К главным образовательным задачам дошкольных образовательных учреждений по праву относят патриотическое воспитание детей.
При изучении современной литературы нами было замечено, что большую популярность имеют квесты в виде командной игры [2]. Команда выполняет определенные задания, следуя по заданному маршруту. И для этого им необходимо умение нестандартно мыслить, что ведет за собой реализацию тяги к приключениям и загадкам.
Проведение подобных квестов, в совокупности с систематической и целенаправленной работой по патриотическому воспитанию помогает дошкольникам чувствовать причастность к родному краю, его истории, традициям.
Цель квест-игры: продолжать формировать элементарные представления воспитанников о военном подвиге жителей Архангельска, об их вкладе в Победу в Великой Отечественной войне.
Задачи:
— закреплять знания детей о подвиге архангелогородцев в Великой Отечественной войне;
— продолжать знакомить с достопримечательностями Архангельска, связанными с подвигом его жителей в годы Великой Отечественной войны;
— воспитывать патриотические чувства и любовь к родному краю, стране;
— формировать умение у детей выполнять игровые действия, соблюдать правила игры, действовать по сигналу ведущего;
— продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми;
— прививать интерес к новой форме игровой деятельности (квест — игра).
Дидактические материалы: иллюстрации памятников, посвященных Великой Отечественной войне, кольцеброс, разрезные картинки памятников, пословицы о воинской доблести, игры «Ассоциации» «Что перепутал художник», «Найди отличия», конверты, карта-подсказка маршрута, герб Архангельска, карточки «Архангельск», «город», «-», «воинской», «славы».
Ход квеста:
Дети подходят к стенду. Воспитатель обращает внимание на герб Архангельска.
— Ребята, что это? Кто изображен на гербе? Издавна наш северный край славился воинами и защитниками русской земли. А много ли мы с вами знаем о подвигах жителей севера. Последняя страшная война — Великая Отечественная. Враги не пришли на нашу северную землю, но вклад архангелогородцев в победу очень велик.
— Посмотрите, Архангел Михаил отправил письмо. Интересно, что же в нем? Давайте прочитаем.
— Дорогие друзья. Скоро вы станете школьниками. Хотелось бы узнать — хорошо ли вы знаете подвиги жителей вашего города? Недавно Архангельску присвоено почетное звание. А какое, вы узнаете, если выполните мои задания. Найти их вам поможет карта. Первая подсказка лежит в конверте.
— Вот она подсказка. Что написано? Правильно, Архангельск. В письме сказано о карте. Где же карта? Вот она. Давайте ее рассмотрим. Цифры и стрелки. Как вы думаете, что это?
— Очень интересно. Что же нас ждет впереди? Итак, в путь!
1) Вот мы и нашли первую остановку. Что же это изображено? Как называется этот памятник, кто знает? Правильно, это памятник Соловецким юнгам.
Соловецкие юнги, наши мальчишки русские
Ваши плечи по-детски худые и узкие.
Заслонили просторы родной нам России
Будьте вечно героями!
Будьте ж вечно живыми! (Л. Вахромеев)
Юный матрос стоит, немного согнувшись, плечи его напряжены. Кулаки его крепко сжаты, гюйс его на его форме поднят холодным северным ветром. Посмотрите внимательно, какое сильное напряжение выражает его фигура. Памятник напоминает нам о том, как подростки помогали приблизить Победу. [5]. В годы Великой Отечественной войны в Архангельске было организовано 6 школ юнг, среди них была и Соловецкая. Только одна она дала флоту более четырех тысяч молодых бойцов североморцев. Многие из них погибли в боях за Родину, не вернулись домой. И в память молодых моряках, погибшим во время Второй Мировой войны и был воздвигнут этот памятник.
— Но я не вижу подсказки? Мы же не выполнили задание. А задание такое — найдите отличия у этих памятников.
Д/и «Ассоциации». Задачи: продолжать развивать умение находить взаимосвязь между заданным памятником и имеющими к нему отношение картинками, правильно выстраивать ассоциативный ряд и объяснять свой выбор, развивать умение логически мыслить, внимание, память и речь.
— Молодцы, справились с этим заданием. А вот и подсказка. Какая-то непонятная палочка. Ну что, пойдем дальше? Куда нас ведет стрелка?
2) Вот и следующая остановка. А это что за памятник перед нами? Кто узнал? Правильно, это памятник тюленю.
На набережной северной Двины воздвигнут памятник «Тюленю — спасителю жителей Архангельска и блокадного Ленинграда». «О, сколько ты народа спас от голода и холода» — высечено на постаменте памятника.
В годы Великой Отечественной войны тюлень спас многих жителей Севера от голода, когда в городе норма выдачи хлеба на человека составляла всего 125 грамм. Город голодал, хоть через город — порт Архангельск проходили тонны продовольствия. Взрослые охотились на тюленя, архангельские старшеклассники отправлялись на Новую Землю, чтобы найти яйца и тушки кайры и добыть хоть какое-то пропитание для жителей. Добытое мясо отправлялось в Архангельск и ближайшие населенные пункты. Часть и без того крошечного провианта отправлялась по Дороге Жизни в блокадный Ленинград [6].
А какое же задание приготовили нам сейчас? Посмотрите — кольцеброс. Чтобы поймать тюленя человек должен быть очень ловким. А ловкие ли вы? Вот и проверим.
Игра «Кольцеброс». Задачи: развивать меткость и ловкость, координацию движений, сноровку, моторику рук, глазомер.
— Молодцы, справились и с этим заданием. А вот и следующая подсказка. Что это. Восклицательный знак. Тоже не понятно. Ну что продолжим путь? Куда показывает стрелка?
3) Вот следующая остановка. Кто видел этот памятник? Как он называется?
«Дервишь» — это кодовое название первого союзного конвоя, который прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года. Именно этот конвой положил начало поставкам в Советский Союз необходимых для фронта продовольствия, вооружения, техники, стратегических материалов. Путь Северных конвоев был непрост. В Архангельск корабли шли через Северную Атлантику из Америки и Великобритании. Множество испытаний встречали конвои на своем пути — это и шторма, и ледяные глыбы, и фашистские подводные лодки, и самолеты пытались утопить, уничтожить суда. Многие не дошли до пункта назначения. Сотни моряков погибли в холодных водах.
В память об этих событиях был открыт памятник участникам Северных конвоев. Памятник имеет два символа. Стена — это первый символ морской блокады, через которую, побеждая трудности под бомбежками и атаками подводных лодок, ценой жизней тысяч моряков Северные конвои доходили до пункта назначения. Второй символ — это корабль, который не только прорывает эту стену — блокаду, но как бы уходит в другое измерение. Это символизирует то, что души всех погибших моряков уходят в мир иной, на небо, а их подвиг навсегда остается в нашей памяти [5].
Какое задание мы найдем у памятника северным конвоям? Какие-то картинки странные. Вроде знакомые, а вроде и нет. Что же здесь перепутано?
Д/и «Что перепутал художник». Задачи: обогащение и закрепление активного словаря детей; развитие внимания, логического мышления, связной речи, творческих способностей, воображения, сообразительности и чувства юмора.
Вы видите подсказку? Что написано? Правильно — город. Мы и так знаем, что Архангельск город… Ребята, как вы думаете, нам нужны еще подсказки? Куда держим путь?
4) Перед нами монумент Победы в Великой Отечественной войне.
Остроконечная бетонная стела символизирует склоненное знамя. В арке стелы горит вечный огонь Славы, огонь памяти героев, отдавших жизнь за отечество. Возле бронзовой чаши с огнем помещен прах неизвестного солдата.
Около стелы в почетном карауле застыли отлитые из бронзы фигуры: Солдат, Матрос и Женщина — воин. На стеле указано число северян, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Храбрые северяне сражались на всех фронтах, хотя на территории Архангельской области явных военных действий не происходило. При этом город подвергался массированным бомбежкам. Ребята, вот беда. Иллюстрации с памятниками рассыпались. Помогите их собрать и назвать.
Д/и «Собери памятник». Задачи: формировать целостное восприятие; развивать внимание, зрительное восприятие; воспитывать желание самостоятельно собирать картинку; настойчивость в выполнении поставленной задачи.
— Отлично справились и с этим заданием. А вот и подсказка. Что написано? Славы. Положим нашу подсказку к остальным. Ведь у нас осталось одно задание. И где оно нас ждет?
5) Кто знает, как называется этот памятник? Это стела «Архангельск — Город воинской славы». Стела — символ мужества и героизма, проявленного жителями Архангельска в годы Великой Отечественной войны. Высота стелы «Город воинской славы» 12 метров. На четырех барельефах изображены основные вехи Архангельска в годы Великой Отечественной войны. А на самом верху стелы установлен герб Российской Федерации.
Стела нашего города отличается от остальных тем, что на постаменте мы видим части кораблей, т. к. Архангельск считается «городом морской славы России» [5].
А что же здесь нас ждет? Мы устали и немного поиграем. Игра называется «Продолжи пословицу».
Д/и «Продолжи пословицу». Задачи: обобщить у детей знание пословиц на военную тематику; развивать интерес к пословицам, потребность в их употреблении; воспитывать любовь к речи, обратить внимание на ее красоту, выразительность и точность; развивать произвольное внимания и слухового восприятия.
— Один в поле… (не воин);
— Двух смертей не бывать … (одной не миновать);
— Семь бед … (один ответ);
— Волков бояться … (в лес не ходить);
— За правое дело... (стой смело).
— Вот и последняя подсказка. Давайте подойдем к мольберту и посмотрим, что же можно из подсказок составить?
— Что у нас получилось? Архангельск — город воинской славы!
— А теперь давайте, отправимся в начальную точку нашего путешествия — к гербу нашего города и узнаем верно ли выполнено задание!
Дети подходят к стенду. Воспитатель обращает внимание на новое письмо.
— Архангел Михаил оставил нам еще одно послание. Давайте прочитаем его:
«Дорогие друзья, вы быстро и верно справились с моими заданиями. Теперь я вижу, что вы хорошо знаете свой город. Почетное звание города воинской славы Архангельск получил 12 января 2010 года. «Все для фронта! Все для Победы!» — под таким девизом трудились женщины и подростки на предприятиях города по 14–16 часов. Каждый третий призванный в армию горожанин, каждый десятый житель предвоенного Архангельска не вернулся с фронта. Не забывайте о подвиге ваших предков!»
Литература:
1) Гавришова Е., Березка О., Звягинцева Е., Милежко В. Квест — игровая форма комплексного решения образовательных задач в коррекционной группе / Е. Гавришова, О. Березка, Е. Звягинцева, В. Милежко // Дошкольное воспитание. — 2016. — № 7. — С. 79.
2) Матюшевская И. С. Квест-технология как форма образовательного процесса в ДОО / И. С. Матюшевская // Дошкольная педагогика. — 2018. — № 1. — С. 19.
3) Поспелова Т. А., Моисеева Н. М. Квест как новая форма взаимодействия между субъектами образования / Т. А. Поспелова, Н. М. Моисеева // Дошкольная педагогика. — 2017. — № 7. — С. 18.
4) Бельская М. Д. Использование игровой технологии квест при ознакомлении с родным городом (Иркутская область, г. Усть-Илимск). http://nmcsova.ru/metod/kopilka2016/dou/belskaya-md-ispolzovanie-igrovoy-tehnologii-kvest-pri-oznakomlenii-s-rodnym
5) Основные достопримечательности города Архангельска http://gotoarkhangelsk.ru/ru/objects/pamyatnik-yungam/
6) Памятники Архангельска: прошлое и настоящее http://a29.me/threads/Памятники-Архангельска-прошлое-и-настоящее.48/