Особенности финансирования бюджетных учреждений культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (53) июнь 2013 г.

Статья просмотрена: 59709 раз

Библиографическое описание:

Калуцкая, Н. А. Особенности финансирования бюджетных учреждений культуры / Н. А. Калуцкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 6 (53). — С. 344-348. — URL: https://moluch.ru/archive/53/7101/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье представлен опыт работы по ознакомлению детей 6–7 лет с ракетно-космической отраслью Самарской области через проектную деятельность.

Ключевые слова: астрономия, космонавтика, ракетно-космическая техника, ракетостроение, инженер-конструктор, дошкольники.

Тема проекта «К. Э. Циолковский и С. П. Королев: полететь к другим планетам»

Цель проекта: формирование у детей знаний об астрономии, российской космонавтики, ракетно-космической отрасли Самарской области посредством проектной познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи проекта:

1) знакомство детей с ракетно-космической отраслью Самарской области, ролью К. Э. Циолковского и С. П. Королева в развитии российской космонавтики;

2) формирование у детей интереса к астрономии и космонавтики;

3) воспитание у детей уважительного отношения к профессиям, связанным с космонавтикой и ракетостроением.

Тип проекта : информационно-практический, групповой, краткосрочный.

Участники: воспитанники подготовительной к школе группы (6–7 лет), родители воспитанников, старший воспитатель.

Актуальность проекта: К. Э. Циолковский говорил: «Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство» . Сегодня космическая отрасль Самарской области вносит огромный вклад в развитие российской космонавтики. Предприятия, оснащенные современным оборудованием, высококвалифицированные специалисты, научные центры — все это позволяет создавать новейшие образцы космической техники. Для дальнейшего развития космической отрасли Самарской области и российской космонавтики в целом необходимо, чтобы подрастающее поколение не потеряло интерес к научно-техническому творчеству, а профессии, связанные с авиа- и ракетостроением считало приоритетными. Только преемственность поколений позволит Самарской области быть флагманом космической промышленности России.

Проблема: «Астрономия» и «Космонавтика» — эти две темы очень популярны в детской литературе, благодаря чему у дошкольников сформированы элементарные представления о космосе. Однако информация о региональном компоненте, т. е. роли Самарской космической промышленности в российском ракетостроении в детской литературе отсутствует. Это противоречие и натолкнуло на выбор темы проекта.

Ожидаемый результат: дети получат знания о русских ученых (К. Э. Циолковском, С. П. Королеве), профессиях астронома и инженера-конструктора по ракетостроению, ракетно-космической технике, создаваемой в ракетно-космическом центре «Прогресс» г. Самара.

Мероприятия проекта

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Деятельность родителей

1 этап — Организационный

Раскрытие проблемы, определение целей, задач

Вхождение в проект

Знакомство с проектом

2 этап — Основной. Планирование деятельности

Подбор (чтение) детской литературы:

— Е. Левитан «Малышам о звездах и планетах»,

— «Большая энциклопедия Космоса»,

— Е. Качур «Увлекательная астрономия»,

— А. Ткаченко «Циолковский. Путь к звездам».

Слушание, обсуждение произведений детской литературы

Помощь в подборе и приобретении детской литературы

Подбор видеоматериала:

— видеоролик «Самарская область — центр космической промышленности»;

— видеофильм «РКЦ «Прогресс»;

— мультфильмы «Самара — космическая столица России», «Тайна третьей планеты», «Полет на Луну», «Главный звездный».

Просмотр видеоматериала

Помощь в подборе видеоматериалов

Изготовление дидактических игр:

«Планеты на орбитах», «Собери созвездие», «Лабиринт: из какого корабля вышел космонавт?»

Участие в дидактических играх

Проведение занятий:

«Ракета для Гагарина», «Год на орбите», «Самара космическая».

Участие в занятиях

Проведение сюжетно-ролевых игр:

«Ракетно-космический центр: самарские ракетостроители», «Космическое путешествие».

Участие в сюжетно-ролевых играх

Помощь в подборе атрибутов к сюжетно-ролевым играм

Проведение экскурсий:

— экскурсия в краеведческий музей г.о. Сызрань «Мы — дети космоса»;

— виртуальная экскурсия по музею «Самара космическая».

Участие в экскурсиях

Участие в экскурсиях

Продуктивная деятельность:

— рисование «Космический корабль будущего»;

— конструирование «Самарский ракетно-космический центр», «Международная космическая станция», «Космодром»;

— аппликация «Ракета «Восток».

Участие в продуктивной деятельности

Участие в продуктивной деятельности

3 этап — Заключительный

Итоговое мероприятие «Исследователи космоса»

Участие в итоговом мероприятии

Участие в итоговом мероприятии

Литература:

  1. Космическая летопись Самарской области. Самара: Издательский дом «АГНИ», 2011.
  2. «Большая энциклопедия Космоса»: «Эксмо», 2015.
  3. Е. Качур «Увлекательная астрономия»: «Манн. Иванов и Фербер», 2015.
  4. Е. Левитан «Малышам о звездах и планетах», «Росмэн», 2014.
  5. А. Ткаченко «Циолковский. Путь к звездам»: Издательский дом «Фома», 2014.

План-конспект итогового мероприятия «Исследователи космоса»

Материал и наглядные пособия : презентация, конструктор, бумага, цветные фломастеры и карандаши, контурная карта Солнечной системы.

Форма работы: групповая, игровая в сочетании с практическими заданиями.

Описание и приемы проведения мероприятия: детям необходимо ответить на вопросы воспитателя, выполнить практические задания (раскрасить контурную карту Солнечной системы, построить из деталей конструктора модель ракеты-носителя, рассказать о своем проекте).

Ход мероприятия:

На далекие планеты

От Земли летят ракеты.

Их конструктор разработал.

День и ночь не спал, работал.

На Марс и прочие планеты

С Земли летят его ракеты.

Конструктор сделал чертежи,

Чтоб на ракете летел ты.

О ком это стихотворение? (дети отвечают)

Сто лет назад люди могли только мечтать о полетах в космос. Астрономы наблюдали за звездным небом в телескопы, находили новые небесные тела — звезды, планеты, метеориты, кометы, а затем наносили их на карту звездного неба. Я предлагаю вам на время переместиться в обсерваторию и заняться исследованием космоса. Давайте вместе посмотрим в огромный телескоп. Что вы видите? (дети отвечают)

Перед нами звездное небо.

Задание 1

Предлагаю вам рассмотреть карту звездного неба. Что вы видите на ней? (дети отвечают)

Сначала может показаться, что звезды в беспорядке рассыпаны по небу. Но это не так. Они образуют разнообразные фигуры, которые еще в древности называли созвездиями. Для удобства звезды в них соединены линиями. Вы, конечно, понимаете, что на небе таких линий нет. Их нужно проводить мысленно от звезды к звезде, чтобы увидеть нужную фигуру. Каждое созвездие имеет название. В старинных звездных атласах созвездия изображали в виде людей и животных. И мы с вами будем отыскивать на карте именно их.

Назовите созвездия, которые видите на карте (дети называют)

Задание 2

Предлагаю вам рассмотреть карту Солнечной системы и назвать небесные тела, которые вы увидите на ней (дети рассматривают и называют небесные тела).

Что такое планета? (дети отвечают)

Планета — это округлое небесное тело, которое вращается по орбите вокруг Солнца.

Солнце — это звезда или планета? (дети отвечают)

Солнце — единственная звезда, которая находится от нас так близко, что мы ощущаем ее тепло.

Что такое комета? (дети отвечают)

Комета — небесное тело, которое вращается вокруг Солнца. У кометы есть хвост из газа и пыли.

Задание 3

Астрономы составили подробные описания небесных тел, дали им названия. Я предлагаю вам по загадке-описанию определить небесное тело, найти его на контурной карте Солнечной системы и раскрасить (дети отвечают, рассматривают и раскрашивают контурную карту).

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо (Земля)

С богатырскою планетой

Познакомимся теперь:

Ведь крупней планеты нету,

Хочешь верь или не верь!

Разноцветных, посмотрите,

Сколько носит облаков!

Будто говорит планета:

«Полюбуйтесь, я каков!» (Юпитер)

Эта желтая звезда

Согревает нас всегда.

Все планеты освещает,

От других звезд защищает (Солнце)

Сверкая огромным хвостом

В темноте,

Несется средь ярких звезд

В пустоте.

Она не звезда, не планета.

Загадка Вселенной (Комета)

Шар огромный, ледяной.

Он от Солнышка седьмой.

Как замерзший океан,

Называется (Уран)

Эта красная планета

По соседству с нами.

Он зимой и даже летом

Мерзнет надо льдами.

Странно, что ни говори,

Лед не сверху, а внутри (Марс)

Все планеты с полюсами,

Есть экватор у любой.

Но планеты с поясами

Не найдете вы другой.

В этих кольцах он один

Очень важный господин (Сатурн)

Бог морей и океанов,

Он с трезубцем постоянно!

Ледяной, большой валун,

Догадайтесь-ка (Нептун)

Осколок от планеты

Сквозь звезд несется где-то.

Он много лет летит-летит,

Космический (Метеорит)

Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят,

Ей не до сна.

Ночью светит нам (Луна)

Всем планетам младший брат,

По размеру маловат.

К Солнышку всех ближе он,

Потому и раскален (Меркурий)

Только Солнце и Луна

В небе ярче, чем она.

Горячей планеты этой

В Солнечной системе нету (Венера)

Земной шар можно объехать или облететь. А космос — это бесконечное пространство, заполненное другими мирами. Что представляют собой эти звездные миры, как далеко они находятся от нас? На эти вопросы можно ответить, только побывав там.

А как это сделать? (дети отвечают) Что такое ракета? (дети отвечают)

Ракета — это летательный аппарат, который движется под действием реактивной силы. При сгорании топлива в ракетном двигателе, образуются газы. Их выброс и создает реактивную силу, движущую ракету, как в воздухе, так и в безвоздушном пространстве — космосе. Сегодня самарские ракеты-носители «Союз» — единственное средство доставки людей на международную космическую станцию. Наш земляк, летчик-космонавт Корниенко Михаил Борисович, рассказал: «Когда я отправляюсь в космос на ракете-носителе, сделанной в Самаре, мне греет душу то, что ее готовили мои земляки. И я ни на секунду не сомневаюсь в ее надежности» .

Полеты в космос стали возможны благодаря людям, посвятившим свою жизнь ракетостроению.

Константин Эдуардович Циолковский — ученый-изобретатель, который впервые доказал возможность межпланетных перелетов и разработал для этого проект многоступенчатой ракеты с реактивным двигателем. Он работал учителем, а для своих опытов построил специальный тоннель, где изучал реактивное движение.

Сергей Павлович Королев — главный инженер-конструктор ракетно-космической техники, под его руководством были созданы: первый космический комплекс, ракета-носитель «Восток», искусственный спутник Земли, осуществлены полеты космических кораблей, на которых впервые в истории человечества совершен полет вокруг Земли Юрия Гагарина и выход в открытый космос Алексея Леонова. О разработке ракетной техники и полетах в космос Королев задумался после встречи с Циолковским, которого считал своим учителем.

Без инженеров-конструкторов-ракетостроителей не было бы полетов в космос. Они трудятся в конструкторских бюро, научно-исследовательских институтах, на производственных предприятиях, на космодромах. Конструкторское бюро есть и на ракетно-космическом центре «Прогресс» в Самаре. Предлагаю вам посмотреть видеофильм о «РКЦ «Прогресс» (дети вместе с воспитателем смотрят видеофильм).

Чем занимаются инженеры-конструкторы? (дети отвечают)

Сейчас инженеры-конструкторы проектируют ракетные двигатели, космические аппараты и ракетно-космические комплексы.

А вы хотели бы стать конструкторами-ракетостроителями? (дети отвечают) Давайте представим, что наша группа — это конструкторское бюро ракетно-космического центра «Прогресс», вы инженеры-конструкторы, и ваша задача — сконструировать и создать новые ракеты-носители.

С чего начнем? (дети отвечают)

Задание 4

Предлагаю вам внимательно рассмотреть фотографию современной ракеты-носителя. Как устроена ракета-носитель? (дети отвечают)

Ракета называется — носителем, потому что основная ее задача доставить груз в космос. Но груз, помещенный в ракету очень тяжелый и самой ей его не поднять, поэтому к ней присоединяют еще несколько ракет, называемых — ступенями. Получается нечто вроде пирамиды, состоящей из этих ступеней и образующих одну большую ракету. Груз располагается в самой верхней части этой многоступенчатой ракеты. Каждая ступень — это самостоятельная ракета, внутри которой помещены баки с горючим, а в хвосте — двигатели.

Задание 5

Предлагаю каждому из вас из деталей конструктора создать модель ракеты-носителя, т. е. ее уменьшенную копию (дети из деталей конструктора строят модели).

Задание 6

Чтобы в ракетно-космическом центре «Прогресс» началась сборка новой ракеты-носителя, инженер-конструктор должен защитить свой проект, доказать, что его проект самый лучший и надежный. Предлагаю каждому из вас защитить созданный вами проект модели ракеты-носителя (дети по очереди демонстрируют собранную из конструктора модель, рассказывают о ней).

Наше мероприятие закончилось. Вы сегодня попробовали себя в роли инженеров-конструкторов по ракетостроению, создали собственные модели ракет-носителей, побывали в ракетно-космическом центре «Прогресс» в Самаре.

Что вам понравилось больше всего? Кто из вас хотел бы выбрать для себя профессию инженера-конструктора? Почему? (дети отвечают)

Основные термины (генерируются автоматически): учреждение, средство, бюджетное учреждение, субсидия, заработная плата, Российская Федерация, услуга, бюджетное учреждение культуры, предпринимательская деятельность, финансовое обеспечение.


Задать вопрос