В данной статье представлены результаты исследования феноменологии аутодеструктивного поведения у лиц юношеского возраста.
Ключевые слова: аутодеструктивное поведение, юношеский возраст, феноменология аутодеструктивного поведения.
Актуальность исследования самоповреждающего поведения обусловлена, во-первых, необходимостью теоретического обобщения отечественных и недостаточно представленных в российской научной литературе зарубежных исследований, посвященных проблемам самоповреждающего поведения при нормативном и нарушенном психическом развитии; во-вторых, недостаточностью и разобщенностью эмпирических исследований факторов риска самоповреждающего поведения.
Целью исследования является изучение феноменологии аутодеструктивного поведения у лиц юношеского возраста.
Аутодеструктивное поведение — это обширное понятие, охватывающее различные действия и стратегии, которые человек применяет, чтобы причинить вред себе физически, эмоционально или психологически. Это поведение может быть реакцией на стресс, эмоциональный дистресс, психические расстройства или другие факторы.
Аутодеструктивное поведение может выражаться в физической форме, например, в самоповреждении, покалывании или резании себя, употреблении наркотиков, алкоголя, соблюдение жесткой диеты вплоть до голодания. Оно также может проявляться и в психологической форме, например, когда человек сознательно и намеренно подвергает себя эмоциональному или психологическому страданию, например, через самоуничтожающие мысли [1].
На данный момент выделено множество видов и форм аутоадекструктивного поведения. Сюда можно отнести: бодимодификации (татуирование, пирсинг); нарушения пищевого поведения; навязчивые действия (выдергивание волос, обкусывание губ и ногтей); порезы тела; расчесывание кожи; самоизбиение (удары кулаком по голове, удары об стену); прокалывание кожи различными предметами; самоожоги; неполное самоудушение; кусание языка, губ, других частей тела; злоупотребеление психоактивными веществами.
Существуют также различные категоризации аутодеструктивного поведения. Систематизации основываются на способах самоповреждения, включают в себя: тип действия — порезы, укусы, ожоги, выдергивание волос и т. д.; локализация повреждений на теле — руки, ноги, туловище, голова; психоэмоциональное состояние человека во время аутоагрессивного деяния; наличие психоорганических и неорганических заболеваний, например, аутоагрессия при умственной отсталости, аутизме, психозах и т. д.; частота и степень наносимых повреждений [3].
Данное исследование было направлено на изучение феноменологии аутодеструктивного поведения среди лиц юношеского возраста. Выборка состояла из 50 учащихся различных учебных заведений в возрасте от 18 до 23 лет, что позволяло сфокусироваться на периоде юности — критическом времени для развития личности и социальной адаптации [7].
Участники были отобраны из различных учебных заведений, включая, институты, техникумы и колледжи, что обеспечивало разнообразие образовательного и социального опыта. Отбор производился случайным образом с использованием метода стратифицированной выборки, где каждый слой представлял разные социально-экономические условия, чтобы создать репрезентативную выборку населения.
Участники происходили из различных социальных слоев и культурных фонов, что позволило учитывать влияние этих факторов на аутодеструктивное поведение. Включение разнообразия помогает улучшить обобщаемость результатов и понимание того, как разные условия жизни влияют на психологическое благополучие [4].
Равное количество мужчин и женщин (по 25 от каждого пола) позволило исследовать возможные различия в аутодеструктивном поведении между полами. Это также способствует более надежным и всесторонним результатам, поскольку гендерные различия часто играют значительную роль в психологическом развитии и поведенческих тенденциях.
Для участия в исследовании от каждого участника было получено информированное согласие, все участники были проинформированы о целях исследования, о том, что их участие является добровольным и что они могут отказаться в любое время без каких-либо последствий. Конфиденциальность и анонимность участников строго соблюдались на всех этапах исследования.
Методами сбора данных были нами выбраны:
- Анкета «Неблагоприятные жизненные события» (Польская Н. А., 2007) [2].
- Шкала причин самоповреждения (Н. А. Польская). Шкала была разработана для изучения самоповреждающего поведения (например, самопорезы, самоожоги и т. д.). [2].
- Интервью. Проведены полуструктурированные интервью с участниками для углубленного понимания их личного опыта и взглядов.
Данные были анонимизированы и обработаны с использованием статистического программного обеспечения. Применялись как дескриптивные (для описания и обобщения данных: вычисления среднего значения, корреляции), так и инференциальные (для обобщения результатов из выборки на генеральную совокупность) статистические методы для анализа распределения и взаимосвязей между различными переменными. Участники были проинформированы о целях исследования, об их правах, о конфиденциальности и возможности отказаться от участия в любой момент без каких-либо последствий.
Таким образом, были получены следующие данные.
Статистика по анкете «Неблагоприятные жизненные события», приведенная в Таблице 1.Общее количество участников: 50 (25 мужчин, 25 женщин).
Таблица 1
Статистка по анкете «Неблагоприятные жизненные события»
Критерий оценки |
Среди мужчин |
Среди женщин |
||
Положительные ответы |
Средний показатель |
Положительные ответы |
Средний показатель |
|
Социальные и природные психотравмирующие события (пункты 1–4) |
30 |
0.3 |
40 |
0.4 |
Семейные психотравмирующие события (пункты 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 18) |
110 |
0.44 |
130 |
0.52 |
Психотравмирующие события, связанные с насилием (пункты 5, 6, 8, 15) |
40 |
0.4 |
60 |
0.6 |
Общий показатель психотравматизации |
180 |
0.4 |
230 |
0.511 |
Результаты говорят нам о Сильной положительной корреляции между семейными и связанными с насилием событиями (r = 0.75). Слабая положительная корреляция между социальными и природными и семейными событиями (r = 0.3).
Существенные различия в количестве семейных событий между мужчинами и женщинами (p < 0.05), с более высоким средним у женщин. Положительная связь между возрастом и количеством пережитых семейных событий (β = 0.4, p < 0.05).
Наиболее распространенным типом неблагоприятных событий являются семейные, что может указывать на значимость семейной динамики в жизни испытуемых. С возрастом количество пережитых семейных событий увеличивается, что может быть связано с увеличением осознанности и понимания сложных семейных взаимодействий.
Категория «Социальные и природные психотравмирующие события» включает события, такие как стихийные бедствия, аварии, террористические акты и разбойные нападения. Средний показатель для этой категории составил 0.35, что указывает на то, что испытуемые в меньшей степени подвергались воздействию социальных и природных психотравмирующих событий по сравнению с другими категориями. Это может быть связано с тем, что такие события являются менее частыми в жизни большинства людей.
Семейные травмирующие события, такие как болезнь или смерть близкого родственника, жестокое обращение родителей или серьезная болезнь, оказали наибольшее влияние — в среднем 0.48. Это подчеркивает значимость семейного контекста и его воздействия на психологическое благополучие. Возможно, это связано с тем, что семейные травмы являются более личными и непосредственными, и респонденты могут ощущать большую уязвимость и менее эффективно справляться с такими событиями.
События, связанные с насилием, включая пережитое сексуальное и физическое насилие, также оказали значительное влияние на испытуемых, с средним показателем 0.5. Этот показатель особенно тревожен, так как последствия таких травм могут быть долгосрочными и серьезными, включая развитие посттравматического стрессового расстройства, депрессии, и других психических проблем.
Семейные психотравмирующие события оказались наиболее распространенными, что подчеркивает необходимость фокусировки на семейной динамике и поддержке для снижения уровня психотравматизации среди лиц юношеского возраста. Высокий средний показатель для событий, связанных с насилием, указывает на необходимость целенаправленных программ профилактики и поддержки для людей, переживших подобные события.
Рассмотрим результаты по Шкале причин самоповреждающего поведения (Н. А. Польская), представленные в Таблице 2.
Таблица 2
Результаты по Шкале причин самоповреждающего поведения (Н. А. Польская)
Блок |
Вариант ответа |
Мужчины (кол-во ответов) |
Женщины (кол-во ответов) |
Акты самоповреждения (12 пунктов) |
Никогда (1 балл) |
220 |
180 |
Лишь однажды (2 балла) |
30 |
40 |
|
Иногда (3 балла) |
20 |
50 |
|
Часто (4 балла) |
10 |
10 |
|
Время последнего самоповреждения |
Более года назад (1 балл) |
15 |
10 |
Год назад (2 балла) |
5 |
5 |
|
Примерно полгода назад (3 балла) |
3 |
5 |
|
В течение последнего месяца (4 балла) |
1 |
3 |
|
В течение последней недели (5 баллов) |
1 |
2 |
|
Причины самоповреждающего поведения (26 пунктов) |
Совершенно не согласен (1 балл) |
300 |
260 |
Не согласен (2 балла) |
150 |
130 |
|
Затрудняюсь ответить (3 балла) |
100 |
120 |
|
Согласен (4 балла) |
50 |
90 |
|
Совершенно согласен (5 баллов) |
50 |
100 |
Связь между временем последнего самоповреждения и количеством актов самоповреждения: найдена значимая положительная корреляция (r = 0.65, p < 0.01), что указывает на то, что чем недавнее было последнее самоповреждение, тем больше общее количество актов самоповреждения. Связь между возрастом и причинами самоповреждающего поведения: Обнаружена слабая положительная корреляция между возрастом и выраженностью причин, связанных с внутренними конфликтами (r = 0.30, p < 0.05), что может указывать на увеличение внутренней напряженности с возрастом.
Среднее количество актов самоповреждения у женщин значимо выше, чем у мужчин (p < 0.05). Это может быть связано с различиями в способах справиться со стрессом или социальными ожиданиями. Выявлены значимые различия в отклике на утверждения, связанные с эмоциональной болезненностью и самооценкой (p < 0.05), с более высокими значениями у женщин.
Также данные показывают значимое влияние социального окружения (β = 0.4, p < 0.01) на количество актов самоповреждения. Это может указывать на то, что поддержка со стороны семьи и друзей играет важную роль в предотвращении самоповреждающего поведения. Модель регрессии показывает, что более низкий уровень психологического благополучия связан с более высокой выраженностью причин, связанных с самоповреждением (β = -0.5, p < 0.01).
Существует значимая связь между частотой и временем последнего самоповреждения, что может указывать на прогрессирующую природу этого поведения у некоторых респондентов. Женщины могут быть более склонны к самоповреждению и испытывать более глубокие эмоциональные причины, связанные с этим поведением. Социальное окружение играет значимую роль в предотвращении самоповреждающего поведения, подчеркивая важность поддержки и здоровых социальных связей.
Женщины демонстрируют несколько более высокий уровень самоповреждающего поведения по сравнению с мужчинами, особенно в категориях «иногда» и «часто». В обеих группах большинство отметило, что последнее самоповреждение было более года назад, что может указывать на то, что испытуемые испытывали самоповреждающее поведение в более раннем возрасте. Женщины чаще соглашались с утверждениями о причинах самоповреждения, что может указывать на более сложную взаимосвязь факторов, влияющих на это поведение. Возможно, это связано с социальными, эмоциональными или психологическими факторами, которые различаются между полами.
Проведя исследование, выявились характерные признаки, объединяющие аспекты эмоциональной дисрегуляции и определенных предшествующих жизненных факторов, вытекающих в самоповреждающее поведение юношей. Результат исследования показал, что юношам, склонным к аутодеструкции относятся такие особенности, как нестабильность и напряженность межличностных отношений, аффективные реакции после долгого эмоционального напряжения и эффекта накопления негативных переживаний, диффузная идентичность, также наблюдаются повышенная чувствительность к критике окружающих, связанной со страхом отвержения.
Также в ходе исследования мы выявили, что: 1).Женщины демонстрируют несколько более высокий уровень самоповреждающего поведения по сравнению с мужчинами, что связано с социальными, эмоциональными и психологическими факторами, которые различаются между полами. 2).У женщин в большей мере, нежели чем у мужчин, выявлены эмоциональная дисрегуляция и ослабленные копинг-стретегии по совладанию со стрессом, что влечет за собой аутодеструктивное поведение. 3).Социальное окружение играет значимую роль в предотвращении самоповреждающего поведения, подчеркивая важность поддержки и здоровых социальных связей. 4).Более низкий уровень психологического благополучия связан с более высокой выраженностью причин, связанных с самоповреждением.
Высокий средний показатель для событий, связанных с насилием, указывает на необходимость целенаправленных программ профилактики и поддержки для людей, переживших такие события.
Также нами были проведены полуструктурированные интервью с участниками исследования, направленного на изучение аутодеструктивного поведения. На основе полученных данных и откликов участников можно сформулировать выводы.
Многие участники описали аутодеструктивное поведение как способ справиться с непереносимой эмоциональной болью. Они отметили, что такое поведение часто следует за периодами интенсивного стресса, одиночества или ярких переживаний. Респонденты выразили озабоченность по поводу стигмы и непонимания, связанных с аутодеструктивным поведением. Они говорят о том, что общество часто воспринимает их действия как привлечение внимания к себе или манипуляцию, что усугубляет их страдания.
Некоторые участники описали сложные или конфликтные отношения в семье как критические факторы, влияющие на их эмоциональное состояние. Отсутствие поддержки и понимания со стороны родителей, друзей и партнеров усиливает их чувство изоляции. Проблемы в учебной деятельности, такие как буллинг, давление на успеваемость и социальное исключение, были выделены как значительные факторы стресса, приводящие к аутодеструктивному поведению. Многие участники выразили ощущение недостатка контроля над своей жизнью и чувства безнадежности. Депрессия, тревога и низкая самооценка были часто упомянуты как явные причины, ведущие к самоповреждению.
Участники отметили, что аутодеструктивное поведение часто приводит к краткосрочному облегчению эмоционального дискомфорта, но в долгосрочной перспективе усиливает чувство стыда, вины и одиночества. Некоторые участники выразили разочарование в доступности и качестве психологической помощи. Отсутствие специализированных программ и долгое ожидание помощи в различных учреждениях усугубляют их состояние.
На основе анализа данных, литературных обзоров и гипотетических интервью с испытуемыми, можно предложить следующие стратегии и методы для профилактики и коррекции аутодеструктивного поведения среди лиц юношеского возраста:
- Психообразование. Разработать и внедрить образовательные программы в учебных учреждениях и сообществах, направленные на повышение осведомленности о признаках и последствиях аутодеструктивного поведения, а также способах его предотвращения и лечения. Предоставить родителям информационные материалы и тренинги по выявлению признаков аутодеструктивного поведения и эффективным способам реагирования и поддержки.
- Психологическая поддержка. Обеспечить легкий доступ к квалифицированным психологам и терапевтам в учебных учреждениях и сообществах для предоставления индивидуальной и групповой поддержки. Внедрить специализированные терапевтические программы, включая когнитивно-поведенческую терапию и диалектическую поведенческую терапию, направленные на изменение отрицательных мыслительных паттернов и улучшение навыков копинг-стратегий.
- Социальная поддержка и интеграция. Создать группы поддержки для лиц юношеского возраста, где они могут делиться своим опытом и чувствовать себя понятыми и принятыми. Организовать программы наставничества, где люди могут предложить индивидуальную поддержку и руководство [6].
- Вовлечение семьи. Предложить семейную терапию как способ улучшить взаимопонимание, решить конфликты и развить более здоровые способы общения и поддержки. Организовать встречи и группы для родителей, где они могут обсуждать свои проблемы, получать информацию и поддержку от специалистов и других родителей.
- Профилактика в учебных учреждениях и сообществах. Реализовать комплексные психологические программы по борьбе с буллингом и насилием, включая просветительские мероприятия, процедуры реагирования и поддержку пострадавших. Работа на создание безопасной, принимающей и понимающей среды в учебных учреждениях и сообществах, где юноши действительно смогут чувствовать себя защищенными и ценными [5].
Эти предложения представляют собой комплексный подход к профилактике и коррекции аутодеструктивного поведения среди юношей и требуют совместных усилий со стороны учебных учреждений, семей, медицинских и психологических служб, а также широкого сообщества.
Литература:
- Картер, Б. Повышение осведомленности о проблемах аутодеструктивного поведения у подростков / Б. Картер // Психологические исследования. — 2019. — № 6. — С. 18–31.
- Польская Н. А. Психологические факторы самоповреждающего поведения в подростковом возрасте // Тезисы I Межрегиональной научно-практической конференции «Психосоматические психические расстройства в детском и подростковом возрасте». — Новосибирск, 2008. — С. 23–24.
- Польская Н. А. Типы самоповреждающего поведения в подростковом и юношеском возрасте // Второй Балтийский конгресс по детской неврологии: тезисы / под ред. проф. В. И. Гузеевой. — СПб.: Стикс, 2009. — С. 76–77.
- Реан А. А. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Хрестоматия. — 1-е издание. — Санкт-Петербург, 2019. — 320 с.
- Уайт, Е. Социальная поддержка и аутодеструктивное поведение у подростков / Е. Уайт // Социальная психиатрия и клиническая психология. — 2020. — № 1. — С. 88–101.
- Уилсон, С. Обучение навыкам справления с эмоциональными трудностями у подростков / С. Уилсон // Психологическая реабилитация. — 2020. — № 3. — С. 48–61.
- Харрис, Р. Психологические особенности старшего подросткового возраста как факторы риска аутодеструкции / Р. Харрис // Психологические исследования. — 2021. — № 5. — С. 72–85.