Концептуализация метода Данни Шандора | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (526) июль 2024 г.

Дата публикации: 06.07.2024

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Юдин, Л. Ю. Концептуализация метода Данни Шандора / Л. Ю. Юдин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 27 (526). — С. 96-98. — URL: https://moluch.ru/archive/526/116432/ (дата обращения: 17.12.2024).



Ты пришел в правильное место…

Данни Шандор

Эта статья является попыткой назвать словами, концептуализировать метод терапии, разработанный и применяемый Израильским психотерапевтом Данни Шандором (Danny Shandor). Мне довелось быть его учеником, клиентом в супервизорской группе и затем ко-терапевтом в течении 10 лет. За это время совместно с ним и командой коллег, применяя этот метод, мы провели более 15 интенсивов (около 120 рабочих дней) в основном странах бывшего СССР (Россия, Латвия, Казахстан, Украина, Болгария) с более чем 500 участников.

Целью этой работы является описать основные методологические опоры и конструкты, которыми пользуется в работе и применяет в жизни Данни. Статья будет полезна тем, кто работает в области психологии, ведения групп, консультирования и психотерапии, а также людям, интересующимся своим психическим здоровьем. Эта работа не претендует на полный, связанный и детальный анализ работы Данни Шандора, однако, как мне кажется, описывает концепты, ранее не встречающиеся в психологической практике.

В этой статье представлены пять конструктов и возможные способы работы с ними: «Ты режиссер своей жизни», «Мир всегда больше, чем ты думаешь», «Группа и есть духовность», «Ошибок нет», «Границы это результат». Статья носит описательный, а не естественнонаучный характер для ознакомления со стилем данного метода, а не проверкой статистических гипотез о его эффективности. Курсивом в статье приведены цитаты Данни из различных семинаров и мастер-классов, переведенные на русский язык.

Основной базой для формирования такой терапевтической «оптики», как мне кажется, послужил сплав жизненного опыта Данни связанный с разными психологическими направлениями и практиками. Рожденный и воспитанный после второй мировой войны, будучи ребенком чудом уцелевших родителей, Данни имеет особую чувствительность и деликатность к феноменам травмы и насилия. Воспитание в еврейской среде с глубоким погружением в религиозный и мистический опыт дает в его работе уникальную связь с архетипическими образами и метафорами. Опыт обучения, личной терапии и последующей работы в школе английского психоанализа обогатил его стиль психодинамическим взглядом на человеческое. Многолетнее сотрудничество с Тавистокским институтом привело к формированию собственного видения группы как целого. Чувство группы как целого, глубинная вера в потенциал человека, значимость общего (а не только личного) результата для всей команды также нашло подтверждение во время службы Данни Шандора в армии. В этой интеграции мне видится уникальность и интерес к концептуализации полученного таким образом метода работы с группой.

«Ты режиссер своей жизни»

Часто, когда клиент приносит сложную ситуацию: развод, потерю, ссору со значимым человеком, Данни может задать один вопрос — «Как ты думаешь, зачем тебе это в твоей жизни?». В концепции Д. Шандора каждый человек — режиссер своей жизни — от начала и до конца. И все трудности, происходящие с человеком — это бессознательно организованные ситуации тренировки для психики или души.

«Это случилось в Вашем фильме, а значит важно для Вашей личности, и является возможностью, а не наказанием»

Этот подход близок к экзистенциальной парадигме, где жизнь человека — это его личный проект [1, с. 4], а сам человек — ее творец, несмотря на все ограничения.

«В любом случае, это наш фильм. Что этот (фрагмент) делает в моем фильме?»

Одним из следствий этого видения является, что человек как бы «выбирает» своих родителей для познания какой-то части себя. Конечно, это не прямой осознанный выбор семьи, где рождается ребенок. В концепции Данни — это способ восприятия и отношения к сложностям, с которыми сталкивается клиент. «Как ты думаешь, зачем ты выбрал таких родителей?» — может спросить Данни, у клиента, жалующегося на отца алкоголика. Это позволяет клиенту взять ответственность за свои выборы и уйти от позиции жалобщика и жертвы обстоятельств.

«Я говорю себе это регулярно: все, что с нами происходит — это наш фильм. Зачем это мне?»

Данни Шандор верит, что мы создаем себе реальность, чтобы учиться и становится лучше. Какой бы сложной и тяжелой эта реальность не была.

«Все уже есть для Вас. Мы создали реальность, в которой для всего есть причина, чтобы мы развивались. Это значит, что надо перестать смотреть на тяжелые времена, которые даны нам, чтобы расти. Нужно просто научится читать послания».

Мир больше

Относительно представлений клиента (и терапевта в супервизии) о своих убеждениях, знаниях и картине мира, Д. Шандор считает, что «мир всегда больше, чем ты о нем думаешь». Это согласуется с научной парадигмой о знаниях и взглядом философа Ежи Леца: «В действительности все не так, как на самом деле» [2, с. 167].

«Пробуждение, как и весна, — это тоже части матрицы, хотя и приятные».

В работе с клиентами этот концепт используется Данни для тренировки здоровой критичности клиента к себе и вызова сомнений в ригидной картине мира. Например, перед важным семинаром, когда я был очень напряжен и волновался о качестве своего ведения, Данни сказал — «Откуда ты знаешь, как все будет? Может это уже все прошло и тебе нужно только вспомнить, как ты провел этот семинар». (Эта мысль встречается у Платона [3, с. 685]). Сама возможность посмотреть на ситуацию по-другому (объективно или нет, это было не важно), дало в тот момент расслабление и выход из стрессового туннельного мышления.

«Говоря о травме, это не обязательно значит, что эта травма из этой жизни. Может быть из прошлой».

«Осознанность хорошая вещь, но она ничего не меняет».

Поскольку наша картина мира ограничена для описания действительности, Данни часто использует язык метафор и притч для передачи терапевтического послания. Например, в теме про сепарацию ребенка от родителей и описании стратегии нахождения своей идентичности, Д. Шандор может обратиться к библейскому сюжету выхода евреев из Египта. В этой метафоре стадии сепарации Маргарет Малер [4, с.112] во многом совпадают с этапами испытаний для израильтян при скитании в пустыне и поиска «Земли обетованной». Как правило, клиенты и (особенно мультикультурные) группы легко могут легко понять смыл такой интервенции, независимо от уровня образования и социальной среды.

Группа и есть ресурс

Основная форма работа в методе Данни Шандора — неструктурированная группа. «Я больше люблю работать с группами, это меня заряжает» — как-то сказал он. В группе, по мнению Данни происходит больше жизни, так как все процессы, связанные с личностью — больше групповые, чем индивидуальные. Что совпадает со взглядом английской психологической школы, представленной Тавистокским исследовательским институтом [5, с.245].

Одним из практических следствий отношения к группе, как к ресурсу, помимо групповой терапии и супервизии, является внутренняя, воображаемая группа у каждого терапевта. Это некий интериорезированный образ опорных фигур (супервизоры, учителя), к которым может обратиться терапевт в случае сложности с клиентом. Данни называет такую внутреннюю группу «Комитет». Такая группа похожа на концепцию высшей силы у Анонимных Алкоголиков, только для профессиональной среды. Это одна из техник самосупервизии и доступу к своим собственным бессознательным реакциям, ассоциациям. Например, в случае терапевтического тупика, специалист может в своем внутреннем диалоге спросить «Комитет, на что похожа эта терапевтическая ситуация? Какое решение здесь может помочь?». И, будучи открытым, к любым ассоциациям из своего бессознательного, ждать ответа от подсознания — образ, метафору, фразу. В этом месте в качестве ассоциации вспоминается одна из понравившихся Дани песен «You’ll never walk alone».

Ошибок нет

В понимании Д. Шандора категория ошибки неприменима к личной жизни. «В моем мире не существует ошибок», как-то сказал он. «Ошибка» возникает там, где есть критерий проверки, есть что-то правильное, тогда возможно не правильное и, следовательно «ошибка». Как отклонение от правильного. Например, можно с ошибкой процитировать стих Элиота, т. к. есть оригинальный (правильный) текст. Или можно с ошибкой решить уравнение. Тогда при подстановки ответа в исходное равенство, оно не превратится в верное тождество.

«Everything is guided» («Все кем-то благоразумно организованно»)

Согласно представлениям Д. Шандора, в жизни любого человека правильного или неправильного нет. Осознание этого факта и есть взросление. Это позволяет уменьшить стыд или самокритику клиента и терапевта при терапевтической работе.

Встречаясь с идеей ошибки у клиента («Я не права» или «Я боюсь ошибиться»), Данни может сказать: «Я не верю в ошибки. Все происходит, именно так как и должно». Это может пугать клиента разрушением опоры его картины мира (с идеей ошибки), но и давать облегчение от стыда, ответственности и самокритики.

Границы — это результат

«Границы — это результат. К ним ведет процесс»

Еще одним важным концептом при работе Данни Шандора является значимость временных и финансовых границ. «Мы начинаем вовремя и заканчиваем вовремя, что бы не случилось». Это с одной стороны, может фрустрировать клиента, так как завершение сессии может произойти в момент сильных чувств клиента и группы, а терапевт уходит. А с другой стороны давать ясность и опору для клиента ввиду предсказуемости действий терапевта.

«Самое частое чувство, которое я вызываю у других — страх. Сначала мне это не нравилось, а потом я понял, что это моя миссия. Люди, которые через это прошли, благодарят меня».

Заключение

Приведенные в данной статье идеи для терапевтической работы могут быть применены в разных психологических техниках. Данни использует такую «оптику» и при работе с группой, и в работе с рисунком, и в телесной работе. Но, то, что действительно завораживает и притягивает во всем этом, что он применяет это и в своей жизни. Становясь не только опытным профессионалом, но и человеком, претворяющим в жизнь личные смыслы.

Литература:

  1. «Экзистенциализм — это гуманизм», 1946, Ж. П. Сартр.
  2. Ежи Лец «Непричесанные мысли»/ Пер. с польского Л. Цывьяна- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», Спб.:Terra Fantastica, 2000.-288 с.
  3. Платон. Полное собрание сочинений в одном томе. Ред. Басова Е. Альфа-книга, 2023. — 1312 с.
  4. Малер Маргарет С., Бергман Анни, Пайн Фред «Психологическое рождение человеческого младенца: симбиоз и индивидуация»/ Пер. с англ.- Спб.: Когито-Центр, 2018.-413 с.
  5. Лайонела Стэйпли «Личность и групповая динамика: Как каждый из нас влияет на окружающих»/Пер. с англ.-М.: Альпина Паблишер, 2022.- 248 с.
Основные термины (генерируются автоматически): группа, клиент, Шандор, жизнь, работа, эта, идея ошибки, картина мира, ошибка, терапевтическая работа.


Задать вопрос