Нейродидактические приемы обучения лексике на начальном этапе обучения (английский язык, общеобразовательная школа) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (464) апрель 2023 г.

Дата публикации: 26.04.2023

Статья просмотрена: 258 раз

Библиографическое описание:

Дзюба, Д. А. Нейродидактические приемы обучения лексике на начальном этапе обучения (английский язык, общеобразовательная школа) / Д. А. Дзюба, С. С. Сидорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 17 (464). — С. 92-95. — URL: https://moluch.ru/archive/464/101948/ (дата обращения: 22.12.2024).



Нейродидактические методы играют важную роль в эффективности изучения иностранного языка. Предыдущие исследования включают в себя широкий спектр углубленных тематических исследований нейродидактических методов в обучении языку. Тем не менее, мало исследований посвящено обучению лексике иностранного языка с применением нейродидактики. Таким образом, это исследование направлено на разработку стратегий обучения английской лексике на основе нейродидактических методов и предлагает способы разработки материалов для уроков, которые могут быть разработаны в соответствии с ними. В этом исследовании также анализируются существующие методы и подходы в преподавании английского языка (ELT), чтобы определить, включают ли они принципы нейродидактики в следующих областях: запоминание новой английской лексики, улучшение метапредметных результатов и лексических навыков. Результаты исследования свидетельствуют о том, что применение нейродидактических методов улучшает навыки памяти учащегося и, следовательно, способствует запоминанию новой лексики. Результаты исследования могут быть полезны при разработке и адаптации лексических упражнений.

Ключевые слова: нейродидактика, подходы и методы в обучении языкам, ELT, английская лексика, лексические навыки.

В настоящее время преподавание иностранных языков и, в частности, английского, является достаточно гибкой областью, в которой постоянно появляются новые направления, приемы, подходы и методы. Очевидно, что изменения в преподавании английского языка (ELT) происходят в связи с происходящими в мире процессами глобализации, которые дают возможность людям делиться своими знаниями и навыками с другими.

В 20 веке появилась новая наука нейродидактика, повлекшая за собой ряд положительных изменений в системе образования. Термин был введен в 1988 году немецким лингвистом Герхардом Прейссом [7; 8]. Эта наука возникла как междисциплинарная область, берущая начало в медицине. Нейродидактика пересекается с дидактикой, педагогикой и психологией. В рамках нейродидактики исследователи разрабатывают стратегии эффективного обучения, которые формируются на основе последних достижений в области исследования мозга. Таким образом, ключевым принципом нейродидактики является рассмотрение особенностей мозговой деятельности в процессе обучения, что предопределяет активную роль учащихся, повышая их успеваемость.

Научное наследие российских [1; 2; 3; 4] и зарубежных [5; 6; 7; 8; 9]ученых позволяет проследить развитие нейродидактики, ее трансформации и влияния на преподавание и изучение иностранных языков. Нейродидактика значительно увеличивает и улучшает качество этих процессов, на которые влияют разные стили обучения, методы, реакции на стресс и разный объем памяти целевых учащихся [9]. Например, нейродидактика позволяет учащимся пополнять свой словарный запас с помощью трех стратегий (чередование, поисковая практика, интервальная практика), которые можно отразить в упражнениях на запоминание новой лексики. Используемые, например, в рамках диалога, эти стратегии способствуют закреплению целевой лексики в мозгу учащегося [3].

Следовательно, считается, что осознание концептуальных нейродидактических основ, а также их эффективное использование могут иметь положительные результаты в обучении английскому языку. Предполагается, что это может помочь студентам улучшить свои лексические навыки, повысить их мотивацию, что, в свою очередь, может повлиять на дальнейший интерес к учебному процессу. Более того, использование нейродидактических методов может решить проблему языкового барьера и повысить самостоятельность учащихся [9]. Также стоит подчеркнуть, что нейродидактика при совместном использовании с интерактивными методами обучения дает возможность формировать познавательную, коммуникативно-развивающую и социально-ориентированную стороны образовательного процесса. Они позволяют учителю достичь набора целей обучения за более короткий период времени и с более высоким качеством материалов.

Хотя некоторые исследователи рассматривали использование нейродидактических методов в обучении английскому языку в целом и лексике в частности, исследования, посвященные этому, весьма ограничены. Более того, существующие исследования не дают практических указаний о том, как внедрить нейродидактику в лексические упражнения.

Таким образом, целью исследования является разработка стратегий обучения лексической стороне английского языка на основе нейродидактических методов. Практическая значимость исследования заключается в разработанных методиках и приемах, которые можно использовать на уроках английского языка в начальной школе.

Исследование направлено на определение стратегий, с помощью которых нейродидактические методы могут быть применены при обучении лексике студентов начального уровня. Этот раздел посвящен описанию условий исследования, а также качественных методов и процедур, используемых в нем.

Настоящее исследование реализует качественные методы и включает четыре этапа: планирование урока, проведение урока, проведение опроса и написание методических указаний. Центральным методом исследования является эксперимент. Было решено провести эксперимент с группой из 6 учащихся начальных классов 5-го класса, а в качестве целевого дидактического материала использовалась лексика, взятая из раздела «Каникулы» в учебнике «Starlight 5» Вирджинии Эванс (2010). Также стоит отметить, что за лексическую основу были взяты также две предыдущие единицы («Транспорт» и «Еда»), чтобы доказать эффективность одного из нейродидактических приемов.

Во-первых, для исследования были выбраны три нейродидактических метода (интервальное повторение (spaced repetition), практика поиска (retrieval), чередование(interleaving) и общепринятые стратегии обучения (ознакомление, обучение, применение). Используя эти стратегии, лексические упражнения в блоке «Праздники» были изменены таким образом, чтобы они соответствовали принципам нейродидактического метода. Кроме того, были разработаны упражнения с лексическими единицами из двух предыдущих блоков («Транспорт» и «Еда»). Принципиально важно отметить, что интервальное повторение, поиск, чередование считаются наиболее эффективными [9]: они повышают мотивацию учащихся на уроке, улучшают наглядность и доступность нового материала для понимания на уроке. Кроме того, эти нейродидактические методы обеспечивают длительное запоминание иностранной лексики и развитие практических навыков речи.

Затем модифицированные задания были организованы в 5 лексических планов уроков в соответствии с подходом Презентация-Практика-Производство (PPP). Планы были организованы в соответствии с традиционным планом урока, используемым в ELT, что означает, что он включал этапы разминки, введения, презентации, практики, производства и последующих действий. Упомянутые выше приемы (интервальное повторение (spaced repetition), практика поиска (retrieval), чередование (interleaving) применялись отдельно на первых трех уроках, а в комплексе на последних двух уроках английского языка.

Во-вторых, было проведено 5 уроков, чтобы понять, как эти нейродидактические методики работают на практике. Используя метод наблюдения, настоящее исследование делало заметки о том, как учащиеся подходили к новым элементам словарного запаса. На заключительном уроке для студентов была организована «мозговая атака», в которой участвовал каждый студент. Каждый из учащихся должен был написать выражение, используя новую лексику по теме «Праздники» со лексикой двух предыдущих уроков («Транспорт» и «Еда»). Команда, назвавшая больше всего неповторяющихся выражений, получила за урок оценку «отлично».

В-третьих, в конце заключительного урока студентам было предложено оставить отзыв в формах Google, который также использовался в качестве аналитического материала в настоящем исследовании. Опрос состоял из 20 вопросов, как закрытых, так и открытых, которые были разработаны таким образом, чтобы заставить студентов задуматься о своем опыте. Используя данные опроса, в настоящем исследовании были обозначены плюсы и минусы каждой нейродидактической процедуры, используемой в классе, с точки зрения целевых студентов, и представлены в таблице.

Наконец, исследование предложило набор рекомендаций по применению нейродидактики в обучении лексике. Чтобы сделать их практически ориентированными, были добавлены модифицированные лексические выдержки из Starlight 5.

Настоящее исследование посвящено поиску эффективных нейродидактических методов, которые помогут студентам изучать и использовать лексику английского языка. Данная работа дает возможность скорректировать и переосмыслить общепринятые методики обучения в рамках нейродидактического подхода.

В исследовании предполагается, что наблюдения, сделанные в ходе эксперимента, и отзывы студентов покажут, что метод чередования (interleaving) является одним из самых эффективных. Считается, что это связано с тем, что он заставляет мозг студентов работать быстрее из-за одновременного повторения и использования нескольких предыдущих тем в сочетании с новой. Важно отметить, что в целом метод чередования (interleaving) помогает учащимся повторить ранее изученный материал и закрепить его с помощью нового визуального (раздаточный материал, карточки), что в дальнейшем может помочь им в качестве ассоциативного представления.

Что касается других методов, то, предположительно, методы интервального повторения (spaced repetition), практики поиска (retrieval) будут работать более эффективно в сочетании с методом чередования (interleaving). Если рассматривать метод интервального повторения (spaced repetition), то он может помочь учителю четко определить время, необходимое для проверки домашнего задания или обзора пройденного материала. Более того, этот метод, при котором изучение новой лексики происходит порционно, с отработкой в упражнениях или фотокарточках, кажется похожим на упражнения “drilling”, которые часто используются при обучении лексике. Еще одним преимуществом интервального повторения считается закрепление материала. Используя этот метод, учитель может отложить в сторону карточки, которые трудно запомнить, и дать задание потренироваться дома с этой лексикой. Новая лексика, изученная на уроке, должна быть закреплена в конце урока в рамках монолога, дискуссии или диалога. Что касается метода практики поиска(retrieval), то считается, что он помогает учителю проверить усвоение новой лексики, которую следует отрабатывать в начале и в конце урока.

Кроме того, ожидается, что наблюдения и отзывы учащихся в ходе эксперимента докажут, что использование нейродидактики повышает их вовлеченность и мотивацию.

Результаты данного исследования будут полезны для сферы преподавания английского языка (ELT). Преподаватели могут использовать их для разработки своих материалов таким образом, чтобы обеспечить усвоение и запоминание нового материала, самостоятельное обучение и формирование языковых навыков.

Учитывая ограничения исследования, можно выделить только фокус на лексике. В дальнейших исследованиях можно рассмотреть другие языковые навыки, которым можно обучать с помощью нейродидактики.

В данном исследовании был проведен анализ нейродидактики и была описана история данной наук, указаны ее основные принципы. Хотя в существующих исследованиях был сделан обзор внедрения нейродидактики в преподавание английского языка (ELT), ученые в основном определяли ее теоретические цели и потенциальные преимущества. Поэтому целью исследования было показать, как нейродидактические методы могут быть использованы на практике в преподавании английского языка.

В ходе эксперимента, проведенного в группе учащихся 5-го класса, нейродидактика оказалась эффективным методом обучения лексическому аспекту английского языка. Среди нейродидактических стратегий наиболее эффективным оказался метод чередования (interleaving).

Процедуры модификации, наблюдения и отзывы, полученные в результате настоящего исследования, могут послужить практической основой для дальнейших исследований. Более того, учителя, репетиторы и преподаватели могут использовать полученные результаты в качестве примера того, как разрабатывать лексические материалы с использованием нейродидактики.

Литература:

  1. Барышников, Н. В. Методика обучения второму иностранному языку в школе / Н. В. Барышников. — М.: Просвещение, 2003. — Текст: непосредственный.
  2. Ситнов, Ю. А. Коммуникативно-когнитивный подход к развитию грамматической компетенции студентов-лингвистов (на материале сложных грамматических явлений испанского языка): дис.... доктора педагогических наук: 13.00.02 /Ю. А. Ситнов. Пятигор. гос. лингвист. ун-т. — Пятигорск, 2005. — Текст: непосредственный.
  3. Шамов, А. Н. Когнитивный подход к обучению лексике: моделирование и реализация: монография / А. Н. Шамов. — Н. Новгород: Изд-во НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2006. — Текст: непосредственный.
  4. Щепилова, А. В. Коммуникативно-когнитивный подход к обучению французскому языку как второму иностранному. Теоретические основы /А. В. Щепилова. — М.: Центр «Школьная книга». 2003. — Текст: непосредственный.
  5. Friedrich, G. & Preiß, G. Neurodidaktik. Bausteine für eine Brückenbildung zwischen Hirnforschung und Didaktik. In: Pädagogische Rundschau. — 2003. — № 57. — S. 181–199.
  6. Jensen, E. P. Brain-Based Learning: Teaching the Way Students Really Learn. — NY: Corwin, 2020.
  7. Preiß, G. Neurodidaktik. Ein notwendiger Beitrag zur Didaktik des Jahres 2000. Kurzfassung eines Vortrags am 12.10.1992 in Trossingen zur Hauptschulwoche Baden-Württemberg ”Hauptschule schafft Zukunft“. In: Lehren & lernen, Jg. 19, H. 6, 1993, S. 40–45.
  8. Preiß, G. Neurodidaktik: Theoretische und praktische Beiträge. — Centaurus-Verl.-Ges., 1996.
  9. Sabitzer, B. Neurodidactics: Brain-Based Ideas for ICT and Computer Science Education. The International Journal of Learning. — 2011. — V.18. — № 2. — pp. 168–169.
Основные термины (генерируются автоматически): ELT, английский язык, интервальное повторение, лексика, метод чередования, урок, английская лексика, запоминание новой, практик поиска, ходя эксперимента.


Ключевые слова

лексические навыки, английская лексика, нейродидактика, подходы и методы в обучении языкам, ELT

Похожие статьи

Коммуникативный метод обучения французскому языку в университете

Французский язык является иностранным языком в Узбекистане, и его преподавание и изучение не могут проходить так же, как овладение первым или вторым языком. Чтобы иметь возможность взаимодействовать с носителями языка в реальном повседневном общении,...

Влияние тематической дискуссии, ролевой игры и метода «вопрос — ответ» на эффективное применение устойчивых выражений при развитии навыков говорения на уроках английского языка в средней школе

В данной научно-практической статье содержится информация об исследовании, направленном на изучение различных активных методов выявление наиболее эффективного из них для применения на уроках английского языка в средней школе. Исследование урока было ...

Эффективность использования метода «перевернутый класс» в преподавании английского языка как иностранного

Статья посвящена изучению вопроса эффективности использования метода «Перевернутый класс» в преподавании английского языка. В материале рассматривается как метод «Перевернутый класс» воздействует на учеников разных возрастов, а также ставится под воп...

Специфика учебных пособий по английскому языку для специалистов PR

На данный момент существует достаточно большое количество учебных пособий, предназначенных для будущих профессионалов по связям с общественностью. Проведённый анализ выявил, что абсолютное большинство пособий содержат тексты профессиональной направле...

Понятие игровых методов обучения и их основные преимущества в обучении грамматике

В статье исследуются игровые методы обучения, которые включают в себя игры и ролевые симуляции, способствующие преодолению трудностей в обучении и развитию коммуникативных навыков. Рассматриваются различные типы игр, их классификация по целям и функц...

Психолого-педагогические условия преодоления трудностей в процессе изучения письма в начальной школе (на примере Гвинеи)

В статье представлен анализ методов обучения письму и чтению в начальной школе на примере школ Гвинеи. Результаты не показывают различий в производительности между полами в новых тестах на понимание, что согласуется с исследованиями других авторов, к...

Развитие коммуникативных навыков у детей с неродным русским языком: вызовы и стратегии

Современный языковой ландшафт общества становится все более разнообразным, с многими детьми, вырастающими в средах, где русский язык не является их родным. Настоящая статья исследует развитие коммуникативных навыков у таких детей, фокусируясь на проб...

Опыт применения кейс-метода в тьюторском сопровождении учащихся 9–11-х классов на уроках русского языка и литературы

Кейс-метод является технологией обучения, востребованной в области изучения гуманитарных дисциплин — экономики, юриспруденции, медицины, но практически не применяемой в деятельности преподавателей русского языка и литературы. В данной статье описывае...

Применение стратегии предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) для формирования и развития понятийного мышления на уроках истории

В данной статье рассматривается проблема обучения учащихся второму языку (русскому) через применение одной из стратегий технологии CLIL. Инструменты данной технологии используются для формирования понятийного мышления учащихся на уроках всемирной ист...

Искусственный интеллект как актуальный тренд содержания обучения информатике в условиях цифровизации

В данной статье рассматривается актуальная проблема поиска новых направлений для развития обучения искусственному интеллекту в условиях современных цифровых технологий. Авторы статьи кратко описывают основные технологии на основе искусственного интел...

Похожие статьи

Коммуникативный метод обучения французскому языку в университете

Французский язык является иностранным языком в Узбекистане, и его преподавание и изучение не могут проходить так же, как овладение первым или вторым языком. Чтобы иметь возможность взаимодействовать с носителями языка в реальном повседневном общении,...

Влияние тематической дискуссии, ролевой игры и метода «вопрос — ответ» на эффективное применение устойчивых выражений при развитии навыков говорения на уроках английского языка в средней школе

В данной научно-практической статье содержится информация об исследовании, направленном на изучение различных активных методов выявление наиболее эффективного из них для применения на уроках английского языка в средней школе. Исследование урока было ...

Эффективность использования метода «перевернутый класс» в преподавании английского языка как иностранного

Статья посвящена изучению вопроса эффективности использования метода «Перевернутый класс» в преподавании английского языка. В материале рассматривается как метод «Перевернутый класс» воздействует на учеников разных возрастов, а также ставится под воп...

Специфика учебных пособий по английскому языку для специалистов PR

На данный момент существует достаточно большое количество учебных пособий, предназначенных для будущих профессионалов по связям с общественностью. Проведённый анализ выявил, что абсолютное большинство пособий содержат тексты профессиональной направле...

Понятие игровых методов обучения и их основные преимущества в обучении грамматике

В статье исследуются игровые методы обучения, которые включают в себя игры и ролевые симуляции, способствующие преодолению трудностей в обучении и развитию коммуникативных навыков. Рассматриваются различные типы игр, их классификация по целям и функц...

Психолого-педагогические условия преодоления трудностей в процессе изучения письма в начальной школе (на примере Гвинеи)

В статье представлен анализ методов обучения письму и чтению в начальной школе на примере школ Гвинеи. Результаты не показывают различий в производительности между полами в новых тестах на понимание, что согласуется с исследованиями других авторов, к...

Развитие коммуникативных навыков у детей с неродным русским языком: вызовы и стратегии

Современный языковой ландшафт общества становится все более разнообразным, с многими детьми, вырастающими в средах, где русский язык не является их родным. Настоящая статья исследует развитие коммуникативных навыков у таких детей, фокусируясь на проб...

Опыт применения кейс-метода в тьюторском сопровождении учащихся 9–11-х классов на уроках русского языка и литературы

Кейс-метод является технологией обучения, востребованной в области изучения гуманитарных дисциплин — экономики, юриспруденции, медицины, но практически не применяемой в деятельности преподавателей русского языка и литературы. В данной статье описывае...

Применение стратегии предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) для формирования и развития понятийного мышления на уроках истории

В данной статье рассматривается проблема обучения учащихся второму языку (русскому) через применение одной из стратегий технологии CLIL. Инструменты данной технологии используются для формирования понятийного мышления учащихся на уроках всемирной ист...

Искусственный интеллект как актуальный тренд содержания обучения информатике в условиях цифровизации

В данной статье рассматривается актуальная проблема поиска новых направлений для развития обучения искусственному интеллекту в условиях современных цифровых технологий. Авторы статьи кратко описывают основные технологии на основе искусственного интел...

Задать вопрос