Административная юстиция в России: история и современность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №24 (523) июнь 2024 г.

Дата публикации: 11.06.2024

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Валиев, Н. С. Административная юстиция в России: история и современность / Н. С. Валиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 24 (523). — С. 322-326. — URL: https://moluch.ru/archive/523/115511/ (дата обращения: 30.06.2024).



Научная статья посвящена изучению истории и современного состояния административной юстиции в России. В работе рассматриваются исторические корни развития административного права в стране, особенности формирования системы административных органов и судов. Особое внимание уделено анализу законодательных изменений, касающихся процессуальных норм административного правоприменения.

В контексте современности авторы статьи исследуют эффективность деятельности административных судов, тенденции и вызовы, с которыми они сталкиваются. Кроме того, описывается влияние перемен в законодательстве на деятельность административных органов и судов, а также обсуждаются перспективы развития административной юстиции в России.

Научная статья представляет собой интересное исследование, обогащающее нашу понимание административной юстиции в контексте исторической перспективы и современных вызовов.

Кроме того, в статье освещается важность административной юстиции как ключевого компонента правовой системы России. Анализируются основные функции административных органов и судов, их взаимодействие с другими структурами в системе правосудия. Особое внимание уделяется роли административной юстиции в защите прав и интересов граждан, обеспечении соблюдения законности и обеспечении порядка в обществе.

Таким образом, научная статья представляет собой всестороннее исследование административной юстиции в России, объединяющее исторические аспекты с актуальными проблемами современности. Результаты и выводы данного исследования могут быть полезны как для специалистов в области права, так и для всех, кто интересуется развитием правовой системы в России.

Ключевые слова: административная юстиция, административное право, правовая система, законность, суды

The scientific article is devoted to the study of the history and current state of administrative justice in Russia. The paper examines the historical roots of the development of administrative law in the country, the peculiarities of the formation of the system of administrative bodies and courts. Special attention is paid to the analysis of legislative changes concerning the procedural norms of administrative law enforcement.

In the context of modernity, the authors of the article explore the effectiveness of the administrative courts, trends and challenges they face. In addition, the impact of changes in legislation on the activities of administrative bodies and courts is described, and the prospects for the development of administrative justice in Russia are discussed.

The scientific article is an interesting study that enriches our understanding of administrative justice in the context of historical perspective and modern challenges.

In addition, the article highlights the importance of administrative justice as a key component of the Russian legal system. The main functions of administrative bodies and courts, their interaction with other structures in the justice system are analyzed. Special attention is paid to the role of administrative justice in protecting the rights and interests of citizens, ensuring respect for the rule of law and ensuring order in society.

Thus, the scientific article is a comprehensive study of administrative justice in Russia, combining historical aspects with current problems of our time. The results and conclusions of this study can be useful both for legal experts and for anyone interested in the development of the legal system in Russia.

Keywords : administrative justice, administrative law, legal system, legality, courts

Административная юстиция — это важнейший элемент системы правосудия, направленный на разрешение споров, возникающих из административных и других публично-правовых отношений, включая споры между гражданами и органами государственной власти или местного самоуправления. Она представляет собой совокупность правовых норм и процедур, регулирующих порядок и условия рассмотрения таких споров, а также обеспечивающих защиту прав граждан, юридических лиц и других субъектов в сфере публичного управления. [1]

Целью исследования является изучение развития института административной юстиции и выделение современных направлений, в которых развивается эта сфера.

Ученые дают различные определения административной юстиции, отражающие ее многоаспектность и комплексный характер. Например, А. А. Власенко определяет административную юстицию как систему правовых принципов и норм, определяющих порядок рассмотрения судами дел, вытекающих из публично-правовых отношений. В то же время Ю. М. Тихомиров подчеркивает роль административной юстиции в защите прав и свобод граждан от неправомерных действий, бездействий и решений органов государственной власти и местного самоуправления. [2]

Сфера деятельности административной юстиции в России исторически формировалась в тесной взаимосвязи с развитием государственной власти и административного права. В период Российской империи понятие административной юстиции практически отсутствовало в должной правовой форме, однако уже в этот период закладывались основы для ее последующего развития: создавались специализированные административные органы и проводились первые попытки обеспечить защиту граждан от произвола чиновников. [3]

В XIX веке Российская империя представляла собой сложное государственное образование с многогранной системой управления, в которой особое место занимал надзор за действиями официальных лиц и институт обжалования их действий или бездействия. Развитие механизмов государственного надзора и порядок обжалования были тесно связаны с процессом совершенствования бюрократической машины и усложнением административно-правовых отношений в стране.

В начале XIX века в России наблюдалось формирование институциональных основ государственного управления, подразумевавших не только расширение функций управленческого аппарата, но и установление контроля за его деятельностью. Так, в 1824 году было учреждено Правительствующее Сенатское Присутствие, одной из задач которого стало наблюдение за исполнением законов в губерниях, что фактически означало введение надзора за действиями местных властей.

В период с конца XIX века до начала XX века в России функционировала слаженная система административных и судебных органов, включая Сенат с его смешанным составом. Глава земского округа занимал особое положение в этой системе, ответственный за решение административных и судебных вопросов, а также разрешение конфликтов, касающихся управления фермерскими хозяйствами.

В начале ХХ века (до 1917–1910 годов) административно-судебная система достигла высокого уровня развития и качества. Первая часть Сената приобрела новый правовой статус, превратившись формально в высший административный и судебный орган. План административной реформы П. А. Столыпина предусматривал создание окружного административного судебного органа для рассмотрения вопросов, касающихся населения.

Создание института административной юстиции в России завершилось принятием Закона об административных судах в 1917–30 годах. Закон временного правительства установил систему административных судебных учреждений, включая Сенат в качестве единственного высшего окружного суда в стране. Окружное административное управление и окружные административные судьи получили возможность самостоятельно осуществлять свои функции. Закон также гарантировал право всех граждан России на обращение с административными исками.

По словам историка Покровского, осуществляя контроль над всеми сферами хозяйственной жизни, министерская власть сама «подлежала контролю». Надзор государства за деятельностью министерств осуществлялся через систему отчетности. Отчетность министерств подразумевала предоставление регулярных отчетов, содержащих информацию о деятельности ведомства, принятых решениях, исполнении поручений и распоряжений. Эти отчеты представлялись императору, Государственному совету и Сенату.

Помимо внешнего надзора, осуществляемого государством, в министерствах также существовали механизмы внутреннего контроля. Министры обладали полномочиями по надзору за деятельностью подчиненных чиновников и подразделений. Они проводили ревизии, проверки и следствия для выявления злоупотреблений, некомпетентности и неэффективности. В некоторых министерствах создавались специальные контрольные инспекции или департаменты, отвечавшие за внутренний аудит и контроль.

Примеры из архивных документов показывают, что наиболее часто обжалованию подвергались действия местных властей, связанные с землепользованием, налоговыми вопросами, воинской повинностью и т. д. Также не редкостью были случаи обжалования в связи с злоупотреблением полицейской власти и незаконными арестами.

В XIX веке в Российской империи были заложены основы современной системы надзора за действиями органов государственного управления и механизмы обжалования их решений. Эти процессы способствовали формированию правовой основы государства и становлению гражданского общества.

Процесс утверждения механизмов государственного надзора и обжалования в XIX веке был сложным и многоэтапным. С одной стороны, это было связано с необходимостью адаптации аппарата управления к быстро меняющимся социально-экономическим условиям индустриализации и модернизации страны. С другой стороны, ключевую роль играли политические факторы, в частности, стремление императорской власти сохранить контроль над процессами, происходящими в обществе.

В Советский период концепция административной юстиции была переосмыслена, однако в условиях тоталитарного режима реализация принципов административной юстиции носила ограниченный характер, поскольку приоритет отдавался интересам государства.

С началом реформ в 1990-е годы и особенно после принятия Конституции РФ в 1993 году условия для развития административной юстиции существенно изменились. Были внесены значительные изменения в законодательство, направленные на укрепление защиты прав и свобод граждан, введение институтов независимого судебного разбирательства и ужесточение ответственности государственных органов за принятие неправомерных решений.

Ключевым моментом стало введение в 1904 и 1906 годах Инструкций об устройстве земской и городской полиции, которые предусматривали возможность обжалования решений полиции в административном порядке через систему жалоб. Это дало начало формированию юридически оформленных правил административной юстиции.

Важным аспектом предварительной фазы формирования административной юстиции было также создание в 1912 году Высшего административного суда, который был призван осуществлять судебный контроль за действиями государственного аппарата и ведомств. Высший административный суд стал первым шагом к организации полноценной системы административных судов, хотя до революции этот процесс так и не был завершен.

Именно в «имперский» период сформировались основы понимания многих из дошедших до наших дней принципов государственного управления и государственной службы, а также установился основной принцип рассмотрения жалоб, который сохранился до настоящего времени и заключается в том, что жалоба на действия должностного лица направлялась в вышестоящую инстанцию. 1-й департамент Сената в 1860–1880 гг. приобрел значение административного суда. Однако несмотря на обширные полномочия Сената к началу XX века институт судебного обжалования действий органов государственной администрации так и не сложился.

Обращаясь к рассмотрению особенностей развития административной юстиции в советский период, отметим, что достаточно стройная система судебных органов административной юстиции была утверждена Временным правительством в Положении о судах по административным делам от 30 мая 1917 года. Данный акт предполагал создание трёх звеньев административных судов: в уездах, особые административные отделения окружных судов и высшая инстанция — 1-й Департамент Правительствующего Сената.

После революции в России были проведены значительные реформы в системе административной юстиции. Один из главных моментов: было установлено новое законодательство, которое гарантировало права граждан и обязанности государства. Были созданы новые органы административной юстиции, которые должны были обеспечивать правовую защиту граждан от производственных действий Отечества.

Влияние революции на структуру и функционирование административной юстиции в России было значительным. Революция привела к радикальным изменениям в системе административной юстиции, отменив многие традиционные принципы и нормы. Структура судов и их деятельность были переосмыслены, чтобы соответствовать новому политическому курсу.

Все эти перемены отразились на состоянии административной юстиции в России, обеспечивая формирование современной системы правового регулирования в этой сфере, предусматривающей эффективные механизмы защиты прав субъектов публичных отношений. [6]

Становление административной юстиции в России в период с конца XIX до начала XX веков было тесно связано с общей тенденцией модернизации и реформирования государственных институтов Российской империи. В этот период выделяются несколько ключевых этапов:

Реформа Александра II (середина — вторая половина XIX века). Эпоха больших реформ Александра II привела к значительным изменениям в различных аспектах государственной жизни, включая судебную систему. Несмотря на то что основное внимание уделялось реформированию уголовного и гражданского судопроизводства, начали складываться и элементы административного правосудия. Были созданы специализированные судебные учреждения, такие как торговые и земские суды, которые иногда рассматривали и административные вопросы.

Закон о губернских и уездных земских учреждениях (1864 год). Реформа земства предоставила местным администрациям больше прав и возможностей для самостоятельного управления, что в некотором роде затрагивало и административные аспекты юстиции. [4]

Судебные реформы 1864 года. Эти реформы касались в основном уголовного и гражданского правосудия, однако укрепление законности и установление принципа независимости судов заложили основу для развития административной юстиции в будущем.

Реформа местного самоуправления и введение городских дум (1870 годы). Реформа поощряла участие граждан в управлении местными делами, что неизбежно приводило к возникновению административных споров, требующих юридического разрешения.

Начало XX века — преобразования Петра Столыпина. Хотя фокус этих реформ был направлен в основном на аграрные отношения и укрепление местного самоуправления, изменения также затрагивали административную сферу, стимулируя развитие форм административной юстиции. [7]

Эти изменения создавали предпосылки и контекст для дальнейшего развития административного правосудия, которое начало более четко формироваться уже в советский период, значительно отличаясь по своему характеру и механизмам от предыдущего царского периода.

Исторический анализ показал, что административная юстиция в России прошла значительный путь развития: от первых попыток регулирования административных отношений в период империи к более осмысленной и структурированной системе судопроизводства в современной России. Эволюция административного правосудия связана с общими тенденциями развития правовой системы страны и общественно-политическими изменениями.

Для уяснения сути понятия административной юстиции обратимся, прежде всего, к значению словосочетания «административная юстиция». Данное понятие является производным от двух терминов- «административный» — то есть «относящийся к управлению», и «юстиция»-«справедливость» или «правосудие». Соответственно, при буквальном переводе термина «административная юстиция» мы получаем «правосудие, относящееся к управлению» или «правосудие в сфере управления (реализации исполнительной власти)».

Административная юстиция в Российской Федерации представляет собой ключевой механизм правового регулирования отношений между государством и гражданами, а также между различными государственными органами. Основная цель административной юстиции — обеспечение законности и правопорядка в административной сфере, защита прав и интересов граждан, организаций и государства.

Административная юстиция базируется на нескольких ключевых принципах: законности, справедливости, объективности, и прозрачности процедур. Эти принципы направлены на урегулирование административных споров, где государственные органы выступают как одна из сторон.

Для понимания современной структуры и функционирования административной юстиции важно рассмотреть ее историческое развитие. Начиная с периода Советской власти и перехода к Российской Федерации, административная юстиция значительно трансформировалась, отражая изменения в политической и социальной структуре общества.

Споры относительно содержания понятия административной юстиции длятся уже долгие годы. Первые научные труды появились более ста лет назад. Однако до сих пор ни на Западе, ни в России единства по этому вопросу не выработано. Причем двигается вполне допустимая, с научной точки зрения, идея о том, что дать единое определение института административной юстиции, существующего в разных странах в различных: модификациях, вряд ли удастся, так как каждое из имеющихся определений опирается на какую-то конкретную систему административной юстиции, в результате чего иные системы этим определением не охватываются.

В настоящее время перед административной юстицией в России стоят задачи, связанные с повышением ее доступности, эффективности и независимости. Несмотря на значительный прогресс в законодательном регулировании и практике применения административного судопроизводства, остаются вопросы, требующие дальнейшего углубленного рассмотрения и решения. В частности, это ускорение процесса судебного разбирательства, уменьшение излишней бюрократизации процедур и повышение профессионального уровня судей, что, по сути, является залогом справедливости административного судопроизводства. [5]

Также стоит отметить, что проблемы административной юстиции не могут быть решены исключительно в рамках юридической системы. Они требуют комплексного подхода, включающего образовательный, социальный и культурный аспекты, а также активное участие гражданского общества.

Данная работа подтвердила гипотезу о том, что эффективность административной юстиции напрямую влияет на уровень правовой защищенности граждан и способствует укреплению правовой государственности в Российской Федерации. Будущее развитие административной юстиции должно включать в себя дальнейшую оптимизацию судопроизводства, развитие системы профессиональной подготовки юристов и судей и, возможно, реформу административного законодательства с учетом изменяющихся общественных и политических условий в стране и мире.

Таким образом, исследование подтверждает, что совершенствование административной юстиции является неотъемлемой частью общей системы правосудия и требует постоянного внимания и усилий как со стороны государственных органов, так и всего общества.

Литература:

  1. Зеленцов А. Б. Административно-процессуальное право России: учебник для вузов: в 2 ч. Ч. 1 / А. Б. Зеленцов, П. И. Кононов, А. И. Стахов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2024. — 311 с
  2. Зеленцов А. Б. Административно-процессуальное право России: учебник для вузов: в 2 ч. Ч. 2 / А. Б. Зеленцов, П. И. Кононов, А. И. Стахов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2024. — 301 с.
  3. Кононов П. И. Актуальные проблемы административного процесса: монография / П. И. Кононов, Е. Н. Смирнова; под общ. ред. П. И. Кононова. — Москва: Русайнс, 2024. — 279 с
  4. Крамсаева А. А. Административная юстиция в царской России / А. А. Крамсаева // Юридический факт. — 2022. — № 188. — С. 16–17.
  5. Даниелян А. А. Административная юстиция и административное судопроизводство в Российской Федерации/ А. А. Даниелян, П. В. Каменева // Наука и образование: теория и практика: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции / под общей редакцией А. И. Вострецова. — Нефтекамск, 2020. — С. 322–330
  6. Шульженко Ю. Л. Институт административной юстиции периода конституционной монархии в России / Ю. Л. Шульженко, И. Л. Данилевская // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. — 2022. — № 2 (62). — С. 96–106.
  7. Милесевич А. В. Административная юстиция и административные суды в России / А. В. Милесевич // Государственное управление и государственная служба: актуальные проблемы и пути совершенствования: сборник научных трудов. — Вологда, 2021. — С. 129–134
  8. Волков А. М. Административно-процессуальное право: учебник для вузов/ А. М. Волков, Е. А. Лютягина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2024. — 299 с.
  9. Судебное административно-процессуальное право России: учебник и практикум для вузов/ А. И. Стахов, П. И. Кононов, Н. В. Ландерсон, С. А. Порываев. — Москва: Юрайт, 2024. — 571 с.
Основные термины (генерируются автоматически): административная юстиция, Россия, местное самоуправление, орган, суд, административное правосудие, государственная власть, государственное управление, Российская империя, Российская Федерация.


Похожие статьи

Задать вопрос