Экспериментальное исследование эффективности использования приемов эйдетики как способа формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (524) июнь 2024 г.

Дата публикации: 24.06.2024

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Александрова, А. А. Экспериментальное исследование эффективности использования приемов эйдетики как способа формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку / А. А. Александрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 25 (524). — С. 395-398. — URL: https://moluch.ru/archive/524/115876/ (дата обращения: 17.07.2024).



В статье рассматривается экспериментальное исследование эффективности использования приемов эйдетики как способа формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку. Дается краткая характеристика каждого этапа исследования (констатирующий, формирующий, контрольный).

Ключевые слова: английский язык, лексические навыки, начальный этап, эйдетика, экспериментальное исследование, этапы исследования.

В эксперименте приняло участие 16 обучающихся. С целью определения эффективности использования приемов эйдетики в процессе формирования лексических навыков обучающихся на начальном этапе обучения английскому языку, было реализовано три этапа экспериментального исследования:

– констатирующий этап эксперимента (определение уровня сформированности лексических навыков);

– формирующий этап эксперимента (внедрение и применение приемов эйдетики);

– контролирующий этап эксперимента (определение динамики).

  1. Констатирующий этап эксперимента — это этап, который позволяет выявить уровень сформированности навыков обучающихся на момент обучения, провести диагностирующие исследования (анкетирование, наблюдение). Этот этап эксперимента проводится в начале исследования с целью выявления как положительных, так и отрицательных сторон изучаемой проблемы [3, c. 10].

На констатирующем этапе эксперимента контролировались лексические навыки обучающихся начального этапа. Целью данного этапа являлось выявление уровня сформированности лексических навыков обучающихся на начальном этапе обучения английскому языку.

Этапы работы констатирующего эксперимента включали:

– анализ аутентичного учебно-методического комплекса «Big English 2»;

– разработка заданий для диагностики (контроля) лексических навыков;

– проведение диагностической работы;

– анализ и описание полученных результатов.

Каждый обучающийся получил определенное количество баллов, которые были переведены в оценку по пятибалльной шкале.

На рисунках 1–3 наглядно изображены результаты диагностирующего исследования на предэкспериментальном этапе с целью последующего сравнения с результатами выполненных заданий на постэкспериментальном этапе.

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Результаты показали, что обучающиеся обладают недостаточно сформированным уровнем лексических навыков, соответственно требуют целенаправленной комплексной работы по устранению «пробелов» в знаниях.

Полученные выводы свидетельствуют о том, что использование приемов эйдетики является возможным для улучшения знаний обучающихся и улучшения образовательной обстановки.

  1. Формирующий этап эксперимента — это этап, который подразумевает под собой планирование и реализацию экспериментального исследования с учетом цели, поставленных задач и планируемых результатов. Формирующий эксперимент направлен, прежде всего, на выявление причин и условий протекания процессов [1, с. 96].

Главная цель формирующего этапа эксперимента состоит в том, чтобы разработать и апробировать комплекс упражнений и конспекты уроков с использованием приемов эйдетики с учетом полученных результатов на констатирующем этапе, и тем самым, подтвердить эффективность использования этих приемов как способ формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку.

Для достижения поставленной цели в рамках реализации экспериментального исследования были разработаны авторские упражнения и комплекс уроков, апробированные на базе образовательного учреждения.

В ходе формирующего эксперимента нам предстояло решить следующие задачи:

– спланировать содержание упражнений и уроков с использованием приемов эйдетики;

– разработать авторские упражнения и комплекс уроков, направленных на формирование лексических навыков;

– апробировать разработанные авторские упражнения и комплекс уроков;

– проанализировать и описать полученные результаты;

– подвести итоги.

Материал формирующего эксперимента включал в себя языковой материал на основе аутентичного учебно-методического комплекса «Big English 2», а также разработанные авторские упражнения и комплекс уроков, которые использовались субъектами образовательного процесса для формирования лексических навыков.

Обучающиеся проявляли высокий интерес к выполнению упражнений, активно работали с материалом. Некоторые обучающиеся настолько заинтересовались заданиями, что попросили дополнительные задания. Таким образом, они смогут отработать материал уже самостоятельно и закрепить свои знания.

  1. Контрольный этап эксперимента — это этап, который позволяет повторно организовать диагностирующее исследование, сравнить результаты с первоначальными данными и оценить эффективность и успешность проведенного исследования. На данном этапе проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы [2, c. 236].

Для того, чтобы проверить сформированность лексических навыков обучающихся и эффективность использования приемов эйдетики, нами был проведен постэкспериментальный срез.

Этапы контрольного эксперимента включали:

– проведение контроля на определение уровня сформированности лексических навыков;

– подведение итогов с описанием результатов контрольного этапа, сравнение результатов констатирующего этапа и контрольного этапа после использования приемов эйдетики.

Материал контрольного эксперимента включал диагностическую работу, направленную на проверку улучшения и повышения лексических навыков.

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

На рисунках 4–6 наглядно изображены результаты диагностирующего исследования на постэкспериментальном этапе с целью последующего сравнения с результатами на предэкспериментальном этапе.

По результатам повторного диагностирования обучающихся можно сделать вывод о том, что показатели стали выше, что свидетельствует повышению уровня сформированности лексических навыков обучающихся.

На данном этапе эксперимента нами также был проведен сравнительный анализ результатов предэкспериментального и постэкспериментального срезов. Анализируя полученные данные, мы можем проследить положительную динамику в формировании навыков.

Таким образом, исходя из результатов нашего экспериментального исследования, можно сделать вывод о том, что использование приемов эйдетики способствует эффективному и успешному формированию лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку.

Стоит отметить, что, помимо формирования лексических навыков, приемы эйдетики способствовали повышению интереса к обучению и положительному настрою к учебной деятельности в целом, так как она представляет собой увлекательный и разнообразный учебный процесс.

Литература:

  1. Ардашева А. Л. Формирующий эксперимент как один из основных методов педагогической психологии / А. Л. Ардашева. — Текст: непосредственный // Экономика и социум. — 2017. — № 11. — С. 94–97.
  2. Верещагина Л. С. Организация педагогического эксперимента / Л. С. Верещагина, С. С. Орехова, О. А. Шумакова. — Текст: непосредственный // Экономика и социум. — 2018. — № 8. — С. 235–237.
  3. Кротов В. М. Методика организации и проведения педагогического эксперимента / В. М. Кротов. — Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2008. — 92 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, использование приемов эйдетики, лексический навык обучающихся, начальный этап обучения, комплекс уроков, навык, этап, констатирующий этап эксперимента, формирующий эксперимент, эффективность использования приемов эйдетики.


Похожие статьи

Задать вопрос