Перспективные направления развития неавиационной деятельности аэропортов в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 24 августа, печатный экземпляр отправим 28 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (523) июнь 2024 г.

Дата публикации: 17.06.2024

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Попов, Е. А. Перспективные направления развития неавиационной деятельности аэропортов в Российской Федерации / Е. А. Попов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 24 (523). — С. 266-268. — URL: https://moluch.ru/archive/523/115145/ (дата обращения: 16.08.2024).



В статье выполнен анализ перспективных направлений повышения эффективности неавиационной деятельности аэропортов в Российской Федерации.

Автор отмечает, что в настоящее время развитие новых форм неавиационной деятельности аэропортов является эффективным методом преодоления сложностей, связанных с неоднородностью спроса на авиационные услуги и сокращением доходов от обслуживания иностранных авиаперевозчиков.

Автор проанализировал возможности расширения областей неавиационной деятельности в аэропортах России.

Ключевые слова: аэропорт, неавиационная деятельность, диверсификация деятельности аэропорта, коммерческая деятельность.

Современный этап развития рыночной экономики в России характеризуется большим количеством новых предприятий, предлагающих потребителю товары и услуги, аналогов которых не существует на рынке.

При этом, как правило, из-за того, что данные товары и услуги являются уникальными, спрос на них является ограниченным, что приводит к возникновению сложностей, связанных с тем, что ограниченный поток клиентов приносит ограниченный доход — таким предприятиям сложно развиваться в меняющихся условиях окружающей среды.

Одним из таких предприятий, предлагающих клиенты уникальные товары и услуги, являются аэропорты. С правовой точки зрения аэропорт — это авиационное предприятие, являющееся юридическим лицом независимо от его организационной формы, правовой формы или формы собственности, осуществляющее за плату наземное обслуживание воздушных перевозок — пассажирок, грузов и почты.

Деятельность аэропортов осуществляется в интересах пассажиров и других клиентов — потребителей авиауслуг, при этом аэропорты должны удовлетворять потребности населения обслуживаемой территории в авиационных услугах, потребности авиатранспортного рынка при обеспечении безопасности, имущественных интересов пользователей соблюдении при этом отечественных и международных норм, правил.

В то же время, деятельность аэропорта и его развитие определяется в значительной степени развитием авиатранспортного рынка в целом. То есть ухудшение показателей деятельности, к примеру, рынка пассажирских авиаперевозок отразится на результатах деятельности аэропорта, что, в конечном счете, окажет негативное влияние на результаты деятельности все отрасли в целом.

2022–2024 год стал непростым этапом в развитии рынка пассажирских и грузовых авиаперевозок. Рост цен на авиационное топливо, снижение реальных доходов населения, уход с рынка крупных поставщиков авиауслуг и ослабление курса рубля привели к тому, что возникла проблема обеспечения эффективности деятельности аэропортов в условиях кризиса рынка авиаперевозок.

В рамках конкретного аэропорта решение данной задачи возможно с помощью развития неавиационной деятельности — деятельности аэропорта, не связанной с предоставлением авиационных услуг, а, следовательно, в меньшей степени зависящей от состояния отрасли в целом.

Анализ наиболее крупных и качественных аэропортов мира позволяет выявить наиболее эффективные модели размещения коммерческих площадей, реализованные на практике.

Неавиационные виды деятельности являются важной статьей доходов для большинства аэропортов мира. По оценкам зарубежных специалистов, они составляют в среднем 15–20 % от доходов, получаемых от основной эксплуатационной деятельности аэропортов, а в отдельных случаях достигают 30–40 %. При этом прибыль от диверсификационной деятельности может составить до 60–70 % от общей прибыли аэропорта. Структура доходов Европейских аэропортов от авиационной и неавиационной деятельности может быть представлена следующим образом (рис. 1).

Структура доходов европейских аэропортов

Рис. 1. Структура доходов европейских аэропортов

Неавиационные доходы аэропорта формируются в результате осуществления неаэропортовых видов деятельности и оказания неавиационных услуг; тарифы не регулируются государством.

Согласно документам ИКАО неавиационные доходы аэропорта классифицируются на 3 категории — концессия, аренда и собственная экономическая деятельность.

Аренда и концессия являются наиболее распространенными источниками неавиационной деятельности и характеризуются своими особенностями.

Аренда является более простым источником неавиационной деятельности для формирования доходов, однако, величина доходов от аренды ограничена количеством площадей, которые возможно сдать в аренду, а также трудностями расчета арендной платы и ее неизменность оплаты на срок аренды.

Концессия (аналог франчайзинга) представляет собой более гибкий инструмент получения дохода, поскольку позволяет максимизировать доходы за счет получения дополнительных платежей, но при этом для заключения договора экономической концессии необходимо провести глубокий предварительный анализ и аудит деятельности субъекта экономической концессии.

Так или иначе, эти два инструмента представляют собой основные источники дохода аэропортов от неавиационной деятельности.

Неавиационная деятельность во многих аэропортах международного значения является основным источником доходом — доля в структуре доходов от неавиационной деятельности в крупных аэропортах мира составляет от 40 % до 70 %.

В зарубежных аэропортах неавиационная деятельность в основном осуществляется путем передачи в концессию помещений и сооружений аэропорта под различный вид деятельности.

Международный опыт показывает, что в стерильной зоне аэропортов обычно сосредоточено более 60 % всей коммерческой инфраструктуры аэропорта (магазины и рестораны), тогда как в общей зоне располагается менее 40 % от общего количества объектов инфраструктуры.

В аэропортах Европы на объекты коммерческой инфраструктуры, находящиеся в стерильной зоне, приходится порядка 60 %, а в крупных аэропортах — около 65 % от общего количества объектов коммерческой инфраструктуры.

Наибольшее сосредоточение объектов инфраструктуры в стерильной зоне наблюдается в аэропортах Северной Америки, которое в среднем составляет 69 %, при этом в наиболее крупных аэропортах в стерильной зоне может располагаться более 90 %.

Виды неавиационной деятельности, осуществляемой в зданиях аэропорта и на его территории, многочисленны и разнообразны. К ним относятся деятельность большого числа магазинов и предприятий обслуживания, служебные и другие помещения, занимаемые авиакомпаниями и правительственными учреждениями, а также открытые зоны.

Доходы аэропорта от неавиационной деятельности включают, в основном, сборы за право эксплуатации коммерческих предприятий в аэропорту, платежи за сданные в аренду участки земли и помещения, а также, в значительно меньшей степени, поступления от коммерческой деятельности, осуществляемой самим аэропортом. Аэропорты также могут получать доходы от коммерческой деятельности, осуществляемой вне аэропорта, но зависящий от авиаперевозок с точки зрения клиентской базы.

Неавиационная деятельность коммерческой направленности отличается большим разнообразием.

Литература:

  1. Домокурова М. О. Расширение неавиационной деятельности в аэропортах. Научный вестник МГТУ ГА: Московский государственный технический университет гражданской авиации (Москва) № 143–2019 г. — 116–120 с.
  2. Тюняев А. В. Неавиационная деятельность и ее развитие в российских аэропортах. Научный вестник МГТУ ГА № 131–2022 г. С. 44–49
Основные термины (генерируются автоматически): неавиационная деятельность, аэропорт, коммерческая деятельность, стерильная зона, структура доходов, авиатранспортный рынок, коммерческая инфраструктура, неавиационная деятельность аэропортов, неавиационный доход аэропорта, экономическая концессия.


Ключевые слова

аэропорт, коммерческая деятельность, неавиационная деятельность, диверсификация деятельности аэропорта

Похожие статьи

Задать вопрос