Перспективные направления развития неавиационной деятельности аэропортов в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (523) июнь 2024 г.

Дата публикации: 17.06.2024

Статья просмотрена: 106 раз

Библиографическое описание:

Попов, Е. А. Перспективные направления развития неавиационной деятельности аэропортов в Российской Федерации / Е. А. Попов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 24 (523). — С. 266-268. — URL: https://moluch.ru/archive/523/115145/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье выполнен анализ перспективных направлений повышения эффективности неавиационной деятельности аэропортов в Российской Федерации.

Автор отмечает, что в настоящее время развитие новых форм неавиационной деятельности аэропортов является эффективным методом преодоления сложностей, связанных с неоднородностью спроса на авиационные услуги и сокращением доходов от обслуживания иностранных авиаперевозчиков.

Автор проанализировал возможности расширения областей неавиационной деятельности в аэропортах России.

Ключевые слова: аэропорт, неавиационная деятельность, диверсификация деятельности аэропорта, коммерческая деятельность.

Современный этап развития рыночной экономики в России характеризуется большим количеством новых предприятий, предлагающих потребителю товары и услуги, аналогов которых не существует на рынке.

При этом, как правило, из-за того, что данные товары и услуги являются уникальными, спрос на них является ограниченным, что приводит к возникновению сложностей, связанных с тем, что ограниченный поток клиентов приносит ограниченный доход — таким предприятиям сложно развиваться в меняющихся условиях окружающей среды.

Одним из таких предприятий, предлагающих клиенты уникальные товары и услуги, являются аэропорты. С правовой точки зрения аэропорт — это авиационное предприятие, являющееся юридическим лицом независимо от его организационной формы, правовой формы или формы собственности, осуществляющее за плату наземное обслуживание воздушных перевозок — пассажирок, грузов и почты.

Деятельность аэропортов осуществляется в интересах пассажиров и других клиентов — потребителей авиауслуг, при этом аэропорты должны удовлетворять потребности населения обслуживаемой территории в авиационных услугах, потребности авиатранспортного рынка при обеспечении безопасности, имущественных интересов пользователей соблюдении при этом отечественных и международных норм, правил.

В то же время, деятельность аэропорта и его развитие определяется в значительной степени развитием авиатранспортного рынка в целом. То есть ухудшение показателей деятельности, к примеру, рынка пассажирских авиаперевозок отразится на результатах деятельности аэропорта, что, в конечном счете, окажет негативное влияние на результаты деятельности все отрасли в целом.

2022–2024 год стал непростым этапом в развитии рынка пассажирских и грузовых авиаперевозок. Рост цен на авиационное топливо, снижение реальных доходов населения, уход с рынка крупных поставщиков авиауслуг и ослабление курса рубля привели к тому, что возникла проблема обеспечения эффективности деятельности аэропортов в условиях кризиса рынка авиаперевозок.

В рамках конкретного аэропорта решение данной задачи возможно с помощью развития неавиационной деятельности — деятельности аэропорта, не связанной с предоставлением авиационных услуг, а, следовательно, в меньшей степени зависящей от состояния отрасли в целом.

Анализ наиболее крупных и качественных аэропортов мира позволяет выявить наиболее эффективные модели размещения коммерческих площадей, реализованные на практике.

Неавиационные виды деятельности являются важной статьей доходов для большинства аэропортов мира. По оценкам зарубежных специалистов, они составляют в среднем 15–20 % от доходов, получаемых от основной эксплуатационной деятельности аэропортов, а в отдельных случаях достигают 30–40 %. При этом прибыль от диверсификационной деятельности может составить до 60–70 % от общей прибыли аэропорта. Структура доходов Европейских аэропортов от авиационной и неавиационной деятельности может быть представлена следующим образом (рис. 1).

Структура доходов европейских аэропортов

Рис. 1. Структура доходов европейских аэропортов

Неавиационные доходы аэропорта формируются в результате осуществления неаэропортовых видов деятельности и оказания неавиационных услуг; тарифы не регулируются государством.

Согласно документам ИКАО неавиационные доходы аэропорта классифицируются на 3 категории — концессия, аренда и собственная экономическая деятельность.

Аренда и концессия являются наиболее распространенными источниками неавиационной деятельности и характеризуются своими особенностями.

Аренда является более простым источником неавиационной деятельности для формирования доходов, однако, величина доходов от аренды ограничена количеством площадей, которые возможно сдать в аренду, а также трудностями расчета арендной платы и ее неизменность оплаты на срок аренды.

Концессия (аналог франчайзинга) представляет собой более гибкий инструмент получения дохода, поскольку позволяет максимизировать доходы за счет получения дополнительных платежей, но при этом для заключения договора экономической концессии необходимо провести глубокий предварительный анализ и аудит деятельности субъекта экономической концессии.

Так или иначе, эти два инструмента представляют собой основные источники дохода аэропортов от неавиационной деятельности.

Неавиационная деятельность во многих аэропортах международного значения является основным источником доходом — доля в структуре доходов от неавиационной деятельности в крупных аэропортах мира составляет от 40 % до 70 %.

В зарубежных аэропортах неавиационная деятельность в основном осуществляется путем передачи в концессию помещений и сооружений аэропорта под различный вид деятельности.

Международный опыт показывает, что в стерильной зоне аэропортов обычно сосредоточено более 60 % всей коммерческой инфраструктуры аэропорта (магазины и рестораны), тогда как в общей зоне располагается менее 40 % от общего количества объектов инфраструктуры.

В аэропортах Европы на объекты коммерческой инфраструктуры, находящиеся в стерильной зоне, приходится порядка 60 %, а в крупных аэропортах — около 65 % от общего количества объектов коммерческой инфраструктуры.

Наибольшее сосредоточение объектов инфраструктуры в стерильной зоне наблюдается в аэропортах Северной Америки, которое в среднем составляет 69 %, при этом в наиболее крупных аэропортах в стерильной зоне может располагаться более 90 %.

Виды неавиационной деятельности, осуществляемой в зданиях аэропорта и на его территории, многочисленны и разнообразны. К ним относятся деятельность большого числа магазинов и предприятий обслуживания, служебные и другие помещения, занимаемые авиакомпаниями и правительственными учреждениями, а также открытые зоны.

Доходы аэропорта от неавиационной деятельности включают, в основном, сборы за право эксплуатации коммерческих предприятий в аэропорту, платежи за сданные в аренду участки земли и помещения, а также, в значительно меньшей степени, поступления от коммерческой деятельности, осуществляемой самим аэропортом. Аэропорты также могут получать доходы от коммерческой деятельности, осуществляемой вне аэропорта, но зависящий от авиаперевозок с точки зрения клиентской базы.

Неавиационная деятельность коммерческой направленности отличается большим разнообразием.

Литература:

  1. Домокурова М. О. Расширение неавиационной деятельности в аэропортах. Научный вестник МГТУ ГА: Московский государственный технический университет гражданской авиации (Москва) № 143–2019 г. — 116–120 с.
  2. Тюняев А. В. Неавиационная деятельность и ее развитие в российских аэропортах. Научный вестник МГТУ ГА № 131–2022 г. С. 44–49
Основные термины (генерируются автоматически): неавиационная деятельность, аэропорт, коммерческая деятельность, стерильная зона, структура доходов, авиатранспортный рынок, коммерческая инфраструктура, неавиационная деятельность аэропортов, неавиационный доход аэропорта, экономическая концессия.


Ключевые слова

аэропорт, коммерческая деятельность, неавиационная деятельность, диверсификация деятельности аэропорта

Похожие статьи

Анализ ценовой динамики и перспектив развития рынка низкобюджетных авиаперевозок в России

В статье выполнен анализ возможности развития низкобюджетных перевозок в Российской Федерации. Автор отмечает, что в настоящее время в Российской Федерации складываются неблагоприятные условия для низкобюджетных авиакомпаний, однако, влияние неблаго...

Программы партнёрских отношений между авиакомпанией и турпредприятием

Актуальность темы статьи обусловлена ростом популярности и востребованности авиатуров, что связано со значительным снижением стоимости авиаперевозок после выхода на российский и международные рынки авиакомпаний лоукостеров, а также увеличения объема ...

Стратегия диверсификации операторов технического обслуживания воздушных судов

В статье выполнен анализ перспективных направлений повышения эффективности коммерческой деятельности провайдеров технического обслуживания на примере ООО «ВТС Джетс». Автор отмечает, что в настоящее время изменяется структура рынка услуг по техничес...

Развитие внешнеторговой деятельности регионов как инструмент повышения национальной экономической безопасности страны (на примере Челябинской области)

В статье отмечена актуальность исследований внешнеторговой деятельности регионов в контексте повышения национальной экономической безопасности Российской Федерации посредством ее регулирования. На основе анализа ряда отраслей Челябинской области и кл...

Совершенствование системы саморегулирования в строительстве в России

Научная статья посвящена разработке инструментов и механизмов при использовании которых возможно совершенствование системы саморегулирования строительной деятельности на территории Российской Федерации. Актуальность исследования обусловлена высокой к...

Проблемы совершенствования инвестиционной деятельности страховых компаний в Российской Федерации

В данной статье обозначены основные направления инвестиционной политики страховых компаний в России. Проведен сравнительный анализ инвестиционной деятельности двух крупных российских страховых компаний и предложены меры по совершенствованию инвестици...

Теоретические аспекты развития рынка дистанционных образовательных услуг на территории эксклава

В статье представлены основные подходы к вопросам реализации и тенденции развития дистанционных образовательных технологий на территории Калининградской области, также проведена оценка финансово - экономической ситуации в стране и регионе. Автором сф...

Инструменты стимулирования инновационной деятельности для нужд развития регионального рынка научно-технической продукции

Данная статья посвящена возможностям стимулирования инновационной деятельности на предприятиях для нужд развития регионального рынка научно-технической продукции. Цель доклада заключается в демонстрации широкому кругу экспертов существующих в отечест...

Развитие промышленной политики в Республике Башкортостан

Несмотря на трудности функционирования и развития промышленного сектора экономики в условиях дестабилизирующих экологических факторов, связанных с пандемией, возникшие проблемы успешно преодолены. Об этом свидетельствует положительная динамика Индекс...

Вопросы конкуренции в рамках создания единого рынка аудиторских услуг в ЕАЭС

В статье рассматриваются актуальные проблемы создания единого рынка аудиторских услуг в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), уделено внимание конкуренции в сфере услуг аудита в связи с предстоящими изменениями. Рассмотрены планы и пробле...

Похожие статьи

Анализ ценовой динамики и перспектив развития рынка низкобюджетных авиаперевозок в России

В статье выполнен анализ возможности развития низкобюджетных перевозок в Российской Федерации. Автор отмечает, что в настоящее время в Российской Федерации складываются неблагоприятные условия для низкобюджетных авиакомпаний, однако, влияние неблаго...

Программы партнёрских отношений между авиакомпанией и турпредприятием

Актуальность темы статьи обусловлена ростом популярности и востребованности авиатуров, что связано со значительным снижением стоимости авиаперевозок после выхода на российский и международные рынки авиакомпаний лоукостеров, а также увеличения объема ...

Стратегия диверсификации операторов технического обслуживания воздушных судов

В статье выполнен анализ перспективных направлений повышения эффективности коммерческой деятельности провайдеров технического обслуживания на примере ООО «ВТС Джетс». Автор отмечает, что в настоящее время изменяется структура рынка услуг по техничес...

Развитие внешнеторговой деятельности регионов как инструмент повышения национальной экономической безопасности страны (на примере Челябинской области)

В статье отмечена актуальность исследований внешнеторговой деятельности регионов в контексте повышения национальной экономической безопасности Российской Федерации посредством ее регулирования. На основе анализа ряда отраслей Челябинской области и кл...

Совершенствование системы саморегулирования в строительстве в России

Научная статья посвящена разработке инструментов и механизмов при использовании которых возможно совершенствование системы саморегулирования строительной деятельности на территории Российской Федерации. Актуальность исследования обусловлена высокой к...

Проблемы совершенствования инвестиционной деятельности страховых компаний в Российской Федерации

В данной статье обозначены основные направления инвестиционной политики страховых компаний в России. Проведен сравнительный анализ инвестиционной деятельности двух крупных российских страховых компаний и предложены меры по совершенствованию инвестици...

Теоретические аспекты развития рынка дистанционных образовательных услуг на территории эксклава

В статье представлены основные подходы к вопросам реализации и тенденции развития дистанционных образовательных технологий на территории Калининградской области, также проведена оценка финансово - экономической ситуации в стране и регионе. Автором сф...

Инструменты стимулирования инновационной деятельности для нужд развития регионального рынка научно-технической продукции

Данная статья посвящена возможностям стимулирования инновационной деятельности на предприятиях для нужд развития регионального рынка научно-технической продукции. Цель доклада заключается в демонстрации широкому кругу экспертов существующих в отечест...

Развитие промышленной политики в Республике Башкортостан

Несмотря на трудности функционирования и развития промышленного сектора экономики в условиях дестабилизирующих экологических факторов, связанных с пандемией, возникшие проблемы успешно преодолены. Об этом свидетельствует положительная динамика Индекс...

Вопросы конкуренции в рамках создания единого рынка аудиторских услуг в ЕАЭС

В статье рассматриваются актуальные проблемы создания единого рынка аудиторских услуг в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), уделено внимание конкуренции в сфере услуг аудита в связи с предстоящими изменениями. Рассмотрены планы и пробле...

Задать вопрос