

В статье выполнен анализ перспективных направлений повышения эффективности коммерческой деятельности провайдеров технического обслуживания на примере ООО «ВТС Джетс». Автор отмечает, что в настоящее время изменяется структура рынка услуг по техничес...

Повышение эффективности эксплуатации автоцистерн на основе нового алгоритма контроля качества нефтепродуктов в процессе их доставки на АЗС

Данная статья посвящена проблеме повышения эффективности эксплуатации автоцистерн на основе нового алгоритма контроля качества нефтепродуктов в процессе их доставки на АЗС. В статье описывается перспективный информационный комплекс, позволяющий упрос...

Улучшение безопасности на территории аэропортов и в пассажирских терминалах

В данной статье освещаются вопросы, связанные с обеспечением безопасности в аэропортах и пассажирских терминалах. Автор анализирует различные методы контроля доступа, такие как использование биометрической идентификации, видеонаблюдение, системы дете...

Электронный документооборот как путь совершенствования организации перевозок нестандартных грузов на примере транспортировки животных

В статье представлен один из путей совершенствования организации перевозок нестандартных грузов, такой как электронный документооборот. Рассмотрены основные аргументы, обосновывающие возможность применения ЭДО для перевозок нестандартных грузов. Пред...

Разработка системы контроля и управления доступом с применением биометрических методов идентификации

В статье рассмотрены биометрические методы идентификации, применяемые в системах контроля и управления доступом, приведена классификация методов идентификации и основные параметры оценки представленных систем. В качестве базовой технологии выступает ...

Практика применения предварительного информирования в условиях действия ЕАЭС

В статье проведено исследование нормативно-правовой базы по предварительному информированию; осуществлен анализ практики применения данной процедуры в условиях действия Таможенного Союза и аспектов перехода к ее функционированию в рамках ЕАЭС; выявле...

Совершенствование организации перевозок животных с помощью введения автоматизированного рабочего места

В статье представлен один из путей совершенствования организации перевозок животных, такой как автоматизация рабочего места работников склада. Рассмотрены основные аргументы, обосновывающие целесообразность внедрения данного новшества. Разобраны отли...

Похожие статьи

Подсистема анализа и визуализации в составе автоматизированной системы контроля технологических параметров производства резиновых смесей на ОАО «Волтайр-Пром»

В статье рассматриваются вопросы снижения уровня брака в шинной промышленности, за счет внедрения подсистемы анализа и визуализации в состав автоматизированной системы контроля технологических параметров производства резиновых смесей. Показана архите...

Совершенствование системы управления общественным транспортом Краснодара на основе логистических технологий

В статье анализируется современного состояния и проблемы развития общественного транспорта г. Краснодар. Проведен анализ системы управления общественным транспортом городского и пригородного сообщения, предложены пути по его модернизации. Сделан выво...

Применение контрольно-кассовых машин и бланков строгой отчетности при оказании услуг при перевозке пассажиров маршрутными такси, легковом такси

В качестве основной проблемы исследования данной статьи выступает анализ проблем толкования и применения налоговым органом отдельных положений российского законодательства по вопросам применение контрольно-кассовых машин и бланков строгой отчетности ...

Стратегия диверсификации операторов технического обслуживания воздушных судов

В статье выполнен анализ перспективных направлений повышения эффективности коммерческой деятельности провайдеров технического обслуживания на примере ООО «ВТС Джетс». Автор отмечает, что в настоящее время изменяется структура рынка услуг по техничес...

Повышение эффективности эксплуатации автоцистерн на основе нового алгоритма контроля качества нефтепродуктов в процессе их доставки на АЗС

Данная статья посвящена проблеме повышения эффективности эксплуатации автоцистерн на основе нового алгоритма контроля качества нефтепродуктов в процессе их доставки на АЗС. В статье описывается перспективный информационный комплекс, позволяющий упрос...

Улучшение безопасности на территории аэропортов и в пассажирских терминалах

В данной статье освещаются вопросы, связанные с обеспечением безопасности в аэропортах и пассажирских терминалах. Автор анализирует различные методы контроля доступа, такие как использование биометрической идентификации, видеонаблюдение, системы дете...

Электронный документооборот как путь совершенствования организации перевозок нестандартных грузов на примере транспортировки животных

В статье представлен один из путей совершенствования организации перевозок нестандартных грузов, такой как электронный документооборот. Рассмотрены основные аргументы, обосновывающие возможность применения ЭДО для перевозок нестандартных грузов. Пред...

Разработка системы контроля и управления доступом с применением биометрических методов идентификации

В статье рассмотрены биометрические методы идентификации, применяемые в системах контроля и управления доступом, приведена классификация методов идентификации и основные параметры оценки представленных систем. В качестве базовой технологии выступает ...

Практика применения предварительного информирования в условиях действия ЕАЭС

В статье проведено исследование нормативно-правовой базы по предварительному информированию; осуществлен анализ практики применения данной процедуры в условиях действия Таможенного Союза и аспектов перехода к ее функционированию в рамках ЕАЭС; выявле...

Совершенствование организации перевозок животных с помощью введения автоматизированного рабочего места

В статье представлен один из путей совершенствования организации перевозок животных, такой как автоматизация рабочего места работников склада. Рассмотрены основные аргументы, обосновывающие целесообразность внедрения данного новшества. Разобраны отли...

Задать вопрос