Актуальные проблемы импортозамещения в сфере информационных технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №20 (519) май 2024 г.

Дата публикации: 19.05.2024

Статья просмотрена: 37 раз

Библиографическое описание:

Мещерова, К. К. Актуальные проблемы импортозамещения в сфере информационных технологий / К. К. Мещерова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 7-11. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114299/ (дата обращения: 18.07.2024).



В данной статье анализируются проблемы импортозамещения в сфере информационных технологий в Российской Федерации. Рассматриваются основные вызовы, с которыми сталкивается отечественная IT-индустрия, включая зависимость от иностранного программного обеспечения и технологий. Предложены возможные решения для укрепления технологической независимости страны, акцентируя внимание на развитии внутренних ресурсов и поддержке отечественных разработчиков. Также обсуждаются политические и экономические аспекты, влияющие на процесс импортозамещения.

Ключевые слова: импортозамещение, информационные технологии, программное обеспечение, технологическая независимость, IT индустрия, Российская Федерация.

This article analyzes the problems of import substitution in the field of information technology in the Russian Federation. It examines the main challenges faced by the domestic IT industry, including dependence on foreign software and technologies. Possible solutions to strengthen the country's technological independence are proposed, focusing on the development of internal resources and support for domestic developers. Political and economic aspects that affect the import substitution process are also discussed.

Keywords: import substitution, information technology, software,technological independence, IT industry, Russian Federation.

Российская Федерация, будучи самым большим государством в мире по территории, стремится укрепить свою экономическую независимость и технологический суверенитет, активно развивая политику импортозамещения в ключевых отраслях, включая сектор информационных технологий. Важность данной инициативы подчеркивается в условиях глобальной цифровой трансформации и повышенной конкуренции на мировом рынке технологий. Эта стратегия особенно значима для России, учитывая её геополитическое положение и масштабы, которые требуют развития внутренних ресурсов и технологий для обеспечения устойчивого социально-экономического развития.

Импортозамещение — уменьшение или прекращение импорта определенного товара посредством производства, выпуска в стране того же или аналогичных товаров. Такие товары называют импортозамещающими [4].

В Российской Федерации активное внедрение импортозамещения началось в последнее десятилетие как ответ на экономические санкции и стремление к технологическому суверенитету. Особое внимание уделяется развитию отечественных информационных технологий.

Информационные технологии [7] — это совокупность методов, программно-технических и технологических средств, обеспечивающих:

— сбор, накопление, обработку, хранение, представление и распространение информации;

— автоматизацию управления бизнес-процессами организаций, проектирования и производства различного оборудования.

Информационные технологии включают:

— технические средства;

— программные средства;

— организационно-методическое обеспечение;

— разработку стандартов (стандартизацию).

Информационные технологии применяются в различных областях человеческой деятельности, таких как наука, образование, медицина, искусство, военная область, государственное управление, производство и коммерция.

Программные средства [8] — это набор программ, которые заставляют аппаратную часть системы выполнять необходимые действия, «оживляют» компьютер. Эту часть компьютерной системы принято называть «software».

В ряде стратегических документов затрагивается вопрос импортозамещения в сфере информационных технологий. Одним из ключевых направлений является «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» [1], которая определяет переход на российское программное обеспечение и оборудование как одну из основных задач и представляет собой правовой акт, направленный на усиление национальной безопасности в сфере информационных технологий. Указанный правовой акт был принят в контексте возрастающих геополитических напряжений и необходимости защиты ключевых информационных ресурсов и систем от иностранных угроз и зависимости.

Другим из наиболее важных документов является Указ Президента РФ от 30 марта 2022 года № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» [2]. Указ направлен на укрепление национальной безопасности в сфере IT. Этот документ принят на фоне растущих геополитических напряжений и нацелен на защиту ключевых информационных ресурсов и систем России от иностранных угроз и зависимостей.

Для реализации программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [3], предусмотрены конкретные меры, такие как обязательное использование российского программного обеспечения в государственных и муниципальных учреждениях.

Развитие отечественных технологий в сфере IT направлено на создание конкурентоспособных продуктов, способных заменить иностранные аналоги. В фокусе такие области, как операционные системы, офисные приложения, облачные технологии и большие данные.

Экономическая составляющая импортозамещения включает в себя не только сокращение зависимости от иностранных технологий, но и развитие внутреннего рынка, создание новых рабочих мест и стимулирование внутреннего потребления.

Несмотря на достигнутый прогресс, Россия сталкивается с рядом проблем в имплементации политики импортозамещения. Среди актуальных проблем можно выделить отставание в некоторых ключевых технологиях, в частности совместимость отечественного программного обеспечения (далее по тексту — ПО) с уже устоявшимися мировыми стандартами и продуктами, а также недостаток квалифицированных кадров в отрасли.

В финансовом секторе большинство проблем связано с opensource — программным обеспечением с открытым исходным кодом (далее по тексту СПО (свободное программное обеспечение)). Основная проблема использования СПО в контексте российской импортозамещающей инициативы заключается в отсутствии централизованного подхода к использованию данного ПО, механизмов лицензирования и необходимости соответствия стандартам и законодательству [9].

Если рассматривать проблематику более подробно, то можно выделить несколько направлений:

— Отсутствие четких механизмов закупки. Сложности с закупкой и легализацией СПО могут повышать издержки и усложнять процесс импортозамещения. Отсутствие стандартизированных и признанных механизмов покупки создает препятствия для широкомасштабного внедрения таких решений.

— Безопасность и проверка ПО. В сфере СПО существует проблема верификации и обеспечения безопасности, что является важным для критической информационной инфраструктуры и бизнес-процессов. Отсутствие устоявшихся механизмов проверки и сертификации снижает доверие к таким продуктам.

— Разработка и поддержка. В России недостаточно разработчиков, готовых и способных поддерживать проекты СПО на профессиональном уровне. Проблемы с обучением и подготовкой специалистов, а также низкий уровень вовлечения российских компаний в создание и поддержку СПО проектов усугубляют ситуацию.

— Интеграция с бизнес-процессами. Необходимость создания комплексных решений, которые интегрируются с существующими процессами предприятий и могут масштабироваться согласно требованиям бизнеса. Отсутствие готовности российских вендоров и интеграторов настроить и адаптировать СПО решения под конкретные нужды заказчиков снижает их привлекательность.

— Финансирование и поддержка. Недостаточная государственная поддержка в виде субсидий или грантов для развития СПО проектов. Хотя некоторые инициативы, такие как гранты Минцифры и субсидии Минпромторга, предполагают финансовую поддержку, они могут быть недостаточно эффективны без согласованной стратегии и четкого понимания специфики СПО.

Для решения указанных проблем, связанных с закупкой, безопасностью и разработкой СПО, предлагается применить комплексный подход, охватывающий различные аспекты от стандартизации до поддержки сообщества [10].

Государственным и отраслевым регуляторам необходимо разработать комплексные стандарты для закупки, безопасности и поддержки СПО. Стандарты включают в себя критерии оценки качества, безопасности, устойчивости к угрозам и соответствия функциональным требованиям. Внедрение процессов сертификации и регулярные аудиты исходного кода станут залогом надежности и безопасности ПО. В качестве примера для разработки таких стандартов в России, можно использовать несколько успешных международных аналогов, которые применяются в других странах, например:

Open Source Security Foundation (OpenSSF) — это инициатива, направленная на улучшение безопасности СПО через сотрудничество в индустрии и предоставляет ресурсы, обучение и поддержку для разработчиков СПО, а также стандарты и лучшие практики, которые могут быть использованы для формирования национальных стандартов [11].

The OWASP Foundation(Open Web Application Security Project) — это некоммерческая организация, занимающаяся улучшением безопасности программного обеспечения.. OWASP создает инструменты, документацию и форумы, которые могут служить отличными ресурсами для разработки стандартов безопасности для СПО [12].

Еще одним направлением, которое позволит решить проблему отсутствия механизма закупки СПО, является создание единой платформы для закупок. Создание централизованной торговой площадки, на которой государственные и частные предприятия могут приобретать верифицированное и сертифицированное СПО. Эта платформа будет функционировать как надежный ресурс, предоставляющий доступ к проверенным продуктам и поддерживающий высокие стандарты безопасности. В качестве примера создания торговой интернет-площадки можно рассмотреть запущенный в 2022 году RuStore [13] — российский магазин приложений для мобильных устройств, разработанный корпорацией VK при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ [14]. Все приложения в «магазине RuStore» проходят ручную модерацию и проверку с помощью систем безопасности «Лаборатории Касперского». Данный «магазин RuStore» стал закономерным решением проблемы удаления из иностранных аналогов приложений российских разработчиков на фоне санкций. По аналогии с данным решением можно реализовать механизм верификации и публикации СПО для закупок с интеграцией на уже готовых платформах по типу «Росэлторг» [15] и «Сбербанк-АСТ» [16].

Чтобы обеспечить прозрачность процессов выбора и закупки СПО, важно установить четкие правила для открытого доступа к результатам аудитов и тестирований. Это повышает доверие к использованию продуктов СПО и обеспечивает их прозрачное внедрение в бизнес-процессы.

Для стимулирования развития и внедрения свободного программного обеспечения в России крайне важно сосредоточить усилия не только на улучшении технических аспектов, но также на профессиональном развитии IT-специалистов, работающих в этой сфере. Профессиональное развитие включает в себя разработку специализированных образовательных программ для IT-специалистов и закупщиков свободного программного обеспечения. Важным шагом в этом направлении будет включение курсов в учебные программы высших учебных заведений, ориентированных на безопасное программирование, управление рисками и особенности работы с СПО. Такие курсы помогут повысить квалификацию работников, минимизировать ошибки в коде и улучшить общий уровень безопасности разработок.

Параллельно с образовательными инициативами, важной составляющей является финансовая поддержка от государства. Предоставление грантов и субсидий для поддержки проектов по разработке и улучшению СПО способствует развитию малых и средних предприятий, работающих в данной области. Это также помогает создавать условия для устойчивого роста отрасли.

Предоставление налоговых льгот и экономических стимулов для компаний, вкладывающих в разработку и поддержку СПО, может значительно ускорить инновационное развитие и снизить финансовые барьеры для участников рынка. Это не только помогает поддерживать текущие предприятия, но и привлекает новые компании в отрасль, способствуя таким образом технологическому прогрессу и укреплению технологической независимости страны.

В России, как и во многих других странах, присутствует проблема дисбаланса в квалификации специалистов в сфере информационных технологий, что становится серьёзным препятствием в процессе импортозамещения в ключевых отраслях экономики.

В сфере информационных технологий различают три основных уровня квалификации специалистов: начальный, средний и высокий.

IT-специалисты начального уровня — это начинающие работники с базовым образованием или сертификацией в области IT и ограниченным опытом. Их задачи включают поддержку пользователей, простое программирование и тестирование, и они обычно требуют надзора.

IT-специалисты среднего уровня обладают несколькими годами опыта и глубокими знаниями в конкретной области, такой как разработка программного обеспечения или анализ данных. Они могут самостоятельно управлять проектами и выступать менторами для начинающих.

IT-специалисты высокого уровня — это эксперты с многолетним опытом, занимающиеся разработкой сложных систем и стратегическим планированием. Они руководят крупными проектами, принимают ключевые решения и вносят значительный вклад в развитие отрасли.

Особенно остро ощущается нехватка квалифицированных специалистов среднего и высокого уровня, при этом наблюдается избыток специалистов начального уровня. Эта несбалансированная структура квалификации рабочей силы может серьёзно затруднить реализацию сложных проектов и внедрение новых информационных технологий.

Одной из ключевых причин этой проблемы является несоответствие образовательной системы реальным потребностям рынка. Многие учебные заведения продолжают выпускать IT-специалистов, обученных по устаревшим программам, которые не отражают современные технологические и экономические тренды. К тому же, сектора, требующие импортозамещения, сталкиваются с быстрыми изменениями информационных технологий, что делает необходимым постоянное обновление навыков. Нехватка актуальных образовательных программ и возможностей для повышения квалификации оставляет многих работников без нужных знаний и умений.

Другой веской причиной недостатка квалифицированных специалистов в IT-сфере является миграция квалифицированных кадров, которые часто ищут возможности за рубежом из-за более привлекательных условий труда, заработной платы и возможностей для карьерного роста. Это оставляет отечественный рынок труда с дефицитом опытных специалистов, что усугубляется недостаточной поддержкой на государственном уровне. В связи с быстрым развитием информационных технологий, отсутствие эффективных образовательных программ в IT-сфере, направленных на профессиональное развитие и переквалификацию давно обучившихся IT-специалистов, также играет свою роль в возникновении этой проблемы.

В результате этих проблем замедляются инновационные процессы, что снижает конкурентоспособность национальной экономики. Компании вынуждены инвестировать значительные средства в дополнительное обучение и развитие сотрудников начального уровня, что ведет к увеличению операционных расходов. Ограниченное количество опытных IT-специалистов может также привести к снижению качества продукции и услуг, что негативно сказывается на удовлетворенности потребителей и доверии к брендам.

Для решения проблемы нехватки высококвалифицированных IT-специалистов необходимо устранить препятствия в их обучении и обеспечить эффективную реализацию стратегии импортозамещения в России.

Так, например, для стимулирования возврата и удержания высококвалифицированных IT-специалистов в России необходимо создать привлекательные условия труда и жизни. Введение налоговых льгот, предоставление грантов и субсидий могут сыграть значительную роль в этом процессе. Это не только поможет снизить уровень миграции специалистов, но и привлечёт их обратно в страну.

Принятие этих мер поможет России не только справиться с текущими вызовами в сфере подготовки кадров в IT-сфере, но и значительно улучшить свои позиции в мировой экономике, ускоряя процесс импортозамещения и технологической независимости.

Стратегия импортозамещения в России играет критически важную роль в укреплении экономической самостоятельности и промышленный суверенитет страны. Особенно это актуально в условиях международной конкуренции и экономических ограничений, например, в виде санкций.

Таким образом, усиление государственной поддержки и интеграция импортозамещения в экономические и образовательные процессы позволят России защитить свои стратегические интересы и снизить зависимость от иностранных технологий, а также обеспечит развитие внутреннего рынка и создание новых рабочих мест, стимулируя внутреннее потребление. Создание конкурентоспособных продуктов, улучшение квалификации специалистов и обеспечение поддержки для проектов по разработке свободного программного обеспечения позволят России успешно конкурировать на международных рынках, предлагая высококачественные и инновационные продукты и услуги.

Литература:

  1. Указ Президента РФ «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» N 203 от 09.05.2017.
  2. Указ Президента Российской Федерации от 30.03.2022 № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации». Электронный ресурс. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203300001.
  3. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Электронный ресурс. URL: https://base.garant.ru/70643464/.
  4. Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа. Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. 2004.
  5. Изоляциони́зм — политика государственной замкнутости, политика отказа от участия в разрешении международных конфликтов.URL: https://rus-gallicismes-dict.slovaronline.com/15792-изоляционизм.
  6. Krugman, P. (1984). Import protection as export promotion: International competition in the presence of oligopoly and economies of scale. InMonopolisticCompetitionandInternationalTrade. OxfordUniversityPress.
  7. Информационные технологии. URL: https://bigenc.ru/c/informatsionnye-tekhnologii-db7a30.
  8. Программные средства. URL: https://netology.ru/glossariy/programmnye-sredstva.
  9. Программное обеспечение с открытым кодом (Open Source) в России. https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Программное_обеспечение_с_открытым_исходным_кодом_(Open_Source)_в_России.
  10. Стратегия развития программного обеспечения с открытым кодом в России. // URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Стратегия_развития_программного_обеспечения_с_открытым_кодом_в_России.
  11. Open Source Security Foundation. URL: https://openssf.org/about/.
  12. Официальный сайт организации OWASP // URL: https://owasp.org/.
  13. RuStore // URL: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/RuStore (дата обращения: 28.04.2024).
  14. Руководство по использованию RuStore для пользователей. // URL: https://www.rustore.ru/help/users/about-rustore/.
  15. Росэлторг — электронная торговая площадка //URL:https://www.roseltorg.ru/.
  16. Сбербанк-АСТ электронная торговая площадка // URL: https://www.sberbank-ast.ru/.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Российская Федерация, OWASP, программное обеспечение, процесс импортозамещения, свободное программное обеспечение, начальный уровень, разработка, сфера, технологическая независимость.


Ключевые слова

информационные технологии, программное обеспечение, импортозамещение, Российская Федерация, технологическая независимость, IT индустрия

Похожие статьи

Задать вопрос