В статье рассматривается экспериментальное исследование эффективности использования приемов эйдетики как способа формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку. Дается краткая характеристика каждого этапа исследования (констатирующий, формирующий, контрольный).
Ключевые слова: английский язык, лексические навыки, начальный этап, эйдетика, экспериментальное исследование, этапы исследования.
В эксперименте приняло участие 16 обучающихся. С целью определения эффективности использования приемов эйдетики в процессе формирования лексических навыков обучающихся на начальном этапе обучения английскому языку, было реализовано три этапа экспериментального исследования:
– констатирующий этап эксперимента (определение уровня сформированности лексических навыков);
– формирующий этап эксперимента (внедрение и применение приемов эйдетики);
– контролирующий этап эксперимента (определение динамики).
- Констатирующий этап эксперимента — это этап, который позволяет выявить уровень сформированности навыков обучающихся на момент обучения, провести диагностирующие исследования (анкетирование, наблюдение). Этот этап эксперимента проводится в начале исследования с целью выявления как положительных, так и отрицательных сторон изучаемой проблемы [3, c. 10].
На констатирующем этапе эксперимента контролировались лексические навыки обучающихся начального этапа. Целью данного этапа являлось выявление уровня сформированности лексических навыков обучающихся на начальном этапе обучения английскому языку.
Этапы работы констатирующего эксперимента включали:
– анализ аутентичного учебно-методического комплекса «Big English 2»;
– разработка заданий для диагностики (контроля) лексических навыков;
– проведение диагностической работы;
– анализ и описание полученных результатов.
Каждый обучающийся получил определенное количество баллов, которые были переведены в оценку по пятибалльной шкале.
На рисунках 1–3 наглядно изображены результаты диагностирующего исследования на предэкспериментальном этапе с целью последующего сравнения с результатами выполненных заданий на постэкспериментальном этапе.
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Результаты показали, что обучающиеся обладают недостаточно сформированным уровнем лексических навыков, соответственно требуют целенаправленной комплексной работы по устранению «пробелов» в знаниях.
Полученные выводы свидетельствуют о том, что использование приемов эйдетики является возможным для улучшения знаний обучающихся и улучшения образовательной обстановки.
- Формирующий этап эксперимента — это этап, который подразумевает под собой планирование и реализацию экспериментального исследования с учетом цели, поставленных задач и планируемых результатов. Формирующий эксперимент направлен, прежде всего, на выявление причин и условий протекания процессов [1, с. 96].
Главная цель формирующего этапа эксперимента состоит в том, чтобы разработать и апробировать комплекс упражнений и конспекты уроков с использованием приемов эйдетики с учетом полученных результатов на констатирующем этапе, и тем самым, подтвердить эффективность использования этих приемов как способ формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку.
Для достижения поставленной цели в рамках реализации экспериментального исследования были разработаны авторские упражнения и комплекс уроков, апробированные на базе образовательного учреждения.
В ходе формирующего эксперимента нам предстояло решить следующие задачи:
– спланировать содержание упражнений и уроков с использованием приемов эйдетики;
– разработать авторские упражнения и комплекс уроков, направленных на формирование лексических навыков;
– апробировать разработанные авторские упражнения и комплекс уроков;
– проанализировать и описать полученные результаты;
– подвести итоги.
Материал формирующего эксперимента включал в себя языковой материал на основе аутентичного учебно-методического комплекса «Big English 2», а также разработанные авторские упражнения и комплекс уроков, которые использовались субъектами образовательного процесса для формирования лексических навыков.
Обучающиеся проявляли высокий интерес к выполнению упражнений, активно работали с материалом. Некоторые обучающиеся настолько заинтересовались заданиями, что попросили дополнительные задания. Таким образом, они смогут отработать материал уже самостоятельно и закрепить свои знания.
- Контрольный этап эксперимента — это этап, который позволяет повторно организовать диагностирующее исследование, сравнить результаты с первоначальными данными и оценить эффективность и успешность проведенного исследования. На данном этапе проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы [2, c. 236].
Для того, чтобы проверить сформированность лексических навыков обучающихся и эффективность использования приемов эйдетики, нами был проведен постэкспериментальный срез.
Этапы контрольного эксперимента включали:
– проведение контроля на определение уровня сформированности лексических навыков;
– подведение итогов с описанием результатов контрольного этапа, сравнение результатов констатирующего этапа и контрольного этапа после использования приемов эйдетики.
Материал контрольного эксперимента включал диагностическую работу, направленную на проверку улучшения и повышения лексических навыков.
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
На рисунках 4–6 наглядно изображены результаты диагностирующего исследования на постэкспериментальном этапе с целью последующего сравнения с результатами на предэкспериментальном этапе.
По результатам повторного диагностирования обучающихся можно сделать вывод о том, что показатели стали выше, что свидетельствует повышению уровня сформированности лексических навыков обучающихся.
На данном этапе эксперимента нами также был проведен сравнительный анализ результатов предэкспериментального и постэкспериментального срезов. Анализируя полученные данные, мы можем проследить положительную динамику в формировании навыков.
Таким образом, исходя из результатов нашего экспериментального исследования, можно сделать вывод о том, что использование приемов эйдетики способствует эффективному и успешному формированию лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку.
Стоит отметить, что, помимо формирования лексических навыков, приемы эйдетики способствовали повышению интереса к обучению и положительному настрою к учебной деятельности в целом, так как она представляет собой увлекательный и разнообразный учебный процесс.
Литература:
- Ардашева А. Л. Формирующий эксперимент как один из основных методов педагогической психологии / А. Л. Ардашева. — Текст: непосредственный // Экономика и социум. — 2017. — № 11. — С. 94–97.
- Верещагина Л. С. Организация педагогического эксперимента / Л. С. Верещагина, С. С. Орехова, О. А. Шумакова. — Текст: непосредственный // Экономика и социум. — 2018. — № 8. — С. 235–237.
- Кротов В. М. Методика организации и проведения педагогического эксперимента / В. М. Кротов. — Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2008. — 92 c. — Текст: непосредственный.