Возможности и педагогические условия изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» будущими педагогами по физической культуре | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Куергашева М. В., Зуева А. Ю., Козырева О. А., Маринич Н. В. Возможности и педагогические условия изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» будущими педагогами по физической культуре // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 697-699. — URL https://moluch.ru/archive/53/6929/ (дата обращения: 15.08.2018).

Возможности изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» объективно предопределяют дальнейшее качество обучения студентов и их готовность выполнять будущую профессионально-педагогическую деятельность.

Под педагогическими условиями будем понимать линейную или многовариативную систему ограничений и возможностей организации педагогического взаимодействия в структуре определения противоречий, постановки цели, отражения задач, выбора методов и средств педагогического взаимодействия в структуре одного или нескольких направлений методологического знания современной педагогической теории и практики, предопределяющих нюансы и возможности разрешения тех или иных первичных и вторичных проблем, возникающих в полисубъектном поле как синергетически и диалектически гибкой, устойчивой и развивающейся системе, раскрывающей возможности, склонности, конкурентоспособность, креативность и продуктивность каждого субъекта в опыте практической деятельности и общения.

Педагогические условия изучения основ педагогического знания будущими педагогами по ФК:

1.         Соблюдение норм и этики культуры профессионально-педагогических отношений.

2.         Формирование потребностей в самообразовании, саморазвитии, общении и взаимодействии в контексте повышения уровня культуры самостоятельной работы, информационной культуры, культуры труда и отдыха.

3.         Построение и реконструкция системы принципов педагогического взаимодействия в согласованном учете внутренних факторов и факторов среды, предопределяющих выбор методов и средств выявления противоречий и их решений в системе полисубъектных отношений.

4.         Определение идей здоровьесбережения как базиса педагогических инноваций будущего педагога по ФК.

5.         Ситуативная, социально и личностно обусловленная модель определения объективных потребностей среды и педагогически устойчивых инноваций, располагающих спектром вариативных решений, подстройки и коррекции методов, форм и средств обучения и воспитания.

Нами выделенные педагогические условия изучения основ педагогического знания будущими педагогами по ФК строятся в контексте полисистемного подхода, определяющего возможность многовариантных отношений и продуктов сотрудничества и сотворчества в структуре определения и решения основного противоречия хочу-могу-надо-есть и объектных закономерностях и тенденциях формирования личности будущего педагога по ФК.

Отразим особенности каждого из выделенных нами педагогических условий продуктивного изучения основ педагогического знания.

Первое условие — соблюдение норм и этики культуры профессионально-педагогических отношений предопределяет выбор модели педагогического взаимодействия и стратегий управление педагогическим и студенческим коллективом, способствующих постановке и решению противоречий субъектного и мультисредового генеза в контексте определение возможностей развития как личности педагога и студента, так и коллектива в целом. Изменения, происходящие в коллективе, накладывают дополнительные условия на процессы и результаты социализации, самореализации, самосовершенствования, саморазвития и пр. общепедагогических категориальных единиц, системно определяющих личность как продукт среды, деятельности и культуры.

Не секрет, что мультисредовые (социальные и социально-профессиональные) деформации ценностного и мировоззренческого характера ведут в конечном счете к деформации и дезадаптации личности, включенной в общение и взаимодействие со средой того или иного масштаба. Это объясняется и материалами народной педагогики «С волками жить — по волчьи выть», «Быть у водицы и не напиться?» и пр., и исследованиями влияния среды и коллектива на личность, и моделями здоровьесберегающей педагогики, определяющие такие феномены, как «социально-профессиональная аллергия», «психолого-педагогическая несовместимость» и т. д.

Позитивные отношения всегда устойчивее и стабильнее, т. к. в их структуре присутствует элемент самосохранения — это и явление «гуманизма», «толерантности», «социальной, медицинской, профессиональной и пр. страховки», «продуктивности», «креативности» и пр.

Второе условие — формирование потребностей в самообразовании, саморазвитии, общении и взаимодействии в контексте повышения уровня культуры самостоятельной работы, информационной культуры, культуры труда и отдыха раскрывает направления самостоятельного поиска устойчивых путей развития личности в минимизированных формах проявления помощи со стороны среды и других субъектов. Причем самостоятельная личность уникальна по природе и качествам, уникальность в данном случае может быть определена через продукты деятельности и общения, которые в вою очередь откладывается в копилке Цивилизации и Культуры. Состоятельность и устойчивость личности не всегда коррелируемые качества. Состоятельность определяется уровнем выполнения различных работ и, как следствие, самими продуктами деятельности. Устойчивость определяется способностью личности адаптироваться в среде и деятельности, а также изменять среду и модели деятельности сообразно объективным потребностям и развитию отношений в коллективе и обществе в целом. Примером может быть, так называемый, кризис «сорока лет», где неудовлетворенность деятельностью и личной жизнью приводит к летальному (суицидальному) исходу. Одним из методов психологической подготовки является методов «прививок аттитюдов» и в педагогической практике — «метод прививок», обеспечивающие возможность личности в щадящих условиях получить опыт того или иного чувства с целью стабилизации внутреннего мира и гармонии в контексте становления личности и обеспечения устойчивого, здорового (здоровьесберегающего) развития.

Третье условие — построение и реконструкция системы принципов педагогического взаимодействия в согласованном учете внутренних факторов и факторов среды, предопределяющих выбор методов и средств выявления противоречий и их решений в системе полисубъектных отношений. Данное условие строится на основе полисистемного подхода, фасилитирующего поиск многовариантных решений того или иного противоречия в сфере объективных решений и комплексных преобразований внутреннего мира личности.

Поясним на примере данный феномен — для нормального ребенка не представляется трагедией, что он никогда не станет космонавтом, водителем аэроплана и пр., но определенная профориентационная деформация в определенном возрасте бывает не корректируема. Можно представить один из случаев такого рода, который произошел в школе-интернате. Молодой педагог получил своих воспитанников в начале марта, это был 9-ый класс. Один из юношей, страдающий эпилепсией, хочет быть водителем автобуса. Как ему не объясняют, что его не допустят к обучению на данную специальность из-за болезни — он ничего не желает слушать. В таких условиях любое традиционное решение уже имеет определенные отрицательные последствия. Несвоевременность оказания помощи воспитаннику школы-интерната привело к тому, что в 9-м классе юноша не может объективно определить составные основного противоречия «хочу — могу — надо — есть». Одним из методов решения является метод игрового погружения, который обеспечивает личностный поиск в ходе игры. И если ребенок психоэмоционально падает, то он падает в игре. И боль, которая возникает — не так велика, как если бы это было на самом деле.

Представим систему принципов педагогического взаимодействия, моделируемую и апробируемую в структуре изучения основ педагогического знания будущими педагогами по ФК:

1.                  Принцип формирования научного мировоззрения, объективизма и гуманизма в структуре планирования и организации педагогического взаимодействия, база которого представляет собой традиционные основы педагогического знания и основы гуманно-личностного преобразования сознания личности и общества в целом:

-          принцип последовательности, системности, систематичности, целостности, продуктивности, прочности результатов педагогического взаимодействия;

-          принцип гибкого управления коллективом педагогов, родителей, обучающихся.

-          принцип гуманизма и обусловленных гуманно-личностных целей и ценностей в структуре познания и преобразования среды и внутреннего мира личности.

2.                  Принцип формирования самостоятельности и конкурентоспособности будущего педагога по ФК в контексте идей формирования культуры самостоятельной работы, профессионально-педагогической культуры, информационной и коммуникативной культуры.

-          принцип формирования позитивной, адекватной самооценки личности и подпора оптимального, неустанно повышающегося уровня притязаний как модели самореализации и социализации в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах сосуществования личности и среды;

-          принцип перехода от контроля к самоконтролю, от воспитания к самовоспитанию, от обучения к самообучению, от образования к самообразованию;

-          принцип своевременности и культуросообразности в организации помощи и предложения образовательных услуг педагогами по ФК;

-          принцип грамотного сочетания традиционных и инновационных форм, методов и средств обучения и воспитания, взаимодействия и самореализации;

-          принцип выявления и оптимального преобразования модели социализации и самореализации в цепочке «спорт-наука-искусство»;

-          принцип самопрезентации и учета индивидуальных особенностей всех субъектов социально-педагогической среды в структуре выявления достижений и их оценки.

3.                  Принцип реализации основ здорового образа жизни и поиска акметраекторий развития личности в структуре обучения и досуга.

Система принципов в структуре общепедагогического знания представляет собой систему формируемых ценностей. Нами определяемая система принципов не является единственно верной и нетрансформируемой, т. к. любые изменения субъектного, средового и деятельностного генеза обязательно приводят к изменению в определении явления, описания отношений, детализации ценностей и принципов, словесному, гносеологическому и структурному соподчинению принципов и, как следствие, новому выбору, реконструкции и моделированию ситуативно, личностно и профессионально необходимых методов, средств, форм и технологий обучения, воспитания, социализации, взаимодействия и пр.

Четвертое условие — определение идей здоровьесбережения как базиса педагогических инноваций будущего педагога по ФК ставит систему ограничений на спектр варьируемых величин субъектного, средового и деятельностного генеза, в данном контексте универсальная заповедь «не навреди» помогает в любом положении дел педагогической практики и теории, верифицирующих истинность, предопределяющих выживаемость моделей в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультипреобразованиях. Под здоровьесберегающей педагогикой будем понимать реализацию на практике идеи сохранения того уровня психического, нравственного, физического и пр. здоровья, с которым субъект воспитательно-образовательной среды (обучающийся, студент, воспитанник и пр.) был включен в деятельность и общение, специфика которых должны создавать и реализовывать условие, определяемое через формулу «через позитивное эмоциональное самоопределение и самовыражение к позитивной продуктивной самореализации и своевременному саморазвитию и самосовершенствованию».

Пятое условие — ситуативная, социально и личностно обусловленная модель определения объективных потребностей среды и педагогически устойчивых инноваций, располагающих спектром вариативных решений, подстройки и коррекции методов, форм и средств обучения и воспитания располагает всем арсеналом традиционной и инновационной педагогической теории и практики для оптимизации анализируемых и корректируемых педагогических процессов и их измеряемых показателей и величин.

Нами выделенные педагогические условия изучения основ педагогического знания будущими педагогами по ФК определяют дальнейшие преобразования дидактического материала и наполнения RP-уровней RP-технологии педагогического взаимодействия, фасилитирующей планомерный переход от репродуктивных методов, средств и форм обучения к продуктивным в структуре изучения курсов современной педагогики, начиная с самого первого раздела педагогической науки «Введение в педагогическую деятельность».

Литература:

1.                  Козырева, О. А. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. — 2-е изд. доп. и перераб. — Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2011. — 121 с. — [+приложение на DVD]. — ISBN 978–5–85117–553–4.

2.                  Козырева, О. А. Управление образовательными системами: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 97 с. [+приложение на DVD]. — ISBN 978–5–85117–552–7.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое взаимодействие, педагогическое знание, самостоятельная работа, педагогическое условие изучения основ, средство обучения, информационная культура, будущий педагог, основное противоречие, педагогическая деятельность, педагогическая практика.


Похожие статьи

Определение педагогических условий изучения основ...

Педагогические условия изучения основ педагогического знания будущими педагогами по ФК: 1. Соблюдение норм и этики культуры профессионально-педагогических отношений.

Некоторые особенности детерминации основ педагогического...

Определение педагогических условий изучения основ педагогического знания будущими педагогами по физической культуре. Возможности моделирования в построении основ социально-педагогического взаимодействия педагогов по физической культуре.

Возможности и качество моделирования педагогических средств...

… область социально-педагогического знания, фасилитирующая будущему педагогу по физической культуре практико ориентированный выбор форм, ресурсов, методик, технологий, средств, методов...

Некоторые педагогические условия формирования культуры...

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое взаимодействие, педагогическая практика, самостоятельная работа, педагогическое условие формирования культуры, самостоятельная работа педагога, взрослый период...

Условия успешного взаимодействия педагогических работников...

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное обучение, ученик, умение, педагог, общение, педагогическое общение, педагогическое взаимодействие, образовательное учреждение, педагогическая деятельность...

Возможности моделирования в построении основ...

Определение педагогических условий изучения основ педагогического знания будущими педагогами по физической культуре. Система принципов педагогического взаимодействия и условия самореализации педагога по физической культуре.

Специфика моделирования структуры изучения курса «Введение...»

Курс «Введение в педагогическую деятельность» — основа формирования личности будущего педагога, в нашем случае — педагога по ФК. Изучая дисциплину с использованием RP-технологии педагогического взаимодействия...

Терминология «педагогические условия» | Статья в журнале...

условия; педагогические условия; педагогические исследования; педагог; методика; педагогическая технология, военная кафедра.

Интеграция теоретических и практических... | «Молодой

Инженер-педагог должен быть готов к самостоятельной практике постановки педагогических проблем и поиску новых способов их решения. Знания, которые получает будущий инженер-педагог...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Определение педагогических условий изучения основ...

Педагогические условия изучения основ педагогического знания будущими педагогами по ФК: 1. Соблюдение норм и этики культуры профессионально-педагогических отношений.

Некоторые особенности детерминации основ педагогического...

Определение педагогических условий изучения основ педагогического знания будущими педагогами по физической культуре. Возможности моделирования в построении основ социально-педагогического взаимодействия педагогов по физической культуре.

Возможности и качество моделирования педагогических средств...

… область социально-педагогического знания, фасилитирующая будущему педагогу по физической культуре практико ориентированный выбор форм, ресурсов, методик, технологий, средств, методов...

Некоторые педагогические условия формирования культуры...

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое взаимодействие, педагогическая практика, самостоятельная работа, педагогическое условие формирования культуры, самостоятельная работа педагога, взрослый период...

Условия успешного взаимодействия педагогических работников...

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное обучение, ученик, умение, педагог, общение, педагогическое общение, педагогическое взаимодействие, образовательное учреждение, педагогическая деятельность...

Возможности моделирования в построении основ...

Определение педагогических условий изучения основ педагогического знания будущими педагогами по физической культуре. Система принципов педагогического взаимодействия и условия самореализации педагога по физической культуре.

Специфика моделирования структуры изучения курса «Введение...»

Курс «Введение в педагогическую деятельность» — основа формирования личности будущего педагога, в нашем случае — педагога по ФК. Изучая дисциплину с использованием RP-технологии педагогического взаимодействия...

Терминология «педагогические условия» | Статья в журнале...

условия; педагогические условия; педагогические исследования; педагог; методика; педагогическая технология, военная кафедра.

Интеграция теоретических и практических... | «Молодой

Инженер-педагог должен быть готов к самостоятельной практике постановки педагогических проблем и поиску новых способов их решения. Знания, которые получает будущий инженер-педагог...

Задать вопрос