Ключевые слова: эмпатия, подростки, онлайн-активность, социальные навыки, общение, цифровая коммуникация, сострадание, онлайн-взаимодействие, развитие эмоционального интеллекта, виртуальная среда, психологическое благополучие, социальная адаптация, понимание.
Keywords: empathy, teenagers, online activity, social skills, communication, digital communication, compassion, online interaction, emotional intelligence development, virtual environment, psychological well-being, social adaptation, understanding.
В настоящее время интернет является неотъемлемой частью жизни большинства подростков. С развитием современных технологий и широким доступом к онлайн-ресурсам, подростки проводят все больше времени в интернете, взаимодействуя с различными типами активности, такими как социальные сети, игровые платформы, блоги и форумы. Это создает новые возможности для общения, получения информации, обмена мнениями, однако также вызывает определенные опасности и вызовы, связанные с негативным воздействием окружающей среды и рискообразующим поведением [4].
В подростковом возрасте происходит формирование личностного самоопределения и социальной идентичности подростка, ценностных и духовно-нравственных ориентиров, приобретение навыков межличностного общения, трудное накопление жизненного опыта, формирование профессионального самоопределения.
Все эти сложные процессы происходят на фоне продолжения полового созревания и перехода подростка из мира детства в мир взрослости. Это определяет высокую маргинальность личности подростка: он уже не ребенок, но еще не взрослый. Подросток стремится к новым отношениям на основе автономии и независимости. Он с трудом справляется со сложной ситуацией развития. В результате подросток противоречив в своих поступках, а также для него характерна высокая тревожность, конфликтность, психологическая неустойчивость [8].
В этот период особое значение имеют институты социализации, в первую очередь семья и школа, призванные помочь подростку справиться с возникающими проблемами и стать полноправным членом общества. В строящемся информационном обществе функции социализации подростков начинает активно брать на себя интернет [13]. Но в водовороте информационных потоков и возможностей интернета, с одной стороны, и его рисков и опасностей — с другой, трудно сориентироваться даже опытному пользователю, а подростку в его сложной жизненной ситуации — особенно.
Одной из существенных характеристик развития подростков является эмпатия, которая определяет способность переживать и понимать чувства и эмоции других людей [1]. Возникает вопрос о том, как сфера активности подростков в интернете может влиять на развитие их эмпатии.
На основе теоретического анализа был сделан вывод о том, что уровень эмпатии подростков может быть связан с их активностью в интернете. Предполагается, что разные типы активности в сети могут влиять на способность подростков сопереживать другим. Целью нашего исследования является изучение эмпатии подростков и их типов онлайн-активности. Мы стремимся выяснить, влияет ли, например, игровая активность на способность подростков понимать и разделять чувства других.
Для изучения обозначенной проблемы нами было проведено эмпирическое исследование. Его цель заключалась в проверке гипотезыотом, что у подростков с разными типами активности в интернете уровни эмпатии будут различаться.
Базой эмпирического исследования выступили общеобразовательные школы Воронежа. Опрашивались ученики 5–11 классов.
Объектом исследования выступили подростки в возрасте от 11 до 17 лет. Исследованием было охвачено 200 человек.
В исследовании использовались опросник для определения интернет-поведения и метод стандартизированного самоотчета, который реализовывался в следующих методиках:
- Опросник интернет-поведения (А. В. Ляхова)
- Методика диагностики эмпатии (И. М. Юсупова) [15].
- Методика «Диагностика уровня эмпатии» В. В. Бойко [17].
Анализируя результаты обработки данных, можно сделать вывод, что в целом, подростки выбирают разные типы интернет-активности.
Самыми востребованными среди испытуемых являются такие виды активности как: социальные сети, коммуникация в мессенджерах, просмотр видео на YouTube или других платформах и Интернет-игры.
По количеству проведенного времени в сети интернет среди подростков преобладает высокий и очень высокий уровень активности. Самый низкий показатель среди опрошенных более 15 часов в неделю. Для определения уровня эмпатии у подростков была использована методика «Диагностики эмпатии» И. М. Юсупова,которая позволила нам выделить 3 группы: испытуемые, имеющие высокий, средний и низкий уровни эмпатии. По результатам исследования выявлено, что 44 человека из выборки имеют высокий уровень эмпатии, 118 — средний уровень эмпатии и 38 — низкий уровень эмпатии.
Полученные нами данные свидетельствуют о том, что у 22 % испытуемых был выявлен высокий уровень эмпатии, который предполагает, что человек чувствителен к нуждам и проблемам окружающих, эмоционально отзывчив, общителен, быстро устанавливает контакты с окружающими и находите общий язык. 59 % продемонстрировали нормальный (средний) уровень, который предполагает, что эти люди не относятся к числу особо чувствительных лиц.
В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. 19 % — низкий уровень, который предполагает, что человек испытывает затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствует себя в большой компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся этим подросткам непонятными и лишенными смысла. Очень высокий и очень низкий уровни эмпатии не выявлены ни у одного испытуемого.
Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что подростки общеобразовательных школ города Воронеж находятся в основном на среднем уровне эмпатии. Это означает, что подростки готовы в нужный момент проявить сочувствие к тому человеку, который в этом нуждается, но при этом не стремятся всецело проникнуться его состоянием.
Результаты исследований по двум методикам («Диагностики эмпатии» И. М. Юсупова и «Диагностика уровня эмпатии» В. В. Бойко) по исследованию эмпатии у подростков соотносятся между собой, что позволяет говорить о достоверности полученных результатов.
В целом можно говорить о том, что способности к эмпатии у испытуемых по результатам данной методики находятся на допустимом уровне, однако у девушек уровень проявления эмпатии в среднем выше. Это можно объяснить особенностями социализации девочек, проявляющимися у них в конформности и поиске социального одобрения.
Для определения взаимосвязи эмпатии и типа интернет-активности, был применен коэффициент корреляции К. Пирсона. Эмпирическое значение критерия свидетельствует о наличии положительной связи между эмпатией и предпочитаемым типом интернет-активности у подростков (r = 0,60, p < 0,001).
Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что у подростков с разными типами активности в интернете уровни эмпатии будут различаться, подтвердилась.
Литература:
- Андреева М. Г. — «Эмпатия и ее роль в межличностных отношениях», Эксмо, 2020, стр. 25–40.
- Бойко В. А. — «Интернет и эмоциональная отзывчивость подростков», Центрполиграф, 2017, стр. 75–90.
- Менджерицкая Ю. А. — «Развитие эмпатии у подростков в онлайн-среде», Манн, Иванов и Фербер, 2013, стр. 45–60.
- Фриндт В. — «Интернет и развитие эмпатии у подростков», КоЛибри, 2008, стр. 70–85.
- Юсупов И. М. Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии/ И. М. Юсупов, Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. — М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.153–156
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д. Я. — Самара, 2001. С.486–490.