Образовательные вызовы и стратегии в области искусственного интеллекта в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (525) июнь 2024 г.

Дата публикации: 29.06.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Жуковский, А. А. Образовательные вызовы и стратегии в области искусственного интеллекта в Российской Федерации / А. А. Жуковский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 26 (525). — URL: https://moluch.ru/archive/525/116238/ (дата обращения: 30.06.2024).

Препринт статьи



В статье рассматриваются основные вызовы и проблемы, связанные с развитием искусственного интеллекта в Российской Федерации. Основными проблемами являются нехватка образовательных программ и современных учебных материалов на русском языке, что существенно затрудняет подготовку квалифицированных специалистов в данной области. В статье также анализируются меры, предложенные для преодоления этих вызовов, включая разработку новых учебных курсов и материалов, а также стратегии по их внедрению в образовательные учреждения.

Ключевые слова: ИИ, современные учебные материалы, нейронные сети.

Введение

Искусственный интеллект (ИИ) является одной из самых важных технологий современности, оказывающей значительное влияние на различные отрасли науки и техники. Современные нейронные сети и системы сильного ИИ находят широкое применение в обработке изображений, распознавании речи, машинном переводе и многих других областях. С быстрым развитием этой сферы перед Россией встают новые вызовы, в том числе нехватка квалифицированных кадров и недостаточное количество качественных учебных материалов на русском языке. Эти проблемы требуют комплексного подхода к их решению для обеспечения конкурентоспособности российской экономики, повышения уровня национальной безопасности и улучшения качества жизни граждан.

Актуальность

Развитие искусственного интеллекта (ИИ) является одним из ключевых направлений технологического прогресса и экономического роста в современном мире. В указе Президента Российской Федерации «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» [1] подчеркивается стратегическая важность ИИ для повышения конкурентоспособности российской экономики, обеспечения национальной безопасности и улучшения качества жизни граждан. Развитие ИИ является приоритетным направлением государственной политики. Это подтверждается планами по созданию условий для ускоренного внедрения ИИ в различные отрасли экономики и социальной сферы, что требует наличия высококвалифицированных специалистов. В связи с этим, актуальность изучения и освоения технологий ИИ, в том числе нейронных сетей, становится особенно значимой. Нехватка квалифицированных специалистов и современных учебных материалов на русском языке является одной из значимых проблем, препятствующих реализации данной стратегии.

Нехватка кадров

В России наблюдается острая нехватка специалистов по работе с нейронными сетями [2], что является серьезным препятствием для развития и внедрения технологий искусственного интеллекта (ИИ) в различных отраслях. Исследование, проведенное компанией «Яков и Партнёры» совместно с Яндексом [3], показывает, что более 40 % компаний находятся на стадии внедрения ИИ-решений. Тем не менее, недостаток квалифицированных кадров существенно замедляет процесс их эффективного использования и масштабирования.

Среди причин дефицита специалистов можно выделить недостаточное количество образовательных программ, направленных на подготовку кадров в области ИИ и нейронных сетей. Более того, существующие учебные заведения не всегда способны предложить необходимое качество образования, соответствующее современным требованиям рынка. Это приводит к тому, что выпускники зачастую не обладают достаточным уровнем практических навыков и знаний для работы с передовыми ИИ-технологиями.

Необходимость в квалифицированных специалистах становится все более актуальной, учитывая быстро растущую потребность в ИИ-решениях в различных секторах экономики, таких как медицина, финансы, транспорт и промышленность. Компании вынуждены конкурировать за ограниченный пул специалистов, предлагая им высокие зарплаты и дополнительные стимулы, что также создает определенные сложности для малого и среднего бизнеса, не имеющего ресурсов для привлечения таких сотрудников.

Для решения этой проблемы требуется комплексный подход, включающий активное инвестирование в образовательные программы и инициативы, направленные на повышение квалификации существующих специалистов. Важно развивать сотрудничество между бизнесом, государством и образовательными учреждениями для создания условий, способствующих увеличению числа квалифицированных кадров в области ИИ.

Недостаток современных учебных материалов на русском языке

Развитие технологий искусственного интеллекта (ИИ) и нейронных сетей требует наличия качественных и современных учебных материалов, которые могли бы обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов. В России, однако, наблюдается значительный дефицит таких ресурсов, что создает серьезные препятствия для обучения и профессионального роста будущих экспертов в этой области.

Современные учебные материалы играют ключевую роль в образовательном процессе, позволяя студентам и профессионалам осваивать передовые технологии и методы. В условиях быстрого развития ИИ особенно важно, чтобы учебные пособия отражали последние достижения и тенденции в этой сфере. К сожалению, большинство доступных учебных материалов на русском языке либо устарели, либо не соответствуют международным стандартам. Это затрудняет подготовку специалистов, способных эффективно работать с новейшими технологиями и конкурировать на глобальном рынке труда.

Множество учебников и пособий, используемых в российских образовательных учреждениях, написаны много лет назад и не учитывают последних достижений в области ИИ и нейронных сетей. Это приводит к тому, что студенты изучают устаревшие методики и технологии, которые уже не применяются на практике. Более того, многие существующие учебные материалы сосредоточены на теоретических аспектах, не предоставляя достаточного количества практических заданий и лабораторных работ. В результате выпускники не имеют необходимых навыков для решения реальных задач, что снижает их востребованность на рынке труда.

Значительная часть современных учебных ресурсов по ИИ и нейронным сетям доступна только на английском языке. Это создает дополнительные сложности для русскоязычных студентов и специалистов, которым приходится тратить время и усилия на преодоление языкового барьера.

Нехватка современных учебных материалов на русском языке имеет ряд негативных последствий для системы образования и экономики страны. Отсутствие актуальных и качественных учебных материалов приводит к тому, что студенты не получают полноценного образования, что негативно сказывается на их профессиональной подготовке и способности решать сложные задачи в области ИИ. Недостаточная подготовка и отсутствие современных знаний затрудняют трудоустройство и карьерный рост выпускников как в России, так и за рубежом. Это, в свою очередь, снижает их конкурентоспособность на международном рынке труда. Недостаток квалифицированных специалистов и современных знаний тормозит развитие технологий ИИ в России, что может привести к отставанию страны в этой стратегически важной области.

Для преодоления проблем, связанных с нехваткой современных учебных материалов на русском языке, необходимо разработать и внедрить новые образовательные ресурсы. Эти материалы должны включать последние достижения в области ИИ и нейронных сетей, а также учитывать современные требования рынка труда. Новые учебные материалы должны быть разработаны с участием ведущих специалистов и ученых. Они должны содержать большое количество практических заданий и лабораторных работ, которые помогут студентам приобрести необходимые навыки для работы с современными технологиями. Лабораторные практикумы и проекты, ориентированные на реальные задачи, помогут студентам лучше понять материал и подготовиться к профессиональной деятельности.

Новые учебные материалы должны быть широко доступны для студентов и преподавателей. Это включает как печатные, так и электронные версии учебников, а также создание онлайн-платформ для обучения. Важно обеспечить доступ к этим ресурсам не только в крупных городах, но и в отдаленных регионах. Учебные материалы должны соответствовать международным образовательным стандартам, чтобы выпускники российских вузов могли легко интегрироваться в глобальное научное сообщество и конкурировать на международном рынке труда.

Нехватка современных учебных материалов на русском языке является серьезной проблемой, препятствующей подготовке квалифицированных специалистов в области искусственного интеллекта и нейронных сетей. Для решения этой проблемы необходимо разработать и внедрить новые образовательные ресурсы, соответствующие последним достижениям науки и технологии, а также международным стандартам. Эти материалы должны быть доступными, актуальными и практикоориентированными, чтобы обеспечить высокий уровень образования и подготовку специалистов, способных внести значительный вклад в развитие технологий ИИ в России и за её пределами.

Заключение

Нехватка обучающей литературы и лабораторных практикумов по нейронным сетям является серьезной проблемой, препятствующей подготовке квалифицированных специалистов в России. Для её решения необходимо создать современные учебные материалы на русском языке и разработать новые курсы, включающие практические задания. Только в этом случае возможно подготовить кадры, способные успешно работать в области нейронных сетей и способствовать её дальнейшему развитию.

Литература:

  1. Закон Российской Федерации "«О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации»" от 10.10.2019 № 490 // Официальный интернет-портал правовой информации. — 10.10.2019 г. — с изм. и допол. в ред. от т 15.02.2024.
  2. Бизнес ловит кадры в нейросети: как растет число вакансий с опытом работы с ИИ // Forbes URL: https://www.forbes.ru/tekhnologii/497061-biznes-lovit-kadry-v-nejroseti-kak-rastet-cislo-vakansij-s-opytom-raboty-s-ii (дата обращения: 15.05.2024).
  3. 2023 Искусственный интеллект в России — 2023: тренды и перспективы, Яков и Партнеры, Яндекс // Искусственный интеллект Российской Федерации URL: https://ai.gov.ru/knowledgebase/infrastruktura-ii/2023_iskusstvennyy_intellekt_v_rossii_2023_trendy_i_perspektivy_yakov_i_partnery_yandeks/ (дата обращения: 15.05.2024).


Задать вопрос