Анализ телесно ориентированных методик
Автор: Шатская Светлана Викторовна
Рубрика: 7. Прикладная психология
Опубликовано в
Дата публикации: 03.10.2018
Статья просмотрена: 776 раз
Библиографическое описание:
Шатская, С. В. Анализ телесно ориентированных методик / С. В. Шатская. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 12-19. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/314/14551/ (дата обращения: 17.12.2024).
Статья обобщает и систематизирует данные о некоторых телесно ориентированных методиках, о механизмах их воздействия и оказываемых результатах.
Ключевые слова: ваш выбор, прошлый опыт, телесный образ, конец дня, свобода выбора, ощущение.
Введение
Представление о телесном образе «я» основано на выразительных элементах «языка тела» — позе и мимике человека. Так же, как и изобразительное искусство, «язык тела» позволяет общаться без слов [2.
Телесный образ «я» можно понять, как визуальное воплощение чувств, ощущений и представлений человека о собственном теле. Телесных образов «я» может быть много — столько же, сколько разных образов «я» согласно юнгианским представлениям об архетипах коллективного бессознательного, фрейдовскому представлению о Я, Оно и Сверх-Я, представлениях транзактного анализа о ребенке, родителе и взрослом, теории психосинтеза и т. д. Исследования свидетельствуют о том, что телесный образ «я» связан с деятельностью недоминантного (обычно правого) полушария мозга, которое также ответственно за распознавание эмоций.
Телесный образ «Я» может отражать особенности эмоционального опыта человека. Поэтому так важно формирование положительного телесного образа «я». [2].
Соматика Фенделькрайза
Мойше Фенделькрайз считал, что если подготовке к процессу уделяется чрезмерное внимание, это обычно мешает самому процессу. Это относится и к тем, кто слишком много думает о цели работы или движения. Поэтому телесные уроки не определяют, что правильно, а что нет, а содержат приемы, позволяющие, возможно, впервые в жизни, почувствовать и испытать то, что нужно именно данному человеку [4].
Мойше осознание — это кинестетическое знание, способ ощущения нужного паттерна. Необходимо найти легкий, удобный и приятный способ делать то, что требуется. Фенделькрайз утверждал, что он не учитель и что он ничему не учит, если понимать обучение как наложение некой внешней схемы.
Основа метода Фенделькрайза заключается в следующем. Если человек не может выполнить движение (любое действие) двумя (как минимум) разными способами, значит, у него нет свободы выбора. И, стало быть, по-настоящему важное знание — это умение по-другому сделать нечто, уже известное человеку. Чем больше вы знаете способов этого, тем свободнее ваш выбор. А чем свободнее ваш выбор, тем в большей степени вы являетесь человеком. [4]
Когда разница колоссальна, выбирать легко. Но если вы хотите, чтобы ваш выбор был выбором человека, вы должны быть более чувствительны и уметь улавливать мелкие различия.
Вы не можете повысить свою чувствительность до тех пор, пока не ослабите усилие. Если раздражитель очень велик — вы сможете заметить только большие различия. А значит, ваш выбор не будет свободным и не будет выбором человека.
Чтобы обрести свободу выбора, следует учиться делать знакомые вам вещи различными способами. Без этой свободы мы лишены человеческого достоинства. У людей, которые не обладают свободой выбора, отсутствует самоуважение, они считают себя ниже других и даже ниже самих себя! [4]
Поэтому все, что вам дается с трудом, с болью и вызывает переутомление, — бесполезно. Это не учеба. Это — упражнение Лучшее, что вы можете сделать, — это узнать один вариант ответа. И в этом случае вы теряете способность совершенствоваться
На уроках функциональной интеграции тренер создает для ученика ощущение комфорта и опоры и — с помощью прикосновений — чувство безопасности. Однако ученик может быть склонен зажимать, напрягать, блокировать одну часть тела другой. Фельденкрайз этому не противодействует, а поддерживает, открыто перенимая подобное поведение. Он обнаружил, что с такой опорой большинство учеников испытывали чувство, словно их заставили выкинуть из головы их привычку. Теперь ученик был готов к переменам, и зачастую всего лишь предложение новой модели движения было достаточным для достижения значительных результатов [4].
Подход Мойше, придающий большое значение осознанию, способности быстро меняться и усилению обратной связи, схож с открытиями Эльзы Джиндлер так же, как его понимание познания через усиленное подавление ненужного напряжения, аналогично открытиям Ф. М. Александера. Но, вероятно, наиболее близок основной подход Мойше к терапевтическому принципу Милтона Эриксона. Эриксона также, в первую очередь интересовал характер перемен, происходящих с его клиентами
Выполняя движения, двигаться нужно достаточно медленно, чтобы малоактивные двигательные зоны коры головного мозга, отвечающие за формирование движения, уловили ваши действия. Ускоряя темп, вы вновь возвращаетесь к прежнему способу их механического выполнения. Чтобы достичь желаемого результата, вам должно нравиться то, что вы делаете. Если вы почувствовали усталость или тревогу, значит, пора остановиться. Если же вы довольны собой, то можете продолжать сколько пожелаете [4].
Люди привыкли ко всему прилагать большие усилия, потому что в борьбе за то, чтобы получить признание, чтобы с нами считались, мы должны соревноваться не только друг с другом, но и сами с собой. Мы прилагаем усилия, которые не улучшают наших знаний; они улучшают нашу способность терпеть и напрасно тратить энергию. И мы не можем ослабить усилие без совершенствования своей организации [4].
Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем Сандомирского
Познать самого себя — это именно та цель, которую успешно достигают с помощью упражнений Сандомирского. В совокупности с их теоретическим обоснованием они и составляют метод РЕТРИ.
Метод не претендует на особую новизну и оригинальность научных изысканий, его направленность сугубо практическая, а его новизна — это хорошо известное и временами незаслуженно забытое старое, собранное автором на основе принципа «систематического эклектизма» и отработанное на практике за прошедшее десятилетие работы [3].
Метод включает в себя «три источника и три составные части» — три «РЕ», три составные части методики:
1) Релакскация;
2) Регрессия возрастная;
3) Реконструкция прошлого опыта с опорой на подсознание.
С помощью трех перечисленных «РЕ» человек повторяет свой прошлый опыт, исправляя его дефекты на подсознательном уровне, освобождаясь от груза негативных воспоминаний. Тем самым, перефразируя известное изречение, можно сказать, что повторение — мать учения не только в смысле запоминания информации, а в смысле ее правильного забывания [3].
Забывать же — в первую очередь негативные эмоциональные состояния — нужно постоянно. Практически так же часто, как убирать мусор в своем доме, желательно «убирать мусор» и в своем внутреннем, психологическом пространстве. РЕТРИ-метод можно использовать постоянно, применяя его в двух вариантах.
1) «Повседневная уборка»— простая, как утренняя гимнастика, гигиеническая (точнее, психогигиеническая) процедура, повторяемая по мере необходимости в течение дня (если вы понервничали или просто неважно себя почувствовали) и в обязательном порядке — в конце дня, перед сном. В течение дня, как правило, достаточно экспресс-релаксации, в конце дня релаксация должна проходить по полной схеме, вместе с регуляцией дыхания [3].
Если вы делаете упражнение, чтобы срочно успокоиться, вспомните недавнее событие — виновник стресса, «побудьте» в нем недолго, всего 2–3 минуты (это тоже временная регрессия, только очень поверхностная — возврат в совсем близкое прошлое, удаленное на несколько десятков минут), затем полностью переключите внимание на телесные ощущения. Найдите те участки своего тела, которые отреагировали на переживание отрицательных эмоций появлением неприятных ощущений [3]. Обычно это диффузно-размытая, без четких границ, либо перемещающаяся боль, то жгучая, то ноющая... то ломота, то распирание... Как правило, она не очень интенсивная, но тягостно переживаемая. Пожалуй, наиболее характерным ее свойством является именно несоответствие между относительно слабой интенсивностью и крайне резкой субъективной «неприятностью». Порой это бывает ощущение пустоты, или холода, или тяжести, но не приятно-теплой, а холодной, «каменной». Иногда это просто неопределенно-тягостное ощущение, которое трудно выразить словами. Именно это ощущение нужно «проработать» специальными дыхательными упражнениями, пока не уйдут все неприятные его части и останется только комфортное или по крайней мере индифферентное чувство.
Если вы расслабляетесь в конце дня, то потратьте 10–15 минут на воспоминания — просмотр в ускоренном темпе всех событий, прошедших за день. Это временная регрессия, довольно поверхностная — несколько часов. Затем снова сосредоточьте внимание на телесных ощущениях. То, что остается после этого воображаемого «киносеанса повторного фильма» — дискомфортные телесные ощущения, материал для той же самой работы, которая описана выше [3].
2) «Генеральная уборка»— периодически, по мере возможности повторяемые процедуры достаточно глубокой возрастной регрессии (годы, десятки лет) на фоне предварительной тщательной релаксации. Подобная систематическая и планомерная работа над собой позволяет постепенно избавиться от груза прошлых ненужных эмоций, обид, предрассудков, комплексов и ограничений, приводит к долговременным, устойчивым личностным изменениям (личностный рост, активизация скрытого потенциала) [3].
Сделав это своей привычкой, многие проблемы, беспокоившие вас долгое время, уйдут в прошлое. А, многое из того, что раньше представлялось недостижимым, станет реальностью. Метод Сандомирского помогают человеку изменить прошлое — для того чтобы изменить будущее [3].
Бодинамика Л. Марчер
Бодинамика (биодинамический анализ) — одно из направлений телесно-ориентированной психотерапии, разработанное Л. Марчер в Дании, описываемое также как психология соматического или психомоторного развития. В бодинамике описывается взаимосвязь измененного тонуса отдельных мышц с определенными личностными характеристиками, психологическими проблемами или перенесенными психологическими травмами. При этом используются схемы нормального возрастного развития психики и его связи с функционированием определенных групп мышц. Составление «мышечного портрета» человека и его сравнение с этими схемами позволяет определить возраст, в котором возникли актуальные для человека психологические проблемы. В качестве нарушений рассматриваются участки не только повышенного мышечного тонуса, как в терапии по В. Райху (гипертонус, гиперреактивность), но и пониженного тонуса (гипотонус, гипореактивность) [3]. Используется также регрессия, то есть переход от поздних стадий развития к более ранним, для восстановления естественного хода психомоторного развития.
Идея Л.Марчер в том, что через телесное осознавание мы ощущаем себя в отношениях с другими. Чем большего телесного осознавания, включающего ощущения, энергию и эмоции мы достигаем, тем больше наша способность к установлению глубоких связей с другими [1].
Телесная осознанность состоит из четырёх отдельных категорий: телесные ощущения, телесные переживания, эмоциональное выражение, регрессия. Такое разделение позволяет выбрать категорию, работа с которой будет наиболее продуктивной для клиента, и направить ход сессии в определённое русло. Такой контроль позволяет создать определённые ресурсы, где это необходимо, прежде чем клиент войдёт в эмоциональное или регрессивное состояние. Благодаря высокой энергетической мощи телесной памяти соматическая работа может быстро вскрыть очень ранний или травматический материал, высвобождая интенсивные эмоции. Однако такая катарсическая регрессия не всегда желательна. Опыт показывает, что активация памяти и эмоций без определённой подготовительной и последующей работы не ведёт к интеграции Эго и каким-либо устойчивым структурным изменениям [1].
Переобучение включает три основных шага:
1) активация исходной ситуации,
2) создание нового психомоторного паттерна в условиях, где импульс получает успешное эмоциональное и физическое завершение,
3) использование новых паттернов в жизни при поддержке терапевта и социальной среды клиента.
Работа начинается с телесных ощущений и телесных переживаний. Таким образом, человек учится чувствовать и понимать свой общий эмоциональный опыт, хотя акцент при этой работе и делается на обучении чувствовать и двигаться в эмоционально поддерживающем окружении [1].
Процесс включения новых движений часто оказывается для человека сложным, болезненным и вызывающим неловкость. Хочется отказаться от этого, ему кажется глупым, например, когда его просят ползать. Однако, когда клиент исследует прежде недоступные для него движения, осознавая при этом свои телесные ощущения, происходят структурные изменения [1].
Задача при активации этих мышц состоит в том, чтобы «убедить» их в том, что это безопасно — пробудить утраченные импульсы, выйти на свет и жить. Тогда клиент получает новые ресурсы, новый инструмент для контакта с миром. Телесное Эго освоило и интегрировало новую «территорию» [1].
Выводы
Проанализировав рассмотренные выше телесно-ориентированные методики, можно сказать, что поскольку телесный образ «Я» может отражать особенности эмоционального опыта человека. То важно формирование положительного телесного образа «я» (ТОЯ) посредством вербального и невербального диалога с визуальными образами согласно концепции гуманистической арт-терапии [2].
Так же, согласно концепции Фенделькрайза, необходимо многообразие движений, которое даст возможность выполнять необходимое действие разными способами, т. е. выбор [4]. Т. к. с появлением выбора меняется отношение к себе и нормализуется самооценка.
При использовании физиологически-ориентированного подхода Сандомирского, т. е. релаксации, регрессии и реконструкции прошлого опыта с помощью дыхательных упражнений. Происходит освобождение от ненужного груза отрицательных эмоций и возвращение в настоящее с бесценными находками, подсказанными внутренней мудростью. Появляется возможность в полной мере использовать подсознательные ресурсы своего организма и освободиться от стрессов [3].
В бодинамическом анализе, телесное осознавание и взаимосвязь с другими людьми неразрывно связанны. Телесное осознавание делает человеческий опыт шире. Часто это переживается как смена парадигмы: мир становится другим! С новыми возможностями! [1]
Можно сделать предположение, что объединение и комбинирование между собой рассмотренных методик, представляет собой то самое комплексное воздействие, которое приводит к реконструкции личности, а значит освобождает от неэффективных моделей поведения (эмоциональная агрессия), ненужных паттернов (эмоциональная ригидность, «застревание» в прошлом) и вредных привычек (например, привычки тревожится, бояться или обижаться). Что даёт возможность проживать свою жизнь, радуясь ей в любом возрасте.
Литература:
- Берёзкина-Орлова, В. Б. Телесная психотерапия. Бодинамика / под ред. В. Б. Берёзкиной-Орловой. — М.: АСТ: Астрель, 2011. — 409 с.
- Копытин, А. И. Арт-терапия — новые горизонты / Под ред. А. И. Копытина. — М.: Когито-Центр, 2006. — 336 с.
- Сандомирский, М. Е. Защита от стресса / М. Е. Сандомирский. — М.: Изд-во института психотерапии, 2001. — 297 с.
- Фельденкрайз, М. Искусство движения. Уроки мастера / М. Фенделькрайз. — М.: Эксмо, 2003. — 352 с.
Похожие статьи
Влияние психотравмы на жизненную перспективу личности
В статье автор проводит обзор теоретического материала и пытается показать, как меняется жизненная перспектива при проживании психотравмирующего события.
Особенности субъективного благополучия лиц, пользующихся туристическими услугами
В статье структурированно описаны особенности субъективного благополучия. Рассмотрены теоретические представления о субъективном благополучии, а также представлены результаты проведенного эмпирического исследования.
Краткая история зарубежного психоанализа в контексте изучения эволюции методов исследования психической динамики личности
Настоящая статья посвящена изучению научного спектра психоаналитической методологии. При изучении психоанализа в лицах, даётся краткое описание соответствующих классических и постклассических концепций, с условным разделением двух форм знания в психо...
Взаимосвязь осмысленности жизни и субъективного переживания счастья
В данной статье кратко освещены основные представления о смысле жизни; представлены результаты, проведенного авторами статьи исследования, отражающие взаимосвязь осмысленности собственной жизни и субъективного переживания счастья.
Сновидения как элемент диагностики в психоаналитической работе
В данной статье рассматривается роль сновидений в работе аналитического психолога, подчеркивается их важность как некого таинства. Исследование и понимание разных подходов позволяет интегрировать различные точки зрения, использовать сны в качестве ди...
Особенности метода визуализации учебной информации
В статье рассматриваются базовые положения о визуализации учебной информации, предоставляются характеристики визуальной информации, ее свойства и условия формирования.
Психологическое время личности
В статье автор исследует развитие психологического времени у учащихся 1-го, 4-го и 9-го классов.
Содержательные особенности идентичности личности созависимых
Статья посвящена изучению особенностей идентичности личности созависимых. Обозначены составляющие идентичности личности и их роль в формировании созависимости. Приведен качественный анализ результатов эмпирического исследования.
Роль визуализации и визуальных приемов в обучении детей с клиповым сознанием
В данной статье идет речь о клиповом мышлении — новом виде мышления современных школьников, возникшем как реакция на существование человека в режиме непрерывного потребления информации, его достоинствах и недостатках. Проблема состоит в том, что данн...
Информационно-структурная иерархизация лекционного дискурса (на материале английского языка)
Статья содержит результаты исследования информационно-структурного построения современного лекционного дискурса. В ходе эксперимента были установлены особенности информационной структуры экспериментальных текстов англоязычных лекций в зависимости от ...
Похожие статьи
Влияние психотравмы на жизненную перспективу личности
В статье автор проводит обзор теоретического материала и пытается показать, как меняется жизненная перспектива при проживании психотравмирующего события.
Особенности субъективного благополучия лиц, пользующихся туристическими услугами
В статье структурированно описаны особенности субъективного благополучия. Рассмотрены теоретические представления о субъективном благополучии, а также представлены результаты проведенного эмпирического исследования.
Краткая история зарубежного психоанализа в контексте изучения эволюции методов исследования психической динамики личности
Настоящая статья посвящена изучению научного спектра психоаналитической методологии. При изучении психоанализа в лицах, даётся краткое описание соответствующих классических и постклассических концепций, с условным разделением двух форм знания в психо...
Взаимосвязь осмысленности жизни и субъективного переживания счастья
В данной статье кратко освещены основные представления о смысле жизни; представлены результаты, проведенного авторами статьи исследования, отражающие взаимосвязь осмысленности собственной жизни и субъективного переживания счастья.
Сновидения как элемент диагностики в психоаналитической работе
В данной статье рассматривается роль сновидений в работе аналитического психолога, подчеркивается их важность как некого таинства. Исследование и понимание разных подходов позволяет интегрировать различные точки зрения, использовать сны в качестве ди...
Особенности метода визуализации учебной информации
В статье рассматриваются базовые положения о визуализации учебной информации, предоставляются характеристики визуальной информации, ее свойства и условия формирования.
Психологическое время личности
В статье автор исследует развитие психологического времени у учащихся 1-го, 4-го и 9-го классов.
Содержательные особенности идентичности личности созависимых
Статья посвящена изучению особенностей идентичности личности созависимых. Обозначены составляющие идентичности личности и их роль в формировании созависимости. Приведен качественный анализ результатов эмпирического исследования.
Роль визуализации и визуальных приемов в обучении детей с клиповым сознанием
В данной статье идет речь о клиповом мышлении — новом виде мышления современных школьников, возникшем как реакция на существование человека в режиме непрерывного потребления информации, его достоинствах и недостатках. Проблема состоит в том, что данн...
Информационно-структурная иерархизация лекционного дискурса (на материале английского языка)
Статья содержит результаты исследования информационно-структурного построения современного лекционного дискурса. В ходе эксперимента были установлены особенности информационной структуры экспериментальных текстов англоязычных лекций в зависимости от ...