Статья посвящена сравнительному анализу правового положения Центральных банков Российской Федерации и Германии. В ходе исследования отмечены сходства и различия в структуре и функциях банков. Кроме того, на основе применения опыта Германии в сфере проверки готовой отчетности Бундесбанка была предложена возможность внесения изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ.
Ключевые слова: Центральный банк Российской Федерации, Бундесбанк, структура Центрального банка, функции Центрального банка, годовая отчетность.
Сравнительный анализ правового положения Центральных банков Российской Федерации и Германии объясняется тем, что обе страны являются одними из ведущих в мире и имеют значительное влияние на мировую экономику. Германия является экономически мощнейшим государством в Европе, а Россия — одной из крупнейших стран мира, обладающая значительными сырьевыми и людскими ресурсами. Сходство правовых систем создает определенные аналогии в построении и функционировании Центральных банков, что является предпосылкой для сравнительного анализа.
Центральный банк Российской Федерации, официально известный как Банк России, представляет собой основной финансовый институт страны и имеет статус «Банка банков». Его «специальный статус» отличает его от других юридических лиц. Подтверждение основывается на том, что Банк России — это самостоятельное юридическое лицо, которое имеет собственное название и печать, а также реализует функции, которые присущи органам государственной власти [1]. Немецкий Федеральный Банк, также известный как «Бундесбанк», «Дойче Бундесбанк», «ФБГ», является частью Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ), вместе с Центральными банками других европейских стран. Дойче Бундесбанк является юридическим лицом, который реализует политику ЕЦБ, обеспечивая ценовую стабильность евро.
Согласно статье 14 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Центральный банк РФ возглавляет Председатель Банка России, кандидатуру которого определяет Президент Российской Федерации. Назначается Председатель Государственной Думой сроком на пять лет [2]. Федеральный Банк Германии возглавляет Президент Бундесбанка, назначаемый и освобождаемый от должности постановлением Бундестага Германии по Представлению Федерального Канцлера Германии. Президент утверждает структуру Банка, осуществляет руководство всей его деятельностью, включая административную, хозяйственную и финансовую [3].
В соответствии со статьей 83 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России имеет внутреннюю вертикальную структуру управления, в которую входят центральный аппарат, состоящий из департаментов, служб, инспекций и главных управлений; территориальные учреждения; расчетно-кассовые центры; вычислительные центры; полевые учреждения; образовательные и другие организации; подразделения безопасности и Российское объединение инкассации. Федеральный Банк Германии имеет трехступенчатую систему управления: Совет Центрального банка, определяющий денежно-кредитную политику Бундесбанка; Совет директоров (Правление), который отвечает за исполнение решений Совета Центрального банка; Правления (управляющие комитеты) центральных банков земель, которые решают вопросы управления на местах.
Руководящими органами управления Банка России являются Председатель ЦБ РФ и Совет директоров ЦБ РФ. В состав Совета директоров входит Председатель Банка России и 14 членов, которые назначаются аналогичным образом, предусмотренным для назначения Председателя Банка. Совет директоров принимает решения по основным направлениям денежно-кредитной политики, утверждает выпуск и изъятие банкнот и монет, устанавливает правила банковских операций, утверждает структуру и ежегодную банковскую отчетность. Помимо этого, в устройстве Центрального банка Российской Федерации существует еще один коллегиальный орган — Национальный финансовый совет. Членами Национального финансового совета являются 12 человек, назначаемые высшими органами государственной власти, включая Совет Федерации (2 человека), Государственную Думу (3 человека), Президента (3 человека), Правительство РФ (3 человека). Председатель Банка России не является исключением и также входит в состав Национального финансового совета. НФС обсуждает вопросы, касающиеся основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и вопросы развития финансового рынка [2]. Исполнительным органом Бундесбанка является Правление, которое осуществляет руководство Банком, утверждает организационный устав, определяющий обязанности и задачи Совета директоров. Правление состоит из Президента, Вице-президента и четырех других членов. Президент, Вице-президент и еще один член назначаются по предложению Федерального Правительства, а остальные три члена назначаются по предложению Бундесрата по согласованию с Федеральным Правительством. Члены назначаются сроком на восемь лет [3].
Россия и Германия — это государства-федерации, поэтому в структуру Центральных банков, как было отмечено ранее, входят территориальные учреждения. Территориальные учреждения Банка России — это обособленные подразделения, осуществляющие часть функций Центрального банка на местах (территории субъекта). Территориальные учреждения представлены главными управлениями по федеральным округам, отделениями и Национальными банками республик в составе Российской Федерации. В настоящее время существует 7 главных управлений, 77 отделений, включая отделения Национальных банков республик. Территориальные учреждения принимают участие в проведении единой государственной денежно-кредитной политики, развитии и укреплении банковской системы Российской Федерации, организации наличного денежного обращения, обеспечении стабильности и развитии национальной платежной системы [4].
Бундесбанк включает в себя центральное управление во Франкфурте-на-Майне, девять главных управлений, расположенных в различных землях федерации, а также филиалы, расположившиеся в крупнейших населенных пунктах. В каждом главном управлении функционирует Консультативный Совет, осуществляющий встречу с Президентом главного управления для обсуждения выполненных задач в соответствующем регионе. Консультативный Совет должен состоять не более чем из 14 человек. Меньше половины членов должны быть выбраны из различных сфер банковского сектора, в то время как остальные члены должны представлять сферу торговли, промышленности, коммерции, страхования, сельского хозяйства [3].
Центральные банки обеих стран выполняют аналогичные основополагающие функции, а именно: осуществление денежной эмиссии, разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики, утверждение графического обозначения валюты в виде знака, организация наличного денежного обращения, установка правил осуществления расчетов, принятие решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдача кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостановка их действие и отзыв их, осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (банковский надзор).
Одной из главных функций Центрального банка любого государства является осуществление банковского надзора, который способствует обеспечению стабильности работы всего банковского сектора. В Германии задачу банковского надзора разделяют Бундесбанк и Федеральное управление финансового надзора (BaFin). Бундесбанк отвечает за осуществление банковского надзора, включая аудит и анализ годовых финансовых отчетов, контроль над платежеспособностью, ликвидацией банков. Федеральное управление финансового надзора занимается разработкой и внедрением правовых актов в отношении кредитных организаций, проведением проверок банковских организаций и выдачей лицензий. Центральный банк РФ по сравнению с Дойче Бундесбанком контролирует узкую сферу банковской деятельности. Банк России осуществляет надзор за операциями кредитных и некредитных финансовых организаций, координирует валютный контроль на территории страны, принимая нормативно-правовые акты, устанавливающие правила обмена иностранной валютой на территории РФ и связанные с ней операции. Контрольные функции Центральный Банк осуществляет через специально созданный Комитет банковского надзора, а также в симбиозе с Росфинмониторингом, Федеральной налоговой службой, правоохранительными и контрольно-надзорными органами.
Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод о схожести устройства Центрального Банка России и Немецкого Федерального Банка. Многоступенчатая и разветвленная структура управления способствует эффективному функционированию банковской системы. Сходство заметно и в спектре выполняемых задач, делая данные образования ключевыми звеньями в банковской и финансовой отраслях. Проанализировав правовое положение Дойче Бундесбанка, была отмечена особенность, которая отсутствует в нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность Центрального Банка России: так, готовая отчётность Бундесбанка должна быть проверена и опубликована независимыми внешними аудиторами, назначенными Исполнительным советом по согласованию со Счетной палатой. Таким образом, отчет внешних аудиторов служит основой для проверки, проводимой Счетной палатой. Рассмотрев перспективность и целесообразность данной нормы, считаем возможным внести аналогичное положение в статью 13 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации» Так, согласно данной статье в компетенцию Национального финансового совета входит рассмотрение годового отчета Банка России. Предлагаемое изменение в содержание п.1 ст.13 может иметь следующий вид: «рассмотрение годового отчета Банка России с возможностью привлечения внешних аудиторов для проверки банковской отчетности», по нашему мнению, данное изменение будет способствовать получению более достоверной и объективной информации, позволит сделать отчет Банка России чистым и прозрачным, что в совокупности улучшит качество работы банковской сферы.
Литература:
- Керамова, С. Н. Особенности правового статуса Центрального банка / С. Н. Керамова, М. Х. Магамедова. — Текст: непосредственный // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. — 2018. — № 3. — С. 89–92.
- Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/?ysclid=lu800lzfab834157257
- Bundesbank Act (Gesetz über die Deutsche Bundesbank) URL: https://clck.ru/39yx3Y
- Центральный банк Российской Федерации URL: https://cbr.ru/
- Крестьянников, А. Ю. Центральный банк Российской Федерации / А. Ю. Крестьянников. — Текст: непосредственный // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. — 2015. — № 16.
- Клочков, Д. А. Правовая природа Центрального банка России / Д. А. Клочков. — Текст: непосредственный // Инновационная наука. — 2017. — № 2–2.
- Боев, А. М. Банк России и Немецкий Федеральный Банк в системе государственного финансового контроля / А. М. Боев. — Текст: непосредственный // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2022. — № 11. — С. 126–130.