В поисках подлинных произведений искусства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №35 (377) август 2021 г.

Дата публикации: 26.08.2021

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Эстрина, Т. Г. В поисках подлинных произведений искусства / Т. Г. Эстрина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 35 (377). — С. 143-146. — URL: https://moluch.ru/archive/377/83797/ (дата обращения: 25.12.2024).



Ключевые слова : Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тайная вечеря, Мона Лиза, Витрувианский человек, Плач.

Keywords : Leonardo da Vinci, Michelangelo, il Cenacolo, Mona Lisa, Homo Vitruvianus, La Pietà.

Тысячи людей колесят по свету, чтобы увидеть собственными глазами мировые шедевры. Но чего они ждут от этой встречи c прекрасным? Что именно хотят увидеть, а, может быть, почувствовать? Казалось бы, сегодня художественные полотна, являющиеся частью мирового наследия, растиражированы миллионами экземпляров. А благодаря интернету можно виртуально посетить почти любой музей. Несмотря на это, любители познавательного отдыха продолжают преодолевать расстояния в сотни тысяч километров, рассчитывая получить «живые впечатления». Это означает, что репродукция или изображение, размещенное в интернете, чем-то кардинально отличается от оригинала. Что же такого «источает» оригинал шедевра, чего навсегда лишена его копия? Задумаемся вместе над этим вопросом и обратимся к собственному опыту, возможно, именно в нем кроется ответ.

Леонардо да Винчи — гениальный творец эпохи Возрождения и самая загадочная личность, которая на протяжении веков будоражит умы человечества. Сенсационные догадки о природе его гениальности не перестали быть актуальными и сегодня. Ученые искали и продолжают искать ключ к его загадочным творениям. Так Зигмунд Фрейд, опираясь на факт о незаконнорожденности да Винчи, его детские сны и фантазии, описанные им самим, а также на отрывочные записи, сделал вывод о скрытом гомосексуализме художника, настаивая на том, что его жажда знаний — ни что иное как сублимация его наклонностей. «Тайная Вечеря» была признана ценителями искусства лучшим произведением великого художника еще при его жизни, об этом говорит и то, что из всех произведений Леонардо да Винчи именно «Тайная Вечеря» имеет самое большое число репродукций по всему миру.

«Тайная вечеря» ( Il Cenacolo или L’Ultima Cena ) — монументальная роспись, изображающая последнюю трапезу Иисуса Христа с Его учениками, созданная в 1495–1498 годы и украшающая стену трапезной церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане. Великий Леонардо запечатлел в своем творении момент, когда Христос произносит слова о том, что один из Его учеников предаст его (« и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня »). Перед да Винчи стояла колоссальная задача передать до мелочей реакцию каждого из апостолов на слова Учителя. Для этого он ходил по улицам и искал подходящие лица среди обычных людей, изучая их мимику. Самыми сложными для художника оказались два ключевых образа, которые, согласно замыслу, должны быть двумя антиподами, воплощениями Добра и Зла. Интересно, что по одной из версий воплощение этих двух полярных сил великий гений нашел в одном и том же человеке.

«Тайная вечеря» символична уже на уровне композиции: в изображении неоднократно повторяется число «три», которое неразрывно связано с Иисусом Христом. Леонардо да Винчи изобразил три окна, апостолы расположены группами по три человека вокруг сидящей в центре фигуры Христа, контуры которой напоминают треугольник. Некоторые ученые предположили, что художник расположил фигуры согласно знакам зодиака. Остается загадкой, кто изображен по правую руку от Христа. По одной из версий это Иоанн, по другой, Мария Магдалина.

Вопреки устоявшейся традиции, да Винчи изобразил Иисуса Христа и апостолов без нимбов, а также предателя-Иуду, сидящим со всеми по одну сторону стола. Леонардо да Винчи в своем шедевре сознательно отошел от существовавших в те времена канонов, добиваясь эффекта живого присутствия Спасителя в стенах трапезной. Нетрадиционный в изображении библейских сюжетов реализм просматривается на всех уровнях. Перед зрителем утварь, столы, которые были в обиходе у монахов. Из окон виден тот же пейзаж, что открывался из трапезной в пятнадцатом веке. Да Винчи удалось даже запечатлеть реальный солнечный свет, светивший в окна трапезной. Все это, безусловно, создает иллюзию того, что история происходит на наших глазах. Можно сказать, что именно «эффекта присутствия» лишены репродукции. Как же назвать то, что «окутывает» зрителя при взгляде на живой шедевр Леонардо да Винчи?

Немецкий философ и теоретик культуры Вальтер Беньямин последовательно доказывает в своей статье «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» [1], что произведение искусства в отличие от его копии обладает аурой, гарантией ее уникальности и неповторимости. Согласно Беньямину, основным критерием ауры выступает подлинность, которая подразумевает исключительную манеру автора, возраст, историю бытования произведения с момента создания. Чтобы донести до нас ауру «Тайной Вечери», изрядно потрудились реставраторы. Ее исторический путь до наших дней был буквально усеян терниями. В 1500 году потоп в церкви нанес росписи непоправимый ущерб. В 1566 году монахи вместо того, чтобы отреставрировать шедевр, сделали в стене дверь, тем самым повредив нижнюю часть изображения, где располагались ноги персонажей. Позже на место головы Христа был повешен герб Милана. В конце XVII века трапезную превратили в конюшню, осквернив шедевр. Трапезная испытала на себе весь ужас Второй мировой войны. Во время бомбежки снаряд попал в здание церкви, полностью разрушив ее, чудом уцелела лишь стена с изображением «Тайной Вечере». Символичное послание Леонардо да Винчи, будучи олицетворением вечной библейской истории, преодолело хаос и варварство, устояв в беспощадной войне, оно продолжает напоминать сменяющимся поколениям людей о человеческом коварстве и нелегком торжестве Добра над Злом.

Каждый, наверное, когда-то мечтал оказаться в гуще событий и изменить ход истории. Неравнодушные к настоящему искусству устремляются на встречу с «Тайной вечерей», желая проникнуться духом истории. Хочется верить, что ее сюжет, запечатленный Леонардо да Винчи, станет вечным предостережением, и человечество не повторит уже сделанных однажды ошибок. Леонардо да Винчи справедливо называют подлинным Гением эпохи Возрождения, сделавшим колоссальное количество открытий в рекордном количестве областей. Подтверждением этому служит музей его имени, где собраны произведения мысли величайшего Гения Ренессанса, расположенный во Флоренции, колыбели итальянского искусства. След Леонардо да Винчи остался во многих его произведениях, в числе которых пленительная Мона Лиза с улыбкой, овеянной тайной, и загадочный Витрувианский человек.

Загадочная улыбка Моны Лизы пленяет зрителей со всего света и сегодня. « Мо́на Ли́за » , или « Джоко́нда » ( Mona Lisa , La Gioconda , полное название — «Портре́т госпожи́ Ли́зы дель Джоко́ндо», Ritratto di Monna Lisa del Giocondo ) — картина Леонардо да Винчи, одно из самых известных произведений живописи. Точная дата написания неизвестна (по некоторым сведениям, написана между 1503 и 1505 годами) [2]. Полотно хранится в Париже, в Лувре. Интересно, что «Мона Лиза» <…> написана маслом на дощечке из тополиного дерева (так что это не полотно, как считают некоторые). Возможно, такая основа для картины — одна из причин ее необычных свойств. За несколько столетий своего существования работа даже ни разу не была реставрирована — что очень неожиданно, учитывая возраст шедевра [3]. <…> «Мона Лиза» известна не только по этой причине. В 1911-м ее выкрали из Лувра. Как ни странно, в числе главных подозреваемых был художник Пабло Пикассо. Его даже бросили в тюрьму, но позже освободили. Два года шедевр считался утерянным [Там же]. <…> В 1913-м году итальянец Винченцо Перуджа был арестован за похищение знаменитой картины. Оригинал шедевра вернулся на законное место в галерею Лувра. Перуджа в то время был одним из служащих музея и считал, что картина принадлежит Италии и должна вернуться на родину. Два года он прятал ее в своей квартире, но попался, когда пытался продать ее в галерею во Флоренции [Там же]. <…> Не обошли картину стороной и акты надругательства. Впервые она подверглась нападениям вандалов в 1956-м, когда кто-то облил нижнюю половину работы кислотой и нанес ей сильный урон. В том же году другой вандал швырнул в нее камнем, повредив тем самым краску у локтя женщины. Позже следы надругательства были скрыты. После этого картину поместили под пуленепробиваемое стекло, чтобы предотвратить дальнейшие попытки уничтожить ее [Там же]. <…> Ученые и искусствоведы объединенными усилиями бьются над разгадыванием тайн, которые хранит произведение художника, Леонардо да Винчи. Главная из них — поразительная улыбка изображенной женщины. Дело в том, что уголки рта лишь самую малость приподняты, поэтому глядя только на губы Моны Лизы, сложно утверждать, что она улыбается. А вот если оценивать портрет целиком, то кажется, что улыбка действительно есть. Более того, с разных ракурсов выражение лица меняется. Объяснить этот феномен непросто. Кое-кто выдвигал версию, что изображенная женщина ждет ребенка и это придает её улыбке такую загадочность [Там же]. <…> В 2015-м году было даже обнаружено, что и выражение лица модели было другим. Кто был изображен изначально, остается тайной».

Латинское название рисунка итальянского гения « Homo vitruvianus» , существуют также и другие латинские названия: ( Homo quadratus — Квадратный человек) и ( Domus Aeternus — Вечный Дом) — изображение, созданное да Винчи в 1492 году, связанное с его записками о теории пропорций древнеримского архитектора Витрувия. «Свой рисунок Леонардо сделал в Милане, когда художник, сблизившись с математиком Лукой Пачоли, начал работу над трактатом «О Божественной пропорции» (итал. De Divina Proportione , отсюда другая датировка рисунка: 1496 год). Похожий рисунок Леонардо сделал с изображением обнажённой фигуры со спины. Основной текст и математические выкладки, а также издание книги осуществил Л. Пачоли в Венеции в 1509 году» [4]. Следует отметить, что именно Леонардо да Винчи, благодаря знанию анатомии человеческого тела, вывел точную формулу пропорций, ставшую известной всему миру как «золотое сечение» (XV в.).

Есть еще одно не менее волнующее произведение в мировой культуре, которое нельзя обойти. Скульптура Микеланджело «La Pietà» (итал. «Плач», 1499–1500), олицетворяющая образ скорбящей Марии по Сыну , находится в Ватикане. Бессмертное произведение великого Мастера эпохи Ренессанса также подверглось варварскому нападению вандала: «Культурное наследие чуть не было потеряно в 1972 году, когда скульптурная композиция подверглась акту вандализма. Психически не здоровый геолог Ласло Тот, представив себя одним из материальных воплощений Иисуса, надругался над скульптурой. Обезумевший геолог с помощью молотка отбил от скульптуры более 5 десятков мраморных кусков. В результате его действий было повреждено лицо Богородицы, отбита часть руки Христа, накидка, покрывавшая тело женщины… Профессиональный подход реставраторов позволил полностью восстановить скульптуру, сделать максимально незаметными мраморные включения из заднего плана скульптуры. Реставрационные работы продолжались более 9 месяцев, и только в конце 1973 года паломники вновь смогли наслаждаться мировым шедевром [5]. Образ Богоматери , склонившейся над Телом Христовом, исполнен скорби: «Шедевр выполнен из светлого мрамора, причем для работы мастер выбрал цельную глыбу. Это подчеркивает стремление автора создать чистое, искреннее произведение» [Там же]. Безусловно, творенье Великого Микеланджело, повествующее о вечном сюжете, задает основы общечеловеческого гуманизма, напоминая и поныне о Великой жертве Христовой во имя Веры, указывая нам на проявленную бесчеловечную жестокость.

Литература:

  1. Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости / В. Беньямин. — Текст: электронный // Rulit: [сайт]. — URL: https://www.rulit.me/books/proizvedenie-iskusstva-v-epohu-ego-tehnicheskoj-vosproizvodimosti-read-365675–4.html (дата обращения: 23.08.2021).
  2. Мона Лиза. — Текст: электронный // Википедия: [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %9C %D0 %BE %D0 %BD %D0 %B0_ %D0 %9B %D0 %B8 %D0 %B7 %D0 %B0 (дата обращения: 23.08.2021).
  3. «Мона Лиза»: история и тайны самой известной картины в мире. — Текст: электронный // Яндекс: [сайт]. — URL: https://zen.yandex.ru/media/xronoscio/mona-liza-istoriia-i-tainy-samoi-izvestnoi-kartiny-v-mire-5ff44f5bbb14d54ffb2985c0 (дата обращения: 23.08.2021).
  4. Витрувианский человек. — Текст: электронный // Википедия: [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %92 %D0 %B8 %D1 %82 %D1 %80 %D1 %83 %D0 %B2 %D0 %B8 %D0 %B0 %D0 %BD %D1 %81 %D0 %BA %D0 %B8 %D0 %B9_ %D1 %87 %D0 %B5 %D0 %BB %D0 %BE %D0 %B2 %D0 %B5 %D0 %BA (дата обращения: 23.08.2021).
  5. Пьета Микеланджело — история создания и разрушения шедевра. — Текст: электронный // GessoStar: [сайт]. — URL: https://www.gessostar.ru/peta-mikelandzhelo/ (дата обращения: 23.08.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): изображение, изображенная женщина, Милан, оригинал шедевра, перуджа, произведение искусства, том, Флоренция, Шедевр.


Ключевые слова

плач, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тайная вечеря, Мона Лиза, Витрувианский человек

Похожие статьи

Тропами и взглядами великих: образ Подмосковья сквозь призму далеких лет

Путешествие в прошлое. Москва XVII века на картинах русских художников (внеклассное занятие для 6–7 класса)

Занятие знакомит учащихся с архитектурой Москвы XVII века, запечатленной на картинах русских художников, показывает красоту города в разные исторические периоды. Материал можно использовать на уроке или для внеклассных мероприятий.

Образ лермонтовского Демона в творчестве М. А. Врубеля и А. А. Блока

В статье автор объясняет взаимосвязь явления демонизма в русской культуре. Конкретными примерами являются труды М. Ю. Лермонтова, М. А. Врубеля, А. А. Блока.

Воображаемое прошлое: образ Древней и Московской Руси в фильме-сказке и фильме-фэнтези

Маяковский — поэт на все времена

В статье рассматривается жизнь и творчество Владимира Владимировича Маяковского, а также актуальность его произведений и личности на сегодняшний день.

Взгляд на пьесу «Вишнёвый сад» глазами режиссеров

В статье автор исследует постановки пьесы «Вишневый сад» в разные периоды времени.

Образ великого художника Микеланджело

В статье рассказывается о Микеланджело, человеке и художнике. Описывается прекрасная и трагическая судьба художника, характерные черты его личности.

Сравнительный анализ благоустройства музеев Москвы

Образ слова в венке сонетов В. Я. Брюсова «Светоч мысли»

Образ педагога

Похожие статьи

Тропами и взглядами великих: образ Подмосковья сквозь призму далеких лет

Путешествие в прошлое. Москва XVII века на картинах русских художников (внеклассное занятие для 6–7 класса)

Занятие знакомит учащихся с архитектурой Москвы XVII века, запечатленной на картинах русских художников, показывает красоту города в разные исторические периоды. Материал можно использовать на уроке или для внеклассных мероприятий.

Образ лермонтовского Демона в творчестве М. А. Врубеля и А. А. Блока

В статье автор объясняет взаимосвязь явления демонизма в русской культуре. Конкретными примерами являются труды М. Ю. Лермонтова, М. А. Врубеля, А. А. Блока.

Воображаемое прошлое: образ Древней и Московской Руси в фильме-сказке и фильме-фэнтези

Маяковский — поэт на все времена

В статье рассматривается жизнь и творчество Владимира Владимировича Маяковского, а также актуальность его произведений и личности на сегодняшний день.

Взгляд на пьесу «Вишнёвый сад» глазами режиссеров

В статье автор исследует постановки пьесы «Вишневый сад» в разные периоды времени.

Образ великого художника Микеланджело

В статье рассказывается о Микеланджело, человеке и художнике. Описывается прекрасная и трагическая судьба художника, характерные черты его личности.

Сравнительный анализ благоустройства музеев Москвы

Образ слова в венке сонетов В. Я. Брюсова «Светоч мысли»

Образ педагога

Задать вопрос