«Благовещение» Тициана из церкви Сан Сальвадор в Венеции и русская иконопись первой половины XVIII века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №27 (526) июль 2024 г.

Дата публикации: 08.07.2024

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Чалкин, А. А. «Благовещение» Тициана из церкви Сан Сальвадор в Венеции и русская иконопись первой половины XVIII века / А. А. Чалкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 27 (526). — С. 311-315. — URL: https://moluch.ru/archive/526/116451/ (дата обращения: 24.11.2024).



Введение

Благовещение — это библейский сюжет, описывающий явление архангела Гавриила Деве Марии с благой вестью о том, что она станет матерью Спасителя. Этот сюжет был популярен среди художников и иконописцев на протяжении веков, и существует множество вариаций на тему Благовещения.

«Благовещение» Тициана — это одна из самых известных картин на эту тему, написанная в1559–1564 гг. На ней изображено напряжение и драматизм момента, когда архангел Гавриил сообщает Марии благую весть. В отличие от других версий этого сюжета, Тициан изображает Марию не смиренно принимающей известие, а удивленной и сомневающейся.

Картина «Благовещение» Емельяна Никитина, написанная в XVIII веке, является одним из первых образцов русской светской живописи.

Никитин был известным мастером Оружейной палаты Московского Кремля и создавал работы в стиле барокко, которые отличались яркостью и декоративностью. В его картине «Благовещение», как и у Тициана, акцент делается на эмоциональности момента, но здесь уже Мария принимает весть более спокойно и смиренно.

Обе картины являются выдающимися произведениями искусства и представляют разные подходы к изображению одного и того же сюжета.

Тициан создает драматическую сцену, акцентируя внимание на эмоциях героев, в то время как Никитин использует более декоративные элементы и подчеркивает атмосферу благоговения и торжественности.

Чтобы показать влияние западноевропейского искусства на русское искусство XVIII века приведу вот эту цитату из довольно интересной статьи:

«Возможно, самым неожиданным открытием явилось обращение русских иконописцев первой половины XVIII в. к творчеству Тициана Вечеллио— картине «Благовещение», выполненной в 1559–1564 гг. для капеллы Сан Августин в церкви Сан Сальвадор, Венеция, где она находится и поныне. Композиция представляет один из самых распространенных в европейской живописи XV–XVI вв. иконографических вариантов этого сюжета. Действие происходит в комнате, Дева Мария изображена справа коленопреклоненной с книгой в руке, обернувшейся к Архангелу» [1].

Картина «Благовещение», выполненная в 1559–1564 гг. для капеллы Сан Августин в церкви Сан Сальвадор

«Благовещение» Тициана, одна из самых знаменитых картин эпохи Возрождения, созданная в 1566 году. Она изображает сцену из Нового Завета, когда архангел Гавриил сообщает Марии о том, что она будет матерью Спасителя. В этом докладе я сначала приведу формально-стилистический анализ этой картины, а потом картины «Благовещение» мастера Емельяна выполненную в 1730–1750 годах.

  1. Форма: Картина имеет форму прямоугольника с соотношением сторон 9:14, что создает ощущение пространства и глубины. На картине изображено два главных персонажа: архангел и Мария. Архангел находится слева, а Мария — справа. Оба персонажа расположены на переднем плане, что позволяет зрителю сосредоточиться на их взаимодействии.
  2. Стиль: Тициан был одним из самых ярких представителей венецианской школы живописи. Его стиль характеризуется яркостью и насыщенностью цветов, а также вниманием к деталям.

В «Благовещении» он использует яркие цвета, чтобы подчеркнуть эмоции персонажей и создать атмосферу таинственности.

  1. 3. Композиция: Композиция картины очень гармонична и сбалансирована. Архангел стоит перед Марией, и их взгляды пересекаются, создавая ощущение напряжения и ожидания. Мария сидит на стуле, что подчеркивает ее скромность и покорность. Ее поза и выражение лица выражают удивление и страх перед новостью, которую принес ей архангел.
  2. Свет и тень: Свет и тень играют важную роль в создании атмосферы и настроения картины. Свет падает на Марию и архангела, подчеркивая их значимость и важность момента. Тени создают ощущение глубины и пространства, а также подчеркивают эмоции персонажей.
  3. Пропорции и размеры: Пропорции и размеры персонажей на картине соответствуют классическим канонам красоты того времени.

Архангел выглядит высоким и сильным, а Мария — хрупкой и изящной. Это подчеркивает разницу между божественным и человеческим, но в то же время показывает их единство и гармонию.

  1. Символика: В «Благовещении» Тициан использовал множество символов, которые подчеркивают смысл картины и ее религиозное значение. Например, голубь, который является символом Святого Духа, находится над головой Марии. Архангел держит в руке лилию — символ чистоты и непорочности.

Все эти детали создают атмосферу святости и благоговения.

Таким образом, формально-стилистический анализ «Благовещения» Тициана показывает, что картина является шедевром эпохи Возрождения и отражает все особенности того времени: яркость красок, внимание к деталям и символике, а также гармонию композиции и пропорций.

Иконография картины

«Благовещение» Тициана является одной из ключевых работ в истории европейской живописи. Напомню, что работа была создана в 1566–1570 годах и стала одним из наиболее известных произведений мастера.

На картине изображена сцена из Евангелия от Луки, в которой архангел Гавриил приносит Марии благую весть о том, что ей суждено стать матерью Иисуса Христа. Работа выполнена в стиле позднего Ренессанса и отличается яркостью красок и мастерством композиции. Одним из главных элементов картины является изображение Марии. Она изображена сидящей на стуле и читающей книгу, что символизирует ее образованность и благочестие. Лицо Марии выражает удивление и радость от встречи с архангелом, который стоит перед ней с лилией в руке.

Архангел Гавриил также является важным элементом композиции.

Он изображен в полный рост, с крыльями, разведенными в стороны, что придает ему величественный вид. Его лицо выражает спокойствие и уверенность, что говорит о его миссии передать благую весть Марии.

Цветовая гамма картины яркая и насыщенная, что подчеркивает эмоциональность сцены. Синий цвет платья Марии и красный цвет плаща архангела создают контраст и подчеркивают динамику сцены.

«Благовещение» Тициана стало одним из наиболее значимых произведений в истории искусства и оказало влияние на многих художников последующих эпох. Работа является ярким примером мастерства Тициана и его способности передавать эмоции и драматизм через живопись.

Перед тем как перейти к русскому искусству представлю ещё одну гравюру, это гравюра, составленная по оригиналу Тициана «Благовещение выполненная резцом около 1566 года Кортом Корнелисом.

Картина «Благовещение», написанная голландским художником Корнелисом Кортом, является одним из самых ярких произведений в истории искусства. Она была создана в 1566 году и представляет собой классический образец голландской живописи.

На картине изображена сцена из Евангелия от Луки, когда к Деве Марии является архангел Гавриил и сообщает ей о том, что она станет матерью Иисуса Христа.

Сцена происходит в скромном интерьере, что подчеркивает простоту и искренность происходящего.

Художник использует яркие и насыщенные цвета, чтобы передать эмоции и настроение персонажей. Дева Мария изображена с нежностью и благоговением, ее лицо выражает удивление и радость от услышанной вести. Архангел Гавриил, в свою очередь, выглядит уверенным и решительным, его жест руки символизирует передачу важной информации.

Картина «Благовещение» является не только прекрасным образцом религиозной живописи, но и свидетельством мастерства художника. Корнелис Корт сумел передать глубокие эмоции и чувства персонажей, а также создать атмосферу таинственности и святости. Эта работа является одним из ключевых произведений в истории голландской живописи и заслуживает внимания каждого, кто интересуется искусством.

Я рассказал ещё и об этой картине, этого голландского художника, чтобы показать обширность самой темы «Благовещения» и большой интерес к этой теме.

Никитин, Емельян. Благовещение. 1730–1750-e

Теперь перейду к нашим русским мастерам XVIII века, в частности к Емельяну Никитину и покажу что, чем отличается и чем схожа его картина «Благовещение» с «Благовещением» Тициана Веччелио.

Начну с иконографии и формально-стилистического анализа.

Иконография картины «Благовещение» Емельяна Никитина представляет собой классический вариант изображения этого сюжета в христианском искусстве. На картине изображена сцена явления архангела Гавриила Деве Марии, который сообщает ей благую весть о том, что она станет Матерью Спасителя. Мария изображена сидящей у окна, ее руки сложены в молитве, а на лице можно увидеть выражение удивления и радости.

Картина «Благовещение» Емельяна Никитина представляет собой формальный и стилистический анализ одного из ключевых сюжетов христианской религии. Работа выполнена в жанре религиозной живописи и представляет собой изображение сцены из Евангелия, когда архангел Гавриил является Марии и сообщает ей о предстоящем рождении Иисуса Христа.

Формально, картина «Благовещение» имеет прямоугольную форму с вертикальным расположением и соотношением сторон 3:2.

Это позволяет художнику создать ощущение пространства и глубины, что делает сцену более реалистичной и атмосферной. Композиция картины выстроена таким образом, что взгляд зрителя естественным образом перемещается от нижнего левого угла к верхнему правому, следуя за основной сюжетной линией. Стилистически, Никитин использует классическую технику многослойной живописи, создавая иллюзию объема и света на поверхности холста. Художник использует мягкие, плавные переходы тонов и оттенков, чтобы передать атмосферу мистического события.

Цветовая палитра картины «Благовещение» состоит преимущественно из теплых, золотистых и охристых тонов. Эти цвета создают ощущение спокойствия и гармонии, подчеркивая важность момента и духовность сцены. Вместе с тем, использование контрастных цветов, таких как синий и красный, добавляет драматизма и эмоциональности в картину.

Персонажи на картине изображены с большой детализацией и точностью.

Архангел Гавриил представлен в виде молодого мужчины с крыльями, одетого в белое одеяние и держащего в руке лилию — символ чистоты и непорочности. Мария изображена в традиционном образе Богородицы, с покрытой головой и в красном плаще, символизирующем ее роль как матери будущего Спасителя.

В целом, картина «Благовещение» представляет собой образец формального и стилистического совершенства, отражая мастерство и талант художника.

Работа является примером гармоничного сочетания традиций и новаторства, в котором религиозная тематика сочетается с реалистичностью и эмоциональностью изображения.

Вургаров Николай Соломонов. Благовещение. 1702

Икона праздничного ряда иконостаса Успенского собора Рязанского кремля

Для полноты понимания, так как я помимо Тициана упомянул о гравюре Корта Корнелиса, то упомяну ещё об иконе 1702 года ещё одного мастера Оружейной палаты Николая Соломонова Вургарова.

Икона «Благовещение» Николая Соломонова Вургарова является одним из наиболее ярких образцов древнерусской иконописи. На ней изображена сцена из Евангелия, где архангел Гавриил сообщает Деве Марии о том, что ей суждено стать Матерью Спасителя мира.

Особенности композиции и техники исполнения иконы позволяют говорить о высоком мастерстве автора. Изображение выполнено на деревянной основе с использованием темперных красок.

Фон иконы выполнен в темно-синем цвете, что создает контраст с яркостью и насыщенностью других элементов.

Фигуры Девы Марии и архангела Гавриила изображены в статичных позах, что характерно для иконописной традиции. Однако, благодаря мастерству художника, они выглядят живыми и естественными. Лицо Девы Марии выражает смирение и покорность перед волей Божьей, а архангел Гавриил выглядит уверенным и торжественным.

Икона «Благовещение» отличается высокой степенью детализации и тщательностью исполнения. Художник уделяет внимание каждой детали, начиная от одежды персонажей и заканчивая элементами интерьера. Благодаря этому, икона становится не просто изображением сцены из Евангелия, но и своеобразным символом веры и надежды на спасение.

Таким образом, икона «Благовещение» Николая Соломонова Вургарова представляет собой не только произведение искусства, но и важный религиозный символ, который отражает веру и надежду христиан.

Заключение

Проведя анализ этих четырёх картин, сделаю заключение и вывод, что эти произведения искусства имеют ряд отличий.

«Благовещение» Тициана является картиной, написанной в эпоху Возрождения. Она выполнена в ярких цветах и показывает момент, когда архангел Гавриил сообщает Деве Марии о том, что она станет матерью Спасителя.

«Благовещение» Тициана из церкви Сан Сальвадор в Венеции и русская иконопись первой половины 18 века имеют ряд отличий:

Тициан является известным итальянским художником эпохи Возрождения, русская иконопись 18 века была создана анонимными мастерами.

«Благовещение» Тициана выполнено в ярком, насыщенном цвете, с динамичными позами и выразительными лицами.

Русская иконопись 18 века отличается более строгими формами, темными цветами и четкими линиями, часто с использованием золота для отделки.

Тициан написал «Благовещение» масляными красками на холсте. Русская иконопись обычно выполняется на дереве и использует темперу или золото для фона и деталей.

Эти произведения изображают Благовещение — явление архангела Гавриила Деве Марии с вестью о рождении Иисуса Христа. Однако они представляют этот сюжет с разными акцентами: Тициан фокусируется на эмоциональном взаимодействии между Гавриилом и Марией, в то время как русские иконы 18 века больше акцентируют внимание на сакральном аспекте события.

«Благовещение» Тициана было создано в середине 16 века, в то время как русскую иконопись, о которой я писал, можно датировать второй половиной 17, первой половиной 18 столетия. Это влияет на восприятие и интерпретацию произведений.

Литература:

  1. Буренкова, Е. В. «Благовещение» Тициана из церкви Сан Сальвадор в Венеции и русская иконопись первой половины XVIII века / Е. В. Буренкова, А. В. Гамлицкий // Вестник сектора древнерусского искусства. — 2020. — № 1(3). — С. 140–157. — EDN OXHHQQ.
  2. Библия Пискатора — настольная книга русских иконописцев: Каталог выставки / Сост. е. В. Буренкова, Г. В. Сидоренко. М.: Гос. Третьяковская галерея, 2019. 232 с.
  3. Вазари Д. Описание творений Тициана из Кадора живописца // Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. В 5 т. Т. 5. М.: ТЕРРА, 1994. 814 с.
Основные термины (генерируются автоматически): картина, архангел, Марии, русская иконопись, мать Спасителя, работа, Сальвадор, церковь Сан, голландская живопись, Оружейная палата.


Похожие статьи

Оклад иконы Божией Матери «Всем скорбящим радость» из собрания Успенского кафедрального собора г. Владимира и его стилевая идентификация

Шитые стеклярусные оклады с икон трехчастного Деисуса из собрания Владимирского Успенского кафедрального собора

Классицистические мотивы в архитектуре Кубанских православных храмов первой половины XIX века

Ансамбль Джосера, Древний Египет. Его составляющие и декор помещений

Анализ произведения «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли

Научно-исследовательская работа и реставрация иконы «Преображение Господне»

Индивидуально-авторская картина мира в рассказе А.П.Чехова «Учитель словесности»

«Почитай отца твоего…»: духовный смысл рассказа А. П. Чехова «Отец» (1887)

«Истина» на картине Николая Николаевича Ге

Особняк Г. П. Петрова. Интерьер модерна в купеческом вкусе

Похожие статьи

Оклад иконы Божией Матери «Всем скорбящим радость» из собрания Успенского кафедрального собора г. Владимира и его стилевая идентификация

Шитые стеклярусные оклады с икон трехчастного Деисуса из собрания Владимирского Успенского кафедрального собора

Классицистические мотивы в архитектуре Кубанских православных храмов первой половины XIX века

Ансамбль Джосера, Древний Египет. Его составляющие и декор помещений

Анализ произведения «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли

Научно-исследовательская работа и реставрация иконы «Преображение Господне»

Индивидуально-авторская картина мира в рассказе А.П.Чехова «Учитель словесности»

«Почитай отца твоего…»: духовный смысл рассказа А. П. Чехова «Отец» (1887)

«Истина» на картине Николая Николаевича Ге

Особняк Г. П. Петрова. Интерьер модерна в купеческом вкусе

Задать вопрос