Определение педагогических условий изучения основ педагогического знания будущими педагогами по физической культуре | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Куергашева М. В., Зуева А. Ю., Козырева О. А., Надточий В. В. Определение педагогических условий изучения основ педагогического знания будущими педагогами по физической культуре [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 122-125. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3888/ (дата обращения: 15.12.2018).

Современная система построения образования и педагогического взаимодействия носит субъектно и личностно ориентированный характер, предопределяющий качество и специфику отношений, результаты профессионально-педагогической деятельности и способность среды и субъектов вести здоровый образ жизни.

Возможность педагогической практики в структуре формирования основ педагогических знаний многовариантна. Остановимся на технологиях формирования культуры самостоятельной работы педагогов в условиях непрерывного профессионального образования. Одной из таких технологий является RP-технология педагогического взаимодействия, направленная на создание оптимальных условий перехода от репродуктивных форм и методов обучения к продуктивным. Другой технологией формирования культуры самостоятельной работы педагога является технология системно-педагогического моделирования, ее продукты представляют собой идеи и педагогические средства решения выявленных проблем, противоречий, дилемм, поставленных задач и целей.

В нашем случае при подготовке будущих педагогов по ФК базовой технологией педагогического взаимодействия является RP-технология педагогического взаимодействия. Под RP-технологией педагогического взаимодействия понимается уровневая технология педагогического взаимодействия, где практикуется репродуктивно-продуктивный способ изучения материала: изначально раскрывается содержание на репродуктивном уровне (4 звена: изучение нового материала; закрепление изученного; обобщение и систематизация; применение на практике), а затем на продуктивном (творческом) уровне продолжается планомерная, последовательная работа по формированию культуры умственного труда, культуры самостоятельной работы, профессиональной культуры; по развитию креативных (творческих) способностей, результатом которых является определенный продукт мыслетворчества студента, вобравший в себя его взгляд, стиль и образ мысли, формирующийся на протяжении всей его жизни [1]. Под RP-уровнями понимается система уровневых заданий, где структурная основа представляет собой два диаметрально противоположных уровня, взаимно дополняющих друг друга: R — репродуктивный уровень с различными формами, методами, средствами репродуктивного обучения и контроля и P — продуктивный уровень с соответствующей системой обучения и контроля, обеспечивающий повышение уровня культуры самостоятельной работы, мотивации учения, активности учащихся (слушателей) и т. д. [1].

Например, курс «Введение в педагогическую деятельность» состоит из [1]:

-        R-уровень: личностно ориентированный конспект занятий, контрольные вопросы, дидактический тест;

-        P-уровень: презентация «Я — профессионал», решение занимательных задач.

Личностно ориентированный конспект занятий по курсу «Введение в педагогическую деятельность» представляет собой уникальный развернутый конспект (в общем случае выполняется в общей тетради 48–96 листов), построенный на основе современных представлений о способах фиксации информации, методах сворачивания и разворачивания информации, содержании занятий курса «Введение в педагогическую деятельность». Использование личностно ориентированного конспекта облегчает усвоение предметных знаний и выполнения продуктивных заданий по разделам современной педагогики.

Презентация «Я — профессионал» — это предметно-педагогическая презентация, отражающая результаты самосовершенствования и самореализации на момент ее моделирования.

Под моделированием в педагогике понимают создание идеального образца, фасилитирующего поиск и решение реальных задач с объективным перечнем ограничений и возможностей субъектного и средового генеза.

Остановимся подробнее на результатах обученности студентов педагогов по ФК Кузбасской государственной педагогической академии, факультета физической культуры 2012–2013 учебного года. Общее количество студентов 1 курса, занимающихся по общему учебному плану бакалавриата направления «Педагогическое образование» (профиль — физическая культура) составляет 40 человек (в данное количество не вошли студенты, занимающиеся по индивидуальным учебным планам). Все 40 человек (100 %) справились на высоком уровне с моделированием личностно ориентированного конспекта занятий с переходом на продуктивное обучение — решение занимательных задач.

По специфике моделирования презентации «Я — профессионал» из 40 человек 29 человек показали наивысшие достижения в практике моделирования профессионально-педагогических презентаций, 8 человек — средний уровень сформированности опыта и практики моделирования профессионально-педагогических презентаций, 3 человека — низкий уровень сформированности опыта и практики моделирования профессионально-педагогических презентаций. Данные распределения отражены в таблице 1 (абсолютный и относительный результаты).

Таблица 1

Уровневое распределение культуры моделирования профессионально-педагогических презентаций

Уровень сформированности культуры моделирования профессионально-педагогических презентаций

Абсолютный результат 2012–2013 учебный год, чел.

Относительный результат 2012–2013 учебный год, %

Высокий уровень

29

72,5

Средний уровень

8

20

Низкий уровень

3

7,5

Специфика распределения возможностей использования моделирования профессионально-педагогических презентаций определяется и уровнем культуры самостоятельной работы, и уровнем информационной культуры, и уровнем достижений в области спорта, и уровнем коммуникативной культуры, и уровнем развития эргономических способностей, и уровнем развития эстетики, и уровнем владения психологической проницательностью и педагогической интуицией и пр. Уровень владения психологической проницательностью и педагогической интуиции не всегда можно развить в системе профессионального образования, данные ценности формируются благодаря социальной среде, которая с рождения ребенка создает ему предпосылки для появления таковых задатков, способностей и дарований.

Что касается информационной культуры — то это опыт деятельности, который формируется у обучающегося и студента практикой и ресурсами информационных технологий, мастерством педагога и учителей информатики и вычислительной техники, недоработки нивелируются в среде сформированной внутренней мотивации учения и деятельности, где все пробелы заполняются желанием и успехом от реализованного желания.

Культура самостоятельной работы — это механизм и продукт самостоятельного пополнения общеучебных и предметных знаний, фасилитирующих включение личности в микро-, мезо-, макро- и мегагруппы, где результаты деятельности и общения предопределяют неустанное повышение качества труда.

Попытаемся сформулировать педагогические условия изучения основ педагогического знания будущими педагогами по ФК.

Под педагогическими условиями будем понимать линейную или многовариативную систему ограничений и возможностей организации педагогического взаимодействия в структуре определения противоречий, постановки цели, отражения задач, выбора методов и средств педагогического взаимодействия в структуре одного или нескольких направлений методологического знания современной педагогической теории и практики, предопределяющих нюансы и возможности разрешения тех или иных первичных и вторичных проблем, возникающих в полисубъектном поле как синергетически и диалектически гибкой, устойчивой и развивающейся системе, раскрывающей возможности, склонности, конкурентоспособность, креативность и продуктивность каждого субъекта в опыте практической деятельности и общения.

Педагогические условия изучения основ педагогического знания будущими педагогами по ФК:

1.         Соблюдение норм и этики культуры профессионально-педагогических отношений.

2.         Формирование потребностей в самообразовании, саморазвитии, общении и взаимодействии в контексте повышения уровня культуры самостоятельной работы, информационной культуры, культуры труда и отдыха.

3.         Построение и реконструкция системы принципов педагогического взаимодействия в согласованном учете внутренних факторов и факторов среды, предопределяющих выбор методов и средств выявления противоречий и их решений в системе полисубъектных отношений.

4.         Определение идей здоровьесбережения как базиса педагогических инноваций будущего педагога по ФК.

5.         Ситуативная, социально и личностно обусловленная модель определения объективных потребностей среды и педагогически устойчивых инноваций, располагающих спектром вариативных решений, подстройки и коррекции методов, форм и средств обучения и воспитания.

Нами выделенные педагогические условия изучения основ педагогического знания будущими педагогами по ФК строятся в контексте полисистемного подхода, определяющего возможность многовариантных отношений и продуктов сотрудничества и сотворчества в структуре определения и решения основного противоречия хочу-могу-надо-есть и объектных закономерностях и тенденциях формирования личности будущего педагога по ФК.

Отразим систему принципов педагогического взаимодействия, моделируемую и апробируемую в структуре изучения основ педагогического знания будущими педагогами по ФК:

1.                  Принцип формирования научного мировоззрения, объективизма и гуманизма в структуре планирования и организации педагогического взаимодействия, база которого представляет собой традиционные основы педагогического знания и основы гуманно-личностного преобразования сознания личности и общества в целом:

-        принцип последовательности, системности, систематичности, целостности, продуктивности, прочности результатов педагогического взаимодействия;

-        принцип гибкого управления коллективом педагогов, родителей, обучающихся.

-        принцип гуманизма и обусловленных гуманно-личностных целей и ценностей в структуре познания и преобразования среды и внутреннего мира личности.

2.                  Принцип формирования самостоятельности и конкурентоспособности будущего педагога по ФК в контексте идей формирования культуры самостоятельной работы, профессионально-педагогической культуры, информационной и коммуникативной культуры.

-        принцип формирования позитивной, адекватной самооценки личности и подпора оптимального, неустанно повышающегося уровня притязаний как модели самореализации и социализации в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах сосуществования личности и среды;

-        принцип перехода от контроля к самоконтролю, от воспитания к самовоспитанию, от обучения к самообучению, от образования к самообразованию;

-        принцип своевременности и культуросообразности в организации помощи и предложения образовательных услуг педагогами по ФК;

-        принцип грамотного сочетания традиционных и инновационных форм, методов и средств обучения и воспитания, взаимодействия и самореализации;

-        принцип выявления и оптимального преобразования модели социализации и самореализации в цепочке «спорт-наука-искусство»;

-        принцип самопрезентации и учета индивидуальных особенностей всех субъектов социально-педагогической среды в структуре выявления достижений и их оценки.

3.                  Принцип реализации основ здорового образа жизни и поиска акметраекторий развития личности в структуре обучения и досуга.

Нами определяемые педагогические условия и выделенная система принципов ситуативно предопредили результаты, представленные в табл. 1, где качество обучения и педагогического взаимодействия может быть рассмотрено как трансформируемый результат эмоционально-нравственных соответствий и продуктов деятельности человека в контексте формирования специфических черт и ценностей мультисреды.

Литература:

1.         Козырева, О. А. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. — 2-е изд. доп. и перераб. — Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2011. — 121 с. — [+приложение на DVD]. — ISBN 978–5–85117–553–4.

2.         Козырева, О. А. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 217 с. — [+приложение на CD]. — ISBN 978–5–85117–495–7.

3.         Козырева, О. А. Управление образовательными системами: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 97 с. [+приложение на DVD]. — ISBN 978–5–85117–552–7.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое взаимодействие, педагогическое знание, самостоятельная работа, презентация, ориентированный конспект занятий, практик моделирования, педагогическое условие изучения основ, педагогическая деятельность, информационная культура, уровень.

Похожие статьи

Возможности и педагогические условия изучения курса...

Педагогические условия изучения основ педагогического знания будущими педагогами по ФК

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое взаимодействие, педагогическое знание, самостоятельная работа, педагогическое условие изучения...

Возможность моделирования системы принципов...

Возможность моделирования системы принципов педагогического взаимодействия как результат формирования культуры самостоятельной работы педагога. Автор: Козырева Ольга Анатольевна. Рубрика: Педагогика.

Практико-ориентированный подход к преподаванию...

педагогическая деятельность, студент, педагогический процесс, раздел, занятие, профессиональная деятельность, практическое занятие, Педагогическое образование, педагогическая технология...

Возможности и качество моделирования педагогических...

Условия успешного взаимодействия педагогических работников... Современными педагогами неоднократно подчеркивалась роль правильного педагогического взаимодействия в процессе обучения. Как отмечал великий педагог практик...

Условия успешного взаимодействия педагогических работников...

Одна из основных целей педагогики — это формирование всесторонне развитой личности в процессе педагогического взаимодействия, которое возможно только при условии, что взрослый человек является наставником.

Некоторые педагогические условия формирования культуры...

педагогическое взаимодействие, педагогическая практика, самостоятельная работа, педагогическое условие формирования культуры, самостоятельная работа педагога, взрослый период...

Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы

Педагогическая деятельность, особенно в последнее время, стала избыточно сложной, потому что стремительно развивается педагогическое знание (имеется значительный объем научно-педагогической и методической педагогической литературы); растет число методов...

Модели педагогического общения...

Ключевые слова: педагогическое общение, стиль педагогического общения, модели педагогического общения.

Педагогическое общение — взаимодействие, сотрудничество воспитателя и обучающихся. Это — личностно и социально ориентированное взаимодействие.

Специфика моделирования структуры изучения курса «Введение...

Курс «Введение в педагогическую деятельность» — основа формирования личности будущего педагога, в нашем случае — педагога по ФК. Изучая дисциплину с использованием RP-технологии педагогического взаимодействия...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Возможности и педагогические условия изучения курса...

Педагогические условия изучения основ педагогического знания будущими педагогами по ФК

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое взаимодействие, педагогическое знание, самостоятельная работа, педагогическое условие изучения...

Возможность моделирования системы принципов...

Возможность моделирования системы принципов педагогического взаимодействия как результат формирования культуры самостоятельной работы педагога. Автор: Козырева Ольга Анатольевна. Рубрика: Педагогика.

Практико-ориентированный подход к преподаванию...

педагогическая деятельность, студент, педагогический процесс, раздел, занятие, профессиональная деятельность, практическое занятие, Педагогическое образование, педагогическая технология...

Возможности и качество моделирования педагогических...

Условия успешного взаимодействия педагогических работников... Современными педагогами неоднократно подчеркивалась роль правильного педагогического взаимодействия в процессе обучения. Как отмечал великий педагог практик...

Условия успешного взаимодействия педагогических работников...

Одна из основных целей педагогики — это формирование всесторонне развитой личности в процессе педагогического взаимодействия, которое возможно только при условии, что взрослый человек является наставником.

Некоторые педагогические условия формирования культуры...

педагогическое взаимодействие, педагогическая практика, самостоятельная работа, педагогическое условие формирования культуры, самостоятельная работа педагога, взрослый период...

Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы

Педагогическая деятельность, особенно в последнее время, стала избыточно сложной, потому что стремительно развивается педагогическое знание (имеется значительный объем научно-педагогической и методической педагогической литературы); растет число методов...

Модели педагогического общения...

Ключевые слова: педагогическое общение, стиль педагогического общения, модели педагогического общения.

Педагогическое общение — взаимодействие, сотрудничество воспитателя и обучающихся. Это — личностно и социально ориентированное взаимодействие.

Специфика моделирования структуры изучения курса «Введение...

Курс «Введение в педагогическую деятельность» — основа формирования личности будущего педагога, в нашем случае — педагога по ФК. Изучая дисциплину с использованием RP-технологии педагогического взаимодействия...

Задать вопрос