В статье автор исследует потенциальную возможность внесения в законодательство изменений, направленных на совершенствование института доверительного управления в Российской Федерации.
Ключевые слова: доверительное управление имуществом, криптоактивы, объекты доверительного управления
В настоящий момент институт доверительного управления в системе российского права состоит из общих норм и специальных норм, устанавливающих особенности доверительного управления в отношении отдельных объектов доверительного управления.
Общие механизмы защиты прав и законных интересов учредителя доверительного управления установлены в главе 53 ГК РФ [1]. Такими механизмами выступают:
- Обязанность доверительного управляющего обособить переданное ему в управление имущество собственника.
- Обязанность доверительного управляющего проявлять должную степень заботливости о переданном ему имуществе, не допускать его утрату или повреждение.
- Право учредителя потребовать от доверительного управляющего возместить убытки, которые были причинены ненадлежащим управлением имуществом.
В специальных нормах, регулирующих доверительное управление отдельными видами имуществом, предусмотрены особые механизмы защиты.
Рассмотрим специальные механизмы защиты прав и законных интересов учредителя управления в отдельных сферах доверительного управления имуществом, где учредителем управления выступает Российская Федерация в лице уполномоченных органов, на примере сферы доверительного управления пенсионными накоплениями.
Федеральным законом от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» [2] предусмотрены требования к доверительному управляющему (управляющей компании), без соблюдения управляющая компания не допускается к управлению пенсионными накоплениями, среди них:
— обладать лицензией на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами;
— страховать риск своей ответственности, которая может возникнуть в случае нарушения договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений;
— поддерживать достаточность собственного капитала по отношению к сумме активов, находящихся в доверительно управлении в порядке, определяемом Центральным банком Российской Федерации;
— раскрывать информацию структуре и составе акционеров в порядке, определяемом Центральным банком Российской Федерации;
— не являться аффилированным лицом специализированного депозитария или его аффилированных лиц;
— утвердить в управляющей компании и неукоснительно соблюдать кодекс профессиональной этики.
В случае, если управляющая компания перестала отвечать вышеперечисленным требованиям, учредитель управления обязан расторгнуть договор доверительного управления пенсионными накоплениями.
Анализ этих положений законодательства указывает на то, что законодатель воспринимает деятельность доверительного управляющего (управляющей компании) как профессиональную и требующую особых навыков.
Вместе с тем, по общему правилу, установленному главой 53 ГК РФ, квалификационные требования к доверительному управляющего не предъявляются, а выступать им может:
— индивидуальный предприниматель;
— коммерческая организация;
— гражданин либо некоммерческая организация, в случаях, предусмотренных законом.
В качестве доверительного управляющего, не при каких условиях не может выступать:
— учреждение;
— государственный орган;
— орган местного самоуправления.
Автор полагает, что требования к личности доверительного управляющего, предусмотренные специальными нормами о доверительном управлении в отношении отдельных видов имущества, могут быть внедрены и в общие положения о доверительном управлении.
Самым важным механизмом защиты собственника имущества, по мнению автора, может выступать включение в главу 53 ГК РФ дополнительных требований к доверительному управляющему.
Потенциально, такие требования можно интегрировать из требований к доверительному управляющему из сфер доверительного управления в отношении отдельных видов имущества.
Например, такими требованиями могут выступать:
— наличие у доверительного управляющего лицензии либо специального разрешения на осуществление деятельности по управлению;
— установление порядка получения статуса доверительного управляющего, который позволяет выступать в данной роли по договорам доверительного управления, например, после прохождения определённого обучающего курса и сдачи экзамена, при этом, можно предусмотреть периодическую необходимость периодического подтверждения данных знаний (аттестаций).
— создание саморегулируемой организации (союза, ассоциации) доверительных управляющих, которые будут осуществлять общий контроль за данной деятельностью и выработку методических рекомендаций.
Помимо изложенных требований к личности доверительного управляющего, весомым механизмом защиты интересов учредителя управления (выгодоприобретателя) дополнительно может выступать обязательное требование о страховании доверительным управляющим своей ответственности.
Включение данных требований в общие требования о доверительном управлении, по мнению автора позволят:
- Обеспечить максимальную защиту интересов собственника имущества, который будет уверен в том, что управление имуществом осуществляется профессионалом с должным опытом, знаниями и квалификацией.
- Повысить общую эффективность деятельности доверительных управляющих, поскольку из рынка этих услуг будут отсеяны потенциально недобросовестные участники, которые не смогут подтвердить свою квалификацию.
- Увеличить привлекательность института доверительного управления в целом.
- Потенциальным эффектом может также послужить развитие экономики, поскольку деятельность профессиональных доверительных управляющий позволит увеличить прибыль, извлекаемую из имущества собственников, следовательно, увеличит количество налоговых поступлений в соответствующий бюджет и доходы учредителей управления (выгодоприобретателей).
Литература:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с изм. и доп. от 24 июля 2023 г., № 339-ФЗ) [Текст] // СЗ РФ. — 1996. — № 5, ст. 410; 2023. — № 31 (часть III), ст. 5765.
- Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ (с изм. и доп. от 25 декабря 2023 г., № 632-ФЗ) «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» [Текст] // СЗ РФ. — 2002. — № 30, ст. 3028; 2023. — № 1 (часть I), ст. 13.