Благотворительная помощь как вид внешнеэкономической деятельности: значение, информационный обзор и регулирование в РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Камдин, А. Н. Благотворительная помощь как вид внешнеэкономической деятельности: значение, информационный обзор и регулирование в РФ / А. Н. Камдин, Ю. С. Птичкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 6 (53). — С. 348-351. — URL: https://moluch.ru/archive/53/7106/ (дата обращения: 17.12.2024).

Согласно закону РФ «О безвозмездной помощи» безвозмездная помощь (содействие) — средства, товары, предоставляемые Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, органам государственной власти и органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам, а также выполняемые для них работы и оказываемые им услуги в качестве гуманитарной или технической помощи (содействия) на безвозмездной основе иностранными государствами, их федеративными или муниципальными образованиями, международными и иностранными учреждениями или некоммерческими организациями, а также физическими лицами. [1] Техническая помощь и гуманитарная помощь являются видами безвозмездной помощи.

Все организации, получающие безвозмездную помощь, занимаются распределением таких товаров, причем их учет и хранение осуществляются отдельно от коммерческих товаров.

В России первой стадией документального оформления благотворительной акции является издание указа руководителя об оказании благотворительной помощи. «Благотворительные» товары передают на основании договора дарения или письма организации — получателя помощи. При этом надо оформить накладную (по форме № ТОРГ-12) в двух экземплярах.

В бухгалтерском учете благотворительную помощь учитывают в составе прочих расходов (п. 12 ПБУ 10/99 «Расходы организации») на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Однако ее можно списать и за счет нераспределенной прибыли. Принять решение о расходовании чистой прибыли на благотворительность и утвердить соответствующую смету расходов могут только учредители. Благотворительные пожертвования в этом случае учитывают по дебету счета 84.

Обеспечение сохранности товаров, при транспортировке возлагается на соответствующие транспортные организации и органы внутренних дел. Расходы по перевозке, выгрузке, складированию и передаче конечному получателю товаров, относящихся к гуманитарной помощи (содействию), осуществляются по согласованию сторон, в том числе за счет донора, или по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет средств, предусмотренных в субъектах Российской Федерации на финансирование мероприятий по обеспечению оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации. [1]

Техническая и гуманитарная помощь не включается в налоговую базу по налогу на прибыль. Главный (а для целей налогообложения — единственный) признак технической и гуманитарной помощи — наличие специального удостоверения, выданного соответствующей комиссией.

Причем техническая помощь равным образом предоставляется как некоммерческим, так и коммерческим организациям; удостоверение о принадлежности средств к технической помощи является надежным основанием для не включения полученных средств в налоговую базу и не порождает споров с налоговыми органами (при условии целевого использования средств); техническая помощь не связана жестко с конкретными целями (в отличие, например, от грантов), поэтому может быть предоставлена и на приобретение основных средств, и на развитие организации, и на образование и на другие направления деятельности.

В общем виде иностранная безвозмездная помощь используется для следующих целей:

-          ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

-          проведения научных исследований, разработок, обучения, а также для реализации научно-исследовательских программ;

-          содействия охране, восстановлению, созданию историко-культурных ценностей, развитию природоохранных заповедников

-          оказания медицинской помощи;

-          социальной поддержки и защиты граждан

-          содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;

-          содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

-          охраны окружающей среды и защиты животных;

-          охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения

Российская Федерация в 2012 году направила в качестве безвозмездной, гуманитарной и технической помощи товаров на сумму 34,8 млн. долл. США, что на 45 % меньше, чем в 2011 году. Поставщиками основного объема помощи являлись лица, расположенные в городах Москва и Санкт-Петербург, а так же Нижегородской, Владимирской, Омской областях и Краснодарском крае.

Рассмотрим подробнее структуру стран получивших и оказавших международную гуманитарную помощь Российской Федерации в 2012 году. (табл. 1)

Таблица 1

Экспорт и импорт благотворительной помощи по странам за 2012 год

Страны, оказавшие благотворительную помощь РФ в 2012 году

Страны, получившие благотворитель­ную помощь от РФ в 2012 году

Основные страны

Стоимостной объем, тыс. долл США

Основные страны

Стоимостной объем, тыс. долл США

Всего

76 190,0

Всего

34 833,9

ГЕРМАНИЯ

41 094,8

НИКАРАГУА

23 766,2

ШВЕЦИЯ

7 251,2

МОНГОЛИЯ

4 853,1

ЯПОНИЯ

5 081,4

США

1 930,9

ФИНЛЯНДИЯ

5 002,5

УЗБЕКИСТАН

1 279,0

ИТАЛИЯ

3 827,5

ФИНЛЯНДИЯ

866,6

США

2 663,7

АБХАЗИЯ

513,3

ЛИТВА

2 081,8

НИДЕРЛАНДЫ

1 906,1

Прочие страны

7 281,0

Прочие страны

1 624,8

Из таблицы 1 видно, что объем импорта гуманитарной помощи в РФ за 2012 год на 41356,1 тыс. долл. США превышает объем экспорта за этот же период. Наибольшая часть гуманитарной помощи, которую предоставила Россия, приходится на долю Никарагуа — 23766,2 тыс. долл. США что составляет 68,2 % от общего объема импорта и Монголии — 4853,1 тыс. долл. США, что составляет 13,9 % соответственно.

Наибольшие поступления гуманитарной помощи в РФ осуществлялись из Германии — 53,9 % от общего объема импорта гуманитарной помощи.

Стоимостной объем поступившей в Россию безвозмездной, гуманитарной и технической помощи составил 76,2 млн. долл. США, что на 64 % меньше, чем в 2011 году. Удельный вес гуманитарной помощи, поступившей в Россию, составил 2 % (1,3 млн. долл. США) всего стоимостного объема помощи, технической — 98 % (74,4 млн. долл. США). По сравнению с 2011 годом объем гуманитарной помощи уменьшился на 69 %, технической — на 64 %.

Зарубежные страны оказывают благотворительную помощь РФ больше в форме технической поддержки для целей оказания поддержки в осуществлении экономической, социальной реформ и осуществления разоружения путем проведения конверсии, утилизации вооружения и военной техники, проведения радиационно-экологических мероприятий по обращению с радиоактивными отходами, отработанным ядерным топливом и другими ядерными материалами, а также путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, поставок оборудования и других материально-технических средств по проектам и программам, которые зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В свою очередь РФ предоставляет помощь больше для целей оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи.

Основной объем гуманитарной помощи поступил получателям, которые находились в городах Москва и Санкт-Петербург, в Республике Карелия и Республике Дагестан, а также в Томской, Ярославской и Владимирской областях. Основной объем технической помощи поступил организациям, расположенным в городах Москва и Санкт-Петербург, а также в Калининградской, Ленинградской, Сахалинской, Брянской, Мурманской и Томской областях и в Приморском крае. [[1]]

Остановимся на основных видах экспортируемых и импортируемых товаров в качестве благотворительной помощи за 2012 год.

Таблица 2

Экспорт и импорт благотворительной помощи по видам товаров за 2012 год

Основные виды товаров направленных в РФ в качестве благотворительной помощи за 2012 год

Основные виды товаров направленные РФ в другие страны в качестве благотворительной помощи за 2012 год

Наименование товаров

Стоимостной объем, тыс. долл США

Наименование товаров

Стоимостной объем, тыс. долл США

Всего

76 190,0

Всего

34 833,9

Машины, оборудование и транспортные средства

60 832,0

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)

23 766,2

Металлы и изделия из них

9 903,6

Продукция химической промышленности, каучук

5 936,5

Продукция химической промышленности, каучук

1 803,7

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

2 622,8

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

848,3

Машины, оборудование и транспортные средства

1 529,2

Текстиль, текстильные изделия и обувь

791,3

Минеральные продукты

866,6

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)

234,4

Другие товары

1 776,7

Другие товары

112,6

По данным таблицы 2 можно отметить, что структура товаров как направляемых в РФ в виде благотворительной помощи, так и отправляемых из нее во многом схожа, за исключением поставок продукции химической промышленности и минеральных продуктов из России и металлов и изделий из них импортируемых в РФ в качестве благотворительной помощи.

Наибольший удельный вес импортируемых товаров благотворительной помощи приходится на машины, оборудование и транспортные средства 60,8 млн. долл. США что составляет 79,84 % от общего объема импорта. Что касается экспортируемых товаров здесь лидерство за продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем (кроме текстильного) порядка 23,7 млн. долл. США, что составляет 68,2 % от общего объема экспорта.

В Российской федерации в настоящее время недооценено значение благотворительности как внешнеэкономической деятельности. Японские, южнокорейские, американские, израильские компании рассматривают и используют благотворительную деятельность как технологию проникновения на зарубежные рынки. Они финансируют проекты и программы в социально-культурной сфере и искусстве во многих странах Европы и Азии. Параллельно они знакомят общественность, т. е. потенциальных потребителей своей продукции, с собственными направлениями коммерческой деятельности.

Таким образом, благотворительная деятельность многих зарубежных предприятий тесно связана со стратегиями маркетинга и является методом, содействующим продвижению продукции

Российские предприятия должны освоить стратегию противостояния зарубежной конкуренции и продвижения собственной продукции на зарубежные рынки, в которой благотворительная деятельность занимает не последнее место.

С этой целью службы по связям с общественностью на предприятиях должны взаимодействовать с отделами маркетинга.

Литература:

1.                 Федеральный закон «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации» от 04.05.1999 (ред 24.11.2008) № 95 — ФЗ Справочная правовая система Консультант Плюс [Сайт информационно-правовой компании] — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=78602

2.                 Постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) РФ» от4 декабря 1999 г. N 1335 Справочная правовая система Консультант Плюс [Сайт информационно-правовой компании] — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=83573

3.                 Федеральная таможенная служба Управление таможенной статистики и анализа Хазова С. Б. Обзор информации о безвозмездной, гуманитарной и технической помощи, поступившей в Российскую Федерацию и направленной Российской Федерацией в другие страны за 2012 год [Официальный сайт] — Режим доступа:http://www.customs.ru/index2.php?option=com_content&view=article&id=17096:-2012-&catid=181:2011–03–28–14–40–18&Itemid=2091

4.                 Толмасова А. К. Законодательные условия и государственное регулирование филантропической деятельности. Результаты исследования. М., 2004. 103 с.

5.                 Учтем благие намерения Режим доступа: http://auditr.ru/articles/1140



[1] Информационный обзор подготовлен:

-  на основе деклараций на товары, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации 11 11в качестве  благотворительной помощи;

- без учета товаров, перемещаемых в рамках благотворительной помощи между Российской Федерацией и ,,,  …Республиками Беларусь и Казахстан.

Основные термины (генерируются автоматически): гуманитарная помощь, США, благотворительная помощь, Российская федерация, РФ, техническая помощь, Россия, безвозмездная помощь, долл США, товар.


Похожие статьи

Проблемы правового регулирования образовательной миграции в Российской Федерации на примере зарубежных стран

Поощрение как метод регулирования в системе государственного управления: понятие, сущность и значение

Механизм государственного регулирования внешней торговли РФ в условиях ВТО: сущность и направления совершенствования

Эффективность управления инвестиционной деятельностью в Республике Казахстан: анализ, проблемы и основные тенденции

Молодёжное предпринимательство в Ростовской области: состояние, проблемы развития и направления государственной поддержки

Проблемы становления и развития малого бизнеса в России и Германии, методы государственной поддержки

Основные проблемы и развитие молодежного предпринимательства в РФ

Страховые услуги как фактор поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе, модель управления рисками

Импортный маркетинг как метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Правовое регулирование осуществления государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы совершенствования

Похожие статьи

Проблемы правового регулирования образовательной миграции в Российской Федерации на примере зарубежных стран

Поощрение как метод регулирования в системе государственного управления: понятие, сущность и значение

Механизм государственного регулирования внешней торговли РФ в условиях ВТО: сущность и направления совершенствования

Эффективность управления инвестиционной деятельностью в Республике Казахстан: анализ, проблемы и основные тенденции

Молодёжное предпринимательство в Ростовской области: состояние, проблемы развития и направления государственной поддержки

Проблемы становления и развития малого бизнеса в России и Германии, методы государственной поддержки

Основные проблемы и развитие молодежного предпринимательства в РФ

Страховые услуги как фактор поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе, модель управления рисками

Импортный маркетинг как метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Правовое регулирование осуществления государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы совершенствования

Задать вопрос