Стратегии поведения в конфликте у студентов с разной направленностью в общении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 августа, печатный экземпляр отправим 7 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научные руководители: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (520) май 2024 г.

Дата публикации: 21.05.2024

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Лазуренко, А. С. Стратегии поведения в конфликте у студентов с разной направленностью в общении / А. С. Лазуренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 677-679. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114496/ (дата обращения: 24.07.2024).



В статье представлен анализ стратегий поведения в конфликте у студентов с разной направленностью в общении. Выявлено, что существуют различия в выборе и применении стратегий поведения в конфликтных ситуациях у студентов в зависимости от их направленности в общении.

Ключевые слова: конфликт, стратегии поведения, общение, направленность, компромисс, сотрудничество, приспособление, соперничество, избегание, студенты.

В мире конфликты нередко возникают и оказывают влияние на различные сферы нашей жизни, будь то личные отношения, работа или учеба. Студенты также не являются исключением и часто сталкиваются с конфликтными ситуациями в образовательных учреждениях [1; 2]. Но важным фактором в этих конфликтах является направленность студентов в общении, которая может существенно повлиять на выбор стратегии их поведения в конфликте.

Такие эксперты в области психологии, как В. С. Агеев, Г. М. Андреева, С. Л. Братченко, А. А. Бодалев, А. А. Волочков, В. Э. Мильман уделяли достаточно большое внимание исследованию такого значимого элемента структуры личности, как направленность в общении. В свою очередь, изучением стратегий поведения в конфликте занимались В. А. Боженко, Е. Г. Сорокина, Н. В. Гришина, А. С. Балуца, А. Н. Сухов, К. Томас и др.

Юношеский возраст считается одним из самых важных в психосоциальном развитии человека. В данный период времени у личности формируются ценности, закрепляются интересы, сужается круг общения, при этом потребность в общении выше, чем в любой другой период становления личности, что поражает внутренний диссонанс личности и может сказываться на противоречивом поведении юноши [3; 4].

Цель статьи — выявить особенности поведения в конфликте студентов с разной направленностью в общении. Мы предположили, что существуют различия в выборе и применении стратегий поведения в конфликтных ситуациях у студентов в зависимости от их направленности в общении.

Методики исследования:

  1. Методика Томаса-Килманна на выявление ведущего поведения в конфликтной ситуации (в адаптации Н. В. Гришиной).
  2. Методика «Направленность личности в общении (НЛО-А)» (С. Л. Братченко).

Данные исследования направленности личности представлены в рис. 1.

Распределение испытуемых по преобладающему виду направленности (%)

Рис. 1. Распределение испытуемых по преобладающему виду направленности (%)

Проанализировав полученные результаты, мы видим, что у большинства студентов выражена диалогическая направленность в общении (32,6 %), что говорит об ориентации юношей на равноправие, стремление к взаимопониманию и взаимному «раскрытию» в общении.

Меньше всего у юношей проявляется индифферентный и авторитарный вид направленности.

Следовательно, в большинстве своем, студенты к юношескому возрасту формируют либо такую систему поведения в общении, которая позволяет вести диалог, считаясь с интересами собеседника, при этом не ущемляя собственные, либо такой стиль общения, который предусматривает отказ от равноправия в пользу партнера, игнорирование собственных интересов, целей и стремлений.

Полученные данные по определение ведущей стратегии поведения в конфликте представлены в таблице 1.

Таблица 1

Распределение студентов по преобладающей стратегии поведения в конфликте (%)

Стратегии поведения

Количество чел.

Конфронтация

4,7

Приспособление

34,9

Сотрудничество

37

Уклонение

9,4

Компромисс

14

Таким образом, мы видим, что у большинства студентов в конфликтных ситуациях преобладает сотрудничество (37 %), что является наиболее эффективным способом поведения в конфликте и характеризуется поиском такого решения, которое полностью удовлетворяет обе стороны конфликта, такая стратегия позволяет партнерам разрешить конфликт, не отказываясь от своих личных целей.

Можно заметить, что наименьшее количество юношей используют в конфликтах такую стратегию поведения, как конфронтация (4,7 %).

Для выявления особенностей стратегий поведения в конфликте у студентов с разным видом направленности был использован критерий Краскела — Уоллиса. Результаты представлены в таблице 2:

Таблица 2

Различия в выборе стратегий поведения в конфликтных ситуациях у студентов с разной направленностью в общении

Стратегии поведения в конфликте

Направленности в общении

H эмп

Диалогическая

Авторитарная

Манипулятивная

Конформная

Альтероцентрическая

Индифферентная

Конфронтация

0,7

8,7

4,9

0,3

0,5

4

2,8

Приспособление

6

2,9

2

8,9

10,6

5,6

2,5

Сотрудничество

10

6,5

9,4

7

8,5

5,5

1,6

Уклонение

4

2,4

2

3,6

3

4,5

10,6**

Компромисс

9

4

8

7

8,5

4,3

3,6

Примечание: *-p≤0.05; **-p≤0,01.

Можно увидеть, что существуют значимые различия в выборе стратегии поведения в конфликтной ситуации у студентов с разными видами направленности в общении. Для такой стратегии, как уклонение, нулевая гипотеза принимается, что говорит о том, что распределение данной стратегии одинаково для всех видов направленностей.

Студенты с выраженной диалогической направленностью в большинстве своем выбирают такие стратегии поведения в конфликте, как сотрудничество, компромисс, при этом почти никогда не прибегая к конфронтации. Обратную картину представляет собой выбор поведения в конфликте юношей с авторитарной направленностью: большинство выбирает конфронтацию, как способ решения конфликта, наименее характерной стратегией же является приспособление. Студенты с манипулятивной направленностью в общении отдают предпочтение сотрудничеству или компромиссу, также избегая приспособление. А вот лица с выраженной конформной, как и юноши с альтероцентрической направленностями в общении способом ведения конфликта выбирают приспособление, при этом конфронтация у них абсолютно не проявляется. Что касается студентов с высоким показателем индиффенентной направленностью, для них свойственно вести конфликты, используя сотрудничество или приспособление.

Следовательно, проведенное нами исследование позволяет сделать вывод, что выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации различается у студентов с разной направленностью. Так, юноши с манипулятивной направленностью используют компромисс и сотрудничество, с авторитарной — конфронтацию, с диалогической — сотрудничество, с конформной и альтероцентрической — приспособление, уклонение используется студентами всех направленностей в одинаковой степени, что подтверждает нашу гипотезу.

Литература:

  1. Абрамова, А. А. Исследование «Я-концепции» юношеского возраста и стилей поведения в конфликтных ситуациях / А. А. Абрамова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2016. — № 1. — С. 62–67
  2. Балуца, А. С. Исследование стратегий поведения в конфликте / А. С. Балуца // Научные исследования и инновации. — 2020. — № 1. — С. 226–231.
  3. Доронина Н. Н. Особенности межличностных отношений подростков c разным уровнем развития лидерских качеств / Н. Н. Доронина, Е. И. Зиборова, С. В. Шкилев // Вестник РМАТ. — 2019. — № 1. — С. 80–84
  4. Ланских М. В. Формирование конфликтоустойчивости современных студентов / М. В. Ланских, И. А. Кучерявенко, Н. С. Ткаченко //
  5. Проблемы современного педагогического образования. — 2016. — № 51–5. — С. 548–555.
  6. Фесенко, С. Н. Психологические особенности юношеского возраста / С. Н. Фесенко // Инновационная наука, 2023. — № 2–1. — С. 129–134.
Основные термины (генерируются автоматически): стратегия поведения, конфликт, направленность, общение, студент, конфликтная ситуация, приспособление, сотрудничество, большинство студентов, вид направленности.


Похожие статьи

Задать вопрос