В статье авторы исследуют способы мотивирования сотрудников на предприятиях общественного питания.
Ключевые слова: мотивация персонала, стиль управления, система мотивации.
Сегодня, когда в мире активно происходят процессы информатизации и автоматизации человеческого труда, изменяется его содержание, а также меняется роль мотивации и стимулирования труда работников предприятий. Для большого количества людей тяжелый труд перестал являться необходимым средством для выживания, так как появление новых технологий значительно облегчило быт человека. Однако, теперь перед работодателями появилась задача по созданию дополнительных способов стимулирования и мотивирования своих сотрудников, которые побуждали бы их к повышению производительности и эффективному труду. Поэтому, для того чтобы предприятие увеличивало прибыль, руководителю следует организовывать рабочий процесс так, чтобы сотрудники работали на предприятии с удовольствием и не хотели скорее покинуть свое рабочее место.
Актуальность данного исследования обусловлена развитием рынка быстрого питания и необходимостью формирования в структуре предприятия качественной системы стимулирования рабочего труда, способствующей повышению производительности, увеличению выручки и максимизации прибыли.
Изучением проблем мотивации в российской науке занимались такие исследователи как С. А. Шапиро, А. П. Егоршин, А. Н. Леонтьев, В. А. Ядов, Е. П. Ильин, А. Я. Кибанов, В. Г. Асеев, и другие. Среди зарубежных авторов можно выделить Д. Клеланда, развившего теорию потребности достижений, А. Маслоу, создавшего пирамиду потребностей, Дж. Аткинсона, основавшего концепцию трудовой деятельности.
Основанная цель работы заключается в раскрытии сущности мотивации труда на основе системы мотивации персонала ООО «Вкусно — и точка».
Для реализации цели были поставлены и решены следующие задачи:
— рассмотреть понятие «мотивация»;
— проанализировать действующую систему мотивации сотрудников на предприятии;
— разработать предложения по усовершенствованию существующей системы мотивации ООО «Вкусно — и точка»;
— сформировать список используемых источников.
Для сбора информации были задействованы такие базы данных как «ЮРАЙТ», «ZNANIUM», «ELIBRARY», «CYBER.LENINKA», а также научные работы отечественных и зарубежных авторов.
Объектом данной работы является компания «Вкусно — и точка».
В качестве предмета исследования рассматривается система мотивации персонала.
Научная новизна исследования состоит в разработке рекомендаций, направленных на рост трудовой мотивации среди сотрудников ПБО.
Под понятием «мотивация» понимается процесс побуждения себя и других к определенной деятельности, направленной на достижение личных целей или целей организации.
Основными задачами мотивации персонала являются:
— привлечение персонала в организацию;
— административная эффективность и простота;
— сохранение сотрудников в организации и обеспечение их лояльности;
— стимулирование производительного поведения сотрудников.
Говоря о мотивации сотрудников на предприятии, можно сказать, что на сегодняшний день существует ряд теорий, которые описывают механизмы трудовой мотивации. Так, одной из самых распространенных теорий является теория «Z» Уильяма Оучи, разработанная в 1981 году и основанная на совмещении американского и японского стилей управления персоналом (таблица 1).
Таблица 1
Стили управления по У. Оучи
Американский стиль управления |
Стиль управления « Z » |
Японский стиль управления |
|
Наем |
Кратковременный |
Долговременный |
Пожизненный |
Оценка и продвижение |
Количественное и быстрое |
Качественное и медленное |
Качественное и медленное |
Карьера |
С узкой специализацией |
С умеренной специализацией |
С широкой специализацией |
Механизм контроля |
Ясный и формальный |
Неясный и неформальный |
Неясный и неформальный |
Принятие решений |
Индивидуальное |
Групповое и консенсусное |
Групповое и консенсусное |
Ответственность |
Индивидуальная |
Индивидуальная |
Групповая |
Интерес к человеку |
Узкий |
Широкий |
Широкий |
Объединив американский и японские стили управления, Оучи создал теорию, в которой отразил алгоритм развития организации: прежде всего устанавливаются доверительные отношения между менеджером и работником, затем необходимо активизировать творческое решение к труду методом группового участия в приеме решений, и, в конечном итоге, сформировать коллективную ответственность за принятие решений. Так же он отметил, что в управлении компанией важным является не само решение, а то, насколько люди информированы и в какой степени они готовы это решение поддерживать.
Для создания системы мотивации для компании «Вкусно — и точка» необходимо рассмотреть ее деятельность. Данная компания является относительно молодым рестораном быстрого питания, которая открылась 12 июня 2022 года в стенах закрывшегося ранее «McDonald’s», чей бизнес в России был полностью продан российскому предпринимателю Алексею Говору. На сегодняшний день компания насчитывает более 860 предприятий и представлена в 64 субъектах РФ [1].
Для анализа существующей системы мотивации во «Вкусно — и точка» было проведено анкетирование персонала, участие в котором приняло 17 работников. В результате анкетирования был выявлено что в организации наблюдаются различные сложности: сотрудники сталкиваются с повышенными рабочими нагрузками и стрессом, разрывом между ожидаемым уровнем зарплаты и фактическими усилиями, отсутствием стремления к долгосрочной работе в компании, а также нехваткой программ для физического и психологического здоровья.
Выявленные выше проблемы влияют на уровень мотивирования работников на предприятии. Для их решения ООО «Вкусно и точка» предлагается провести следующие мероприятия:
— привлечение сотрудников к ежегодным празднованиям;
— формирование благоприятного климата в коллективе;
— получение конструктивной обратной связи;
— награждение лучших сотрудников месяца абонементами спортивно-оздоровительных услуг;
— введение системы KPI и др.
На разработку системы мотивации сотрудников предприятию потребуется 518 млн. руб. Этапы внедрения данной системы обозначены в таблице 2.
Таблица 2
Этапы внедрения системы стимулирования
№ |
Этап |
Продолжительность этапа |
1 |
Презентация новой системы ассистенту и директору |
3 дня |
2 |
Подготовка и утверждение необходимых документов о принятии новой системы |
7 дней |
3 |
Подготовка финансовых ресурсов для реализации системы |
6 дней |
4 |
Ознакомление менеджеров, инструкторов и работников с новой системой |
7 дней |
5 |
Анализ итогов реализации системы |
Через 1–3 месяца |
6 |
Корректировка системы |
По мере необходимости |
Таким образом, внедрение предложенных мероприятия и вариантов стимулирования мотивации сотрудников займет приблизительно 23 дня. Данная система сможет привести к повышению качества продукции и услуг, что в конечном итоге благоприятно скажется на конкурентоспособности компании
Так, на основании всего вышесказанного, можно сказать, что главным фактором повышения уровня эффективности управления сотрудниками является построение грамотной системы мотивации работников, формирование у них заинтересованности в трудовой деятельности и использование как материальных, так и нематериальных методов стимулирования.
Литература:
- «Вкусно — и точка» подводит итоги первого года работы // vkusnoitochka.ru: сайт. — URL: https://vkusnoitochka.ru/articles/news/results-first-year (дата обращения: 21.12.2023)
- Рослик, К. С. Основные теории и модели мотивации персонала / К. С. Рослик. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 228–231. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81510/ (дата обращения: 19.06.2024).
- Полякова, A. Мотивация персонала: как получить максимум эффективности от каждого сотрудника / A. Полякова. — Текст: электронный // Bitcop: [сайт]. — URL: https://bitcop.ru/blog/motivacija-personala-kak-poluchit-maksimum-jeffektivnosti (дата обращения: 19.05.2024).