Определение понятия «лес» в российской правовой доктрине | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №24 (523) июнь 2024 г.

Дата публикации: 13.06.2024

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Елиневич, М. А. Определение понятия «лес» в российской правовой доктрине / М. А. Елиневич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 24 (523). — С. 338-340. — URL: https://moluch.ru/archive/523/115624/ (дата обращения: 17.07.2024).



В статье автор исследует понятие «лес» в российско-правовой доктрине.

Ключевые слова: лес, древесно-кустарниковая растительность, биологическое разнообразие, правовая охрана лесов.

Леса являются одним из важнейших природных ресурсов, которые играют ключевую роль в поддержании экологического баланса и обеспечении жизнедеятельности человека. Они выполняют множество функций, включая очистку воздуха, сохранение водных ресурсов, защиту почвы от эрозии, создание благоприятных условий для жизни животных и растений, а также обеспечение места для отдыха и рекреации.

В связи с этим леса являются объектом правовой охраны. Это означает, что государство устанавливает определенные правила и нормы, которые регулируют использование и охрану лесов. Эти правила и нормы могут быть установлены как на национальном, так и на международном уровне.

На национальном уровне правовая охрана лесов может быть обеспечена через законодательство о лесах, которое определяет права и обязанности пользователей лесных ресурсов, устанавливает правила использования лесов, а также предусматривает меры по их охране и восстановлению. Например, в России основным документом, регулирующим использование и охрану лесов, является Лесной кодекс Российской Федерации. Он устанавливает правила и нормы, касающиеся лесопользования, охраны лесов, восстановления лесов, контроля за использованием лесных ресурсов и другие вопросы.

На международном уровне правовая охрана лесов обеспечивается через различные международные договоры и конвенции, такие как:

— Конвенция о биологическом разнообразии [1];

— Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) [2].

Эти документы устанавливают общие принципы и стандарты в области охраны лесов и биоразнообразия, а также регулируют международную торговлю лесными ресурсами. Например, Конвенция о биологическом разнообразии призывает государства принимать меры по сохранению биологического разнообразия, устойчивому использованию его компонентов и справедливому распределению выгод от использования генетических ресурсов.

Таким образом, для того чтобы проанализировать правовые меры по регулированию лесов, стоит рассмотреть определение леса, а также их подразделение по целевому назначению, потому что леса как объект правовой охраны представляют собой сложную систему правовых норм и правил, которые направлены на обеспечение устойчивого использования и охраны лесных ресурсов.

Итак, далее будет проведено исследование понятие термина «лес» на основе анализа различных нормативно-правовых актов и теоретических обоснований теоретиков права.

Важно отметить, что с изменением самого определения данного термина менялся и подход к правовому регулированию лесов. Советские авторы, например, такие как Р. К. Гусев утверждали, что «юридическое понятие «лес» может быть представлено как совокупность произрастающих на земле древесно-кустарниковых организмов, отвечающая определенным количественным и качественным лесотехническим требованиям и признанная лесом в установленном порядке» [8]. В советском лесном законодательстве определения такого термина как «лес» не содержалось [4]. Это послужило поводом для предложения различных трактовок данного понятия и некой неопределенности. Р. Хайитов трактовал понятие «лес» как «часть природной среды в пределах территории СССР в виде взаимосвязанной совокупности растущих деревьев и других растительных организмов, отвечающую определенным качественным и количественным показателям, отнесенную в установленном порядке к лесу и составляющую исключительную собственность Советского государства» [10]. Анализируя данное определение, можно прийти к выводу о том, что автор включал в определение леса, помимо древесно-кустарниковой растительности, другие растительные организмы, например мхи. Важно отметить, что при такой трактовке использовался формально-юридический признак — признание древесно-кустарниковой растительности лесом, что устанавливалось соответствующими актами государства.

Кроме того, похожая точка зрения по определению леса выражена и в современной литературе. Например, А. И. Бадаев определял лес как «совокупность древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях, зарегистрированных в земельном и лесном кадастрах как площадь, покрытая лесом» [5]. Исходя из данного определения можно сделать вывод о том, что древесно-кустарниковая растительность, образующая лес по своим лесоводческим признакам, не зарегистрированная в земельном и лесном кадастрах «как площадь, покрытая лесом», не является лесом в юридическом смысле [6].

Таким образом, формально-юридический подход подразумевает наличие или отсутствие признания со стороны государства конкретного объекта лесом. Наличие или отсутствие записи в реестре автоматически наделяет объект определенным статусом.

Пожалуй, с данным подходом сложно согласиться, так как такой природный объект как лес является более многогранным и комплексным объектом.

Как справедливо отмечал один из исследователей в области лесного права О. И. Крассов, лес представляет собой кладовую самых разнообразных лесных ресурсов, ценность которых может значительно превышать стоимость наиболее массово заготавливаемого здесь сырья — древесины [9]. В данном случае лес уже оценивается с точки зрения экономики, можно увидеть акцент на ресурсах, которые данный природный объект содержит в себе.

Похожую точку зрения высказывает Васильева М. И, которая говорит о том, что такая конструкция неприемлема в природноресурсовых отношениях, где каждый объект представляется важным и значимым в силу его уникальной экосистемы. Нахождения леса на земле является недостаточно убедительным, чтобы отказаться рассматривать его в качестве самостоятельного объекта [7].

Законодательство не содержит определения данного термина, правовую норму ст.5 Лесного кодекса во многом формирует позиция Конституционного суда, который отмечает многогранность такого объекта как лес и предлагает учитывать его «двойственную» природу» [3]. С данной позицией Конституционного суда невозможно не согласиться, поскольку именно такой подход позволяет наиболее тонко регулировать правовой статус леса, в зависимости от конкретной ситуации и сферы.

Исходя из приведенных выше подходов к определению леса в доктрине, можно предложить следующее определение: «лес — это комплексный объект, имеющий социальную, экономическую и экологическую природу, признаваемый государством в качестве объекта регулирования».

Литература:

  1. Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 г.) // ЭПС «Система ГАРАНТ»: Мобильный ГАРАНТ онлайн. Интернет-версия / НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». URL: http://internet.garant.ru (дата обращения: 14.03.2024)
  2. Конвенция по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) (Вашингтон, 3 марта 1973 г.) // ЭПС «Система ГАРАНТ»: Мобильный ГАРАНТ онлайн. Интернет-версия / НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». URL: http://internet.garant.ru (дата обращения: 14.03.2024)
  3. Постановление Конституционного Суда РФ от 02.06.2015 N 12-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 99, части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений постановления Правительства Российской Федерации «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Заполярнефть» // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка. М., 2024. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 27.02.2024)
  4. Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик (утв. Законом СССР от 17 июня 1977 г.) (в ред. от 16 ноября 1979 г., от 8 июня 1984 г.) // ЭПС «Система ГАРАНТ»: Мобильный ГАРАНТ онлайн. Интернет-версия / НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». URL: http://internet.garant.ru (дата обращения: 14.03.2024)
  5. Бадаев А. И. Правовая характеристика лесов и древесно-кустарниковой растительности. Орел, 1999. 125 с.
  6. Быковский В. К. Использование лесов в Российской Федерации: правовое регулирование // СПС «Консультант Плюс». Изд-во «Волтерс Клувер», 2009.
  7. Васильева М. И. Правовое регулирование лесных отношений в новом лесном Кодексе РФ [Журнал российского права] — Москва, 2007 г. — 75 с
  8. Гусев Р. К. Правовые проблемы управления государственным лесным фондом СССР: Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. М., 1971. 18 с.
  9. Крассов О. И. Правовой режим земель государственного лесного фонда. М.: Наука, 1985. 17 с
  10. Хайитов Р. Правовые проблемы управления и пользования лесами и землями государственного лесного фонда (на материалах Узбекской ССР): Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. Алма-Ата, 1980. 22 с.
Основные термины (генерируются автоматически): лес, древесно-кустарниковая растительность, биологическое разнообразие, охрана лесов, правовая охрана лесов, ресурс, Конституционный суд, лесной кадастр, Лесной кодекс, международная торговля.


Ключевые слова

биологическое разнообразие, лес, древесно-кустарниковая растительность, правовая охрана лесов

Похожие статьи

Задать вопрос