Детская книга как средство ранней профессионализации младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (520) май 2024 г.

Дата публикации: 23.05.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Мавлиева, И. Ф. Детская книга как средство ранней профессионализации младших школьников / И. Ф. Мавлиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 224-226. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114514/ (дата обращения: 18.06.2024).



В статье рассматриваются особенности использования детской книги в ранней профессионализации детей в возрасте от 7 до 11 лет, посещающих начальную школу. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по ранней профессионализации младших школьников посредством детских книг.

Ключевые слова: профессионализация, воспитание, младшие школьники, будущая профессия, труд, детская книга, чтение.

Дети в возрасте от 7 до 11 лет начинают активно изучать определенные профессии или специализироваться в конкретных областях. Данная тенденция набирает популярность, так как родители стремятся обеспечить своим детям лучшие стартовые возможности в будущем [4, с. 18].

Ознакомление младших школьников с профессиями взрослых в начальной школе является важным этапом профессиональной ориентации учащихся [2, с. 8].

Ранняя профессионализация в начальной школе означает внесение элементов профессиональной ориентации и обучения в учебные программы для детей младшего школьного возраста. Она включает в себя изучение профессий, занятия по развитию навыков и умений, связанных с конкретными профессиями, а также стимулирование выбора будущей профессии.

На уроках, во внеклассной деятельности и на классных часах младшие школьники могут развивать навыки и умения, необходимые для будущей профессиональной деятельности. Например, они могут изучать основы программирования, робототехники, дизайна, рисования и другие навыки, которые могут пригодиться им в будущем.

Проблема ранней профессионализации младших школьников занимает важное место в современной психолого-педагогической науке. Этот процесс подразумевает активное и целенаправленное вовлечение детей в специализированную деятельность, которая может предопределять их будущую профессиональную ориентацию и развивать практические навыки и умения.

Также важно отметить, что трудовая деятельность школьников имеет огромное значение. Для них учебные занятия являются формой труда, а именно учебой. С первого класса дети занимаются изготовлением различных наглядных пособий, таких как картины, таблицы, диаграммы, коллекции, гербарии, простейшие модели. Работа руками имеет большое значение в обучении и воспитании детей [1, с. 34].

Согласно нашему мнению, важно акцентировать внимание на развитии самообслуживания, так как оно играет значительную роль в трудовом обучении и воспитании детей. Важной частью трудовой деятельности учащихся является благоустройство школьной территории, сбор металлолома, макулатуры, лекарственных растений, а также посадка деревьев и кустарников на улицах родного города или поселка. Учащихся, начиная с 1 класса, следует привлекать к этим видам работ. Кроме того, общественно полезный производственный труд играет важную роль в трудовом воспитании.

Работа по профориентации для учащихся начальных классов должна стать основой для развития профессиональных интересов и намерений учащихся в старших классах. В этом возрасте профориентационная работа включает в себя проведение профессионального просвещения детей и стимулирование их интереса к различным видам трудовой деятельности. Детям нужно постепенно представлять огромное разнообразие профессий, обучать их ориентироваться в этом мире и учитывать, что они запоминают в основном яркие и впечатляющие моменты.

Представления детей о труде взрослых могут расширяться не только через наблюдения в окружающей среде, но и через чтение. Это важно, так как многие аспекты труда можно понять и осознать через слово. Учебник, содержание которого хорошо продумано, может стать для школьника важным и авторитетным источником информации о мире профессий [3, c. 24].

Раннее формирование профессиональных навыков и интересов у обучающихся является важным этапом их развития. Одним из эффективных инструментов, способствующих этому процессу, являются детские книги. Чтение книг не только развивает воображение и логическое мышление младшего школьника, но и способствует формированию его профессиональной и социальной идентичности.

Использование детских книг в ранней профессионализации младших школьников играет значительную роль в их развитии. Книги о профессиях могут увлечь обучающегося, помочь ему понять особенности различных видов деятельности и даже способствовать формированию его будущего профессионального пути. Важно выбирать книги, которые правдиво и интересно рассказывают о профессиональной деятельности, чтобы привлечь внимание младших школьников и побудить их задуматься о своем будущем. Чтение таких книг не только обогащает знания детей о мире профессий, но и способствует развитию их любознательности, воображения и мечтаний о будущем [5, с. 76].

Через знакомство с различными профессиями, ценностями и качествами дети получают возможность лучше понять себя, свои интересы и цели. Поэтому поощрение чтения книг с профессиональной тематикой становится важным элементом подготовки детей к будущей жизни и трудовой деятельности.

Детская книга может играть значительную роль в процессе ранней профессионализации младших школьников. Это связано с тем, что книги способны формировать у детей интересы, расширять их кругозор и предоставлять знания о различных профессиях и специальностях. Через сюжеты и персонажей, детские книги могут познакомить младших школьников с различными профессиями. Книги о врачах, пожарных, учителях, научных работниках могут вдохновить детей узнать больше об этих сферах.

Для эффективного использования детских книг в целях ранней профессионализации важно выбирать литературу, которая соответствует возрастным особенностям младших школьников и способна заинтересовать их. Родители и учителя могут также активно участвовать в процессе чтения, обсуждая с младшими школьниками прочитанное и задавая вопросы для размышления о различных профессиях и том, как они могут соотноситься с интересами и способностями ребенка.

Нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе МБОУ «Большеатнинская средняя общеобразовательная школа» Атнинского муниципального района Республики Татарстан. Участие в исследовании принимали младшие школьники первых классов в количестве 40 человек (20 экспериментальная группа и 20 контрольная группа).

Для исследования сформированности представлений о профессиях взрослых у младших школьников была выбрана тестовая методика Т. Л. Денисовой «Какие профессии ты знаешь?».

На констатирующем этапе были сделаны выводы, что высокий уровень сформированности представлений о профессиях взрослых выявлен нами у 3 (15 %) школьников экспериментальной группы и 4 (20 %) школьников контрольной группы. Средний уровень сформированности представлений о профессиях взрослых выявлен у 10 (50 %) школьников экспериментальной группы и 9 (45 %) школьников контрольной группы. Низкий уровень сформированности представлений о профессиях взрослых выявлен у 7 (35 %) школьников экспериментальной группы и 7 (35 %) школьников контрольной группы. Дети хорошо знакомы с представителями таких профессий как: художник, маляр, архитектор, врач, ветеринар. Трудности были при определении таких профессий как доярка, слесарь, шахтер, животновод и хлебороб. Время выполнения теста было зафиксировано, отстающие были те дети, которые не умеют быстро и осознанно читать текст.

Был разработан и апробирован план мероприятий по ранней профессионализации младших школьников посредством детских книг. Нами было проведено 10 занятий с общей тематикой «В мире профессий». Занятия проводились два раза в неделю во время продленки, продолжительность занятия составила 30–40 минут. Через чтение стихотворений, рассказов и игр дети знакомились с разнообразием профессий, анализировали и обсуждали прочитанное, участвовали в творческих заданиях и исследовательской деятельности. Ребята также учились ценить труд других людей и понимать его важность для общества. Самостоятельные доклады на тему выбора профессии помогали детям выявить свои интересы, стремления и цели. Такие мероприятия способствовали развитию самосознания и самоопределения у детей, что важно для успешного выбора карьеры в будущем.

Интерпретация данных контрольного этапа показала, что в экспериментальной группе на 40 % увеличилось количество обучающихся с высоким уровнем сформированности представлений о профессиях взрослых, на 5 % стало меньше со средним, а с низким уровнем не выявлено. В контрольной группе только на 5 % стало больше обучающихся с высоким и средним уровнем.

Таким образом, выдвинутая гипотеза исследования подтвердилась, цель исследования достигнута, поставленные во введении задачи решены.

Литература:

  1. Денисова, Т. Л. Элементы профориентации на уроках трудового обучения в начальных классах / Т. Л. Денисова. — Новокузнецк: НГПИ, 2021. — 136 с.
  2. Игумнова, Е. Л. Банкир, фермер иль портной... Кто же я буду такой? / Е. Л. Игумнова. — Новосибирск: Призвание, 2023. — 174 с.
  3. Климов, Е. А. Как выбрать профессию / Е. А. Климов. — Москва: Академия, 2019. — 158 с.
  4. Сазонов, А. Д. Профессиональная ориентация обучающихся / А. Д. Сазонов. — Москва: Просвещение, 2021. — 223 с.
  5. Уайт, К. Мир профессий / К. Уайт. — Санкт-Петербург: Феникс, 2020. — 305 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ранняя профессионализация, профессия взрослых, школьник, контрольная группа, экспериментальная группа, ребенок, детская книга, значительная роль, книга, начальная школа.


Похожие статьи

Задать вопрос