В статье автор исследует моделирование процесса «Визуальный мерчендайзинг» и регламентацию процесса.
Ключевые слова: моделирование, бизнес-процессы, регламенты.
Актуальность темы исследования заключается в том, что процессный подход является инструментом для повышения эффективности и результативности работы организации, позволяет управлять бизнесом для повышения конкурентоспособности. Он помогает систематизировать и оптимизировать бизнес-процессы, улучшая качество управления и способствуя достижению поставленных целей. Процессный подход — это подход, при котором фокус внимания руководства организации и сотрудников направлен на бизнес-процессы, их проектирование, регламентацию, стандартизацию, постоянное совершенствование. Он рассматривает каждый шаг работы как процесс, а работу компании — как комплекс процессов, необходимых для производства товаров или услуг.
Для понимания дальнейшей работы, необходимо ввести следующие термины:
Существуют различные виды мерчендайзинга: визуальный и коммерческий.
Визуальный мерчендайзинг — это оформление торгового пространства (ТП) в соответствии с трендами, коллекциями, сезоном и актуальностью товарных групп. Основной инструмент продаж и повышение KPI-показателей. Помимо проработки ТП в рамках анализа продаж, существует и эстетическая проработка ТП. Эстетическая проработка — это оформление ТП таким образом, чтоб это соответствовало актуальным направлениям модных трендов, вызывающее эмоции, которые мотивируют потребителя на импульсивную покупку.
Коммерческий мерчендайзинг — это инструмент маркетинга, который определяет метод продажи того или иного товара, а именно составление ТП таким образом, чтоб покупатель видел товар по правилу 5Н: нужный товар в нужное время и место, в нужном количестве и по нужной цене.
Процесс «Визуальный мерчендайзинг в магазине» включает в себя комплекс мероприятий:
— составление планограммы;
— подготовка товара;
— свес товара;
— эстетическая и коммерческая проработка;
— фотоотчет для руководства.
Для дальнейшего описания процесса, необходимо выявить действия, которые в нем происходят. Операционная структура процесса, состав, последовательность операций были сформулированы при проведении свеса, представлен на рис. 1. Описывая бизнес-процессы в табличной форме, мы можем повысить эффективность обработки операций, выявить возможности для точности, а также улучшить координацию и взаимодействие между факторами процесса.
Графическая модель процесса представлена на рисунках 2, 3.
Рис. 1. Операционная структура процесса
Рис. 2. Контекстная Диаграмма процесса «Визуальный мерчендайзинг» (начало)
Рис. 3. Декомпозиция процесса «Визуальный мерчендайзинг» (окончание)
Необходимые разделы для инструкции на процесс «Визуальный мерчендайзинг в магазине»:
1. Цели. Целью данной инструкции является организация процесса «Визуальный мерчендайзинг» в точке розничной торговле (магазине).
2. Область применения. Данная инструкция на процесс регламентирует процесс «Визуальный мерчендайзинг» для розничной торговли. Инструкция на процесс применяется во всех точках розничной торговле. Инструкция на процесс применяется для постоянного улучшения деятельности точек розничной торговли компании, для удовлетворенности потребителей, сотрудников точек розничной торговли, сотрудников офиса компании, управляющих визуальным мерчендайзингом в розничной торговле.
3. Нормативные ссылки.
4. Термины, определения, сокращения.
5. Ответственность.
6. Описание процесса. Указана краткая информация о процессе, вставлены контекстная диаграмма и декомпозиция процесса.
7. Подпроцессы. Описание подпроцессов.
Процесс регламентирован полностью по операциям, с описанием действий и необходимых руководств. Регламентация процесса позволяет более грамотно выстроить работу над процессом, управлять им, знать зоны ответственности и необходимые ресурсы. Процессный подход — это прогрессивный шаг для развития бизнеса, это способ управлять действиями, которые приносят прибыль, выискивать узкие места и грамотно просчитывать риски.
Литература:
- Мишура Л. Г., Васильева Ю. В., Абдураимова Н. О. Описание рисков при регламентации бизнес-процессов предприятия //Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2020. №. 4. 77 с.
- Репин В. В. Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. 512 с.
- Новаторов Э. В., Щербачук В. П. Визуальный мерчандайзинг как эффективный маркетинговый инструмент для увеличения продаж в розничной торговле //Маркетинг услуг, 2019. №. 1. С. 68–75.