Профилактика аутодеструктивного поведения обучающихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 06.12.2020

Статья просмотрена: 1403 раза

Библиографическое описание:

Килина, Г. Б. Профилактика аутодеструктивного поведения обучающихся / Г. Б. Килина, Т. И. Власова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 517-519. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76084/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье авторы раскрывают возможности профилактики аутодеструктивного поведения среди обучающихся школы-интерната.

Ключевые слова: аутодеструктивное (самоповреждающее) поведение, его формы, направления профилактики.

Актуальность проблем современного общества и системы образования, социальная ситуация развития тубинфицированных детей, поступающих в школу-интернат, свидетельствует об увеличении количества детей и подростков с аутодеструктивным поведением. В школе-интернате обучаются школьники с сопутствующей хронической патологией и имеющие проблемы в развитии; а также находящиеся в трудной жизненной ситуации. Поэтому важным является обеспечение условий для полноценного психисоциального развития обучающегося, обеспечение его нормальной жизнедеятельности и самочувствия в социуме. Существует ряд проблем, которые провоцируют проявление аутодеструктивного поведения: подростки, находящиеся в группе риска по заболеванию, отличаются от соматически здоровых сверстников эмоциональной неустойчивостью, сензитивностью, инфантильностью и конформностью за счёт длительного пребывания в школе-интернате. Выявленные психологические особенности могут обусловливать формирование неблагоприятных типов реагирования на жизненные ситуации. К причинам неблагополучия относится алкоголизм родителей, увеличение числа лишенных родительских прав, а также находящихся в местах лишения свободы и малообеспеченных. Обучающиеся, находясь в состоянии длительной болезни, часто демонстрируют трудности адаптации, снижение нервно-психической устойчивости, трудности саморегуляции поведения, проявляют инфантильность, зависимость, эмоциональную незрелость, высокую тревожность и агрессивность.

Аутодеструктивное (самоповреждающее) поведение — такой способ взаимодействия человека с окружающими людьми и самим собой, при котором ему наносится вред, то есть его действия направлены на нанесение прямого или косвенного ущерба собственному соматическому или психическому здоровью, несут угрозу целостности и развитию личности человека (И. В. Берно-Беллекур, Е. В. Змановская, A. А. Руженков, Г. А. Лобов, А. В. Боева, ОО. Андроникова). Это сложное комплексное многоаспектное явление, проявляющееся на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Распространены следующие его формы: суицидальное поведение; девиантное и делинквентное поведение; пищевая зависимость (булимия и анорексия); аддиктивное поведение; фанатическое поведение; виктимное поведение; деятельность с выраженным риском для жизни.

Профилактика аутодеструктивного поведения обучающихся школы — интерната включает в себя следующие направления:

– научно-методическое;

– диагностическо-аналитическое;

– профилактическое;

– коррекционно-развивающее.

– профилактическое направление.

При разработке мероприятий учитывали следующие принципы: системный подход — тесное взаимодействие различных специалистов и всех субъектов образовательного процесса; комплексный подход — использование различных средств, методов и приемов при организации профилактической работы; индивидуальный подход — учет индивидуально-типологических, психофизиологических и возрастных особенностей учащихся; личностно-ориентированный подход — акцент на развитие структур личностного уровня психологического здоровья обучающихся (самосознание, ценностно-смысловая, мотивационная сферы); позитивный подход — формирование ресурсного потенциала личности с опорой на ее сильные стороны, формирование позитивного отношения к своему здоровью (Э. М. Казин и др., 2003, 2008) [1]. Содержание программных мероприятий:

  1. Научно-методическое направление. Семинар для педагогов, общешкольное родительское собрание «Профилактика аутодеструктивного поведения детей подростков». Раскрыть понятие «Аутодеструктивное (самоповреждающее) поведение», его виды, формы. Рассмотреть причины аутодеструктивного поведения. Определить признаки социально — психологической дезадаптации личности [2].
  2. Диагностика проявлений аутодеструктивного поведения обучающихся.

– Выявление суицидальных настроений.

– Выявление деструктивных тенденций и суицидальных намерений подростков. ( А. А. Кучер, В. П. Костюкевич).

– Склонность к зависимому поведению (В. Д. Менделевич).

– Самооценка склонности к экстремально-рискованному поведению (М. Цуккерман).

– Предрасположенность подростков к реализации различных форм виктимного поведения.

  1. Профилактическое направление.

– «Всемирный день отказа от курения». Рассказ о международных дня, посвященных борьбе с курением. Причины смертности от курения. Историческая справка о табаке. Виды наказания курильщиков. К чему приводит курение. Методы борьбы с курением в настоящее время [7].

– «Как не стань жертвой наркомании». Рассмотреть понятия «наркомания», «наркотики», «контагиозность», «закон дозы». Выяснить причины наркомании среди подростков. Роли членов в наркоманической группе. Этапы развития наркозависимости. Диагностика. Анкета для подростка «Твоя позиция».

  1. Коррекционно-развивающее направление.

– Беседа«Ловушки Интернета». Историческая справка. Основные симптомы Интернет — зависимости. Тест-опросник, направленный на выявление интернет-зависимости. Группы интернет-зависимых: висящих на общении ради общения; висящих на информации. Критерии Интернет — зависимости. Способ решения зависимости.

– Тренинг «Саморазвитие личности» [1]. Цель:активизация процесса самопознания. Занятия проводятся в течение учебного года, один раз в неделю по 40–60 минут.

– Классный час «Это должен знать каждый» (профилактика виктимного поведения). Цель: развитие у подростков чувства ответственности за совершенное действие.

Довести до подростков понятие о насилии, о возможностях его предотвращения, о законах, защищающих жертву; научить противостоять насильственным действиям. На примерах показать последствия насилия. Анкетирование учащихся. Формы насилия (физическое, психическое).

– Разбор ситуации. Например, Наташа перешла в 64-ю городскую школу и почувствовала отторжение со стороны сверстниц. Вначале они обвинили новенькую в ябедничестве, потом решили проучить. Акции устрашения подростки снимали на мобильный телефон и распространяли среди сверстников. Глядя на следы побоев сложно поверить, что их нанесли такие же хрупкие девочки-подростки. Вопросы для обсуждения:

– Какие виды насилия произошли? Какой исход возможен для девочки?

– Что делать в данной ситуации? К кому обратиться за помощью?

– Ролевая игра «Конфликт». Например, «Только не надо нас пугать».

Учитель. Я пригласил вас, чтобы выяснить, почему ваш сын пропускает уроки литературы.

Мама ученика. Вы знаете, что сын профессионально занимается танцами, его ждет артистическая карьера. Пусть он лучше поспит лишний часок или погуляет.

Учитель. Но оценка по литературе в аттестате будет стоять не за его танцевальные успехи. Он получит то, что заслуживает.

Мама ученика. Ой, только не надо нас пугать. Думаете, на вас управы не найдется?

Обсуждение.

Литература:

  1. Анн, Л. Психологический тренинг с подростками [Текст] /Л. Анн. — СПб.: Питер, 2005.-271с.
  2. Аутодеструктивное поведение: психологическая характеристика, коррекция, профилактика [Электронный ресурс] Режим доступа: https://mylektsii.ru (дата обращения 01.04.19).
  3. Белогуров С. Популярно о наркотиках и наркоманиях [Электронный ресурс] Режим доступа http: // high ru (дата обращения 30.01.19).
  4. Котляков, В. Ю. Профилактика наркозависимости в школе [Текст] / В. Ю. Котляков.- Кемерово, 2011.-360с.
  5. Лапшин, В. Е. Аутодеструктивное поведение подростков: причины, приводящие к суициду [Текст] / В. Е. Лапшин // Вестник Владимирского юридического института. — 2008. — № 1 (6). — С. 172–173.
  6. Ольшанский, Г. С. Как предупредить наркоманию и токсикоманию у детей и подростков [Текст] / Г. С. Ольшанский.- Новокузнецк, 2012.- 370с.
  7. Работа с подростками девиантного поведения [Текст] /авт. сост. И. А. Устюгова.- Волгоград, 2013.- 148с.
Основные термины (генерируются автоматически): поведение, историческая справка, курение, мама ученика, подросток, профилактическое направление.


Ключевые слова

аутодеструктивное (самоповреждающее) поведение, его формы, направления профилактики

Похожие статьи

Социальные технологии по профилактике и коррекции девиантного поведения

В данной статье автором предпринята попытка раскрыть основные вопросы касающихся причин отклоняющего (девиантного) поведения. В работе анализируется социальные технологии по профилактике и коррекции форм девиантного поведения связанные непосредственн...

Организация профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

В статье изложена проблема профилактического воздействия на причины и сущность агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Автором рассмотрен субъективный подход к данной деятельности и опыт работы дошкольного образовательного учреждения.

Феноменология аутодеструктивного поведения в юношеском возрасте

В данной статье представлены результаты исследования феноменологии аутодеструктивного поведения у лиц юношеского возраста.

Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков на основе учета возрастных особенностей формирования личности

Девиантное поведение способно причинить ущерб саму индивидууму или обществу в целом, но не выходит за рамки медицинской нормы и рассматривается как проявление социальной дезадаптации.

Коррекция аутодеструктивного поведения подростков посредством арт-терапии

В современном обществе интенсивно продолжает распространяться аутодеструктивное поведение среди подросткового возраста. Аутодеструктивное поведение является одним из компенсаторных защитных механизмов адаптации и стабилизации личности, возможностью п...

Подходы к педагогической профилактике зависимого поведения школьников

В статье рассмотрены и проанализированы различные подходы к педагогической профилактике зависимого поведения школьников, а также методы и формы профилактической работы с учащимися в условиях образовательного процесса в школе

Профилактика вербальной агрессии подростков в образовательном учреждении

В статье актуализируется проблема вербальной агрессии подростков. Описываются основные направления, методы и формы профилактической работы в образовательном учреждении.

Социально-культурные условия профилактики девиантного поведения детей в школе

Авторы в статье рассказывают о проблемах поведения учащихся и профилактической работы с детьми с девиантным поведением.

Анализ актуальных форм и методов психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков

В статье актуализируется проблема профилактики агрессивного поведения подростков. Описываются формы и методы психолого-педагогической профилактики.

Роль арт-терапии в урегулировании деструктивного поведения подростка

В статье раскрывается проблема социализации подростков с деструктивным поведением. Представлены основные причины деструктивного поведения подростков. Арт-терапия рассматривается как средство коррекции агрессивного поведения подростков в рамках образо...

Похожие статьи

Социальные технологии по профилактике и коррекции девиантного поведения

В данной статье автором предпринята попытка раскрыть основные вопросы касающихся причин отклоняющего (девиантного) поведения. В работе анализируется социальные технологии по профилактике и коррекции форм девиантного поведения связанные непосредственн...

Организация профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

В статье изложена проблема профилактического воздействия на причины и сущность агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Автором рассмотрен субъективный подход к данной деятельности и опыт работы дошкольного образовательного учреждения.

Феноменология аутодеструктивного поведения в юношеском возрасте

В данной статье представлены результаты исследования феноменологии аутодеструктивного поведения у лиц юношеского возраста.

Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков на основе учета возрастных особенностей формирования личности

Девиантное поведение способно причинить ущерб саму индивидууму или обществу в целом, но не выходит за рамки медицинской нормы и рассматривается как проявление социальной дезадаптации.

Коррекция аутодеструктивного поведения подростков посредством арт-терапии

В современном обществе интенсивно продолжает распространяться аутодеструктивное поведение среди подросткового возраста. Аутодеструктивное поведение является одним из компенсаторных защитных механизмов адаптации и стабилизации личности, возможностью п...

Подходы к педагогической профилактике зависимого поведения школьников

В статье рассмотрены и проанализированы различные подходы к педагогической профилактике зависимого поведения школьников, а также методы и формы профилактической работы с учащимися в условиях образовательного процесса в школе

Профилактика вербальной агрессии подростков в образовательном учреждении

В статье актуализируется проблема вербальной агрессии подростков. Описываются основные направления, методы и формы профилактической работы в образовательном учреждении.

Социально-культурные условия профилактики девиантного поведения детей в школе

Авторы в статье рассказывают о проблемах поведения учащихся и профилактической работы с детьми с девиантным поведением.

Анализ актуальных форм и методов психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков

В статье актуализируется проблема профилактики агрессивного поведения подростков. Описываются формы и методы психолого-педагогической профилактики.

Роль арт-терапии в урегулировании деструктивного поведения подростка

В статье раскрывается проблема социализации подростков с деструктивным поведением. Представлены основные причины деструктивного поведения подростков. Арт-терапия рассматривается как средство коррекции агрессивного поведения подростков в рамках образо...

Задать вопрос