Актуальность темы определяется тем, что 24 февраля 2022 года началось проведение специальной военной операции с последующей частичной мобилизацией. Социальная политика каждого государства является надёжным показателем его истинных ценностей. Входя в сoстав внутренней политики, она показывает уровень внимания и заботы страны к своим гражданам, их общему процветанию и развитию [6]. Социальную политику, ориентированную на человека, его потребности и нужды, можно рассматривать как сильную основу доверия и единства в обществе, которая не даёт его расколоть в периоды трудных времён для государства [1]. В условиях повышенной опасности и угроз как внешних, так и внутренних, наша страна приняла стратегическое решение о проведении специальной военной операции (СВО) в целях укрепления суверенитета, обеспечения национальной безопасности и нейтрализации потенциальных угроз. Это стало важным шагом в политике государства, направленной на защиту своих интересов и гарантирование стабильности в стране.
С момента начала СВО глава нашего государства и руководители регионов высоко оценили значимость социального обеспечения и поддержки участников операции, а также их семей. Стойкая позиция президента в этом направлении, стабильное выполнение предусмотренных экономических и социальных обязательств позволили избежать раскола общества, принять меры в кратчайшие сроки и установить существующую систему гарантий. В 2022–2023 гг. на федеральном и региональном уровнях, основываясь на соответствующее законодательство, была начата, а в настоящее время продолжается работа над созданием единой комплексной системы по защите участников СВО и членов их семей.
Согласно информации Научной электронной библиотеки, за последние 2 года было опубликовано более 1000 работ, посвящённых разным проблемам СВО. В особенности, в этих публикациях очень большое внимание уделяется теме социальной защиты участников СВО и их семей: приоритетным направлениям государственной политики в области социальной защиты, подходам к созданию единого регионального стандарта мер поддержки участников СВО и членов их семей [2], страхованию жизни и здоровья военнослужащих [4], особенностям пенсионного обеспечения [3]; социально-психологической адаптации и др. Также можно дополнить, что рассматриваются актуальные вопросы в области жилищного обеспечения и ипотечного кредитования, проблемы в сфере труда и занятости.
Специальная военная операция на территории Украины поставила перед российским государством не только военные, но и серьезные социально-экономические задачи, для становления многоуровневой системы социального обеспечения участников СВО и членов их семей. Эти задачи выглядят следующим образом:
1) определить, кого можно отнести к понятию «участник СВО» и к членам его семьи, которые имеют право на получение социальной поддержки, перечень льгот и гарантий.
2) определить способы финансирования и содержание социальных льгот и гарантий участников СВО и членов их семей;
3) выработать простой, доступный, практический и адаптированный механизм оказания помощи участникам СВО.
В то же время необходимо было учитывать необходимость сохранения потенциала для управления и надзора за расходованием денежных средств и предоставления возможностей для дальнейшего государственно-частного партнерства, волонтёрства и других областей развития гражданского общества. Было крайне значимо разработать данный проект, следуя ключевым принципам обеспечения социальной поддержки населения:
— социальная справедливость;
— комплексность и системность;
— адресность мер поддержки [8].
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 3 апреля 2023 года № 232 «О создании Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества», к участникам СВО относятся следующие категории лиц [7]:
1) военнослужащие по контракту;
2) мобилизованные из запаса, участвующие в выполнении задач в зоне СВО;
3) участники добровольческих формирований, заключившие контракт с МО;
4) участники добровольческих формирований, содействующие выполнению задач, возложенных на ВС Российской Федерации, в ходе СВО на территориях Украины, ДНР и ЛНР с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской и Херсонской областях с 30 сентября 2022 года;
5) лица, заключившие контракт с организациями, содействующими выполнению задач, возложенных на ВС Российской Федерации, в ходе СВО на территориях Украины, ДНР и ЛНР с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской и Херсонской областях с 30 сентября 2022 года;
6) сотрудники правоохранительных и иных органов, выполняющих задачи СВО на вышеуказанных территориях.
Все вышеуказанные категории в соответствии с Федеральным законом № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах» получили статус ветеранов боевых действий [9]. Также этот статус получат те, кто участвовал в боевых действиях в ДНР, ЛНР и на территориях Херсонской и Запорожской областей с 2014 года.
Помимо этого, Указ № 232 уточняет группу людей, которых можно отнести к такой категории, как «члены семьи участника спецоперации». Сюда включаются, прежде всего дети, не достигшие 18-летнего возраста, а также дети-инвалиды после 18 лет, дети, обучающиеся в очной программе до достижения ими 24 лет, родители участника СВО, с которыми он проживает совместно, а также иные лица, находящиеся у него на иждивении, в том числе на дату его гибели [7].
В настоящее время, созданная по поручению Президента РФ Рабочая группа, разрабатывает Единый федеральный стандарт мер социальной поддержки участников СВО и членов их семей. Результаты деятельности представлены в виде Перечня из обязательных мер поддержки. Предложенные меры можно разделить на две большие группы:
1. Меры социальной поддержки самих военнослужащих:
— предоставление льгот по уплате транспортного налога;
— компенсации расходов на покупку газового оборудования;
— льготы по оплате ЖКУ и капитального ремонта;
— льготное посещение культурных и развлекательных мероприятий;
— бесплатная парковка для транспорта участников СВО;
— бесплатная юридическая помощь;
— остановка выполнения обязательств по полученным ранее субсидиям и грантам из региональных бюджетов на время участия в спецоперации;
— квоты для приёма в вузы для участников СВО.
2. Меры социальной поддержки семей участников спецоперации, в том числе в случае их гибели:
— Обеспечение сохранения статуса многодетной семьи и их права на социальную поддержку, в том числе на бесплатное предоставление земельного участка в случае смерти ребенка — участника СВО;
— бесплатное социальное обслуживание нуждающихся супругов и родителей участника СВО;
— бесплатное оказание психологической помощи членам семьи участников СВО, в т. ч. в случае их гибели;
— предоставление льготного горячего питания детям участника — учащимся 5–11 классов;
— освобождение от платы за детский сад для детей участников СВО, в том числе в случае их гибели;
— первоочередное зачисление таких детей в группы продлёнки и круглосуточного пребывания в детских садах, а также освобождение от платы за продлёнку в 1–6 классах;
— квота для детей участников СВО на бюджетное обучение в вузах.
По результатам проводимых мероприятий по мерам поддержки на ноябрь 2023 года около 12,9 тыс. участников специальной военной операции и 21,7 тыс. членов их семей сейчас обучаются в российских вузах.
Ещё одной из самых важных мер социальной поддержки для участников СВО и их семей является психологическое сопровождение. Оно направлено на поддержание психического благополучия семьи и влияет на психологическую устойчивость и стабильность военнослужащих, выполняющих боевые задачи. [5]. Психологические консультации, групповые занятия, психотерапия и другие методики помогают участникам СВО и их близким эффективно справляться с посттравматическим стрессом, тревожностью, депрессией и другими психологическими проблемами.
Для осуществления социальной поддержки был создан государственный фонд «Защитники Отечества», который открыл офисы в каждом регионе России. (далее — Фонд) [7]. Данный механизм осуществляет задачи, поставленные главой государства — формирование условий, гарантирующих достойную и активную жизнь участников СВО и членов их семей.
Основные задачи Фонда указаны в Уставе Фонда и в п. 5 Указа № 232. К ним относят:
— обеспечение сопровождения участников спецоперации и членов их семей;
— оказание бесплатной психологической и юридической помощи;
— обеспечение лекарствами и средствами реабилитации;
— обеспечение санаторно-курортным лечением, надомного ухода, в адаптации жилых помещений;
— участие в патриотическом воспитании и информационной поддержке по задачам СВО;
— привлечение волонтеров и негосударственных организаций к реализации мер поддержки [7].
Благодаря Фонду, ветераны спецоперации и их семьи получают необходимую социальную, медицинскую, психологическую и юридическую помощь.
Финансирование Фонда и формирование его имущества происходит не только из государственного бюджета, но также за счёт добровольных имущественных взносов и пожертвований. Поэтому Фонд может стать площадкой для добровольческой и благотворительной деятельности в данной области.
Главной рабочей силой Фонда является «социальный координатор» [7], который закреплён за участником СВО и его семьёй и помогает им получить все необходимые социальные услуги и гарантии. Он знает конкретную ситуацию человека, а также привлекает и ведёт сотрудничество с различными специалистами: психологами, врачами, юристами и другими. Для этого обеспечивается возможность обучения, повышения квалификации для актуализации знаний и навыков.
Можно сделать вывод о наличии эффективной нормативно-правовой базы, о признании в обществе важной роли государственной социальной поддержки участников СВО и членов их семей. Результативность деятельности Фонда в большей степени зависит от активности органов государственной власти на региональном уровне и качества их взаимодействия с органами местного самоуправления. Но уже сейчас можно сказать, что наше государство провело огромную работу по созданию эффективной системы социальной поддержки для указанной выше категории граждан. Это поможет им улучшить свою жизнь, найти свое место и продолжать жить, не испытывая страха быть оставленными наедине со своими проблемами. На наш взгляд, уже создана крепкая база, позволяющая выявлять и накапливать потребности социальной защиты участников СВО и их семей. С учётом накопления опыта, а также обращений от участников СВО и членов их семей ведётся постоянная работа по всем направлениям над развитием мер поддержки. Для этого обсуждаются и готовятся соответствующие предложения. Но уже сейчас можно отметить, что наше государство продемонстрировало выдающиеся усилия по созданию системы поддержки участников СВО и их семей. Эта система помогает и поможет в будущем людям наладить свою жизнь, обрести себя и продолжить свой жизненный путь. Мы считаем, что уже имеется прочная основа, которая позволяет выявлять и удовлетворять потребности в социальной защите для участников спецоперации и их семей. Постоянно ведётся работа над улучшением мер поддержки, учитывая все накопленные знания и обратные связи от участников и их близких.
Литература:
- Воронина А. С., Горина М. С. Особенности социальной политики в социальном государстве. Вестник экономики, права и социологии. 2012. № 3. С 22–27.
- Журавлева М. А., Берестова Л. И., Приоритеты государственной политики по организации социальной защиты участников СВО // Государственная служба, 2023, № 4 (144), с. 88–93.
- Корякин В. М. Особенности назначения и выплаты военных пенсий лицам, проживавшим на территориях новых субъектов российской федерации до их вхождения в состав России.
- Назарова И. С., Шеншин В. М. К вопросу о совершенствовании института социального страхования жизни и здоровья военнослужащих и других работников силовых структур.
- Пономарёва Е. Ю. Задачи и содержание психологического сопровождения образовательного процесса в высшей школе // Ped. Rev.: [website]. 2016. № 4 (14).
- Симоянов А. Социальное государство: суть, критерии, индикаторы. Логос. 2014. № 2 (98). С. 215–234.
- Указ Президента Российской Федерации от 03 апреля 2023 года № 232 «О создании Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2023. № 15. Ст. 2660; № 16. Ст. 2895.
- Урусова А. Б. Основные принципы социальной защиты населения. Московский экономический журнал. 2020. № 1. С. 595–606.
- Федеральный закон № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах».