Критский период творчества Эль Греко
Автор: Левковская Дарья Вадимовна
Рубрика: 27. Искусствоведение
Опубликовано в
XIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, октябрь 2020)
Дата публикации: 27.09.2020
Статья просмотрена: 267 раз
Библиографическое описание:
Левковская, Д. В. Критский период творчества Эль Греко / Д. В. Левковская. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 73-76. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/380/16043/ (дата обращения: 16.12.2024).
В данной статье рассказывается о начальном этапе творческого пути испанского художника Эль Греко. Его манере письма в первых работах и различных художественных течениях и школах этого периода на острове Крит.
Ключевые слова: искусство, испанская живопись, Доменикос Теотокопулос, возрождение в Испании, иконопись, маньеризм, поствизантийская школа.
Начало творческого пути Эль Греко слабо описано в литературе и научных трудах, можно собрать всего по несколько предложений из различных источников. Многогранный путь испанского художника приходится на конец XVI- начала XVII вв., в это время был переломный момент в искусстве, рубеж эпохи Возрождения и эпохи Барокко. До сих пор ученые ведут споры к какой эпохе относится этот живописец. Прозвище Эль Греко он получил в Италии, настоящее имя Доменикос Теотокопулос, по происхождению грек, он родился в Кандии, которая с 1211 года находилась под властью Венецианской республики. Об этом периоде его жизни известно меньше всего.
Мы знаем, что он обучался иконописи в мастерской Михаила Дамаскиноса (1530/1535–1590/1593), который сочетал в своем творчестве традиции византийской и венецианской школ. В 22 года Доменикос Теотокопулос был профессиональным художником и имел титул маэстро [1, c.9]. Также надо упомянуть, что в критской живописи XVI века существовала практика стилистического «двуязычия», которым пользовался и молодой Доменико. Суть этого двуязычия заключается в том, что художники использовали две разные манеры письма в зависимости от заказчика и обстоятельств. Но также, с другой стороны, существовало ложное двуязычие, когда в пределах единого стиля модифицировались отдельные элементы и происходило смешение стилей. Появилась колористическая гамма, усилились поиски эффектов в трехмерной трактовке фигур и их движений, под влиянием гравюрных образов менялись позы и жесты [2, c.41].
По мнению большинства искусствоведов Т. Каптерева, А. Валлантен, Л.Майер и другие. Эль Греко писал иконы преимущественно в византийском стиле. Но, например искусствовед В. Н. Лазарев считает, что Доменикос был заметным представителем критской школы и под влиянием итальянского маньеризма, канонические иконописные сюжеты трансформируются в произведения, которые его в результате прославили [3, c.64]. Мы осмелимся предположить, что, учась у наставника, соединившего в своих работах две художественные школы, Эль Греко также писал с использованием приемов венецианской и византийских школ. Нам известно, что художник был высокооплачиваемым мастером, за свою работу «Страсти Христовы» он получил 70 дукатов, хотя средняя цена работ была около 12 дукатов [4, c.93–94]. Последние работы написанные им на Крите «Страсти Христовы» и «Поклонение волхвов» сочетают в себе византийскую и западноевропейскую манеры письма [5,c.98].Эта информация позволяет нам говорить о том, что наверняка Эль Греко был популярен среди заказчиков, которым была близка и византийская манера письма и западноевропейская. Более того, итальянский искусствовед Лионелло Пуппи считает, что все греческие художники писали в двух манерах греческой и итальянской [6, c.11]. В своей работе, исходя из вышеперечисленного материала, выдвигается гипотеза того, что Эль Греко писал в западноевропейской манере письма еще в момент проживания на острове Крит.
Основную часть хочется начать с заключения к которому пришли испанские ученые в своей работе «Художественные идеи Эль Греко» Ф. Мариас и А. Бустаманте: «Эль Греко больше итальянец, чем грек и испанец, как в своем искусстве, так и в своей культуре и эстетике, о чем вполне ясно свидетельствуют его картины, его библиотека и его теоретические замечания.» Это два ученых, которые фундаментально и по-новому взглянули на творчество живописца.
Мария Евангелату рассматривает в своей статье «Artistic aspiration and religious inspiration in El Greco's work: the evidence of his signatures» на примере «Св. Луки пишущего Деву Марию и Младенца» датируемую до 1567 года сочетание византийских и западных иконографических и стилистических элементов. Предполагается, что в этой работе сочетается в пространстве византийское прошлое и крито-венецианское настоящее. Также она упоминает о том, что Эль Греко сильно отличался от своих византийских предшественников. Но не стоит это воспринимать с одной стороны, никто не говорит о том, что в начале творческого пути у Эль Греко присутствовали черты византийской традиции, но также не стоит утверждать, что отсутствовали черты итальянской живописи и смешения итало-критской манеры письма [7, c.3]. Следующий автор Питер Расселл говорит о картине «Успения Богородицы», которая сочетает в себе черты поствизантийской живописи, итальянского маньеризма, иконографических элементов, и в том числе черты критской школы [8, c.10]. Несмотря на то, что икона выполняла свою функцию в качестве объекта почитания, она потеряла черты традиционной византийской строгости, перенимая элементы Ренессанса.
В некоторой литературе, например в книге «El Greco» Пауля Гинарда живописец изначально упоминается работающим в греко-венецианском стиле [9, c.14]. А во французском журнале «Regards sur la peinture» говорится о том, что византийские иконы, включая темы и формы в работах Эль Греко следуют европейским новинкам. Даже если говорить о большем, исследуя европейские интернет-ресурсы и различные статьи, надо обязательно упомянуть о том, что они все пишут о пост византийском стиле в живописи Доменикоса Теотокопулоса. К примеру, можно привести такие источники, как: Totally History, The Famous People, El Greco (полноценный сайт, посвященный биографии и работам Эль Греко), The Art Story и т. д. Все вышеизложенное в большей мере доказывает, что в западной литературе и различных печатных работах художник рассматривается отошедшим от чистой манеры Византийского письма.
Возвращаясь к началу, надо сказать, что город, в котором родился Доменикос Теотокопулос—Кандия был мощным культурным центром, где гармонично сосуществовали художественные традиции Запада и Востока. Начиная со второй половины XVI века критская иконопись утратила строгое следование иконописному канону и подверглась влиянию господствующему в то время в Италии маньеризму, наложившему отпечаток на творческую манеру Эль Греко. Также нет ничего удивительного в том, что там по итальянскому принципу была в конце концов организована гильдия живописцев. Члены гильдии умудрились объединить элементы поствизантийского и итальянского искусства, а также стилистические элементы критской школы и маньеризма, появившегося в эпоху Позднего Возрождения. Именно под влиянием смешения стилей начал вырабатываться уникальный стиль Эль Греко, который резко выделял его из ряда современников [10, c.11–12], [11, c.4].
Приводя достаточно много доводов из различной литературы по поводу сочетания византийской и венецианской живописных школ в творчестве Эль Греко, можно привести в пример слова итальянского искусствоведа и политика Лионелло Пуппи о том, что Доменикос был заинтересован в итальянской манере. Нет никаких доказательств того, что живописец принадлежал к традиционному течению. Крит был открыт для общения с Западом, и художник был в курсе всех тенденций [12, c.12].
Подводя итоги, можно сказать, что на самом деле мы не имеем никаких точных представлений о жизни и работах Эль Греко в критский период и большинство предположений лишь являются гипотезами и догадками ученых и искусствоведов. Мы даже точно не можем сказать, он обучался живописи в критских монастырях или в греко-венецианских студиях. И множество других фактов остаются неизведанными теориями. Несмотря на тот факт, что некоторые искусствоведы, например Жоан Сурела считают, что Эль Греко даже будучи перебравшись в Венецию продолжал интерпретировать живописную реальность в византийском ключе [13, c.207]. Но все же в одном из наиболее позднем и полноценном исследовании жизни и творчества Эль Греко в работе Фернандо Мариаса, говорится о том, что Доменикос, единственный критский художник, который сумел преодолеть ограничения местной школы. Во многом благодаря тому, что его воспитание и становление происходило в так называемом «ложном двуязычии», упомянутом ранее [14, c.42]. В заключении стоит акцентировать внимание на двух иконах, которые точно принадлежат руке Эль Греко—это «Святой Лука, пишущий Богородицу с Младенцем и «Успение Богородицы» с вручением пояса Святому Фоме. Некоторые историки считают, что к критскому периоду относится еще икона «Поклонение волхвов», но по последним исследованиям все же больше вероятность, что она относится к венецианскому периоду. В этих работах, помимо подписи, проявляются западные заимствования, взятые главным образом из современных гравюр. Например, полуобнаженный ангел с лентой, являющийся евангелисту, происходит с гравюры Джованни Баттисты д'Анджели по оригиналу Бернардино Кампи, и все это напоминает «Афину, пишущую Франциска I Французского», которую создал Джулио Бонасоне для болонца Акилле Бокки. В «Успении» канделябр с двумя фигурами и Дева Мария взяты с гравюры Маркантонио Раймонди, на этой же иконе в фигурах ангелов сопровождающих Мари прослеживаются реминисценции картин Микеланджело и Рафаэля, а необычный поворот спины схож с гравюрой Джорджо Гизи «Поклонение пастухов». В «Поклонении волхвов» заимствования ещё приумножаются, начиная с гравюр Андреа Скьявоне по работам Пармиджанино, Корнелиса Корта, Джованни Баттисты Франко или «Валаама и ангела» Дирка Волкертсзона Корнхерта по оригиналу Мартена ван Хемскерка. Все это указывает на рано появившуюся тенденцию у Эль Греко к использованию западных формул, может быть, потому что он работал для заказчиков, ориентированных не только на греческую манеру. Фернандо Мариас считает, что вряд ли даже у иконы «Святой Лука» с совершенно телесным ангелом, с обнаженными ногами и грудью, мог быть заказчик традиционной греческой школы. Нечто подобное можно сказать и об ангелах из «Успения». Считается что заказ на эту икону поступил с острова Сирос, который считался латинским островом. То можно предположить, что заказчики более терпимо относились к новшествам Эль Греко, чем греческие заказчики, которым было немыслимо отступление от иконописных канонов. В критских работах Эль Греко есть три элемента которые выделяли его среди современников: динамизм форм и чувство объёма, они имели графический характер, что являлось следствием ориентации на запад, и новое обволакивающее чувство света, меняющее атмосферу его картин и выдающее особый интерес к случайному. Находясь все еще в пределах византийского мира, он двигался в противоположную сторону от своих соотечественников и пробовал новое [15, c.45–46]. И как свидетельствуют документы найденные в 1975 году, покинул Крит Доменикос только в 1566 году и дальнейшее его развитие уже происходило в Венеции [16, c.14].
Литература:
- Lionello Puppi, El Greco, London, Thames and Hudson, 1967, стр. 9
- Фернандо Мариас «Эль Греко: жизнь и творчество.», Арт-волхонка, 2014, стр 41
- Максим Петров «Эль Греко», Москва «Молодая гвардия», 2016, стр. 64
- Максим Петров «Эль Греко», Москва «Молодая гвардия», 2016, стр.93–94
- Максим Петров «Эль Греко», Москва «Молодая гвардия», 2016, стр.98
- Lionello Puppi, El Greco, London, Thames and Hudson, 1967, стр. 11
- Мария Евангелату Artistic aspiration and religious inspiration in El Greco's work: the evidence of his signatures, стр.3
- Russell Peter. Delphi Complete Works of El Greco, Delphi Classics 2017, Version 1, стр 10
- Paul Guinard «El Greco», SKIRA Art Books, New York, стр 14
- В. А. Совинин «Эль Греко», Москва «РИПОЛ Классик», 2014, стр 11–12
- Великие художники, том 47 «Эль Греко», Москва «Директ Медиа», стр 4
- Lionello Puppi, El Greco, London, Thames and Hudson, 1967, стр.12
- Жоан Сурела «Золотой век в Испании: мастера и шедевры», Москва, Арт-Родник, 2008, стр 207
- Фернандо Мариас «Эль Греко: жизнь и творчество.», Арт-волхонка, 2014, стр 42
- Фернандо Мариас «Эль Греко: жизнь и творчество.», Арт-волхонка, 2014, 45–46
- Т. П. Каптерева «Эль Греко», Москва «ГАЛАРТ», 2008, стр. 14
Ключевые слова
искусство, иконопись, испанская живопись, Доменикос Теотокопулос, возрождение в Испании, маньеризм, поствизантийская школаПохожие статьи
Модернизм в изобразительном искусстве Индии ХХ века
В статье отражены понятие модернизма в изобразительном искусстве Индии в ХХ веке, его виды, основные отличительные признаки и особенности, приведено описание художественного творчества наиболее ярких представителей данного направления в изобразительн...
Керамика как один из видов творчества Пабло Пикассо
Целью публикации является обзор керамического наследия Пабло Пикассо и анализ источников влияния на его творчество, воплощенного в образцах керамики.
Распространение импрессионизма во Вьетнаме
Говорится о распространении импрессионизма во Вьетнаме французскими профессорами путем его преподавания в Колледже изобразительных искусств Индокитая. Французский художник Виктор Тардье сочетал научно- художественные методы, неоклассический и импресс...
Фресковая живопись, её развитие и актуальность начиная с античности и заканчивая современным миром
В статье авторы рассказывают о виде живописи «фреска» и показывают её актуальность в современном мире.
Импрессионистичность как характеристика изображаемого пространства в работах Уильяма Тёрнера
В статье раскрытие понятия «импрессионистичность» на примере работ У. Тёрнера, проанализировать импрессионистичность пространства в живописи английского художника.
Синтез цвета и звука в работах В. В. Кандинского
В статье автор пытается объяснить влияние явления синестезии в живописи. Конкретным примером является научная и художественная деятельность В. В. Кандинского.
Японский минимализм в интерьерах: история развития
В данной статье дается полное описание понятия минимализм, а также представлена история развития японского минимализма в интерьерах помещения.
Развитие живописи Узбекистана в период независимости
Данная статья исследует развитие основных тенденций в живописи Узбекистана периода независимости.
Авангард в изобразительном искусстве
В статье отражено понятие авангарда как одного из важных направлений живописи, выявлено значение авангарда в изобразительном искусстве, описаны основные течения и их художественные особенности, изучено творчество представителей авангарда: П. Пикасо, ...
Влияние европейского искусства первой половины XX века на вьетнамское изобразительное искусство
Художники То Нгок Ван, Ле Тхи Лыу, Нгуен Зя Чи, Ле Ван Де, Нам Сын, Лыонг Щуан Зи и другие, испытали влияние европейского искусства, что выразилось в использовании ярких, насыщенных цветов, особенно это заметно в трактовке женских образов. Мастера пр...
Похожие статьи
Модернизм в изобразительном искусстве Индии ХХ века
В статье отражены понятие модернизма в изобразительном искусстве Индии в ХХ веке, его виды, основные отличительные признаки и особенности, приведено описание художественного творчества наиболее ярких представителей данного направления в изобразительн...
Керамика как один из видов творчества Пабло Пикассо
Целью публикации является обзор керамического наследия Пабло Пикассо и анализ источников влияния на его творчество, воплощенного в образцах керамики.
Распространение импрессионизма во Вьетнаме
Говорится о распространении импрессионизма во Вьетнаме французскими профессорами путем его преподавания в Колледже изобразительных искусств Индокитая. Французский художник Виктор Тардье сочетал научно- художественные методы, неоклассический и импресс...
Фресковая живопись, её развитие и актуальность начиная с античности и заканчивая современным миром
В статье авторы рассказывают о виде живописи «фреска» и показывают её актуальность в современном мире.
Импрессионистичность как характеристика изображаемого пространства в работах Уильяма Тёрнера
В статье раскрытие понятия «импрессионистичность» на примере работ У. Тёрнера, проанализировать импрессионистичность пространства в живописи английского художника.
Синтез цвета и звука в работах В. В. Кандинского
В статье автор пытается объяснить влияние явления синестезии в живописи. Конкретным примером является научная и художественная деятельность В. В. Кандинского.
Японский минимализм в интерьерах: история развития
В данной статье дается полное описание понятия минимализм, а также представлена история развития японского минимализма в интерьерах помещения.
Развитие живописи Узбекистана в период независимости
Данная статья исследует развитие основных тенденций в живописи Узбекистана периода независимости.
Авангард в изобразительном искусстве
В статье отражено понятие авангарда как одного из важных направлений живописи, выявлено значение авангарда в изобразительном искусстве, описаны основные течения и их художественные особенности, изучено творчество представителей авангарда: П. Пикасо, ...
Влияние европейского искусства первой половины XX века на вьетнамское изобразительное искусство
Художники То Нгок Ван, Ле Тхи Лыу, Нгуен Зя Чи, Ле Ван Де, Нам Сын, Лыонг Щуан Зи и другие, испытали влияние европейского искусства, что выразилось в использовании ярких, насыщенных цветов, особенно это заметно в трактовке женских образов. Мастера пр...